Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека»





Скачать 263.21 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека»
Дата публикации27.07.2013
Размер263.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок



Урок русского языка в 11 классе по теме:

«Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке:

индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Цели урока:

Познавательный аспект

- повторить и обобщить изученный за  курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;

- продолжить знакомство  учащихся с типами речевых  и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, А 26, А 28, А12-17(орфография), В 1, В 2, В3, элементы части С.

Развивающий аспект:

- развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать и делать выводы;

- развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся.

Воспитательный аспект:

- совершенствовать навыки этичного межличностного общения, сознательного отношения к языку как явлению культуры;

- формировать навыки контроля и самоконтроля, активизации познавательной деятельности в коллективе, навыков сотрудничества в решении поисковых задач;

- воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства.

Методические цели:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности; самоконтроля и самокоррекции; в процессе усвоения учебного материала - тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели обучения русскому языку определяются через формирование

коммуникативной компетенции:

- понимать читаемый текст,

- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

- аргументировать свою точку зрения,

- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

 - соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.

Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся:

-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

 - коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

  Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.

Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов.

Задачи урока:

  1. Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: орфографии, орфоэпии, лексике, синтаксису и т.д.;

  2. Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;

  3. Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;

  4. Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;

  5. Совершенствовать навыки правописания.

Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:

- Орфоэпическая разминка

- Орфографическая работа

- Тренинг

- Творческая работа

- Тест

- Слайд-диктант

- Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная

- Комплексный анализ текста

- Рефлексия

Методы работы:

- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

- по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

- по источнику знаний: словесные, практические;

- стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

- интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

- контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

- по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Оборудование:

Рабочий лист урока (Приложение 1), слайдовая презентация, медиапроектор или интерактивная доска для демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, слайд – диктант, раздаточный материал.

  Л.И. СКВОРЦОВ. ЭКОЛОГИЯ СЛОВА.- М.: 1996

  РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / карточки с заданиями/

  СХЕМА «Секреты хорошей речи»: ЯСНОСТЬ,

                                                              ТОЧНОСТЬ,

                                                               КРАТКОСТЬ,

                                                               ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

ХОД УРОКА

Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.

А.Н. Толстой

1.Организационный момент. Введение в тему.

1) Здравствуйте, ребята! Садитесь! (после прочтения стихотворения-приветствия учителем – просьба к классу: кто хочет прокомментировать ошибкообразные места в приветствии – орфограммы? Цикунова Ксения)

Разложить все по полочкам,
Все расставить по клеточкам,
Направление по струнке задать,
Без качанья, без хаоса,
Без излишнего пафоса,
Без свободы надуманной
Путь умей продолжать.
Итак, в путь за знаньями
На расстоянии в 40 минут!
Успеха! Удачи!

2) Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, мы всегда им рады, и хочется произвести хорошее впечатление. Как вы считаете,  какие виды культуры нужно формировать, чтобы о школе и о нас сложилось  приятное впечатление, а имидж был позитивным? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.).

- Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи.  Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?

-  Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте. 

Да, исправлю

Нет

Не знаю


- Не нравится, когда

говорят неправильно

- Чтобы не смущать человека

- В зависимости от собеседника

- Не надо портить русский язык

- Не обидеть

- В зависимости от настроения

- Чтобы человек больше не допускал ошибок

- Не оказаться бестактным

 

Спасибо, что поделились своими мнениями. Давайте обратимся к эпиграфу урока (написан на доске): «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.

- Как вы понимаете  слова известного русского писателя?

- Попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока – «Грамотная речь как показатель культуры человека» (запись темы в тетрадях)

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой -

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

« Облегчить, начать взад, принял,

Правы, сочуйствовать, подключил»

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку, лупят:

«Осужденный и инциндент,

Блага, почуйствовать, оглупят»

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не начать, а начать

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите,

Ведь это наш язык родной,

Его для внуков сохраните!

- Меня радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже на пороге школы и сдачи ЕГЭ; осознаёте, что задания по русскому языку отличаются  от  стандартных тестов, в них охвачен весь курс  русского языка средней школы. Кроме орфографической и  пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение  применять их на практике, умение  анализировать текст.  Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.

-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, и,   конечно же, самое главное – разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания).

-Молодцы. Продолжим работу.

2. Работа по теме урока.

1)Орфоэпическая разминка (заранее подготовлена сильным учащимся, который проводит  ее.) Иванова Елизавета:

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На слайде слова, которые я выбрала из вариантов ЕГЭ.

Класс я разделю на 4 варианта: 1 вариант – 1 ряд, 2 вариант – 2 ряд, 3 вариант – 3 ряд и 4 вариант – присутствующие гости. Нужно выписать из предложенных слов лишь те, которые соответствуют условию:

1 вариант – с ударением на первом слоге;

2 вариант – с ударением на втором слоге;

3 вариант – с ударением на третьем слоге;

4 вариант – с ударением на четвёртом слоге.

На экран проецируются слова:

ЗНАМЕНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МАРКЕТИНГ, УПРОЧЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОР, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР, ИСПОВЕДАНИЕ, ИЗЫСК, ХРИСТИАНИН, КАТАЛОГ, СИНОНИМИЯ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ, МЫТАРСТВО, БАРМЕН, РАЗНОВРЕМЕННОСТЬ.

Проверьте себя (На слайде - правильный вариант). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя по обычной пятибалльной системе.ю

Проецируются ответы:

1в. – знАмение, мАркетинг, Иконопись, тУфля, бАрмен

2в. – упрОчение, танцОвщица, столЯр, изЫск, мытАрство

3в. – обеспЕчение, договОр, исповЕдание, каталОг, жалюзИ

4в. – сосредотОчение, газопровОд, христианИн, синонимИя, разновремЕнность.

Спасибо за работу.

Слово учителя:

- Ребята, вы уже должны хорошо ориентироваться в терминах и понятиях,  которыми вам предстоит пользоваться, когда будете студентами учебных заведений. Таких слов множество. Значение их знать необходимо, так же, как и правописание, ведь они встречаются и в заданиях А11,13,14,15 ЕГЭ, и на уроках. Ваша одноклассница Ирина Хусаинова составила из таких слов слайд-диктант, который она проведет с вами.

2) Орфографическая разминка. А я разделю класс делится на два варианта: 1вариант – выписывает слова с пропущенной буквой Е, 2 вариант – с пропущенной И.

На доску проецируются слова:

АККОМПАН..МЕНТ, Б..ФСТРОГАНОВ, ДЕЛ..КАТЕС, Д..ЛЕТАНТ, ДИСКР..МИНАЦИЯ, Н..ГИЛИЗМ, ПЕРИФ..РИЯ, ПР..ТЕНДЕНТ, ПР..ВИЛЕГИЯ, ПР..ЗИДЕНТ, ИЖД..ВЕНИЕ, ИНТ..ЛЛИГЕНЦИЯ, Г..НЕАЛОГИЯ, МАН..ПУЛЯЦИЯ, ЭКСП..Р..МЕНТ.

Проецируются ответы:

1в. – аккомпанЕмент, бЕфстроганов, перифЕрия, прЕтендент, прЕзидент, интЕллигенция, гЕнеалогия, экспЕримент.

2в. – делИкатес, дИлетант, дискрИминация, нИгилизм, прИвилегия, иждИвение, манИпуляция, эксперИмент.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга по традиционной пятибалльной системе.

Спасибо за работу.

Слово учителя.

- Ребята, а как вы отнесётесь к мнению А.С.Пушкина? (слова выведены на слайде)

                                          Как уст румяных без улыбки,

                                          Без грамматической ошибки

                                          Я русской речи не люблю.

-А к мнению Гоголя?

Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как  Пушкин, так и смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего.

- Трудно?

- Приглашаю вас к размышлению.  Попытаемся разрешить это противоречие  и найти  ответ на вопрос, что же имел в виду Пушкин.

3) Решение учебной задачи.  Учащиеся работают в группах в течение 5 минут

Для решения этой задачи предлагаю разделиться на 2 группы и почувствовать себя: 1 группа  -  в роли учителя русского языка (задания А 3,А 30  ЕГЭ)

2 группа – в роли лингвиста.

Желаю удачи. Пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова.

1 группа: Творческое задание «РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА»

Задание:

Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Исламова Аделя

КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов (употребление лишнего слова)

  2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов)

  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении)

4. Родители хотели устроить праздник более пышнее (неправильное образование форм прилагательных)

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.

Новый ученик допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/.  В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.

II  группа: Творческое задание «РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА» Овсянников Юрий

Прочитайте выразительно  предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью  и  братом… на дачу.      (А.П.Чехов)    / Отсутствие логики/

2)  Взять жену без состояния я в состоянии,  но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии.  (А.С.Пушкин).  / Каламбур, словесная шутка/

3) Вдруг какой – нибудь  эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь  Гороховая,  чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная;  там шпиц эдакой какой – нибудь  в  воздухе; мосты там висят эдаким чёртом…   (Н. В. Гоголь).   / Повтор слов, ругательные слова/.

ВЫВОД:  Подобные нарушения логики высказывания используются как  стилистический приём создания комического эффекта.   / ЕГЭ- А 30/.

Комментарии учителя.

  -Так что же имел в  виду  Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?

Вспомним слова Н.В.Гоголя:  «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно  за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего»

Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали  немногочисленные неправильности его стихов.

-   В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не  отступающих  от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны.  Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от  неё у разных хороших писателей».

4) Работа с текстом. Знакомство со стихотворением В. Шефнера «Устная речь»

-  Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.

  (1 уч-ся выразительно читает стихотворение со слайда)

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.

Групповая, парная, индивидуальная  работа по интересам (5 мин.)

На уроке работают три группы:

«литературоведы» (объясняют тему и идею текста) (Архипенко, Иванова, Голенев, Завязкина, Овсянников);

«языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения) (Исламова, Крюковская, Хусаинова, Мотовичев, Цепилов, Зарубежнова);

«лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора) (Вартанян, Цикунова, Мосова, Почтаухина, Татаринова,Франк).

Группа «Литературоведы»:

1 ученик называет ключевые слова текста.

Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные слова» - эти слова подсказывают тему - в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.

2 ученик

Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе  гаснет

подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность».  Глаголы повелительного наклонения «выпусти», «верни»  звучат призывом к активным действиям.

3 ученик подводит итог.

Тема текста совпадает с названием «Устная речь».

Идея выражена в последней строке:

«Чтобы речь - людское чудо -

  Не скудела в наши дни».

Группа «Языковеды» (исследование художественных средств):

Идею текста: «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создает образ устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры - гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у автора - «гаснет слово», значит, будет тьма, исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова. Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.

Группа «Лингвисты» (исследование на синтаксическом уровне):

1 ученик.

Синтаксические конструкции: простые предложения в составе сложноподчиненного. Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни.

глаголы повелительного наклонения: «выпусти», «верни» - побуждают к активным действиям, к  воскрешению русской словесности.

2 ученик

Приложение в составе придаточного «чтобы речь - /людское чудо/, - не скудела в наши дни» по-новому характеризует предмет, дает ему другое название, приложение обособлено с помощью тире, обособление - это выделение членов предложения для того, чтобы передать особую значимость в высказывании.

3 ученик

Таким образом,  выбор автором данной синтаксической конструкции тоже подчинен главной мысли, выраженной в тексте.

«Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни».

Вывод учителя. Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств доказана мысль автора - надежда на возрождение родной речи.

Работа учителя с учащимися базового уровня

В то время, как работают три группы с  комплексным  анализом текста, учитель проводит тест с учащимися базового уровня («3») (Бочарова, Бушанов, Бетихамер, Иванюк, Мартынов, Федунец, Михайлов, Скворцов, Зубакина, Чаплинский, Жигалева, Шарапов)

Тест по заданию А 2 -ЕГЭ.

Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении.

Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните  лексические значения паронимов. Выполните тестовые задания (на 3 слайдах).

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

 1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

 4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание.

Надеть что-либо - Одеть кого-либо.

Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать

Проверка. Код ответов: 1, 4, 2

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ  «Кубики».  Постройте   из данных  «кубиков»  текст, прочитайте его  (задание А 6, А 27 - ЕГЭ ).

1) Задумались  ли  вы над тем,  в чём  проявляется богатство  нашего языка?

2) Красота и благозвучие русского языка связаны, например,  с чередованием    звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.

3) Однако не забудем и о звуковой стороне речи.

4) Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения:  он неисчерпаемо богат.

5) Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря,  в  отточенности синонимических конструкций, то будете  правы.

6) Очень активны и гласные в нашей речи:  хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их  большого стечения. 

(по И. И. Постниковой и И. М. Подгаецкой)

 КОД ответов:       IV,   I,  V,  III,   II,   VI

5) Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.

Упражнение № 1

Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда).

Упражнение № 2

Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.

1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

Упражнение № 3

Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите.

1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

Упражнение № 4

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7 . Им овладела ностальгия по родине.

6 ) Рефлексия

Дай бог нам прадедов наследие сберечь,

Не притупить свой слух там, где ему всё  ново,

И, выплавив строку,  дождаться светлых встреч

С  прозреньем  Пушкина и красками  Рублёва.

 (В.Рождественский)

Ребята,  так в чём же секрет хорошей речи?    (Ответы учащихся).

Затем  учитель  выводит на проекторе схему  «Секреты хорошей речи»:

ясность

точность

краткость

выразительность

Спасибо за урок.  Оценку получит каждый, общую за урок,  исходя из критериев оценки каждого этапа урока.

7) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  по уровням

Текст для домашнего задания

(1)Пьесы Чехова не обнаруживают сразу своей поэтической значительности. (2)Прочтя их, говоришь себе: «Хорошо, но… ничего особенного, ничего ошеломляющего. (3)Всё как надо. (4)Знакомо… правдиво… не ново…»

(5)Нередко первое знакомство с его произведениями разочаровывает. (6)Кажется, что нечего рассказывать о них по прочтении. (7)Фабула, сюжет?.. (8)Их можно изложить в двух словах. (9)Роли? (10)Много хороших, но нет выигрышных, за которыми погонится актёр на амплуа хороших ролей (есть и такой). (11)Большинство из них маленькие роли, «без ниточки» (т.е. в один лист, не требующий ниток для сшивания). (12)Вспоминаются отдельные слова пьесы, сцены…

(13)Но странно: чем больше даёшь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе. (14)Одни места её заставляют, по внутренней связи, вспоминать о других, ещё лучших местах и наконец о всём произведении. (15)Ещё и ещё перечитываешь его - и чувствуешь внутри глубокие залежи.

(16)Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я не помню спектакля, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении - новые глубины или тонкости, которые не были мною раньше замечены.

(17)Чехов - неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своём основном духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы. (18)Вот почему и мечта его о будущей жизни на земле - не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив - широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и останется несбыточной, к которой надо стремиться, но осуществления которой нельзя достигнуть.

(19)Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. (20)Всё это из области вечного, к которому нельзя относиться без волнения.

(К.С.Станиславский)

Уровень 1: выполнить по тексту задание В8.

Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

… Станиславский действительно говорит о Чехове с глубоким волнением и убеждённостью. Это особенно заметно в двух последних абзацах, насыщенных стилистическими фигурами (например, ___ в предложении 19), экспрессивными синтаксическими конструкциями: ___ (предложение 18). Особая, взволнованная интонация передаётся с помощью такого средства, как ___ (например, в предложениях 17, 18).

Список терминов:

  1. метафора

  2. градация

  3. риторические вопросы

  4. вставные конструкции

  5. анафора

  6. сравнительные обороты

  7. ряды однородных членов

  8. однородные придаточные предложения

  9. авторские знаки препинания

  10. парцелляция

(Ответ: 7, 8, 2, 9)

Уровень 2: написать рецензию на текст, указав средства выразительности (по примеру задания В8).

Уровень 3: составить задание В8 по данному тексту.

 




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека» iconУрок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная...
О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 26. 12. 2011 №194-нпа
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека» iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека» iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека» iconКонспект урока по химии в 8классе «Типы химических реакций»
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: «Прямая речь»
Цель: обобщение изученного материала по теме, подготовка к итоговой проверочной работе, развитие логического мышления
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека» iconУрок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию»
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека» iconКонспект урока 8 класс Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека» iconМетодические рекомендации по организации и проведению педагогической...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека» iconУрок русского языка в 11 классе Подготовка к егэ по теме «Синтаксис» Работу
Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. Представлены данные о методах профилирований тт...
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека» iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека» iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека» iconУрок Подготовка к егэ (урок русского языка) 11 -а т. М. Балашова...
Мастер-класс «Проектные технологии в учебном процессе «Деловые бумаги личностного характера»
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека» iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека» iconМода на японию как социокультурный феномен современного российского общества
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека» iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск