Урок развития речи





Скачать 53.75 Kb.
НазваниеУрок развития речи
Дата публикации01.10.2013
Размер53.75 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
2 класс

Урок развития речи.

Основная мысль текста. Заглавие
ЦЕЛЬ УРОКА: показать учащимся, что в тексте есть основная мысль, что заголовок может называть основную мысль текста; продолжить обучение озаглавливанию текста; способствовать развитию устной и письменной речи; воспитывать культуру речи.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: тетради, раздаточный материал ( тексты)
ПЛАН УРОКА: 1. Оргмомент

2. Речевая гимнастика

3. Проверка домашнего задания

4. Введение в тему занятия

5. Упражнения по озаглавливанию текста

6. Составление рассказа-описания и озаглавливание его

7. Домашнее задание
ХОД УРОКА:
1.Оргмомент.( Проверка готовности класса к уроку)

2. Речевая разминка.



Упражнение 1.

- « Бросаем мяч». Вдохнули – на выдохе наклоняемся и «поднимаем» мяч, ещё один вдох – выпрямляемся, резкий выдох – «бросаем» мяч.
Упражнение 2.

- Произнесите слоги КРА, КРЫ, КРИ, КРУ, КРЕ:

в средней тональности;

очень тихо;

очень громко;

как будто медвежонок говорит;

как будто зайчик пищит.
Упражнение 3.

- Прочитайте отрывок из стихотворения:

Крошка сын

К отцу пришёл

И спросила кроха:

- Что такое

Хорошо

И что такое

Плохо?

Вполголоса;

Делая остановки, паузы в конце каждой стихотворной строки;

Выделяя голосом отмеченные слова;

Следующим образом: каждую строку из слов автора произносят по очереди трое учеников, слова малыша целиком произносит четвёртый ученик.
- Кто автор стихотворения? Как оно называется?

- Какова тема этого стихотворения? О чём оно?

- В данном случае заголовок называет тему стихотворения. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с заголовком текста, узнаем, как ещё можно озаглавить текст, познакомимся с основной мыслью текста.

3. Проверка домашнего задания.

- Как называется сказка, которую вы сочинили дома? Какова её тема?

- Расскажите сказку.
4. Введение в тему занятия.
- Мы знаем, что заголовок может называть тему текста. Однако на практике существует ещё один способ озаглавливания. Для того чтобы узнать его, необходимо познакомиться с понятием «основная мысль текста». В каждом тексте есть какая-то очень важная вещь, главная, о которой хотел сказать автор, в чём он хотел нас убедить. Это и есть основная мысль текста.

Запишите в тетради: основная мысль текста – то важное, главное, о чём хотел сказать автор( его отношение к происходящему, оценка того, о чём он пишет.)

- Прочитайте текст:

Мальчики играли у пруда. Увидали они в воде лягушек. Дети набрали камней и принялись бросать в лягушек. Детям было весело.

Одна лягушка высунулась из воды и говорит шалунам: «Перестаньте камни бросать: вам забав , а нам смерть…»

Д. Тихомиров.

- Ком говорится в тексте? Что вы узнали об этих персонажах из данного текста?

- Как автор оценивает поступок мальчиков? Какова основная мысль текста?

- Подберите такой заголовок к тексту, в котором была бы выражена оценка того, как поступили мальчики, т. е. основная мысль этого текста.( Жестокий поступок. Злая забава.)

- Как же мы действовали, озаглавливая текст?( Мы определили главную мысль текста и кратко назвали её).
5. Упражнения по озаглавливанию текста.
Упражнение 1.

- Представьте, что вы – редакторы школьной газеты. Ваши корреспонденты подали вам много разных заметок. Прочитайте их названия:
Весёлые старты. Прогулка в лес. Неудачная рыбалка. На рыбалке. Чудесная прогулка в лес. Телепередача «В мире животных». Школьные соревнования. Моя любимая телепередача.
- Назовите те заголовки, где только называется событие, о котором идёт речь в тексте. Что выражено в названиях этих текстов? (Тема текста).

- Назовите те заголовки, в которых автор высказывает своё отношение к описываемому событию. Какие слова помогли вам это понять? Подчеркните их. Что выражено в названиях этих текстов? (Основная мысль автора).

- Какие из этих заголовков вы отберёте для своей газеты и почему? ( Те, которые называют основную мысль текста, потому что они не просто рассказывают о событии, но и выражают отношение к нему автора.)
Упражнение 2.

Подбор к тексту заголовка, называющего его основную мысль.

- Прочитайте текст:
Два козлика

Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да и упали оба в воду.

Д. Тихомиров.
- О ком говорится в тексте? Что об этих персонажах сообщается?

- Как озаглавлен этот текст ? Что называет заголовок: тему или идею текста?

- Давайте подберём другой заголовок к этому тексту, такой, чтобы он выражал его главную мысль. Для этого оценим поступок козлят, их характер. Какие они? (Упрямые, несговорчивые.)

- Как же озаглавим текст? (Упрямые козлята).

Упражнение 3.

Конструирование текста по данному заголовку.

- Такой же случай произошёл с двумя козами. Они тоже встретились на узкой горной тропинке. Но рассказ про них называется по- другому: «Догадливые козы». Что называет заголовок текста: тему или основную мысль?

- Составьте рассказ о догадливых козах.

Выводы:

- Как озаглавить текст? Какие два способа озаглавливания текста мы теперь знаем? ( Определяем тему текста – называем её. Определяем основную мысль текста – называем её.)
- Мы познакомились с двумя рассказами. Что осуждает в них автор? ( Жестокость, упрямство.) Правильно. Быть жестоким, упрямым – это плохо.
- Поберите к данным словам слова с противоположным значением. ( Жестокий- добрый, упрямый- сговорчивый, умный). Доброта, сговорчивость, ум – это хорошие качества.
6. Составление рассказа-описания и озаглавливание его.
- Мы очень хорошо работали, и теперь вас ждёт сюрприз. Мы отправляемся в отдел игрушек магазина « Детский мир» выбирать себе подарки. Игрушка будет вашей, если вы сумеете рассказать о неё так, чтобы мы все поняли, как она вам нравится. Свой рассказ вы должны озаглавить, в заголовке нужно выразить основную мысль рассказа, например: «Какой замечательный…» , «Мой любимый…», «Красавец…», « Самая хорошая игрушка». В начале своего рассказа постарайтесь подробно описать игрушку(кто или что это, какова игрушка по цвету, по форме, материалу) А затем расскажите, чем она вам нравится.
7. Домашнее задание.
- Дома сочините рассказ о том, что вы больше всего любите: об игрушке, о животном, которое у вас живёт, о своём любимом празднике, о вкусном блюде, о вашем хобби. Подберите такой заголовок к вашему рассказу, чтобы он называл его основную мысль.

КРА КРЫ
КРИ КРУ
КРЕ
Крошка сын

к отцу пришёл

и спросила кроха:

- Что такое

хорошо

и что такое

плохо?


Мальчики играли у пруда. Увидали они в воде лягушек. Дети набрали камней и принялись бросать в лягушек. Детям было весело.

Одна лягушка высунулась из воды и говорит шалунам: «Перестаньте камни бросать: вам забава, а нам смерть…»

Прогулка в лес. Неудачная рыбалка. Весёлые старты. На рыбалке. Чудесная прогулка в лес. Телепередача « В мире животных». Школьные соревнования. Моя любимая телепередача.

Два козлика.

Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да и упали в воду.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок развития речи iconУрок развития речи. 4 класс. Тема : Подготовка к сочинению описанию о весне
Цель: Развитие речи, подчёркивание роли прилагательных в описании, бережное отношение к слову
Урок развития речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок взаимосвязан с уроками развития речи и является продолжением изучения темы «Типы речи»
Урок развития речи iconТематическое планирование по курсу «Литература» Класс
Плановых контрольных уроков-1ч., урок развития речи-6 ч., урок внеклассного чтения-13
Урок развития речи iconКак сокращать текст. Урок развития речи в 6 классе (русский язык)
Основная проблема многих детей – неумение сокращать исходный текст, неумение вычленять необходимую информацию. Основной задачей уроков...
Урок развития речи iconУрок развития речи
...
Урок развития речи iconКонспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики...
Охватывает все перечисленные функ­ции, стороны и связи слова
Урок развития речи iconУрок развития речи по русскому языку в 6-м классе Сочинение «Мало...
Урок развития речи по русскому языку в 6-м классе Сочинение «Мало ли что можно делать в лесу»
Урок развития речи iconУрок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями...
...
Урок развития речи iconУрок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Урок развития речи iconЭлективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи
Эти технологии образуют единую систему развития речи от начальной школы до итогового контроля в 9-х и 11-х классах. Пособие помогает...
Урок развития речи iconУрок презентация. Тема: Подготовка к сочинению отзыву о картине И. Тихого «Аисты» Цели
...
Урок развития речи iconУчитель Зайнуллина Римма Дамисовна Количество часов 70 уроки внеклассного...
Познакомить со спецификой нового учебного предмета и учебника; воспитывать интерес к чтению; выявить уровень литературного развития...
Урок развития речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
День открыл урок развития речи в 1г классе (учитель Сюваева Л. А.) на тему «Сочинение по картине «Берёзовая роща» А. И. Куинджи....
Урок развития речи iconУрок литературы. «Подвиг или предательство?»
Способствовать совершенствованию навыка публичного выразительного чтения, развития речи
Урок развития речи iconУрок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо...
Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения в форме письма; вспомнить композиционные и художественные особенности эпистолярного...
Урок развития речи iconУрок развития речи в 9 классе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск