Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?





Скачать 221.62 Kb.
НазваниеКак вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Дата публикации01.03.2015
Размер221.62 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Философия > Вопрос
Тема урока:

Говорят, что между двумя противоположными мнениями находится истина.
Ни в коем случае! Между ними лежит проблема.


Иоганн Вольфганг Гете

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Технология проблематизации
Дидактическая единица:

формирование способа по формулированию проблемы на материале «Нормы международного гуманитарного права».

Что должны уметь делать ученики:

  • работать с документом ( анализ: выделять части, определять основную мысль)

  • работать с текстом (понимать смысл текста, определять позиции героев)

Чему должны научиться:

  • выделять основания противоположных позиций в конфликте,

  • выделять предмет конфликта,

  • моделировать проблему,

  • формулировать проблему,

  • переводить проблему в задачи и способы их решения,

  • самоопределяться по отношению к проблеме,

  • развитие коммуникативных способностей



Этапы

Содержание работы

  1. Определение коммунального конфликта

Задание ученикам. Прочитать высказывания, определить их смысл. На какие группы можно разделить эти высказывания.
Когда гремит оружие, законы молчат.

Марк Туллий Цицерон (древнеримский политик и философ, блестящий оратор, 106 до н. э. - 43 до н. э.).
Закон должен говорить всем одним и тем же голосом, одна и та же власть должна управлять всеми, как приказывая, так и запрещая.… (Анджей Моджевский - польский гуманист, королевский секретарь, 1503-1572).
Никогда не считал, что война – неважно, насколько она необходима или оправдана, – не преступление.

(Эрнест Хемингуэй - американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, 1899-1961)
Закон - на улице натянутый канат,

Чтоб останавливать прохожих средь дороги,

Иль их сворачивать назад,

Или им путать ноги.

Но что ж? Напрасный труд! Никто назад нейдет!

Никто и подождать не хочет!

Кто ростом мал - тот вниз проскочит,

А кто велик - перешагнет!

(Василий Жуковский. русский поэт, основоположник романтизма в русской поэзии, переводчик, критик, 1783 – 1852).
Задания по группам. Определить основания, по которым смысл высказываний различается.


Цицерон, Жуковский – 1 группа

Хемингуэй, Моджевский – 2 группа

сама ситуация вооружѐнного конфликта способствует противоправному поведению его участников (война стимулирует насилие, оно становится привычным;

война может рассматриваться как ситуация хаоса, когда все правовые нормы кажутся отмененными; она обесценивает нравственные ценности);


Человек в любой ситуации должен оставаться человеком, проявлять гуманность. Никто не в праве распоряжаться чужой жизнью


риск возникновения нарушения норм , законов пропорционален степени ожесточенности борьбы — чем выше острота борьбы, тем чаще используются незаконные средства и методы ведения войны

Закон для всех в любое время одинаков и должен соблюдаться.

часто человеком в условиях вооруженного конфликта руководят страх, ненависть, желание отомстить за погибших товарищей, страдания близких.


Нарушение заповедей божьих.

6 заповедь. Не убивай.

10 заповедь. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Война – преступление, за любое преступление должно быть наказание.






2. Выделение содержательного конфликта из коммунального

Задание учащимся. Сформулируйте в чем же суть разных позиций этих высказываний.


1 группа

2 группа

Война не предполагает соблюдение законов.

Даже во время войны законы должны действовать.


Может быть, таких законов нет?
ЕСТЬ.
Уточните, каких законов, о каких законах идет речь.

Предположительно, учащиеся должны назвать Декларацию прав человека, Закон о запрещении использования противопехотных мин, оружия массового поражения.
Учащимся предлагается познакомиться со списком международных законов, которые составляют нормы международного гуманитарного права, которые должны соблюдаться во время войны или вооруженных\ военных конфликтов. (Уточнение: Декларация прав человека действует в мирное время).
Материал взят с сайта:

http://www.icrc.org/Web/rus/siterus0.nsf/html/party_main_treaties
В настоящее время нормы гуманитарного права воплощены в более чем 80 международных соглашениях. Ниже в хронологическом порядке приводятся основные из них и указывается количество стран , подписавших эти законы.



Название международных соглашений

Количество стран подписавших этот закон

1864 г.— Конвенция об улучшении участи раненых в действующих армиях. Женева, 22 августа 1864 г.




1868 г. — Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Санкт-Петербург, 29 ноября/11 декабря 1868 г.

1899 г. — Конвенция (II) о законах и обычаях сухопутной войны и ее приложение: Положение о законах и обычаях сухопутной войны. Гаага,29 июля 1899 г.




Конвенция о применении начал Женевской конвенции от 22 августа 1864 г. к морской войне. Гаага, 29 июля 1899 г.




Декларация (IV, 1) о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или иными подобными новыми способами Гаага, 29 июля 1899 г.




Декларация (IV, 2) о запрещении употребления снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушливые или вредоносные газы. Гаага, 29 июля 1899 г.




Декларация (IV, 3) о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль. Гаага, 29 июля 1899 г.




1906 г. — Конвенция для улучшения участи раненых и больных в действующих армиях. Женева, 6 июля 1906 г




1907 г. — Конвенция (IV) о законах и обычаях сухопутной войны. Приложение: «Положение о законах и обычаях сухопутной войны». Гаага, 18 октября 1907 г.




Конвенция (VIII) о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин. Гаага, 18 октября 1907 г.




1925 г. — Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Женева, 17 июня 1925 г.




1929 г. — Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Женева, 27 июля 1929 г.




Конвенция об обращении с военнопленными. Женева, 27 июля 1929 г.




1949 г. — Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях».

144

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море».

144

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. «Об обращении с военнопленными».

144

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. «О защите гражданского населения во время войны».

144

1954 г. — Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Гаага, 14 мая 1954 г.

95

1972 г. — Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Открыта к подписанию в Лондоне, Москве и Вашингтоне 10 апреля 1972 г

117

1977 г. — Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 авгу-

ста 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 г.

126

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II). Принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 г.

123

1980 г. — Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Женева, 10 октября 1980 г.

87

Протокол о не обнаруживаемых осколках (Протокол I). Женева,10 октября 1980 г.


86

Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II). Женева, 10 октября 1980 г.

72

Протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III). Женева, 10 октября 1980 г

83

1993 г — Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении




1995 г. — Протокол об ослепляющем лазерном оружии (Протокол IV к Конвенции 1980 г.), 13 октября 1995 г

78

1997 г. — Конвенция о запрещении применения, накопления, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. 18 сентября 1997 г.

139

1998 г — Статут Международного уголовного суда. Рим, 17 июля 1998 г.


88

1999 г. — Второй протокол к Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Гаага, 26 марта 1999 г






На какие группы, по каким признакам можно разделить эти законы?



Возможные ответы учащихся:

1 группа законов– защита военнопленных, раненых, гражданских лиц

2 группа – защита культурных ценностей

3 группа – ограничения в использовании средств ведения войны

3. Определение предмета содержательного конфликта

Что же такое законы? Как они работают?
Возможные ответы учащихся:

Закон - установленное государственной властью общеобязательное правило, регулирующее какую-либо область общественно-правовых отношений

Закон —набор правил или норм поведения, который определяет - предписывает или разрешает- определённые отношения между людьми, организациями и государством, а также наказания для тех, кто не следует установленным правилам поведения.

Закон — это общепринятая нравственная норма, обязательная для исполнения.
Каковы нормы исполнения законов МГП?


Нормы исполнения законов



Правовое просвещение

Ответственность за нарушения

Контроль

Общеприняты, признаны



4. Осуществление словесной фиксации проблемы
Мой вариант схемы такой

В настоящее время нормы гуманитарного права воплощены в более чем 80 международных соглашениях. Мы знаем нормы их выполнения. А что же происходит на самом деле?

Столько законов, но они не работают. – ПРОБЛЕМА!!! Это истина, нет проблема
Задание учащимся по группам. Построить схему, модель, которая бы отображала данную проблему.
Далее группы должны представить свои схемы, и соотнестись к схемам других групп.

Конечным результатом этого этапа работы должна быть схема проблемы, принятая всеми группами.

Законы мгп


Неисполнение законов



ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ:

ТОЛЬКО НАБЛЮДЕНИЕ И ФИКСАЦИЯ НАРУШЕНИЙ

ТОЛКО ПОСЛЕ ВОЙНЫ

  • Держава-покровительница

  • МККК

  • Межд комиссия по установл фактов

  • ООН

  • Междун независ орг-ции

война

Правительство 2

Правительство 1




Внутренние законы в соответствии с мгп

Внутренние законы в соответствии с мгп




Исполнение законов


граждане

граждане


5. Построение идеализации объекта, объединяющей представления сторон, участвующих в конфликте, переформулирование проблемы

Давайте познакомимся со следующим текстом. Это выводы из доклада Amnesty International .
Amnesty International – это международная неправительственная организация, которая ставит своей целью «предпринимать исследования и действия, направленные на предупреждение и прекращение нарушений прав на физическую и психологическую неприкосновенность, на свободу совести и самовыражения, на свободу от дискриминации в контексте своей работы по продвижению прав человека».AI основана в Великобритании в 1961 году. Организация привлекает внимание к нарушениям прав человека и выступает за соблюдение международных стандартов. В её задачи входит мобилизация общественности в целях оказания давления на лиц, нарушающих права человека. За свою работу Amnesty International удостоена Нобелевской премии мира.

Текст взят с сайта:

http://www.kavkaz-uzel.ru/search?context=article&pg=5&rubric_id=21
Задание к документу:

Кто написал?

По поводу какого события?

Когда был написан этот документ?

Из каких частей состоит этот документ?

О чем говорится в каждой из этих частей?

Какова позиция данной организации по отношению к этому событию? Подберите цитаты из текста.
Доклад Amnesty International. Ноябрь 2008 года.
Выводы и рекомендации.


  • Пятидневная война между грузинскими, российскими и югоосетинскими силами привела к масштабным разрушениям населённых пунктов с преобладающим осетинским и грузинским населением, расположенных в зоне конфликта. Действия военных дорого обошлись мирному населению: это и убитые, и раненые, беженцы, разрушенная инфраструктура и уничтоженное имущество.

  • На основании проведённого исследования и анализа Amnesty International пришла к заключению, что все участвовавшие в конфликте стороны совершали серьёзные нарушения международного права в области прав человека и гуманитарного права. Amnesty International обеспокоена тем, что грузинские войска, по всей видимости, не приняли необходимых мер для защиты гражданского населения во время штурма Цхинвали 7 августа и применили виды оружия, отличающиеся малой точностью, для нанесения ударов по районом сосредоточения мирных жителей и гражданских объектов. B результате этих атак десятки гражданских лиц погибли, многие получили ранения, жилым домам и имуществу частных лиц был нанесён колоссальный ущерб. Правительство Грузии признало факт применения кассетных боеприпасов по военным целям, но в таких местах и в такое время, когда риск поражения мирного населения был высоким. Кассетные боеприпасы также представляют долговременную опасность для мирных жителей и требуют проведения операций по разминированию местности.

  • Атаки российских войск на грузинские населённые пункты, возможно, осуществлялись без проведения различия между военными целями и гражданским населением, что привело к человеческим жертвам и разрушению гражданских объектов. Российские войска применяли неизбирательную и несоразмерную силу во время нападений на грузинские населённые пункты, расположенные в зоне конфликта и прилегающих районах. Другие действия российских вооруженных сил, такие как бомбардировка центральной части города Гори и другие нападения, отмеченные в данном докладе, по-видимому, не были направлены на конкретные военные цели. B связи с этим возникает обеспокоенность по поводу того, что целью нападений могли являться мирные жители и гражданские объекты. Серьёзную обеспокоенность также вызывает наличие веских доказательств, указывающих на применение российскими войсками кассетных боеприпасов в районах проживания гражданского населения.

  • Bооружённые группы неоднородного и неясного состава, при этом лояльные фактическому руководству Южной Осетии, нападали на югоосетинские населённые пункты с преобладающим грузинским населением, которые до начала конфликта де-факто находились под управлением Грузии, а после конфликта перешли под контроль российских вооружённых сил. Группы ополченцев целенаправленно грабили и поджигали грузинские дома, особенно в сёлах, которые ранее фактически управлялись поддерживаемой Тбилиси альтернативной администрацией во главе с Дмитрием Санакоевым. B некоторых случаях, о которых сообщили Amnesty International очевидцы, группы югоосетинских ополченцев также избивали и убивали гражданских лиц грузинской национальности. Эти нападения нарушают запрет на преднамеренное убийство, необоснованное разрушение имущества и мародёрство, зафиксированный в международным гуманитарным праве. Российские вооружённые силы овладели территорией, фактически находившейся под управлением про-грузинской администрации в Южной Осетии, а также взяли под контроль неоспариваемые территории Грузии в так называемых "буферных зонах". Оккупировав эти территории, российские вооружённые силы не обеспечили соблюдение и защиту прав проживающего там грузинского населения. Российские вооружённые силы не выполнили свои обязательства по поддержанию правопорядка и предотвращению мародёрства со стороны отрядов югоосетинских ополченцев на подконтрольных территориях. Россия должна взять на себя ответственность за нарушения прав человека, совершённые в этих обстоятельствах.

  • Кроме того, в результате конфликта свыше 190 000 человек стали вынужденными переселенцами. B целом, российские и грузинские власти, по- видимому, смогли эффективно удовлетворить первоочередные нужды вынужденных переселенцев в крове, пище и воде. Однако, хотя многие уже вернулись в места прежнего проживания, десятки тысяч человек пока не имеют такой возможности. B силу того, что их дома и другое имущество в ряде районов были преднамеренно уничтожены, многие грузины не могут рассчитывать на возвращение в обозримом будущем. долгосрочное обеспечение экономических, социальных и культурных прав лиц, перемещённых в результате конфликта, ещё долго будет оставаться проблемой для Грузии.

Amnesty International призывает правительства Грузии и России:

  • обеспечить безопасность всех лиц, проживающих на пострадавших от конфликта территориях, а также вынужденных переселенцев, желающих вернуться на контролируемые указанными правительствами территории, независимо от национальной принадлежности;

  • обеспечить безотлагательное, независимое, тщательное и беспристрастное расследование, соответствующее международным стандартам, всех сообщений о грубом нарушении войсками этих государств МППЧ и МГП, в том числе сообщений о совершении военных преступлений. Расследование должно распространяться на случаи преступного бездействия, такие как нежелание предотвратить убийства, избиения, мародёрство и поджоги на подконтрольных территориях;

  • проследить за тем, чтобы в каждом случае, когда имеются достаточные улики, допустимые в качестве доказательства в суде, уголовное дело возбуждалось против любого лица, подозреваемого в нарушении законов страны и/или международного права, с полным соблюдением норм справедливого судопроизводства;

  • в срочном порядке предоставить подробные карты пострадавших от конфликта районов с указанием мест применения кассетных боеприпасов, чтобы облегчить задачу разминирования и сделать эти районы безопасными для гражданского населения; правительствам обеих стран следует провести разъяснительную работу среди населения, указав на опасность, исходящую от неразорвавшихся боеприпасов. Нри необходимости следует рассмотреть целесообразность оцепления участков местности, где могут находиться подобные боеприпасы, до их полного обезвреживания;

  • объявить мораторий на применение кассетного оружия любых видов и ратифицировать Конвенцию о запрещении применения кассетных боеприпасов;

  • разрешить любое международное расследование нарушений МГП и МППЧ, совершённых как во время конфликта, так и после него, и оказывать всестороннее содействие подобным расследованиям;

  • санкционировать учреждение и обеспечить всесторонней поддержкой механизм, определяющий форму и гарантирующий полное возмещение за противоправные действия и преступное бездействие, в частности, в виде компенсации, реституции, реабилитации, сатисфакции и гарантий того, что подобное не повторится;

  • полностью возместить ущерб, причинённый лицам, чьи права оказались нарушены вследствие незаконных действий или преступного бездействия вооруженных сил этих государств;

  • оказывать всестороннюю поддержку всем международным наблюдателям за соблюдением прав человека, направленным в регион.

Кроме того, Amnesty International призывает правительство Грузии:

  • проследить за тем, чтобы вынужденные переселенцы были в полной мере проинформированы о своих правах на возвращение или, если они того пожелают, поселение в месте нынешнего пребывания и интеграцию в местное общество;

  • принять меры по защите права лиц, ставших вынужденными переселенцами в результате конфликта, на действенное участие в принятии решений, влияющих на осуществление их человеческих прав;

  • принять все необходимые меры к тому, чтобы вынужденные переселенцы также могли воспользоваться правом на интеграцию или переселение на постоянное место жительства в другую часть страны по личному добровольному выбору.

Кроме того, Amnesty International призывает правительство России:

  • в полной мере сотрудничать со всеми международными наблюдательными силами/группами, направленными в зону конфликта, с целью максимально ускорить возвращение всех вынужденных переселенцев в достойные условия;

  • оказывать содействие международным наблюдателям за соблюдением прав человека в доступе на все территории, пострадавшие в результате конфликта;

  • обеспечить полное соблюдение и защиту прав беженцев, попавших из зоны конфликта на территорию Российской Федерации;

  • в течение всего периода, на протяжении которого Южная Осетия будет оставаться под фактическим контролем российских вооружённых сил, проследить за тем, чтобы эти подразделения соблюдали МППЧ и принимали надлежащие меры для защиты прав человека.

  • Amnesty International призывает администрацию Южной Осетии:

  • предпринять все необходимые законные действия, включая обращения к общественности и меры по обеспечению правопорядка с учётом соблюдения прав человека, с целью пресечения дальнейших нападений, в том числе мародёрства, незаконного присвоения и разрушения собственности, в отношении грузин на части территории бывшей Южно-Осетинской автономной области, которая до начала конфликта фактически управлялась про-грузинской администрацией;

  • расследовать нарушения МППЧ и МГП, совершённые югоосетинскими вооружёнными силами, ополчением и частными лицами;

  • разрешить проведение международных расследований предполагаемых нарушений МППЧ и МГП, совершённых во время конфликта и после него, и оказывать всестороннее содействие таким расследованиям;

  • разрешить работу международных наблюдателей за соблюдением прав человека в Южной Осетии и оказывать им всестороннее содействие;

  • санкционировать учреждение и обеспечить всесторонней поддержкой механизм, определяющий форму и гарантирующий полное возмещение за противоправные действия и преступное бездействие, в частности, в виде компенсации, реституции, реабилитации, сатисфакции и гарантий того, что подобное не повторится;

  • полностью возместить последствия незаконных действий и преступного бездействия со стороны югоосетинских сил;

  • обеспечить условия для долгосрочного, достойного и безопасного возращения всех лиц, которые были вынуждены покинуть территорию бывшей Южно-Осетинской автономной области (ныне управляемой властями Южной Осетии) и публично подтвердить право вынужденных переселенцев на возвращение;

  • обеспечить адекватный и равный доступ к реабилитации и помощи, как материальной, так и финансовой, для всех жителей без какой-либо дискриминации.

Amnesty International призывает международное сообщество:

  • обеспечить учреждение международной комиссии, обладающей необходимой квалификацией, ресурсами и полномочиями для расследования заявлений о нарушениях МППЧ и МГП, совершённых во время конфликта и по его окончании всеми участвовавшими в нём сторонами; комиссия должна представить рекомендации по борьбе с безнаказанностью виновников и по предотвращению новых нарушений;

  • проследить за тем, чтобы был создан механизм, определяющий форму и гарантирующий полное возмещение за нарушения, в частности, в виде компенсации, реституции, реабилитации, сатисфакции и гарантий того, что подобное не повторится;

  • прекратить применение, наращивание и распространение всех видов кассетных вооружений как частными компаниями и отдельными лицами, так и государствами, и поддержать Конвенцию о запрещении применения кассетных боеприпасов;

  • проследить за тем, чтобы государства применяли юрисдикцию, в том числе, когда это необходимо, универсальную юрисдикцию в отношении лиц, подозреваемых в преступлениях, предусмотренных международным правом, в том числе в совершении военных преступлений в ходе этого конфликта;

  • обеспечить полноценное присутствие наблюдателей за соблюдением прав человека на всей территории Южной Осетии и Грузии.

Выводы, которые могут сделать ученики. Ключевое слово - ПРИЗЫВАЕТ, НЕ наказывает. Документы МГП не определяют меры наказания. Нормы МГП носят моральный аспект – осуждение. Нарушаются нормы выполнения законов – нет наказания. В качестве наказания могут применяться международные санкции, которые для правительства воюющего государства не судьбоносны, степень их воздействия минимальна.
Перед кем несут ответственность правительства? Кто регулирует выполнение норм?
Нет механизма регулирования выполнения норм МГП. Международные организации фиксируют невыполнение норм только постфактум, после военного конфликта. Во время конфликта не контролируется. Ответственность их выполнения лежит на совести правительств, ведущих войну.
Есть ли наказание за военные преступления?
Есть только ПРЕЦЕДЕНТЫ - Международный военный трибунал – Нюрнбергский процесс,

По инициативе СовБеза ООН – международный трибунал по Югославии и Руанде
Так в чем же суть проблемы? Почему она не решается?

Отсутствие рычагов воздействия на правительства воюющих государств в части соблюдения норм МГП. Это истина, нет проблема


6. Постановка задач и планирование их решения

Работа в группах. Можно ли решить проблему? Какие ближайшие задачи нужно поставить, чтобы решить эту проблему? Какими способами можно решить эти задачи?
Вариант таблицы, созданной по результатам работы групп.


Задачи

Способы, формы их решения

Добиться того, чтобы все государства приняли и ратифицировали международные соглашения в области мгп

Международные конференции, переговоры между странами

Привести внутригосударственные законы в соответствии с нормами мгп

Принять законы

Разработать систему санкций за нарушение норм мгп

Придать статус «закона»

Соблюдение каждым человеком норм мгп

Правовое просвещение



7. Рефлексия.

Чем мы с вами занимались на уроке? Посмотрите еще раз на тему урока.

Попробуйте по этапам восстановить ход работы над проблемой.

Восстановленный алгоритм работы.

  1. Фиксация противоречий в суждениях, высказываниях по какой-то теме.

  2. Определение оснований, по которым расходятся позиции.

  3. Выделение предмета противоречия.

  4. Словесная фиксация проблемы.

  5. Моделирование проблемы.

  6. Построение схемы проблемы, объединяющей представителей разных сторон.

  7. Доуточнение формулировки проблемы.

  8. Перевод проблемы в задачи и пути их решения.


А сейчас я хотела бы предложить вашему вниманию небольшой рассказ.

Читает кто-то один из учеников или учитель.

С соседом моим часто вспоминали военные будни. Я служил в авиации. А он был врачом в госпитале, возвращал наших раненых в строй.

А тут он мне такое рассказал!

Однажды к ним в госпиталь доставили двух тяжелораненых пленных. Главврач, потерявший на этой войне близкого человека, сначала наотрез отказывался размещать их. Сопровождавшему раненых долго пришлось убеждать его. Наконец их поместили в палате и стали готовить к операции. И мой сосед им делал операции, как будто под скальпелем были наши раненые: несколько часов не отходил от хирургического стола, с ним от перенапряжения случился даже сердечный приступ. А потом медсестрам и санитаркам выговаривал за недостаточный послеоперационный уход за теми, кого оперировал.

Мол, сначала надо им перевязки сделать, лекарства дать, обезболивающие, потому что они после тяжелой операции, а потом уже тем, кто получше себя чувствует, то есть, надо понимать, нашим. Выслушал я его и даже, здороваться с ним перестал. У меня никак в голове не укладывается — как он мог так поступить: шли жестокие бои, мы теряли наших бойцов, а он спасал жизнь солдатам противника.
Вопросы к рассказу.

Кто главные герои рассказа? Каковы их позиции? В чем смысл рассказа?

Смысл - Знать законы и соблюдать их! Это дело каждого!

А зачем мы его разбирали?

...Непросто следовать принципам международного гуманитарного права. Это требует от человека большой работы над собой. Он должен подавить в себе чувство мести, увидеть в самых сложных ситуациях ценность человеческой жизни, помнить, что в условиях вооруженного конфликта безоружному человеку предоставляется определенный минимум гуманитарных прав. Понимание того, что соблюдение норм международного гуманитарного права, само их существование необходимы, приходит тогда, когда человек осознает, что любой может оказаться во власти противника. В этой ситуации каждый предпочтет правовую защиту беззаконию и произволу.
Становится историей XX век. Человечество вошло в новое столетие.

Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности, насилию?

Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в условиях самого жестокого противостояния.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? iconУрок по этому разделу, урок-обобщение. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Цель: 1 обобщение знаний детей по данному разделу, закрепление литературоведческих понятий
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? iconЗаписана на доске. Прочитаем. Чем будем заниматься на уроке? Будем...
Тема по русскому языку: «Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения»
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чем сегодня будем заниматься на уроке, мы узнаем, если правильно выполним задание
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, сегодня на уроке мы повторим умножение десятичной дроби на разрядную единицу, будем решать задачи. Как вы думаете, от чего...
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как вы думаете почему, я начала урок с высказывания древневосточного мудреца Исходя из темы урока, что мы будем сегодня изучать и...
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? iconКонспект урока повторяем признаки имени прилагательного (Тема урока)...
Как вы думаете, чему будет посвящена тема урока? (Сегодня на уроке мы будем говорить об имени прилагательном)
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня на уроке мы повторим рифмовку о лете, вспомним, как правильно описывать летнюю погоду, а также будем учиться описывать изображения...
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Классный час «Какой мы коллектив, чем будем заниматься» распределение обязанностей, выборы актива класса
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? iconТема урока: Проектирование орнамента. Цели урока: Образовательная
Сегодня на уроке мы будем заниматься созданием орнамента с помощью программы, которую вы должны сейчас отгадать. (2 слайд)
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? iconТема: М. М. Пришвин «Изобретатель»
Как вы думаете, почему я начала урок с викторины о животных? (будем читать произведение о животных)
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? iconУрока : обобщить и систематизировать основные понятия темы пропорции; развивать умение
Проверяется подготовленность учащихся к уроку, учитель отмечает, что сегодня мы будем заниматься пропорциями и отношениями на уроке,...
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (на машине, автобусе, самолете и т д.) Сейчас мы и узнаем, на чем же отправимся...
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? icon4класс
Сегодня на уроке мы узнаем, как приглашают на день рождения в Германии, как его празднуют, познакомимся с новыми словами и будем...
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня на уроке мы будем говорить о реках. Узнаем, чем река отличается от других водоемов, из каких частей она состоит


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск