Конспект lit Список литературы





НазваниеКонспект lit Список литературы
страница1/17
Дата публикации09.10.2013
Размер1.87 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Над чем работают,Перейти

00 – оглавление

002 - параметры в начале книги - издательства

kom -Комментарии.

kons 1 - Конспект

lit - Список литературы.

page - Данные о страницах

pril - Приложение.

pril 2 - Приложение дополнительное.

prim - Примечание

PU - Предметный указатель.

Slov – Словарь

UI - Указатель имен.

za - Данные типографии, в конце книги.

zz - Аннотация

zzz - Запас

Над чем работают, о чем спорят философы

С.С. Гусев ГЛ. Тульчинский

Проблема понимания в философии

Философско-гносеологический анализ

Москва Издательство политической литературы 1985

==1

==2

00.htm - glava01

ПРЕДИСЛОВИЕ

В романе «Кащеева цепь» М. М. Пришвин описывает, какую симпатию почувствовал его

автобиографический герой — гимназист Курымушка — к одному из преподавателей,

когда узнал, что тот написал книгу о понимании. Маленькому Курымушке очень

хотелось иметь «книгу для понимания» как средство от «болезни непонимания»,

которой страдают люди по отношению друг к другу. Этим преподавателем был В. В.

Розанов — преподаватель елецкой гимназии, впоследствии весьма одиозная фигура в

русской общественной мысли. Однако написанная им обширная книга «О понимании»,

действительно вышедшая в 1886 г., «книгой для понимания» и средством от

«непонимания» не была. Автор предпринял в ней попытку довольно эклектичной

систематизации научного знания. Надежды, связываемые Курымушкой с этой книгой,

не сбылись тем более, что нравственный конфликт именно с этим преподавателем

привел к исключению его из гимназии.

Авторы данной книги не претендуют на осуществление мечты Курымушки, т. е. на

создание «книги для понимания». Мы ставим перед собой достаточно скромную задачу

— дать по возможности систематический анализ комп-

==3

лексной и междисциплинарной проблемы понимания. Решать эту задачу можно было в

принципе двумя способами. Вполне оправданным и более легким способом было бы,

например, дать обзор различных проявлений понимания в обыденном сознании, в

научном познании и т. д. или сконцентрироваться на каком-то одном из этих

проявлений понимания, скажем, на понимании языкового текста, взаимопонимании в

процессе общения. Мы предпочли другой, более сложный и, как нам представляется,

более привлекательный путь — попытаться .выявить основания и механизм понимания,

определяющие его «прорастание», в различных сферах познания и общения. Нас

интересовал, выражаясь словами Бэкона, «скрытый схематизм» понимания, анализ

основных его процедур, динамики и тенденций развития.

В первой главе книги выявляются деятельностные, социально-культурные основания

понимания; во второй главе мы рассматриваем его механизмы и процедуры, а в

третьей — как эти процедуры и механизмы реализуются сознанием в процессах

осмысления и смыслообразования.

Проблема понимания в настоящее время выдвинулась в ряд наиболее обсуждаемых

проблем научного познания, философских проблем. Целый ряд теоретических и

прикладных дисциплин не только изучают эту проблему, но и осознают необходимость

ее решения как предпосылку своего дальнейшего развития.

Обилие подходов и мотивов обращения к проблеме понимания делает особенно

настоятельным ее философское рассмотрение. Мы имеем в виду исследование,

строящееся на основе

==4

марксистско-ленинской философии. Что же касается современной западной философии,

то вокруг проблемы понимания выросла огромная литература, в которой даются

герменевтические ,трансценденталистские субъективистские и другие ее трактовки.

Предлагаемая работа является попыткой систематического исследования проблемы

понимания. С самого начала необходимо сделать одно уточнение. Для многих

современных исследований понимания характерно сведение последнего к осмыслению

языковых образований— высказываний, текстов, некоторого естественного или

формализованного языка и т. д. Цели нашей работы предполагают рассмотрение

понимания как осмысления как формы духовно-практического освоения

действительности вообще. Авторы последовательно соотносят понимание с такими

феноменами, как знание, научное объяснение, интерпретация различных сообщений.

На наш взгляд, понимание — одна из важнейших сторон человеческого освоения мира,

характеризующая качество и степень этого освоения. Меняется и развивается

общественная практика — меняются и совершенствуются способы осмысления

действительности. Мы рассматриваем динамику познания как переход от незнания к

знанию и затем к пониманию имеющихся сведений о мире.

Первая и вторая главы написаны авторами совместно, третья — Г. Л. Тульчинским.

==5

00.htm - glava02

Глава 1. О ПОНИМАНИИ ПОНИМАНИЯ

Разговор о понимании естественно начать с вопроса, что же такое понимание,

какова его природа? В советской философской литературе понимание как

самостоятельная категория, как концепция познавательной процедуры еще не

('сложилось. Сам термин «понимание» отсутствует в наших философских словарях.

Поэтому даже в специальной литературе данный термин нередко употребляется

обыденном смысле, обозначая субъективную, индивидуальную способность личности к

овладению какими-либо знаниями или навыками, а также сам процесс и результат

реализации этой способности. Подобное «размытое» содержание понятия приводит к

методологическим трудностям при попытках его систематического использования.

Часто возникает ситуация «порочного круга», когда понимание определяется через

знание, а знание через понимание или когда понимание трактуется как вид

объяснения, которое, в свою очередь, сводится к пониманию, и т. д.

Вопрос о природе понимания, чрезвычайно сложный и запутанный, почти не

обсуждался до самого последнего времени в нашей философской литературе. «До сих

пор остается неясным, имеем ли мы здесь дело с собственно

==6

философской или же преимущественно психологической и педагогической проблемой,

относится ли она к любой сфере человеческой деятельности или только к

социально-гуманитарному знанию, либо исключительно к индивидуальному,

«личностному бытию», являются ли существенно различными или в принципе

совпадающими проблемы понимания человека и понимания текста, как соотносятся

между собой знание и понимание, понимание и объяснение и т. д.» .1

Положение усугубляется тем, что проблематика, связанная с пониманием,

пронизывает самые различные области знания от фундаментальных дисциплин

(языкознание, социология, логика и методология науки, психология) до прикладных

(теория перевода, массовых коммуникаций, пропагандистской деятельности, систем

информационного поиска, искусственного интеллекта и т. д.). Неоднородность

материала и мотивов исследований, которые в связи с этим проводятся, придает им

разрозненный, частный характер. Отсюда возникает задача выработать единую точку

зрения на структуру и процедуры понимания, выявить общий

теоретико-познавательный статус понимания как универсального познавательного

процесса.

Понимание зачастую сводят к психологии ин- дивидуального познания в противовес

объективному и внеличностному научному объяснению. «Ослабленным вариантом» этой

точки зрения является ограничение понимания областью гуманитарных наук, где оно

рассматривается

1 Васильева Т. Е., Панченко А.. И., Степанов Н. И. К постановке проблемы

понимания в физике.— Вопросы философии, 1978, № 7, с. 124.

==7

либо как искусство толкования, связанное с процедурами «вживания»,

«вчувствования» в предмет познания, либо как процедура телеологического

(целевого) объяснения в отличие от объяснения каузального (причинного) в

естественных науках. Однако развитие исследований по логике и методологии науки

в 70—80-е годы выдвинуло задачу построить теорию понимания, пригодную для любой

науки — как гуманитарной, так и естественной'. Показателен в этой связи рост

интереса философов к проблеме понимания. Количество соответствующих публикаций

нарастает лавинообразно 2.

Как заметил один из известных зарубежных специалистов по проблеме понимания,

профессор Антверпенского университета (Бельгия) Г. Парре, теория понимания может

быть ориентирована, во-первых, эвристически, то есть на процедуры получения

нового знания, выявления «скрытых смыслов», во-вторых, прагматически, то есть на

использование этих процедур в практике познания, коммуникации, перевода, и,

в-третьих, эпистемологически, то есть на построение теории определенного знания

3. В данной главе мы остановимся именно на последнем, третьем аспекте проблемы,

оставив другие для рассмотрения в последующих главах. Нашей целью является

выработка подхода, который,

1См.: Структура и развитие науки. М., 1978, с. 38.

2 По материалам Всесоюзного теоретического семинара вышел сборник статей

«Понимание как логико-гносеологическая проблема» (Киев, 1982). См. также:

Объяснение и понимание в науке. М., 1982; Сознание и понимание. Фрунзе, 1982;

Объяснение и понимание в научном познании. М., 1983.

3 Parret Н Context of Understanding. Amsterdam 1980, p. 36.

==8

несмотря на междисциплинарный и комплексный характер проблемы, позволил бы

выявить общий теоретико-познавательный характер понимания; Следует отметить

также, что, говоря о соотношении понимания и познания, мы будем иметь в виду под

познанием прежде всего формирование понятийных форм знания '.

00.htm - glava03

1. Знать и понимать

Один из анекдотов о жителях болгарского города Габрова рассказывает о человеке,

воскликнувшем при виде статуи индийской богини Чандры: «Вот какая работница мне

нужна!» Может ли этот анекдот вызвать смех у человека, который не знает, что

богиня Чандра изображается шестирукой, а многие габровцы славятся своей

чрезмерной экономностью и предприимчивостью? Очевидно, нет. Оказывается, понять

анекдот невозможно без предварительного знания некоторых обстоятельств,

раскрывающих его содержание.

Знание и понимание... Не каждый сможет четко определить, в чем различие ситуаций

и контекстов, которые требуют использования этих понятий, и все же интуитивно мы

чувствуем, что они не тождественны, хотя и тесно связаны между собой. Как часто,

характеризуя кого-то как «знающего человека», мы имеем в

' Вопросы соотношения понимания в чувственных форм познания (ощущений,

восприятий) обстоятельно рассмотрены в работе Быстрицкого Е. К. и Филатова В. П.

«Теория познания и проблема понимания»

(в кн.: Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983, с.

273—304).

==9

виду его умение понять сложный вопрос, разобраться в запутанном деле, объяснить

неясную задачу, а восклицание «Понятно!» в действительности означает, что некто

знает теперь, что нужно делать в данном конкретном случае. Ребенок твердо знает,

что если нажать вот на эту кнопку телевизора, то на экране появится изображение,

но он не понимает еще, какова природа связи между этими событиями. В то же время

я могу знать такой-то номер телефона своих друзей, но в каком смысле можно

говорить о его понимании? Мы понимаем доказательство теоремы, фразу иностранного

языка, содержание научной теории, но улицы родного города, транспорт, которым мы

ездим на работу, мы знаем и говорить об их понимании можно разве что в

переносном смысле.

1.1. Понимание — ненужная роскошь?

Приведенные примеры обнаруживают, что между знанием способностью человека

понимать существуют довольно сложные отношения. Практическое взаимодействие

людей с окружающим миром, их общение между собой порождают многообразные формы,

уровни и связи, возникающие между процессами познания и понимания. И раскрыть

природу понимания без анализа подобных связей, очевидно, невозможно.

Знание предполагает некоторое понимание, так же как непонимание возможно только

в контексте определенного знания. В данной связи в порядке иллюстрации можно

сослаться на то, что главным методологическим итогом

К оглавлению

==10

разложения логического позитивизма, а также поисков «исторической школы»

буржуазной философии науки (Т. Кун, И. Лакатос и др.) стало признание наличия в

научном знании мировоззренческих, общекультурных, стилевых и других установок,

зачастую явно не фигурирующих в самой научной теории.

Исследователь знает нечто, и, кроме того, он знает, что он знает. В традиционной

буржуазной философии науки эти два аспекта познания не различались.

«Исторический» подход вычленил в философии науки вопросы о росте объема знания и

об осознании этого знания. Второй вопрос, то есть проблема рефлексии над

знанием, вызвали к жизни понятия «парадигмы» (Т. Кун), «базисных предположений

науки» (Р. Коллингвуд), «исследовательской программы» (И. Лакатос), «идеала

естественного порядка» (С. Тулмин) и других, выступающих в качестве «канона»

понимания в научном познании '. Понятными считаются те факты, явления, теории,

которые укладываются в рациональную схему такого «канона» и тем самым

оправдывают предварительные ожидания исследователя.

Но как формируется это понимание? Каков механизм его реализации и динамики? На

эти вопросы «историческая школа» однозначного и ясного ответа не дает. В

результате остаются

' Авторы предисловия к русскому изданию сборника работ исследователей

«исторической школы» заметили, что полемика в ней если и не рассматривает

всесторонне проблему понимания, то по крайней мере обнаруживает ее (см.: Грязное

Б. С., Садовский В.Н. Проблемы структуры и развития науки в «Бостонских

исследованиях по философии науки».— В кн.: Структура и развитие науки, с.

38—39).

==11

без объяснения источники прогресса в науке, причины смены «парадигм», «программ»

и т. п. Что лежит в основе развития и углубления понимания? Процесс простой

адаптации понятий к влияниям внешних и внутренних факторов (чисто понятийных,

концептуальных — по И. Лакатосу или с учетом социальной обусловленности — как у

С. Тулмина), смена поколений в научном сообществе, как утверждает Т. Кун? Между

тем от ответов на эти вопросы зависит решение таких фундаментальных проблем, как

проблема происхождения нового знания, вопрос о роли и значении научной традиции,

проблема сравнимости и критериев выбора между конкурирующими (альтернативными)

теориями.

Кризис неопозитивизма и трудности «исторической школы» показывают, что логика и
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект lit Список литературы iconТесты и список рекомендуемой литературы по курсу "Управление персоналом"
Программа, экзаменационные билеты, темы рефератов, тесты и список рекомендуемой литературы по курсу
Конспект lit Список литературы iconКонспект лекций по литературному редактированию. М., 2004. Голуб...
Список рекомендованной дополнительной литературы по русскому языку и культуре речи
Конспект lit Список литературы iconСписок сценариев, методических разработок
Список литературы составлен на основе фонда книг и периодических изданий библиотеки, материалов и опыта работы других библиотек
Конспект lit Список литературы iconКонспект нод по реализации образовательной области
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект lit Список литературы iconСписок литературы на лето для 11 классов
Будет еще рекомендуемый список стихотворений для заучивания наизусть (в след году много лирики), но это чуть попозже
Конспект lit Список литературы iconКонспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект lit Список литературы iconПлан-конспект урока литературы
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
Конспект lit Список литературы iconПринципы полимеразной цепной реакции
Структура работы. Реферат состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы. Список литературы содержит научных и научно-популярных...
Конспект lit Список литературы iconПринципы полимеразной цепной реакции
Структура работы. Реферат состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы. Список литературы содержит 6 научных и...
Конспект lit Список литературы iconПринципы полимеразной цепной реакции
Структура работы. Реферат состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы. Список литературы содержит 6 научных и...
Конспект lit Список литературы iconПринципы полимеразной цепной реакции
Структура работы. Реферат состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы. Список литературы содержит научных и научно-популярных...
Конспект lit Список литературы iconМинистерство высшего и среднего специального образования республики...
Агафонова М. Н. Налог на прибыль в схемах, таблицах, примерах (глава 25 нк рф). Бератор- пресс, Москва, 2003
Конспект lit Список литературы iconРекомендательный аннотированный список книг для родителей
Данный список литературы предназначен для родителей, желающих лучше познать своего ребенка. Здесь представлена литература, посвященная...
Конспект lit Список литературы iconКонспект урока письма по теме
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Конспект lit Список литературы iconКонспект урока обучения грамоте в 1 классе
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Конспект lit Список литературы iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск