Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)»





Скачать 153.95 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)»
Дата публикации05.03.2015
Размер153.95 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет философии и политологии

Рассмотрено и рекомендовано

1. На заседании кафедры

философии науки и техники

Протокол от №

Заведующий кафедрой

­­­­

______________ Э. Ф. Караваев




2. На заседании методической комиссии факультета философии и политологии

протокол от №

Председатель методической комиссии

____­­__________ В. М. Дианова ­­

УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета философии и политологии

­­­­­­­________________ Ю. Н. Солонин




ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.08 – «Познание и опыт (основные методологические схемы

европейского рационализма)»
Направление подготовки 030101 – философия

Автор (составитель): ст. преподаватель, к.ф.н. И. С. Кауфман ­­­­­­­­________________


Рецензент: профессор, д.ф.н. А. С. Мамзин

Санкт-Петербург

2008

1. Организационно-методический раздел


    1. Цель изучения дисциплины: курс направлен на формирование у студентов, обучающихся по кафедре философии науки и техники, базисных знаний и представлений об истории и развитии европейского рационализма.

    2. Задачи курса: Изучение основных методологических дискуссий и концепциях европейского рационализма, о его роли в развития науки, о конкретных примерах взаимовлияния научного и философско-методологического мышления, а также знакомит с содержанием новейших исследований в этой области, умения делать выводы и заключения о соотношении методологии классического рационализма и философии 19 и 20 вв.

    3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: спецкурс "Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)" является специальной учебной дисциплиной для студентов, обучающихся по специальности 03.101 – философия науки и техники и дает теоретическую и методологическую основу для изучения следующих дисциплин: Философии и методология науки, Философия техники.

    4. Требования к уровню освоения спецкурса "Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)":

  • знать содержание спецкурса и иметь достаточно полное представление о возможностях применения изучаемого в нем материала к различным разделам философии и методологии науки, философских вопросов естественных и гуманитарных наук.

  • уметь анализировать содержание различных философско-методологических и научных проблем и дискуссий, имевших место в рамках истории европейского рационализма

  • иметь представление о соотношении математики и физики в научных программах Нового времени, о взаимосвязи математики и философии, об основных парадигмах классической научной картины мира.




  1. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля
Всего аудиторных занятий

34 часа

Из них: - лекций

34 часа

- практических занятий




Самостоятельная работа студента

34 часа

Итого (трудоемкость дисциплины)

68 часов


Изучение дисциплины по семестрам:

1 семестр: лекции – 34 часа.
Форма промежуточного контроля: письменная работа
Форма итогового контроля: зачет. Составляющие зачетной оценки: 25 % – написание письменной работы, 25 % – выполнение самостоятельного задания, 50 % – зачет.
3. Содержание программы.
3.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий
Тема 1. Введение. Предмет курса, задачи изучения методологических принципов классического европейского рационализма в контексте философии и истории науки. Основные этапы развития рационализма и история науки. (2 часа).

Тема 2. Становление дисциплины «Философия науки». Рационализм и философское исследование феномена науки. Рационалистические модели развития науки. Рационализм и история техники. Место идеи эксперимента в рационалистической методологии, концептуализация эксперимента средствами философии и логики. Рационализм и социально-культурные объяснения развития науки. Аксиоматическая и гипотетико-дедуктивные схемы научного познания. Рационализм и проблема «научной революции». (4 часа).

Тема 3. Истоки европейского рационализма. Теоретическое научное мышление как специфика древнегреческой рациональности. Греческая наука о природе. Становление математического и физического знания. Научное мышление в ранней греческой философии и науке. Математика пифагорейцев. Сократ и софисты, их отношение к естествознанию, точным и гуманитарным наукам. Платон и Аристотель. Место космологии и математики в философии. Представления о развитии науки в Академии и Ликее. Развитие науки а эллинизме. Аксиоматика у Архимеда, Евклида и неоплатоников. Средневековая наука и средневековый тип рациональности. Структура знания в средневековье. Формы трансляции научных знаний – комментарии, суммы, учебные компендиумы. «Метод» (methodus) и «порядок» (ordo) в средневековых научных и философских программах. (4 часа).

Тема 4. Николай Кузанский. Идея актуально бесконечного и ее применение к космологии. Введение бесконечности в математику. Снятие границы между математикой и физикой. Неоплатонизм Ренессанса и наука. Гипотетико-дедуктивная схема научных исследований в теории Коперника (постулаты «Малого комментария»). Соотношение познания и эксперимента как впервые обоснованная философско-методологическая проблема. Рождение идеи воображаемых (мысленных) экспериментов в теории Галилея. Проблема формы и материи опыта в философии и науке. (2 часа).

Тема 5. Место опыта в индуктивистской методологии Бэкона. Критика аксиоматики и гипотез. Дискуссии о значении индуктивистского метода для развития науки. Индукция как форма редукция. Организация науки и научных исследований как формирование системы наук. Научные академии и сообщества как рациональные организации науки. Математические дискуссии 16-17 вв., их связь с дискуссиями о методе. Начало перехода от натурфилософии к физике. Декарт и опыт нового научного мировоззрения. Формы матезиса – анализ и синтез, их выражение в «геометрическом способе» раскрытия общенаучных гипотез. Открытие роли интуиции в естествознании. Общие принципы и правила метода, поиск модели природы, обеспечивающей их истинность. Эвристическое значение методологических принципов для построения механики. Очевидность как критерий физических законов. Открытие двух законов – закона инерции и закона сохранения количества движения. Метод символизации и метод геометрического представления математических действий. Учение Декарта о человеческом организме. (4 часов).

Тема 6. Критика недостатков картезианской методологии. Поиски новой логики научного исследования. Картезианский дуализм и философско-методологическая позиция Спинозы. Интерпретация метода как средства совершенствования, очищения интеллекта (medecina mentis). Морфология знания, «интеллектуальная» интуиция как движение от всеобщего к единичному. Геометрический порядок изложения и методология Спинозы. Рассмотрение метода как «истинной логики» самого интеллекта. Методология и наука о природе. Место и статус опыта, дискуссии об «эмпиризме» Спинозы. Спинозизм и современное естествознание (Эйнштейн и Бор). Методология Спинозы в контексте современных концепций логических и философских предпосылок развития и роста науки. (2 часа).

Тема 7. Построение механистической космологической модели. Ньютон, формулирование всеобщих законов, их соотношение с опытом. Полемика с картезианством, роль гипотез и предположений. Утверждение физики в качестве основной науки. «Органицистская» критика механистического мировоззрения. Лейбниц. Идея множественности миров и монадология. Поиски «всеобщей науки» и «универсальной характеристики». Методология и «объективное» знание. Соотношение разума, воображения и конструирования в познании природы. Проблема геометрических и арифметических понятий и аксиом. Математика и рационализм. Открытие Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления. Математические и алгебраические идеи Лейбница в контексте дискуссий о математике 19-20 вв. Арифметические понятия как аналитические положения: истолкование анализа. Дилемма протяжения и силы в понятии природы. Первичность понятия силы для понимания природы. Соотношение математики и биологии в исследовании природы. Методологическое истолкование принципов развития и непрерывности для изучения живой природы. Естествознание и психология. Монадология и атомизм. Философия Лейбница и естествознание 19-20 вв. (4 часа).

Тема 8. Рационалистическая методология и эмпиризм. Полемика Локка и Лейбница. «Эмпиризм» Спинозы и Лейбница. Поиски эмпирической достоверности. Математика в 17-18 вв. Место математики в механистической картине мире. Рационалистическая методология и поиск универсальной предсказуемости и обусловленности в сложных космологических и биологических системах. Детерминизм Лапласа. Построения законов через уравнения и геометрические задачи. Рационализм и проблема наглядности, значение созерцания. Представление Просвещения о развитии науки. Рационализм и «прогрессистская» организация науки в эпоху Просвещения. (4 часа).

Тема 9. Юм, немецкая докантовская философия и рационалистическая методология. Кант в истории естествознания. Поиск противоречий (антиномий) и изменения в научно-исследовательских программе. Рационализм в «докритических» сочинениях Канта. Философские принципы математики и естествознания в ранних работах Канта. Переход к проблемам «Критики чистого разума» и осмыслению «коперниканского переворота» в научной картине мира. (4 часа).
3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Космос и природа в античной философии и науке

  2. Генезис античной аксиоматики

  3. Рационализм а античной философии и науке

  4. Философия природы средних веков

  5. Учение Декарта о методе

  6. Математика и метафизика у Декарта

  7. Виды познания у Спинозы

  8. Методология и естествознание в философии Спинозы

  9. Рационализм и механицизм

  10. Место и значение опыта в рационалистической методологии и философии Нового времени

  11. Философия, культура и научная революция XVII века

  12. Рационализм и детерминизм. Место спонтанности и свободы
  13. Методология в контексте научной программы Лейбница


3.3. Примерные темы рефератов (письменных заданий, эссе):



  1. Рационализм и рост научного знания

  2. Философские модели реконструкции развития науки

  3. Социально-культурные предпосылки развития науки

  4. Философия и наука в античной культуре
  5. Специфика античной рациональности

  6. Средневековая рациональность и наука
  7. Проблема времени и вечности в средневековой философии

  8. Наука Ренессанса. Николай Кузанский
  9. Научная программа Ньютона

  10. Математика и физика в Новое время

  11. Проблема метода в метафизике Декарта

  12. Метод в системе Спинозы

  13. Поиски универсального метода в философии Лейбница

  14. Философия и естествознание в Новое время

  15. Неоплатонизм и натурфилософия эпохи Возрождения

  16. Эксперимент в научной программе Галилея


3.4 Примерный перечень вопросов к зачету по спецкурсу:


  1. Рационализм и философия науки

  2. Рационализм и философская интерпретация феномена науки

  3. Наука в древней Греции, отличие древнегреческой науки от преднаучных знаний других культур

  4. Отношения науки и философии в древней Греции

  5. Рационализм в основных научных программах античности

  6. Аксиоматика и гипотетико-дедуктивная методология в античной науке

  7. Античная наука и средневековый тип рациональности

  8. Основные принципы средневековой рациональности

  9. Проблема бесконечности у Николая Кузанского

  10. Неоплатонизм Ренессанса и наука. Коперник, Бруно и Галилей

  11. Математика в рационализме Нового Времени

  12. Механицизм как парадигма новоевропейской науки

  13. Место опыта в рационалистической методологии.

  14. Соотношение познания и эксперимента в новоевропейской науке

  15. Математика и метод у Декарта

  16. Принципы поиска метода в философии Декарта

  17. Применение картезианской программы: механика и геометрия

  18. Методология Спинозы. Проблема каузальности

  19. Аксиоматика, методология и естествознание у Спинозы

  20. Порядок идей и порядок вещей. Проблема протяжения и мышления

  21. Космология Ньютона. Место гипотез и опыта

  22. Критика механицизма у Лейбница

  23. Лейбниц и проблема «универсальной характеристики». Математические и алгебраические идеи Лейбница

  24. Соотношение математики и биологии в познании природы

  25. Дилемма протяжения и силы в понятии природы. Монадология и атомизм

  26. Рационалистическая методология и поиск универсальной предсказуемости и обусловленности в сложных системах

  27. Рационалистическая методология и детерминизм

  28. Математическое выражение законов. Рационализм и проблема наглядности

  29. Рационалистическая методология в «докритических» сочинениях Канта: философские принципы математики и естествознания

  30. Эвристическая роль антиномий в развитии научно-исследовательских программ


4. Учебно-методическое обеспечение курса
4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино- и видеофильмов: в данном спецкурсе перечисленные материалы не применяются.
4.2. Активные методы обучения: в данном курсе используются классические аудиторные методы.
4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля: стандартно оборудованные лекционные аудитории


4.4. Литература


4.4.1. Основная литература

  1. Ахутин А. В. «Фюзис» и «натура»: понятие природы в античности и в Новое время. М., 1988.

  2. Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента (от античности до 17 в.). М.: «Наука», 1976. Отв. Редактор И. С. Тимофеев.

  3. В. Н. Катасонов. Метафизическая математика 17 века. М., 1993.

  4. В. Н. Катасонов. Философские предпосылки генезиса новоевропейской физики / Физическое знание: его генезис и развитие. М., 1993.

  5. В. П. Визгин. Идея множественности миров: очерки истории. М., 1988.

  6. В. П. Гайденко, Г. А. Смирнов. Западноевропейская наука в средние века. М.: «Наука». 1989.

  7. Галилео Галилей. Избранные сочинения в двух томах. М., 1964. (также любые другие издания)

  8. Дмитриев И. С. Искушение святого Коперника. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

  9. Дмитриев И. С. Увещание Галилея. СПб.: Нестор-История, 2006.

  10. Декарт Р. Сочинения в двух томах. М., 1989-1994.

  11. Жмудь Л. Я. Зарождение истории науки в античности. СПб.: Изд-во РХГИ, 2002.

  12. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции. Л., 1985.

  13. Исторические типы рациональности. Т. 1-2. М., ИФРАН. 1996, 2000. Ответственный редактор Гайденко П. П.

  14. К. А. Сергеев. Бытие и мир в философии Николая Кузанского // Николай Кузанский. Об ученом незнании. СПб.: «Азбука», 2001. С. 5-94.

  15. К. А. Сергеев. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 1994.

  16. История и философия науки. Мамзин А. С. (ред.) СПб.: Питер, 2008.

  17. Кирсанов В. С. Научная революция 17 века. М., «Наука», 1987.

  18. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1988.

  19. Косарева Л. М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997

  20. Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки Нового Времен: философский анализ проблемы. М.: «Наука», 1989.

  21. Л. Я. Жмудь. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

  22. Сергеев К. А. Философия Канта и новоевропейская метафизическая позиция // И. Кант. Трактаты. СПб.: «Наука». 1996. С. 5-146.

  23. Сергеев К. А., Коваль О. А. Монадология Лейбница: субстанция, субъект, истина // Я. (А. Слинин) и Мы. К 70-летию профессора Я. А. Слинина. СПб., 2002. С. 475-506.

  24. Сергеев К. А., Коваль О. А. Понятие силы в натурфилософии Лейбница в сравнении с физикой Аристотеля и Ньютона // Miscellanea Humanitaria Philosophiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Ю. Н. Солонина. СПб., 2001. С. 188-197.

  25. Сергеев К. А., Коваль О. А. Принцип основания и проблема единства мира в монадологической философии Лейбница // История философии: проблемы и темы. К 60-летию профессора Ю. В. Перова. СПб., 2001. С. 211-225.

  26. Сергеев К. А., Слинин Я. А. Диалектика категориальных форм познания (Космос Аристотеля и наука Нового времени). Л., 1987.

  27. Сергеев К. А., Толстенко А. М. Декарт и квазитеологическая тенденция новоевропейской метафизики // Мысль (СПб). № 2. 1998.

  28. Сергеев К. А., Толстенко А. М. К вопросу о сущности средневековой метафизической позиции // Там же.

  29. Сергеев К. А., Ю. В. Перов, Я. А Слинин. Очерки истории классического немецкого идеализма. СПб.: «Наука», 2000.
  30. Философия природы в Античности и в Средние века. М., 1999.




4.4.2. Дополнительная литература.


  1. Горфункель А. Х.. Ренессансные предпосылки классической механики // Механика и цивилизация. М., «Наука», 1979.

  2. Богомолов С. А. Актуальная бесконечность (Зенон Элейский, Исаак Ньютон, Георг Кантор). М.-Л. 1934.

  3. Богомолов С. А. Аргументы Зенона Элейского при свете учения об актуальной бесконечности. // ЖМНП. М., 1915.

  4. Джеммер М. Понятие массы в классической и средневековой физики. М.. 1967.

  5. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986

  6. Зубов В. П. Аристотель. М., 1963. глава 3.

  7. Зубов В. П. Николай Орем и его математическо-астрономический трактат «О соизмеримости или несоизмеримости движений неба» // Историко-астрономические исследования. Выпуск 6. М., 1960.

  8. Зубов В. П. Пространство и время у парижских номиналистов // Из истории французской науки. М., 1960.

  9. Зубов В. П. Трактат Брадвардина «О континууме» // Историко-математические исследования, выпуск 13. М., 1960.

  10. Зубов В. П. Трактат Николая Орема «О конфигурации качеств» // Историко-математические исследования, выпуск 11

  11. Исаак Ньютон. Сборник статей к 300-летию со дня рождения. М.-Л., 1943.

  12. Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1963.

  13. Вартофский М. Природа, число и единичные вещи: мотивация и метод философии Спинозы // Модели. Репрезентация и научное понимание. Москва, 1988.

  14. Время, истина, субстанция. От античной типа рациональности к средневековому. (ответственный редактор П. П. Гайденко) М., 1991

  15. Г. Н. Крупнин. Принцип теоретической критики в системах Декарта и Лейбница // Философия и духовная жизнь общества. Л., 1989.

  16. Гайденко П. П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. М., «Мартис». 1997. (ответственный редактор Гайденко П. П.)

  17. Гайденко П.П. У истоков классической механики / Вопросы философии, 5 (1996), с.80­ 89

  18. Гарнцев М.А. Некоторые аспекты проблемы человека в средневековой западной философии // Логос № 2 1991

  19. Долгопольский С. Б. Декарт и Спиноза: эвристика картезианских размышлений // Встреча с Декартом. Философские чтения посвященные М. К. Мамардашвили. М., 1996.

  20. Зубов В. П. Аристотель. М., 1963. глава 3.

  21. Исаак Ньютон. Сборник статей к 300-летию со дня рождения. М.-Л., 1943.

  22. История биологии с древнейших времен до начала ХХ века. М., 1972.

  23. История механики с древнейших времен до конца 18 в. Под редакцией А. Т. Григорьяна, И. Б. Погребысского. М., 1971.

  24. Кант, И. Критика чистого разума (перевод Н. О. Лосского с вариантами переводов). М., 1998.

  25. Клевер В. Материальная логика в философии Спинозы / Историко-философский ежегодник’ 88 (под ред. Н. В. Мотрошиловой). Москва, 1989.

  26. Крупнин Г. Н. Соотношение мышления и бытия в рациональной метафизике Лейбница // Вестник ЛГУ. Серия 6. 1987. Вып. I.

  27. Лейбниц Г. В., Сочинения в четырех томах. М., 1987-1991

  28. Лупандин И. В. От средневековой натурфилософии к классической новоевропейской науке / Метафизика и идеология в истории естествознания. М., 1994.

  29. Ляткер Я. А. Декарт. М., 1975.

  30. Майданский, А. Д. Логический метод Декарта и Спинозы. Таганрог, 1998.

  31. Майданский, А. Д. Реформа логики в работах Декарта и Спинозы / Вопросы философии, 10, 1996.

  32. Майданский, А. Д. Геометрический порядок доказательства и логический метод в “Этике” Спинозы / Вопросы философии, 11, 1999.

  33. Майоров Г.Г. Философия Лейбница. М., 1991.

  34. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности. Тбилиси,1985.

  35. Матвиевская Г. П. Развитие учения о числе в Европе до начала 17 века. Ташкент, 1971.

  36. Международная конференция «Средневековый тип рациональности и его античные предпосылки» 11-14.12.1990. М.: «Греко-латинский кабинет», 1993.

  37. Механика и цивилизация. М., «Наука», 1979. (А. Х. Горфункель. Ренессансные предпосылки классической механики).

  38. Мотрошилова Н.В. Рене Декарт. Бенедикт Спиноза / История философии: Запад – Россия – Восток (ред. Н.В. Мотрошилова), кн. 2. М., 1997, с.111 127, 141­ 153

  39. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995.

  40. Никифоров А. Л. От формальной логики к истории науки. Критический анализ буржуазной методологии науки. М., 1983.

  41. Николай Орем. О конфигурации качеств. (предисловие, перевод В. П. Зубова)// Историко-математические исследования, выпуск 11. М., 1958.

  42. Николай Орем. Трактат о соизмеримости или несоизмеримости движений неба. (перевод Зубова В. П.) // Историко-астрономические исследования. Выпуск 6. М., 1960.

  43. Никулин Д. В. Пространство и время в метафизике XVII века. Новосибирск. 1993.

  44. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. РАН. Ин-т философии. М.: ИФРАН, 1993.

  45. П. П. Гайденко. От онтологизма к психологизму: понятие времени и длительности в ХVII-ХVIII вв. ВФ, 2001, № 7, с. 77-99.

  46. П. П. Гайденко. Понятие времени в античной и раннесредневековой философии // Историко-философский ежегодник-98. М., 2000

  47. П. П. Гайденко. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

  48. П. П. Гайденко. Эволюция понятия науки. Становление научных программ Нового Времени. М., 1987.

  49. Петров М. К. Научная революция 17 столетия // Методология историко-научных исследований. М.: «ИНИОН». 1978.

  50. Попов П. С., Стяжкин Н. И. Развитие логических идей от античности до эпохи возрождения. М., 1874.

  51. Проблема методологии постнеклассической науки. М., 1992.

  52. Свасьян К.А. Судьбы математики в истории познания Нового времени / Вопросы философии, 12 (1989), с. 41­ 54

  53. Соколов В. В. Философия Спинозы и современность. М., 1964.

  54. Спиноза Б. Сочинения в двух томах. М., 1955 (или СПб., 1999)

  55. Традиции и революции в истории науки. М., 1991.

  56. Философско-религиозные истоки науки. М., «Мартис». 1997. (ответственный редактор Гайденко П. П.)

  57. Хёсле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.

  58. Чернов С. А. Субъект и субстанция. СПб., 1993.

  59. Юм Д. Сочинения: В 2 т. 2-е испр. и дополненное издание. М.: Мысль, 1996






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)» iconРеферат «Становление научного рационализма нового времени»
Становление и источники рационализма философии Нового времени
Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)» iconРабочая программа учебной дисциплины национальный вопрос и проблема...
Нового времени, о попытках осуществления европейского единства, о становлении и развитии процесса европейской интеграции после Второй...
Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)» iconОпорный конспект лекций Основные понятия, термины, законы, схемы...
Л. Н. Блинов, Н. Н. Ролле. Экология: опорный конспект лекций. Основные понятия, термины, законы, схемы. Спб.: Изд. Спбгпу. 2005....
Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)» iconСодержательный план дисциплины: Тематический план курса Наименование разделов и тем
Создание Европейских сообществ и Европейского союза и становление европейского права
Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)» iconПраво европейского союза
Цель: Закрепить и углубить знания, полученные на лекции по вопросам компетенции Европейского Союза и права Европейского Союза
Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)» iconРабочая программа дисциплины актуальные вопросы европейского права...
Основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности
Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)» iconРабочая программа Учебной дисциплины: философия права Для направления...
Целью освоения дисциплины является познание связи юридических наук с философским анализом права и его закономерностями
Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)» iconВведение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить...
Главная задача библиотечных уроков сделать так, чтобы у детей были знания, опыт и познание работы информационной деятельности. Следует...
Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)» iconОпыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании...
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 28
Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)» iconУчебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические...
Плешаков А. А., Сонин Н. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт сост. И. Б. Морзунова. – М.:...
Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)» iconЦели и задачи дисциплины. 3
Ы(модули)дисциплины и ее логические и содержательно-методологические взаимосвязи с другими
Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные концептуальные и методологические подходы работы учреждения дополнительного образования детей
Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)» iconПрограмма дисциплины Основные направления экономической политики...
Цель курса – дать студентам представление об основных направлениях политики и современных проблемах Европейского союза наиболее важного...
Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)» iconМетодические рекомендации для обучающихся по изучению учебной дисциплины...
В методических рекомендациях приведены основные требования по изучению учебной дисциплины Физическая культура, предназначенные для...
Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)» iconЧто такое билингвальное обучение?
С 80-х годов в государствах Европейского союза накоплен опыт билингвального образования. В норвегии билингвальные классы официально...
Программа учебной дисциплины дс. 08 «Познание и опыт (основные методологические схемы европейского рационализма)» iconРабочая программа учебной дисциплины этнотерриториальные проблемы...
Испания, Италия, Великобритания, Финляндия, Франция и Бельгия), ставшими в результате конституционных реформ так называемыми полуфедеральными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск