Скачать 329.68 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет философии и культурологии Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ на заседании кафедры философии Декан факультета и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч Протокол № 7 ___________________ от «16» февраля 2009 г. «___» _________ 2009 г. Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Бакулов В.Д. ____________________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «философские проблемы конкретных дисциплин» Часть I. федерального комплекса цикла ДС по специальности 020100 (030101) «Философ. Преподаватель» заочное отделение Составитель БЕЛОВ А.В. Ростов-на-Дону 2009 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………………………...2 2. Учебно-тематический план курса ……………………………………….……3 3. Программа курса ……………………………………………..………………..3 4. Учебно-тематический план лекций курса …….…………………..….…..…. 9 5. Учебная литература ………………………………………………..…………10 6. Тематика контрольных работ …………………………………………..........10 7. Рекомендуемая литература для выполнения контрольных работ …..…….11 8. Контрольные вопросы и логические задания ………………………………14 9. Вопросы к зачёту по курсу «Философские проблемы конкретных дисциплин». Часть I. ……………….…………………........................................................15 10. Глоссарий ……………………………………………………………………16 Пояснительная записка Цель курса – способствовать осмыслению студентами статуса науки в духовной культуре общества. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Задачи курса: – научить студентов умению анализировать основные мировоззренческие и методологические проблемы современного естествознания в соотношении с гуманитарным знанием; – дать им целостное представление о тенденциях исторического развития науки, и особенно ее современного этапа; – уяснить место и роль науки в системе культуры; – углубить у студентов мировоззренческую и методологическую функции философии. Место курса в учебном процессе. В данном курсе наука (естествознание) рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Учебно-тематический план курса «философские проблемы конкретных дисциплин» ЧАСТЬ I. ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ПРОГРАММА курса «философские проблемы конкретных дисциплин» ЧАСТЬ I. ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Тема 1. Философия, естествознание и гуманитарные науки Место науки в системе материальной и духовной культуры человечества. Наука как форма знания и как социальный институт. Значение науки в эпоху НТР. Взаимосвязь философии и естествознания. Мировоззренческая и методологическая функции философии. Философские категории, коррелирующие с естественнонаучными понятиями. Отличие науки от религии, искусства и философии. Многоуровневость науки. Три уровня естествознания и гуманитарных наук: перцептуальный (чувственный), когнитивный (мыслительный), лингвистический (языковый). Взаимодополнительность естественных и гуманитарных наук. Динамика естественнонаучного познания. Естественнонаучные и гуманитарные традиции в исследовании природных явлений. Тема 2. Мегамир в его многообразии и единстве Вселенная – доступная человеку часть космоса. Специфика идеалов и норм доказательности знаний в космологии. Основания и концептуальная структура космологических теорий: гипотеза Канта и Лапласа: сходство и различие, модель расширяющейся Вселенной А.А. Фридмана и теория горячей Вселенной Г.А. Гамова. Происхождение Вселенной: взгляд религии и науки. Идея «Большого взрыва» и проблема «начала» и «конца» Вселенной как философская проблема. Генезис Вселенной в вакуумной картине мира: физические и философские аспекты. Закон Хаббла и проблема возраста Вселенной. Реликтовое излучение и проблема выбора космологической теории. Понятия пространства и времени, эволюции и стационарности, конечного и бесконечного, причинности и спонтанности в космологических теориях. Мировоззренческие дискуссии вокруг эволюционных проблем в современной космологии. Нестационарность – важнейшая черта эволюционных процессов во Вселенной. Образование и жизнь звезд, источники их энергий. Парадоксы черных дыр. Философские аспекты проблемы жизни и разума во Вселенной. Самоорганизующаяся Вселенная. Роль космических факторов в биологических и социальных процессах. Эпистемологические основания обмена смысловой информацией между космическими цивилизациями. Мировоззренческое значение возможных контактов. Антропный принцип (слабый, сильный, участия, финалистский) и принцип целесообразности в космологии. Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации. Земля – единственная «живая» планета солнечной системы. Астрономия и перспективы космического будущего человечества. Тема 3. Концептуальное содержание наук о Земле Геологическая картина мира. Соотношение геологии с пограничными науками: физикой и химией, с биологией, географией и социальными науками. Определение места геологии в классификации наук – методологическая основа обоснования геологии как науки, раскрытие закономерностей ее внутреннего деления, изучение соотношения законов и методов геологии с законами и методами пограничных дисциплин. Эволюция Земли и ее фазы. Современная концепция развития геосферных оболочек. Географическая оболочка Земли как продукт взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Проблема пространства и времени в геологии. Сущность и свойства геологического пространства. Геологическая шкала времени. Возможные ошибки в определении возраста горных пород по флоре и фауне. Наличие разновозрастных участков земной коры как признак существования отдельных геологических систем со специфическим геологическим круговоротом вещества и специфических форм бытия – геологического пространства и времени. Место географии в классификации наук. Онтологический статус географических объектов и критерии реальности их существования. Физико-географическое крыло географии и его предметная область: геоморфология, биогеография и география почв, ландшафтоведение. Пространственные понятия и формализованные пространственные языки в географии, переход на различные уровни абстрагирования в ходе географического исследования. Проблемы каузального и финалистского объяснения в географии. Картографическое моделирование. Антропоцентрический характер географического синтеза и проблемы страноведения. Критика представлений о жестком делении наук на общественные и естественные. Центральное место социальной географии в системе географических наук. «Конструирование» природно-географической и социально-географической реальности, фундаментальное сходство теоретического инструментария, используемого естественными и общественными науками. Значение междисциплинарных подходов при исследовании проблем, связанных с качеством окружающей среды, проблем обеспечения человечества продовольствием, минеральными и энергетическими ресурсами. Тема 4. Философские проблемы физики и химии Философские проблемы учения о структуре и свойствах материи. Основные физические величины. Проблема соотношения вещества и поля, материи и энергии. Основные уровни иерархии физических объектов. Философские проблемы учения о взаимодействии и движении в современной физике. Философские проблемы теории пространства и времени. Диалектика единства и многообразия свойств пространства и времени. Механическая, электромагнитная и современная квантово-релятивистская картины мира как этапы развития физического познания. Философские проблемы основных концепций классической физики: механики, термодинамики, электродинамики. Философские проблемы основных концепций современной физики: взаимодействия, фундаментальных констант, строения атома, элементарных частиц, корпускулярно-волнового дуализма. Гносеологические и методологические основания фундаментальности физики. Принципы физического познания. Интерпретация экспериментальных данных и подтверждаемость теории. Проблема детерминизма и причинности в современной физике: механический и вероятностный детерминизм. Иерархичность в физическом познании: уровни событий, законов, принципов. Динамические и статистические закономерности в физике. Специфика химического знания и его место в естествознании. Взаимодействие химии с физикой, биологией, геологией и экологией. Отличительные особенности физических и химических преобразований. Становление и эволюция химии. Химия – наука о свойствах веществ и их превращениях. Проблема взаимодействия химических веществ. Химическая реакционная способность веществ. Химическое разложение. Понятие «химический элемент». Периодическая система Д.И. Менделеева как завершающий этап развития учения об элементах. Некоторые проблемы строения химических элементов. Специфика понятия «структура» в химии. Химический синтез и химическое соединение. Непосредственная связь химии с технологией и промышленностью. Классическая атомно-молекулярная теория в химии. Неклассическая химия и ее опора на квантовую теорию. Оценка классической химии с позиций неклассической. Тема 5. Идея национального в науке (Гуманитарный комментарий к определению предмета физики и химии) Проблема определения предмета физики и химии в истории культуры. Отыскание Единого путем изучения множества химических элементов. Поиск физической формы вещества как задача ученого физика. Различие понимания атома физиком и химиком. Химические воззрения в древнегреческой философии, в семитском мире, в Каббале и мистике. Тело как исходное понятие физики, вещество как исходное понятие химии. Отношение к форме и содержанию в физике и химии. Свет и огонь в физике и химии. Физическое действие и химическая реакция. Единое в физике, двоица в химии. Отношение к опыту и эксперименту в физике и химии. Физика как изучение природы, химия как естествоиспытание. Тема 6. Философские проблемы математики и кибернетики Математика и воображаемые миры. Математика – наука об упорядоченных конструктах. Проблема существования математических объектов. Гносеологический статус объектов в классической и конструктивной математике. Абстракции и идеальные объекты в математике. Особенности образования и функционирования математических абстракций. Философские проблемы абстракций потенциальной и актуальной бесконечности. Диалектика взаимодействия внешних и внутренних факторов развития математики. Математическая гипотеза и математическое предвосхищение. Доказательство – фундаментальная характеристика математического познания. Понятие аксиоматического построения теории. Мысленный эксперимент в математике. Аксиоматический и конструктивистский методы математики. Аналогия как общий метод развития математической теории. Количественные и качественные изменения в развитии математики. Математическое моделирование: предпосылки, этапы построения модели, выбор критериев адекватности, проблема интерпретации. Применение математических методов в естествознании. Философский смысл понятий непротиворечивости, полноты и независимости аксиом. Непротиворечивость – главный научный критерий математического знания. Истинность математического знания. Понятие «сложная система». Системный подход и особенности его применения в кибернетике. Кибернетика – наука о процессах управления и самоорганизации сложных систем. Доказательство с помощью компьютера. Понятие «информация». Философские принципы теории информации. ЭВМ и математическое моделирование. Проблема моделирования функций человеческого мозга. Социальные проблемы кибернетики. Тема 7. Идеи эволюции и прогресса в биологии Природа биологического познания. Методология науки о структуре биологического знания, особенностях и специфике научного познания живых объектов и систем. Философия биологии в оценке познавательной и социальной роли наук о жизни в современном обществе. Идея развития в истории биологии («лестница существ» Ж.П. Ламетри, П. Гольбаха, эволюционное учение Ж.Б. Ламарка, теория «естественного отбора» Ч. Дарвина). Определение понятия «эволюция». Основные положения критики дарвинизма Н.Я. Данилевским и Н.Н. Страховым. Синтетическая теория эволюции. Диалектика внутренних и внешних факторов эволюции. Диалектика случайного и необходимого в современной биологии. Структура и основные принципы эволюционной теории. Определение понятия «прогресс» в живой природе. Эволюционная этика как исследование популяционно-генетических механизмов формирования альтруизма в живой природе. Эволюционная эпистемология как распространение эволюционных идей на исследование познания. Эволюционно-генетическое происхождение эстетических эмоций. Тема 8. Основные проблемы генетики и механизм воспроизводства жизни Молекулярно-генетический подход к изучению проблем эволюции. Значение открытия генетической роли нуклеиновых кислот. Молекулярно-генетические механизмы репродукции, биосинтеза белка и обмена веществ. Роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого. «Образ» археклетки – первого организма. Происхождение эукариотной клетки. Сравнение прокариотной и эукариотной клеточной организации. Генные механизмы. Схема «ДНК – РНК – белки». Генетический код. Мутации. Технология рекомбинантных ДНК. От клеток к многоклеточным организмам. Образование органов многоклеточных организмов. Концепция дифференциальной экспрессии генов. Три закона Менделя. Биология поведения. Безусловные и условные рефлексы, инстинкты. Критерии рассудочности животных. Закономерности эволюции биогеосферы. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования. Исследовательская программа «Геном человека». Генетическая и клеточная инженерия. Клонирование: «за» и «против». Биоэтика как единство моральных и правовых норм в медицине. Тема 9. Философские проблемы экологии Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека. Новые экологические акценты современности: урбоэкология, лимиты роста, устойчивое развитие. Идея необходимости нового мирового порядка как способа решения глобальных проблем современности и обеспечения перехода к стратегии устойчивого развития. Проблема сохранения личности в условиях деградации культуры и нарастающего экологического кризиса. Предмет и задачи социальной экологии. Социальная экология как теоретическая основа преодоления экологического кризиса. Духовно-исторические основания преодоления экологического кризиса. Экология и право, политика, экономика. Этические предпосылки решения экологических проблем. Экофилософия как область философского знания, исследующая философские проблемы взаимодействия живых организмов и систем между собой и средой своего обитания. Становление экологии в виде интегральной научной дисциплины: от экологии биологической к экологии человека, социальной экологии, глобальной экологии. Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры. Экофилософия как рефлексия над проблемами среды обитания человека, изменения отношения к бытию самого человека, трансформации общественных механизмов. Тема 10. На пути к планетарному мышлению Основные черты планетарного мышления. Планетарное мышление и культура. Планетарное мышление и ноосфера. Концепция ноогенеза Т. Шардена. Биогеокосмическое и биогеоноокосмическое учение В.И. Вернадского. Воззрения Н.Н. Моисеева на природу и развитие человечества. Влияние космического излучения и солнечной энергии на живые тела и общественные процессы. Космические циклы. Человек как космическое существо. Биогеокосмический подход. Био- и биогеоритмы. Сопряженность и рассогласованность био- и абиологических ритмов. Максимизация ответственности – интегральная ценность человека. Односторонность «технократического оптимизма» и «экологического пессимизма». Необходимость совершенствования этики науки. Пути формирования экологической культуры и планетарного мышления. Роль образования и воспитания в процессе формирования личности. Естественнонаучные основы экологического образования. Роль средств массовой информации в деле экологического образования, воспитания и просвещения населения. Учебно-тематический план лекций Лекция 1. Философия, естествознание и гуманитарные науки 1. Место науки в системе культуры 2. Три уровня естествознания и гуманитарных наук 3. Взаимодополнительность естественных и гуманитарных наук Лекция 2. Мегамир в его многообразии и единстве 1. Основания и концептуальная структура космологических теорий (гипотеза Канта и Лапласа, модель расширяющейся Вселенной А.А. Фридмана и теория горячей Вселенной Г.А. Гамова) 2. Понятия пространства и времени, эволюции и стационарности, конечного и бесконечного, причинности и спонтанности в космологических теориях 3. Роль космических факторов в биологических и социальных процессах. Самоорганизующаяся Вселенная Лекция 3. Концептуальное содержание наук о Земле 1. Геологическая картина мира в неклассической геологии и концепция глобальной эволюции Земли 2. Проблема пространства и времени в геологии и географии 3. Географическая оболочка Земли. Географическая среда как арена жизни человечества Лекция 4. Философские проблемы физики и химии 1. Онтологические проблемы физики 2. Гносеологические и методологические основания фундаментальности физики 3. Специфика химического знания и его место в естествознании Лекция 5. Идея национального в науке. Философские проблемы математики и кибернетики 1. Проблема определения предмета физики и химии в истории культуры и проблема национального в науке 2. Предмет и методы исследования математики и кибернетики 3. Философский смысл понятий непротиворечивости, полноты и независимости аксиом. Проблема истинности математического знания Лекция 6. Философские проблемы биологии
2. Основные философские проблемы генетики и механизм воспроизводства жизни Лекция 7. Философские проблемы социальной экологии 1. Становление экофилософии как новой области философского знания. Цели и задачи экофилософии 2. На пути к планетарному мышлению |
Вопросы к экзамену 5 Задания для контрольных работ 6 Методические... Дисциплина «Методы оптимальных решений» является обязательной частью цикла математических и естественнонаучных дисциплин подготовки... | Методические указания по его изучению и по выполнению контрольных... Л. К. Коростелёва Фармацевтическая технология: Методические указания, программа и контрольные задания для студентов заочного отделения... | ||
Тесты для самостоятельной работы. Для студентов заочной формы работы... Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По физике и химии: 3 тетради (1 тетрадь для выполнения классных и домашних работ, 1 тетрадь для выполнения контрольных работ, 1 тетрадь... | ||
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и... Итоговый контроль усвоения лексико-грамматических навыков осуществляется при выполнении итоговых контрольных работ в конце каждого... | Контрольные вопросы для зачета 11 Темы контрольных работ для студентов заочного отделения 12 Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | ||
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература Н. Г. Багдасарьян, И. Е. Чучайкина, А. В. Чернышева, контрольные вопросы и вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература | Учебной дисциплины опд. 05 Трудовое право задания для выполнения... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания и задания для выполнения контрольных работ... Автор: Ерофеев Н. П. – преподаватель гбоу спо «Салаватский индустриальный колледж» | II. Указания о порядке выполнения контрольных работ Необходимым этапом самостоятельной работы над программным материалом является выполнение контрольных работ по предложенным | ||
Методические указания и задания для выполнения контрольных работ... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Салаватский индустриальный колледж» | Методические указания и задания для выполнения контрольных работ... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Салаватский индустриальный колледж» | ||
Методические указания и задания для выполнения контрольных работ... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Салаватский индустриальный колледж» | Методические указания и задания для выполнения контрольных работ... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Салаватский индустриальный колледж» | ||
Методические указания и задания для выполнения контрольных работ... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Салаватский индустриальный колледж» | Учебно-методический комплекс по дисциплинам по направлению 230700.... Аннотация, информационная справка, темы самостоятепльных и контрольных работ, темы семинарских занятий, вопросы для зачета, вопросы... |