Методические рекомендации к изучению дисциплины





НазваниеМетодические рекомендации к изучению дисциплины
страница1/5
Дата публикации02.07.2015
Размер0.56 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Философия > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

социально-политического менеджмента

доцент С.Ю. Седова

________________
«____»__________2015 г.

Методические рекомендации к изучению дисциплины

Современная социальная философия

Направление подготовки

41.03.04 Политология


Профиль подготовки:

Государственная политика и управление;

Политический менеджмент
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная
Саратов – 2015

  1. Организационно-методические указания

  1. Цель курса

Цель курса состоит в том, чтобы познакомить будущих специалистов в области социальной философии с основными понятиями, методами и идеями современной социальной философии. В результате у студентов должно сформироваться представление о человеческом обществе как надорганической реальности в его всеобщности, социальной организованности и саморазвитии,

о взаимодействии материальных и духовных, объективных и субъективных составляющих социума.

  1. Задачи курса

В ходе преподавания предполагается ознакомить студентов с различными взглядами на социальную реальность, сформированными в различных культурно-исторических контекстах. В результате у студента должно сформироваться представление об обществе не как «фрагментированном» образовании, что ведет к утрате собственно философского видения проблемы, а понимание субстанционально единой природы общества. Освоение курса должно содействовать:

  • выработке представления о социальной картине мира как системной совокупности общественных отношений и социальных связей;

  • формированию системы знаний об особенностях взаимосвязи общественных отношений и общения на разных уровнях социальности;

  • ознакомлению студентов с основными направлениями социально-философской теории и взглядами наиболее интересных и важных для освоения социально-философской проблематики мыслителей.

  1. Место курса в системе в системе социогуманитарного образования

Содержанием специальности «Социальная философия» является освоение основных проблем, образующих предмет этой дисциплины

В ходе преподавания неизбежно возникают вопросы соотношения общефилософских и социально-философских проблем. Кроме того, необходимо определить отношение социальной философии к дисциплинам исторического цикла, общетеоретическим социологическим знаниям, а также знаниям об обществе, полученным на уровне теоретико-социологических, социологических, политологических и других исследований.

  1. Требования к уровню освоения содержания курса «Социальная философия»

Студент, прослушавший курс «социальная философия» должен:

  • иметь четкое представление о месте, содержании и роли социальной философии во всей системе философских знаний и, в частности, ее соотношения с философской антропологией, философией истории, теоретической социологией;

  • освоить (хотя бы в очерковой форме) историю становления и развития социальной философии;

  • преодолеть эмпирически-фрагментарное видение общества и уметь подойти к нему как целостному, социально-организованному образованию, определять субъектов его движения и логику развития;

  • выработать рационально обоснованные знания об обществе как само- развивающейся системе в единстве материальных, социальных и духовных его составляющих;

применить общетеоретические положения к анализу многоаспектной сущности человека как главной ипостаси общества в единстве его природных, социальных и духовных качеств


  1. Содержание курса «Социальная философия»

Раздел 1. Предмет и объект социально-философской теории

Тема 1. Социальная философия, ее предмет и проблемы

  • соотнесение социальной философии с социологией, исторической наукой, философской антропологией, философией истории, социальной психологией и др.;

  • социальная философия: парадоксы научности и социальности. Марги- нальность социально-философского дискурса;

  • относительная четкость границы «социальное - общественное» (общечеловеческое);

  • объективная идеологичность социальной философии;

  • методологическая основа социально-философского знания.

Тема 2. Из истории становления и развития социальной философии

  • формирование понятий «общество» и «история» в истории философской

мысли (соотношение исторического и логического подходов);

  • два «рождения» социальной философии: античность (Платон, Аристо

тель) и Новое время (французский материализм);

  • основные направления в социально-философской теории 19-20 вв.

Тема 3. Понятие закона в социальной философии

  • специфика действия общественного закона; субъективное и объективное в обществе;

  • соотношение закона бытия и закона мышления в социальной философии;

  • субъективное как объективный фактор развития социума;

  • появление социальной философии как объективный результат и необходимое условие дальнейшего развития социальных форм;

  • социальное, массовое, типическое, индивидное, индивидуальное в обществе.

Тема 4. Социальная онтология и социальная гносеология

  • специфика социального познания;

  • проблема метода социальной философии: единый принцип или совокупность философских методик?

  • генерализирующий и индивидуализирующий методы; метод восхождения от абстрактного к конкретному; диалектика исторического и логического в социальном познании;

  • историзм, историцизм, неоисторизм.

Тема 5. Общество как предмет социально-философского анализа

  • различные теоретические модели общества (натуралистические, космологические, органические, деятельностные, феноменологические);

  • эвристическое значение понятия «общество»;

  • соотношение понятий «общественное» и «социальное»;

  • понятие социального организма.

Тема 6. Социальная форма движения материи

  • несубстратный характер общества как предмета исследования;

  • понятие чувственно-сверхчувственного объекта;

  • субъект - субстанциональная основа общества;

  • общественное бытие и общественное сознание;

  • проблема идеального.

Тема 7. Понятие «труд» в социальной философии

  • эвристическое значение понятия «труд» в изучении общества в рамках социальной философии; понятие реальной абстракции;

  • противоречие конкретного и абстрактного труда как выражение диалектики духовно-практической деятельности исторического субъекта;

  • понятие всеобщего труда. Разделение и кооперирование труда как единый процесс саморазвития общества.

Тема 8. Проблематизация социальной реальности в социальной философии

  • умопостигаемое пространство социально-философского анализа (по аналогии с умопостигаемым пространством исторического исследования Тойнби);

  • понятие «труд» как модель работы с абстракцией социальной реальности;

  • социальное время и социальное пространство. Понятия «граница», «поверхность» (пространственное/ непространственное), «хронотоп»;

  • множественность понятий «реальность» в социальной философии.

Тема 9. Природа общественных отношений

  • общественные отношения как обмен живой и опредмеченной деятельностью;

  • непредметный и опосредованный характер общественных связей;

  • опредмечивание и распредмечивание как механизм деятельности общественного человека;

  • принцип единства деятельности и общественных отношений;

  • понятие отчуждения.

Раздел 2. Духовная жизнь общества.

Тема 1. Понятие и реальное содержание духовной жизни общества

  • представление об уникальности человека как носителя разума;

  • выражение неисчерпаемости богатства и красоты внутреннего мира человека;

  • степень преображения человека (отделенность его от природы);

  • духовность - высшее выражение внутреннего мира человека и его овеществленных результатов деятельности;

  • предписывающий характер деятельности, ее историчность. Формы духовности: мифология, религия, философия, наука;

  • антропоморфизм, приоритет духовности над материальностью (Соломон, джайнизм, буддизм и др.) Платон;

  • духовная жизнь - не только идеи, знания, но и духовное производство.

Тема 2. Общественное сознание и его структура

  • многоаспектность общественного сознания;

  • обыденное и теоретическое сознание;

  • общественная психология и идеология;

  • индивидуальное и общественное в сознании.

Тема 3. Наука как духовное производство

  • понятие и происхождение науки;

  • гносеологический и социологический подходы к науке;

  • классификация наук, их дифференциация и интеграция;

  • этапы становления и развития естественных и социальных наук;

  • эмпирическое и теоретическое научное познание. Методы научного познания. Формы знания;

  • социальное познание, его особенности;

  • социология науки. Философия и наука.

Тема 4. Мораль

  • происхождение и сущность морали;

  • религиозный и кантианский подходы;

  • объективное и субъективное в морали;

  • мораль и нравственность;

  • этика; мораль и наука.

Тема 5. Религия

  • религия как вид духовности и ее особенности;

  • исторические, психологические, гносеологические основания религии;

  • ранние и мировые религии;

  • науки и религия; проблема веры и знания.

Тема 6. Искусство

  • место и роль художественно-эстетического в духовной жизни человека;

  • эстетическое в искусстве;

  • гипотезы о происхождении искусства;

  • искусство как вид духовного производства;

функции искусства
Раздел 3. Человек как проблема социальной философии (36 часов).

Тема 1. Проблема человека в истории философии

  • человек как проблема философии;

  • социальная компонента философской антропологии;

  • человек в классической и неклассической философии;

  • феноменология, герменевтика и экзистенциализм о природе человека;

  • онтологический и антропологический поворот в современной западной философии.

Тема 2. Проблема происхождения человека: варианты решений

  • проблема происхождение человека в истории философской мысли;

  • антропосоциогенез: становление человека в процессе развития человеческого труд;

  • специфика сознательной человеческой деятельности;

  • мышление, язык и речь;

  • становление человека как принципиально незавершенный процесс.

Тема 3. Личность как историческая форма бытия человеческого в человеке

  • человек как родовое существо;

  • человек, индивид, личность, индивидуальность;

  • личность и идентичность;

  • социальный тип личности;

  • несводимость, непредопределенность, неповторимость и незаменимость человека как личности.

Тема 4 Личность в общественных отношениях

  • общественные отношения как социальная материя;

  • проблема субъекта в контексте социально-философской теории. Субъект деятельности и субъект социального познания.

Тема 5. Личность в социальной структуре общества

  • общественное разделение и кооперирование труда как основа структурности социального организма;

  • основные элементы социальной структуры обществ. Социальные отношения;

  • проблема классов в истории философской мысли;

  • классы и классовые отношения. Феномен маргинальности.

Тема 6. Личность и власть

  • всеобщая природа властных отношений - отношения господства и подчинения в человеческом обществе;

  • понятие политической власти;

  • государство как основной элемент политической системы общества;

  • проблема происхождения и сущности государства в истории философской мысли; государство и личность. Человек в правовом государстве.

Тема 7. Социализм и личность

  • прогностическая функция понятия социалистического общественного производства;

  • социализм: модель и реальность. Социальная структура советского общества; личность в общественных отношениях реального социализма.

Тема 8. Человек в современном мире

  • социально-философская характеристика современной эпохи;

  • личность и общественный прогресс;

  • человек в условиях НТР и за ее пределами;

  • постиндустриальная волна современной западноевропейской цивилизации;

  • человек и глобальные проблем современности.

Тема 9. Перспективы развития человека (вместо заключения)


  1. Планы семинарских занятий по курсу «Социальная философия»

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации к изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации к изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации к изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации к изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации к изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации к изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации к изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации к изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации к изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации к изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации к изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации к изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации к изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации к изучению дисциплины iconМетодические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения
Методические рекомендации к изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск