Скачать 384.5 Kb.
|
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека». Тип урока: повторительно-обобщающий Вид урока: практикум Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др. Цели урока: Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, А 26, А 28 А12-17(орфография), В 1, В 2, В3. Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся; Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств. Виды работ: Орфоэпическаяразминка Лексико-орфографическая работа Тренинг Творческая работа Тест Контроль / Работа в парах/ группах/ Подведение итогов урока Домашнее задание Оборудование: Рабочий лист урока (Приложение 1), слайдовая презентация, медиапроектор или интерактивная доска для демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / карточки с заданиями/ СХЕМА «Секреты хорошей речи»: ЯСНОСТЬ, ТОЧНОСТЬ, КРАТКОСТЬ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. ХОД УРОКА. Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. А. Н. Толстой \ 1.Организационный момент. Введение в тему. 1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи. -Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради и запишите тему нашего урока: Грамотная речь как показатель культуры человека. Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой. - Как вы понимаете слова известного русского писателя? (ответы учеников) - Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы стать культурным человеком? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.). -Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи. Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно? - Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте.
3)Слово учителя. Называние типа урока, формулирование цели учащимися. - Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ. -Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, и, конечно же, самое главное – разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания). -Молодцы. Продолжим работу. Пожалуйста, Гюзяль. 2. Работа по теме урока. 1)Орфоэпическая разминка (заранее подготовлена сильным учащимся, который проводит ее.) Гюзяль: Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение). Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый (правильно:добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть,вероисповЕдание,водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтай,облегчИть,прИткнутый,озвУчение,Ивовый). Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу. Слово учителя: - Ребята, вы сейчас уже должны хорошо ориентироваться в терминах и понятиях, которыми вам предстоит пользоваться, когда будете студентами учебных заведений. Таких слов множество. Значение их знать необходимо, так же, как и правописание, ведь они встречаются и в заданиях А11,13,14,15 ЕГЭ и на уроках . 2) Словарная работа. (По лексическому значению узнать слово и записать его. Первые буквы искомых слов демострируются на слайде №6 ) 1.человек, который противится нововведениям (К). 2. направление развития (Т).
5.последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э). 6.антоним к слову “идентичный” (Р). 7.сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б). 8.антоним к слову “лаконичный” (М). 9.освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э). 10.синоним к слову “первенство” (П). Ключ открывается полностью на слайде №7
( «Проверь соседа по парте».) Оцените друг друга. (Выводит на экран слайд «Критерии оценки».) Спасибо за работу. 3) Слово учителя. - Ребята, а как вы отнесётесь к мнению А.С.Пушкина? (слова выведены на слайде) Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю. -А к мнению Гоголя? Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так и смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего. - Трудно? - Приглашаю вас к размышлению. Попытаемся разрешить это противоречие и найти ответ на вопрос, что же имел в виду Пушкин. 4)Решение учебной задачи. Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут Для решения этой задачи предлагаю разделиться на 2 группы и почувствовать себя: 1 группа - в роли учителя русского языка, (зад. А 3,А 30 ЕГЭ) 2 группа – в роли лингвиста. Желаю удачи. Пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова, лингвистический микроскоп. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ. 1 группа. Задание: Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа. КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)
( употребление слова в несвойственном ему значении).
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА. Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/. Обрати внимание на задания ЕГЭ и повтори алгоритм работы с ними. II группа. Задание: Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель? Карточка – текст / на проекторе для всех/ 1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/ 2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка/ 3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/. ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта. / В ЕГЭ А 30/. 5)Группы представляют результаты своей работы (3-5 мин). Комментарии учителя. -Так что же имел в виду Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»? Вспомним слова Н.В.Гоголя: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего» Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов. - В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей». - Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку? 6) Слово учителя. Следующее задание для работы в группах : ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «Кубики». (1 группа) Постройте из данных «кубиков» текст, прочитайте его ( задание А 6, А 27 ЕГЭ ). Внимание! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку.
КОД ответов: IV, I, V, III, II, VI Задание. (2 группа) Составьте пословицы. (Материал демонстрируется на слайде № )
(Споследующей самопрвекой). Ключ: 1 – Б, 2 – К, 3 – Р, 4 – Д, 5 – Е, 6 – З, 7 – А, 8 – И, 9 – Л, 10 – М, 11 – В, 12 – Н, 13 – О, 14 – П, 15 – Ж, 16 – Г. Каждая группа защищает свою работу. Слова-паронимы 10 задание. Устно подбираем паронимы к словам. Называем примеры словосочетаний.
11 задание. Работа по карточкам. В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде. Вариант 1.
|
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная... Темы лекционных занятий с кратким изложением основных теоретических положений по курсу | Практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,... Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,... Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | Конспект урока по химии в 8классе «Типы химических реакций» Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Прямая речь» Цель: обобщение изученного материала по теме, подготовка к итоговой проверочной работе, развитие логического мышления | Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | ||
Конспект урока 8 класс Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | Методические рекомендации по организации и проведению педагогической... Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Урок русского языка в 11 классе Подготовка к егэ по теме «Синтаксис» Работу Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. Представлены данные о методах профилирований тт... | Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | ||
Урок русского языка в 5 классе по теме Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Урок Подготовка к егэ (урок русского языка) 11 -а т. М. Балашова... Мастер-класс «Проектные технологии в учебном процессе «Деловые бумаги личностного характера» | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | Урок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши» Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М | ||
Мода на японию как социокультурный феномен современного российского общества Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Урок русского языка в 11 классе Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа |