Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…»





Скачать 442.78 Kb.
НазваниеДружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…»
страница1/5
Дата публикации28.06.2013
Размер442.78 Kb.
ТипКнига
100-bal.ru > Философия > Книга
  1   2   3   4   5


ДРУЖЕСКИЕ БЕСЕДЫ С АТЕИСТАМИ. КНИГА ВТОРАЯ

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» не показалось излишней тратой времени, то давай продолжим. Настал черед обсудить более тонкие стороны нашего вопроса, и оценить некоторые аргументы мировой философской мысли. Погрузиться в глубины умозрения. Во второй книге предлагаю обсудить: 1) космологический аргумент в пользу бытия Божия; 2) телеологический аргумент в пользу существования Бога; 3) онтологический аргумент в пользу Бога. Сухие термины философии не должны тебя смущать, за ними ты обнаружишь избыток содержания, которое ждет осмысления и работы твоего пытливого ума и твоего, надеюсь, не остывшего сердца.

ВВЕДЕНИЕ

Я не хочу утверждать – ни моим неверующим друзьям, ни моим братьям по вере, ни кому-либо из читателей, что можно логически неопровержимо доказать бытие и активное воздействие на мир Господа Бога. Попечение Его о человеке. Это вряд ли возможно. Притом, никто не сможет доказать и обратное – отсутствие Бога. Но я хочу, чтобы ты, Друг, оценил всю глубину и убедительность (или неубедительность?) трех известнейших аргументов в пользу Бога. И это лишь часть философских аргументов. Обещаю только одну вещь: буду стараться держаться искренности и честности.

Беседа 8. Космологический и телеологический аргументы

Может ли современный образованный человек верить в Бога? Не доказывает ли наука, в частности, естествознание, что Бог не существует? Эти и подобные им вопросы не утратили актуальности, потому что практически любой человек в поисках смысла жизни иногда вопрошает о Боге, а ответом ему часто приходится слышать заявления неверующих, сделанные через средства массовой информации и печать, что современная наука опровергает бытие Бога.

Совсем недавно известный советский и российский физик Сергей Капица (ныне почивший), академик, телеведущий научно-популярной программы «Очевидное-невероятное», главный редактор журнала «В мире науки» в одном из интервью заявил, что он не верит в Бога, и что богом для него является наука, и что большинство ученых, Нобелевских лауреатов в Бога не верят. Казалось бы, из этого вытекает следствие, что чем образованнее человек, чем больше он вникает в устройство вселенной и чем успешнее он разрабатывает научные концепции, тем меньше для него вероятность признать бытие Бога, тем отчетливее его разум доказывает, что Бога нет. Но вот также недавно другой, не менее известный американский физик, лауреат Нобелевской премии Вильям Филипс заявил практически прямо противоположное, что он верит в Бога, Который сотворил мир, и что, беседуя с учеными на тему о Боге, он выявил, что большинство ученых серьезно относятся к Библии. Так как же? Веруют ли ученые в Бога?

Мы не обладаем сколько-нибудь исчерпывающей статистикой на этот счет, хотя академик В.Гинзбург (ныне почивший) и приводил некоторые примеры опросов среди ученых о предмете веры, но в приложении сделана подборка высказываний крупнейших ученых прошлого и современности о своей вере в Бога. Причем подбирались, в основном, высказывания, где звучало, что именно причинность, упорядоченность, гармония и красота, царящие во вселенной, побудили их веровать, что причиной всему является Бог. Ясно, что этот перечень далеко не полный. Но те великие имена верующих ученых, которые читатель встретит, наверняка заставят задуматься атеистов. Да, ученые веровали в Бога по-разному. Так, христианами были такие выдающиеся ученые, как Исаак Ньютон, Михайло Ломоносов, Майкл Фарадей, Леонард Эйлер, Николай Пирогов, Макс Планк, Николай и Сергей Вавиловы. Они веровали в Бога Творца, Бога – разумного Духа. Другие отождествляли Бога и природу, были верующими пантеистами, например Альберт Эйнштейн. Но они так или иначе признавали наличие разумного Начала, ответственного за причинность и упорядоченность в мире, и испытывали религиозные чувства. И пусть сухие цифры некоторых опросов среди ученых говорят в пользу того, что большинство их них в наше время в Бога не веруют, но количество далеко не всегда «весит» и значит больше, чем качество. А качество – в глубине религиозного чувства, в тайне веры.

За время культурной истории человечества научная и философская мысль сформулировали несколько сильных аргументов в пользу бытия Бога. В прошлом времени эти аргументы даже многими воспринимались, как доказательства существования Бога. Сейчас такого мнения придерживаются немногие. Я, например, считаю, что доказать логически бытие Бога невозможно, но также невозможно и логически опровергнуть Его бытие. А аргументы в пользу Бога имеют не доказательную силу, но способность убеждать. Эти аргументы делают весьма вероятной мысль, что Бог все-таки существует. Но кроме разума, человек еще наделен чувствами и интуицией. И они играют существенную роль в постижении реальной действительности. Интуиция и чувство многих ученых мужей говорили в пользу бытия Божия.

Чтобы быть более конкретными, сначала приведем два аргумента в пользу бытия Бога: космологический и телеологический. И попытаемся оценить их. Для этого нужно максимально задействовать силы своей души – разум и чувства (и интуицию). Ведь, как говорил выдающийся русский философ Иван Ильин, каждый человек рожден с разной способностью ощущать бытие Божие: кто-то чувствует Его присутствие непосредственно и отчетливо; кто-то временами чувствует Бога, а временами нет; и есть много таких, которые практически Его не ощущают, потому упорно не веруют. Но задача каждого человека – максимально развивать в себе чувство Божия присутствия. И на этом пути разум и чувства, голова и сердце должны гармонично взаимодействовать и дополнять друг друга.

Итак, космологический аргумент, впервые высказанный еще древнегреческим философом Платоном. Суть его состоит вот в чем. В мире присутствует причинность, как всеобщий закон бытия. Каждому событию предшествует причина (полностью детерминирующая или случайно-статистическая). Каждая причина, в свою очередь, является следствием другой причины. Причем ничто не самобытно, так как имеет причину своего бытия вне себя. Поэтому и весь мир, вся вселенная тоже не самобытны, но должны иметь первопричину своего бытия вне себя. Что же это за первопричина? Это может быть лишь некое Сверхбытие, которое самобытно, ничем не обусловлено, существует вечно и является причиной Самого Себя. Это Сверхбытие и есть Бог. Бог является Архитектором, Художником, Строителем мира.

Христиане веруют, что Бог есть Дух, разумная Личность, существующая вне пределов этого мира и сотворившая вселенную. Так думал и так веровал, например, Исаак Ньютон и др. ученые-христиане. Если же ты возразишь, что мир может быть вечным и сам по себе, то я тебе отвечу: тогда мир и является первопричиной самого себя и совпадает с Богом. Такое верование в Бога называют пантеизмом. В любом случае Бог – Первопричина мира, Нечто или Некто, Сверхбытие, стоящее у истоков мира.

Телеологический аргумент дополняет и развивает предыдущий. Суть аргумента в том, что в мире наблюдаются гармоничность его устройства, закономерность, свидетельствующие о целесообразности, разумности причины, стоящей у истоков мира, т.е. разумности Первопричины. Значит, Бог обладает разумом. Именно закономерность и гармония, наблюдаемые во вселенной, наводили и наводят ученых-естествоиспытателей на мысль о существовании разумного Бога Творца. Физики и математики, например, и возможно генетики, продвинулись дальше всех в признании гармоничности и закономерности в мире. Они столкнулись и постоянно сталкиваются с математичностью и красотой законов природы. Эта математичность и красота говорят в пользу того, что Бог построил этот мир в соответствии с разумным замыслом, согласно Своим божественным идеям.

В христианстве нашло дальнейшее развитие учение древнегреческого философа Платона о божественных идеях, которые были основанием сотворения мира. А если ты возразишь, что материя вселенной сама способна к самоорганизации и созданию гармоничных, упорядоченных форм, то я тебе отвечу: в таком случае нужно признать наличие разумных идей у самой материи, согласно которым она упорядочивается, т.е. нужно отождествить материю и Бога и прийти, опять же, к пантеизму Альберта Эйнштейна.

Итак, Друг, ты ознакомился с двумя важными аргументами в пользу бытия Бога. Эти аргументы делают весьма вероятной мысль о бытии Бога, как Бога-Природы пантеистов или как Бога, Который вне природы, Бога Духа, Бога Личности, в Которого веруют христиане. Но у христиан есть божественное Откровение, в котором Бог Сам раскрывает Себя человеку, чего не скажешь о пантеистах. Не все человечество, конечно, готово согласиться с такими выводами из космологического и телеологического аргументов, приведенных выше. Например, в некоторых религиозно-философских системах Востока эти аргументы практически игнорируются, поскольку считается, что физический космос – иллюзия, а не реальная упорядоченная система. Думается, что для европейского мышления такой поворот мысли вряд ли приемлем. Иначе европейская мысль не породила бы мощную науку и технологии, а Восток в этом существенно отстает.

Эта беседа была краткой, и мои аргументы могли показаться тебе формальными. Я не буду прибегать к приемам красноречия, но предоставлю слово крупнейшим ученым прошлого и современности, которые смогли оценить всю глубину двух указанных аргументов в пользу бытия Бога. Это подскажет и ответ на вопрос: действительно ли наука, в частности, естествознание, доказывает, что Бог не существует? См. Приложение.

Беседа 9. Онтологический аргумент

Рано или поздно человеку может стать очевидной мысль, что весь материальный мир с его неопровержимой реальностью является реальным лишь настолько, насколько человеческий дух осознает его таковым. Материальное ощущается, воспринимается и познается реальным лишь через нематериальный дух человеческий. И этот свой, родной человеку дух, который нематериален, и его мысль, нематериальная, невидимая, являются вполне реальными, даже, может быть более реальными, чем вся внешняя для человека материя. И отсюда может быть признана высшая ценность человеческого духа, души человеческой, по сравнению со всем внешним материальным миром, ибо, как учил Христос: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 26).

В мире видимых вещей человек ориентируется благодаря своему духу, своим мыслям, чувствам, совести. И этот дух во всем своем опыте тянется к бесконечности, к бесконечности в знании, в жизни, в любви… Он желает преодолеть временность, конечность, ограниченность. Как пишет преподобный Иустин Попович: «В конце концов, во всех культурах и цивилизациях все муки человеческого духа сливаются в единое гигантское усилие: преодолеть смерть и смертность и обеспечить бессмертие и жизнь вечную, обеспечить любой ценой». Но откуда тогда это стремление духа человеческого «к бесконечности во всех направлениях»? Ведь не слабые же люди выразили ясно это стремление, не те, кому это можно навязать извне, но вполне глубокие и самостоятельные мыслители. Вопрос бесконечности и стремления к ней у самостоятельных мыслителей разработан до самой сложнейшей проблематики…

Все это говорит в пользу того, что в самой природе духа человеческого заложено стремление к бесконечности. Прп. Иустин Попович пишет: «Природа самого познания тянется к бесконечному знанию, природа самого ощущения тянется к бесконечности ощущения, природа самой жизни тянется к бесконечной жизни. Весь дух человеческий и через познание, и через ощущение, и через волю, и через жизнь желает быть бесконечным, а значит бессмертным. Жажда бесконечности, жажда бессмертия – исконная, метафизическая жажда духа человеческого. Она гнала дух человеческий к бесконечности, к бессмертию через разнообразные религии, философии, науки, муки и подвиги». Могла ли материальная природа вложить в человека это стремление к бесконечности? Природа изменчивая, ограниченная, не имеющая ни в чем такого стремления? Может быть, кому-нибудь покажется, что стремление к жизни, заложенное в природе – вот откуда могла быть заимствована идея бесконечности; например, когда зеленый росток упорно прорастает из сломанного ствола, наперекор смерти дерева, или из молодого пня. Но нужно заметить, что эта сила жизни ростка проявляется лишь в дереве, полном еще сил, но очень старые пни уже не прорастают, их жизненная сила исчерпана. Так что природа не демонстрирует вечной жизни в смысле вечности индивидуальной, но показывает лишь долговечность жизни родовой, реализуемой через смерть и смену поколений. В то же время человек стремится к вечности индивидуальной, к вечной жизни своей личности. И это стремление не могло быть подсказано человеку его материальным ограниченным телом, стареющим, болеющим и умирающим. Это стремление имеет исток внутри духа человеческого. Это стремление – в сущности самого духа человеческого.



Преподобный Иустин (Попович). Взято с инета

Созданный по образу Божиему, человек обнаруживает это стремление к бесконечности. Прп. Иустин Попович пишет: «Для боголикой души [духа] естественно тянуться к Богу как своему оригиналу. Это не априорное заключение, а совершенно апостериорное, так как всецелый опыт рода человеческого свидетельствует об этой мощной и таинственной тяге духа человеческого к бесконечности, к бессмертию, к вечной жизни, на этом или на том свете. Если, опираясь на всецелый опыт рода человеческого, мы сведем человека к его основным праэлементам, то наверняка обнаружим эту тягу к бессмертию как самый основной праэлемент, на котором покоится и благодаря которому онтологически может состояться человек. Создав человека по образу Своему, Бог тем самым разлил по его существу тягу к божественной бесконечности жизни, к божественной бесконечности познания, к божественной бесконечности совершенства. Поэтому эта алчущая тяга существа человеческого не может полностью удовлетвориться и насытиться ничем, кроме Бога. Объявляя божественное совершенство главной целью человеческого существования в мире, Господь Христос ответил на основное желание и потребность боголикого и богоустремленного человеческого существа…»: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Т.е. цель человеческой жизни – Бог со всеми Своими божественными совершенствами.

Остановимся пока здесь на мысли, что дух человека стремится к бесконечному совершенству. Философски-богословская мысль Западной Церкви в свое время сформулировала так называемый онтологический аргумент в пользу бытия Божия, который на Западе впервые высказал схоласт Ансельм Кентерберийский (1033—1109 гг.), канонизированный Католической Церковью. Основная логика этого аргумента такова: если в нашем сознании есть понятие о Существе всесовершенном, то такое Существо и должно существовать, поскольку, не имея признака Своего бытия, Оно не было бы всесовершенным. Или, иначе понимая, всесовершенное Существо обязательно должно даровать человеку понятие о Себе, признак Своего бытия. Но встает вопрос: может ли понятие о всесовершенном Существе родиться в сознании человека от каких-то мирских источников, не от Самого Бога? По мнению Ансельма, идея Бога как Существа всесовершенного и вечного не могла произойти ни от впечатлений внешнего мира, ни как результат чисто мыслительной деятельности человека. Значит, источник этой идеи принадлежит Самому Богу.

Выдающийся ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.) добавил к этому аргументу довод о том, что Бог должен существовать, поскольку в понятии о Нем не содержится внутренних противоречий. Так логически, схоластически двигалась западная мысль.

Для меня же ближе и сердцу и уму рассуждения прп. Иустина Поповича, через которого можно рассматривать онтологический аргумент по-восточному, по-православному. Через сокровищницу мысли Восточной Православной Церкви, мысли, проявляющейся через ее святых сыновей.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» iconВ. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» iconВ. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск
«Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель...
Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» iconВоскресение мертвых и реинкарнация. Аргументы "ЗА" и "против" В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» iconХочу обратиться к тебе и многое сказать. В первую очередь, то, что...
Силен, красив, мужественен, во все времена выглядишь молодо, всегда активен и популярен! Милый друг, да, это все о тебе! Если учесть,...
Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Беседы о дружбе, об отношениях друг к другу (Т. А. Шорыгина «Беседы о характере и чувствах»)
Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» iconЕсли тебе первокурсник имя Тебе, первокурсник!
Вводный урок. Что такое этикет? с. 4
Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» iconФорма урока: диспут. 7 «Б» класс
Оформление: выставка книг; плакат «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь»; «Книга – твой друг и помощник»; выставка рисунков
Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование у младших школьников понятие «дружба», «друг», «дружеские отношения»; показать значение дружбы в жизни человека,...
Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» iconТема Подготовка и проведение деловых бесед
Деловые беседы и переговоры. Степень разработанности теории переговоров в современной риторике
Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виды деятельности: беседы, творческое задание, комментированное чтение, учебная игра-размышление
Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» iconВладислав хорхордин обращение к детям – будущим участникам конкурса Дорогие ребята!
Только так мы становимся лучше, достойнее, человечнее. Книга «871 день» – это очень нужная книга. Если бы мы чаще читали такие книги...
Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» icon«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.»
Цель урока: заинтересовать учащихся историей книги, рассказать о роли, которую играла книга в развитии человечества, вызвать у ребят...
Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» iconАндрей Андреевич Громыко Памятное. Книга вторая Андрей Андреевич Громыко памятное книга вторая
Франция помнит Анну Ярославну. Петр I в Париже. Провинциальная «Бастилия» и Компьень. Слово, с которым француз неразлучен. Бонн Маркса...
Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование у младших школьников понятие «дружба», «друг», «дружеские отношения»
Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» iconОни сражались за Родину
Урок-размышление над повестями В. Катаева «Сын полка» и Л. Агакова «Золотая цепочка»
Дружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Аннотация: если тебе, Друг, размышление над первой книгой «Дружеских бесед…» iconУрок День Знаний Тема: «От пера до компьютера»
Беседы по правилам поведения в школе, на ж/д, в общественных местах, по пдд, о терроризме. (Оформить тетрадь-инструктажа обучающихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск