Министерство образования и науки Российской Федерации
Саратовский социально-экономический институт (филиал)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
социально-политического менеджмента
доцент С.Ю. Седова
________________ «____»__________2015 г.
Методические рекомендации к изучению дисциплины
Современная социальная философия
Направление подготовки
41.03.04 Политология
Профиль подготовки:
Государственная политика и управление;
Политический менеджмент Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Форма обучения
очная Саратов – 2015
Организационно-методические указания
Цель курса
Цель курса состоит в том, чтобы познакомить будущих специалистов в области социальной философии с основными понятиями, методами и идеями современной социальной философии. В результате у студентов должно сформироваться представление о человеческом обществе как надорганической реальности в его всеобщности, социальной организованности и саморазвитии,
о взаимодействии материальных и духовных, объективных и субъективных составляющих социума.
Задачи курса
В ходе преподавания предполагается ознакомить студентов с различными взглядами на социальную реальность, сформированными в различных культурно-исторических контекстах. В результате у студента должно сформироваться представление об обществе не как «фрагментированном» образовании, что ведет к утрате собственно философского видения проблемы, а понимание субстанционально единой природы общества. Освоение курса должно содействовать:
выработке представления о социальной картине мира как системной совокупности общественных отношений и социальных связей;
формированию системы знаний об особенностях взаимосвязи общественных отношений и общения на разных уровнях социальности;
ознакомлению студентов с основными направлениями социально-философской теории и взглядами наиболее интересных и важных для освоения социально-философской проблематики мыслителей.
Место курса в системе в системе социогуманитарного образования
Содержанием специальности «Социальная философия» является освоение основных проблем, образующих предмет этой дисциплины
В ходе преподавания неизбежно возникают вопросы соотношения общефилософских и социально-философских проблем. Кроме того, необходимо определить отношение социальной философии к дисциплинам исторического цикла, общетеоретическим социологическим знаниям, а также знаниям об обществе, полученным на уровне теоретико-социологических, социологических, политологических и других исследований.
Требования к уровню освоения содержания курса «Социальная философия»
Студент, прослушавший курс «социальная философия» должен:
иметь четкое представление о месте, содержании и роли социальной философии во всей системе философских знаний и, в частности, ее соотношения с философской антропологией, философией истории, теоретической социологией;
освоить (хотя бы в очерковой форме) историю становления и развития социальной философии;
преодолеть эмпирически-фрагментарное видение общества и уметь подойти к нему как целостному, социально-организованному образованию, определять субъектов его движения и логику развития;
выработать рационально обоснованные знания об обществе как само- развивающейся системе в единстве материальных, социальных и духовных его составляющих;
применить общетеоретические положения к анализу многоаспектной сущности человека как главной ипостаси общества в единстве его природных, социальных и духовных качеств
Содержание курса «Социальная философия»
Раздел 1. Предмет и объект социально-философской теории
Тема 1. Социальная философия, ее предмет и проблемы
соотнесение социальной философии с социологией, исторической наукой, философской антропологией, философией истории, социальной психологией и др.;
социальная философия: парадоксы научности и социальности. Марги- нальность социально-философского дискурса;
относительная четкость границы «социальное - общественное» (общечеловеческое);
объективная идеологичность социальной философии;
методологическая основа социально-философского знания.
Тема 2. Из истории становления и развития социальной философии
формирование понятий «общество» и «история» в истории философской
мысли (соотношение исторического и логического подходов);
два «рождения» социальной философии: античность (Платон, Аристо
тель) и Новое время (французский материализм);
основные направления в социально-философской теории 19-20 вв.
Тема 3. Понятие закона в социальной философии
специфика действия общественного закона; субъективное и объективное в обществе;
соотношение закона бытия и закона мышления в социальной философии;
субъективное как объективный фактор развития социума;
появление социальной философии как объективный результат и необходимое условие дальнейшего развития социальных форм;
социальное, массовое, типическое, индивидное, индивидуальное в обществе.
Тема 4. Социальная онтология и социальная гносеология
специфика социального познания;
проблема метода социальной философии: единый принцип или совокупность философских методик?
генерализирующий и индивидуализирующий методы; метод восхождения от абстрактного к конкретному; диалектика исторического и логического в социальном познании;
историзм, историцизм, неоисторизм.
Тема 5. Общество как предмет социально-философского анализа
различные теоретические модели общества (натуралистические, космологические, органические, деятельностные, феноменологические);
эвристическое значение понятия «общество»;
соотношение понятий «общественное» и «социальное»;
понятие социального организма.
Тема 6. Социальная форма движения материи
несубстратный характер общества как предмета исследования;
понятие чувственно-сверхчувственного объекта;
субъект - субстанциональная основа общества;
общественное бытие и общественное сознание;
проблема идеального.
Тема 7. Понятие «труд» в социальной философии
эвристическое значение понятия «труд» в изучении общества в рамках социальной философии; понятие реальной абстракции;
противоречие конкретного и абстрактного труда как выражение диалектики духовно-практической деятельности исторического субъекта;
понятие всеобщего труда. Разделение и кооперирование труда как единый процесс саморазвития общества.
Тема 8. Проблематизация социальной реальности в социальной философии
умопостигаемое пространство социально-философского анализа (по аналогии с умопостигаемым пространством исторического исследования Тойнби);
понятие «труд» как модель работы с абстракцией социальной реальности;
социальное время и социальное пространство. Понятия «граница», «поверхность» (пространственное/ непространственное), «хронотоп»;
множественность понятий «реальность» в социальной философии.
Тема 9. Природа общественных отношений
общественные отношения как обмен живой и опредмеченной деятельностью;
непредметный и опосредованный характер общественных связей;
опредмечивание и распредмечивание как механизм деятельности общественного человека;
принцип единства деятельности и общественных отношений;
понятие отчуждения.
Раздел 2. Духовная жизнь общества.
Тема 1. Понятие и реальное содержание духовной жизни общества
представление об уникальности человека как носителя разума;
выражение неисчерпаемости богатства и красоты внутреннего мира человека;
степень преображения человека (отделенность его от природы);
духовность - высшее выражение внутреннего мира человека и его овеществленных результатов деятельности;
предписывающий характер деятельности, ее историчность. Формы духовности: мифология, религия, философия, наука;
антропоморфизм, приоритет духовности над материальностью (Соломон, джайнизм, буддизм и др.) Платон;
духовная жизнь - не только идеи, знания, но и духовное производство.
Тема 2. Общественное сознание и его структура
многоаспектность общественного сознания;
обыденное и теоретическое сознание;
общественная психология и идеология;
индивидуальное и общественное в сознании.
Тема 3. Наука как духовное производство
понятие и происхождение науки;
гносеологический и социологический подходы к науке;
классификация наук, их дифференциация и интеграция;
этапы становления и развития естественных и социальных наук;
эмпирическое и теоретическое научное познание. Методы научного познания. Формы знания;
социальное познание, его особенности;
социология науки. Философия и наука.
Тема 4. Мораль
происхождение и сущность морали;
религиозный и кантианский подходы;
объективное и субъективное в морали;
мораль и нравственность;
этика; мораль и наука.
Тема 5. Религия
религия как вид духовности и ее особенности;
исторические, психологические, гносеологические основания религии;
ранние и мировые религии;
науки и религия; проблема веры и знания.
Тема 6. Искусство
место и роль художественно-эстетического в духовной жизни человека;
эстетическое в искусстве;
гипотезы о происхождении искусства;
искусство как вид духовного производства;
функции искусства Раздел 3. Человек как проблема социальной философии (36 часов).
Тема 1. Проблема человека в истории философии
человек как проблема философии;
социальная компонента философской антропологии;
человек в классической и неклассической философии;
феноменология, герменевтика и экзистенциализм о природе человека;
онтологический и антропологический поворот в современной западной философии.
Тема 2. Проблема происхождения человека: варианты решений
проблема происхождение человека в истории философской мысли;
антропосоциогенез: становление человека в процессе развития человеческого труд;
специфика сознательной человеческой деятельности;
мышление, язык и речь;
становление человека как принципиально незавершенный процесс.
Тема 3. Личность как историческая форма бытия человеческого в человеке
человек как родовое существо;
человек, индивид, личность, индивидуальность;
личность и идентичность;
социальный тип личности;
несводимость, непредопределенность, неповторимость и незаменимость человека как личности.
Тема 4 Личность в общественных отношениях
общественные отношения как социальная материя;
проблема субъекта в контексте социально-философской теории. Субъект деятельности и субъект социального познания.
Тема 5. Личность в социальной структуре общества
общественное разделение и кооперирование труда как основа структурности социального организма;
основные элементы социальной структуры обществ. Социальные отношения;
проблема классов в истории философской мысли;
классы и классовые отношения. Феномен маргинальности.
Тема 6. Личность и власть
всеобщая природа властных отношений - отношения господства и подчинения в человеческом обществе;
понятие политической власти;
государство как основной элемент политической системы общества;
проблема происхождения и сущности государства в истории философской мысли; государство и личность. Человек в правовом государстве.
Тема 7. Социализм и личность
прогностическая функция понятия социалистического общественного производства;
социализм: модель и реальность. Социальная структура советского общества; личность в общественных отношениях реального социализма.
Тема 8. Человек в современном мире
социально-философская характеристика современной эпохи;
личность и общественный прогресс;
человек в условиях НТР и за ее пределами;
постиндустриальная волна современной западноевропейской цивилизации;
человек и глобальные проблем современности.
Тема 9. Перспективы развития человека (вместо заключения)
Планы семинарских занятий по курсу «Социальная философия»
|