Скачать 53.75 Kb.
|
2 класс Урок развития речи. Основная мысль текста. Заглавие ЦЕЛЬ УРОКА: показать учащимся, что в тексте есть основная мысль, что заголовок может называть основную мысль текста; продолжить обучение озаглавливанию текста; способствовать развитию устной и письменной речи; воспитывать культуру речи. ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: тетради, раздаточный материал ( тексты) ПЛАН УРОКА: 1. Оргмомент 2. Речевая гимнастика 3. Проверка домашнего задания 4. Введение в тему занятия 5. Упражнения по озаглавливанию текста 6. Составление рассказа-описания и озаглавливание его 7. Домашнее задание ХОД УРОКА: 1.Оргмомент.( Проверка готовности класса к уроку) 2. Речевая разминка. Упражнение 1. - « Бросаем мяч». Вдохнули – на выдохе наклоняемся и «поднимаем» мяч, ещё один вдох – выпрямляемся, резкий выдох – «бросаем» мяч. Упражнение 2. - Произнесите слоги КРА, КРЫ, КРИ, КРУ, КРЕ: в средней тональности; очень тихо; очень громко; как будто медвежонок говорит; как будто зайчик пищит. Упражнение 3. - Прочитайте отрывок из стихотворения: Крошка сын К отцу пришёл И спросила кроха: - Что такое Хорошо И что такое Плохо? Вполголоса; Делая остановки, паузы в конце каждой стихотворной строки; Выделяя голосом отмеченные слова; Следующим образом: каждую строку из слов автора произносят по очереди трое учеников, слова малыша целиком произносит четвёртый ученик. - Кто автор стихотворения? Как оно называется? - Какова тема этого стихотворения? О чём оно? - В данном случае заголовок называет тему стихотворения. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с заголовком текста, узнаем, как ещё можно озаглавить текст, познакомимся с основной мыслью текста. 3. Проверка домашнего задания. - Как называется сказка, которую вы сочинили дома? Какова её тема? - Расскажите сказку. 4. Введение в тему занятия. - Мы знаем, что заголовок может называть тему текста. Однако на практике существует ещё один способ озаглавливания. Для того чтобы узнать его, необходимо познакомиться с понятием «основная мысль текста». В каждом тексте есть какая-то очень важная вещь, главная, о которой хотел сказать автор, в чём он хотел нас убедить. Это и есть основная мысль текста. Запишите в тетради: основная мысль текста – то важное, главное, о чём хотел сказать автор( его отношение к происходящему, оценка того, о чём он пишет.) - Прочитайте текст: Мальчики играли у пруда. Увидали они в воде лягушек. Дети набрали камней и принялись бросать в лягушек. Детям было весело. Одна лягушка высунулась из воды и говорит шалунам: «Перестаньте камни бросать: вам забав , а нам смерть…» Д. Тихомиров. - Ком говорится в тексте? Что вы узнали об этих персонажах из данного текста? - Как автор оценивает поступок мальчиков? Какова основная мысль текста? - Подберите такой заголовок к тексту, в котором была бы выражена оценка того, как поступили мальчики, т. е. основная мысль этого текста.( Жестокий поступок. Злая забава.) - Как же мы действовали, озаглавливая текст?( Мы определили главную мысль текста и кратко назвали её). 5. Упражнения по озаглавливанию текста. Упражнение 1. - Представьте, что вы – редакторы школьной газеты. Ваши корреспонденты подали вам много разных заметок. Прочитайте их названия: Весёлые старты. Прогулка в лес. Неудачная рыбалка. На рыбалке. Чудесная прогулка в лес. Телепередача «В мире животных». Школьные соревнования. Моя любимая телепередача. - Назовите те заголовки, где только называется событие, о котором идёт речь в тексте. Что выражено в названиях этих текстов? (Тема текста). - Назовите те заголовки, в которых автор высказывает своё отношение к описываемому событию. Какие слова помогли вам это понять? Подчеркните их. Что выражено в названиях этих текстов? (Основная мысль автора). - Какие из этих заголовков вы отберёте для своей газеты и почему? ( Те, которые называют основную мысль текста, потому что они не просто рассказывают о событии, но и выражают отношение к нему автора.) Упражнение 2. Подбор к тексту заголовка, называющего его основную мысль. - Прочитайте текст: Два козлика Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да и упали оба в воду. Д. Тихомиров. - О ком говорится в тексте? Что об этих персонажах сообщается? - Как озаглавлен этот текст ? Что называет заголовок: тему или идею текста? - Давайте подберём другой заголовок к этому тексту, такой, чтобы он выражал его главную мысль. Для этого оценим поступок козлят, их характер. Какие они? (Упрямые, несговорчивые.) - Как же озаглавим текст? (Упрямые козлята). Упражнение 3. Конструирование текста по данному заголовку. - Такой же случай произошёл с двумя козами. Они тоже встретились на узкой горной тропинке. Но рассказ про них называется по- другому: «Догадливые козы». Что называет заголовок текста: тему или основную мысль? - Составьте рассказ о догадливых козах. Выводы: - Как озаглавить текст? Какие два способа озаглавливания текста мы теперь знаем? ( Определяем тему текста – называем её. Определяем основную мысль текста – называем её.) - Мы познакомились с двумя рассказами. Что осуждает в них автор? ( Жестокость, упрямство.) Правильно. Быть жестоким, упрямым – это плохо. - Поберите к данным словам слова с противоположным значением. ( Жестокий- добрый, упрямый- сговорчивый, умный). Доброта, сговорчивость, ум – это хорошие качества. 6. Составление рассказа-описания и озаглавливание его. - Мы очень хорошо работали, и теперь вас ждёт сюрприз. Мы отправляемся в отдел игрушек магазина « Детский мир» выбирать себе подарки. Игрушка будет вашей, если вы сумеете рассказать о неё так, чтобы мы все поняли, как она вам нравится. Свой рассказ вы должны озаглавить, в заголовке нужно выразить основную мысль рассказа, например: «Какой замечательный…» , «Мой любимый…», «Красавец…», « Самая хорошая игрушка». В начале своего рассказа постарайтесь подробно описать игрушку(кто или что это, какова игрушка по цвету, по форме, материалу) А затем расскажите, чем она вам нравится. 7. Домашнее задание. - Дома сочините рассказ о том, что вы больше всего любите: об игрушке, о животном, которое у вас живёт, о своём любимом празднике, о вкусном блюде, о вашем хобби. Подберите такой заголовок к вашему рассказу, чтобы он называл его основную мысль. КРА КРЫ КРИ КРУ КРЕ Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо? Мальчики играли у пруда. Увидали они в воде лягушек. Дети набрали камней и принялись бросать в лягушек. Детям было весело. Одна лягушка высунулась из воды и говорит шалунам: «Перестаньте камни бросать: вам забава, а нам смерть…» Прогулка в лес. Неудачная рыбалка. Весёлые старты. На рыбалке. Чудесная прогулка в лес. Телепередача « В мире животных». Школьные соревнования. Моя любимая телепередача. Два козлика. Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да и упали в воду. |
Урок развития речи. 4 класс. Тема : Подготовка к сочинению описанию о весне Цель: Развитие речи, подчёркивание роли прилагательных в описании, бережное отношение к слову | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок взаимосвязан с уроками развития речи и является продолжением изучения темы «Типы речи» | ||
Тематическое планирование по курсу «Литература» Класс Плановых контрольных уроков-1ч., урок развития речи-6 ч., урок внеклассного чтения-13 | Как сокращать текст. Урок развития речи в 6 классе (русский язык) Основная проблема многих детей – неумение сокращать исходный текст, неумение вычленять необходимую информацию. Основной задачей уроков... | ||
Урок развития речи ... | Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики... Охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова | ||
Урок развития речи по русскому языку в 6-м классе Сочинение «Мало... Урок развития речи по русскому языку в 6-м классе Сочинение «Мало ли что можно делать в лесу» | Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями... ... | ||
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для... | Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи Эти технологии образуют единую систему развития речи от начальной школы до итогового контроля в 9-х и 11-х классах. Пособие помогает... | ||
Урок презентация. Тема: Подготовка к сочинению отзыву о картине И. Тихого «Аисты» Цели ... | Учитель Зайнуллина Римма Дамисовна Количество часов 70 уроки внеклассного... Познакомить со спецификой нового учебного предмета и учебника; воспитывать интерес к чтению; выявить уровень литературного развития... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... День открыл урок развития речи в 1г классе (учитель Сюваева Л. А.) на тему «Сочинение по картине «Берёзовая роща» А. И. Куинджи.... | Урок литературы. «Подвиг или предательство?» Способствовать совершенствованию навыка публичного выразительного чтения, развития речи | ||
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо... Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения в форме письма; вспомнить композиционные и художественные особенности эпистолярного... | Урок развития речи в 9 классе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик» |