Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания





Скачать 329.68 Kb.
НазваниеЛитература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания
страница1/3
Дата публикации06.08.2013
Размер329.68 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии
Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры философии Декан факультета

и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч

Протокол № 7 ___________________

от «16» февраля 2009 г. «___» _________ 2009 г.

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Бакулов В.Д.

____________________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «философские проблемы конкретных дисциплин» Часть I. федерального комплекса цикла ДС

по специальности 020100 (030101) «Философ. Преподаватель»

заочное отделение

Составитель БЕЛОВ А.В.
Ростов-на-Дону

2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………...2

2. Учебно-тематический план курса ……………………………………….……3

3. Программа курса ……………………………………………..………………..3

4. Учебно-тематический план лекций курса …….…………………..….…..…. 9

5. Учебная литература ………………………………………………..…………10

6. Тематика контрольных работ …………………………………………..........10

7. Рекомендуемая литература для выполнения контрольных работ …..…….11

8. Контрольные вопросы и логические задания ………………………………14

9. Вопросы к зачёту по курсу «Философские проблемы конкретных дисциплин». Часть I. ……………….…………………........................................................15

10. Глоссарий ……………………………………………………………………16
Пояснительная записка
Цель курса – способствовать осмыслению студентами статуса науки в духовной культуре общества. Особое внимание уделяется проблемам кризи­са современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, систе­мам ценностей, на которые ориентируются ученые.

Задачи курса:

– научить студентов умению анализировать основные мировоззренческие и методологические проблемы современного естествознания в соотношении с гуманитарным знанием;

– дать им целостное представление о тенденциях исторического развития науки, и особенно ее современного этапа;

– уяснить место и роль науки в системе культуры;

– углубить у студентов мировоззренческую и методологическую функции философии.

Место курса в учебном процессе. В данном курсе наука (естествознание) рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии.

Учебно-тематический план курса

«философские проблемы конкретных дисциплин»

ЧАСТЬ I. ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ




ТЕМА

Лекции

1.

Философия, естествознание и гуманитарные науки

2

2.

Мегамир в его многообразии и единстве

2

3.

Концептуальное содержание наук о Земле

2

4.

Философские проблемы физики и химии

2

5.

Идея национального в науке (Гуманитарный комментарий к определению предмета физики и химии)

1

6.

Философские проблемы математики и кибернетики

1

7.

Идеи эволюции и прогресса в биологии

1

8.

Основные проблемы генетики и механизм воспроизводства жизни

1

9.

Философские проблемы экологии

1

10.

На пути к планетарному мышлению

1




ИТОГО:

14

ПРОГРАММА курса

«философские проблемы конкретных дисциплин»

ЧАСТЬ I. ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Тема 1. Философия, естествознание и гуманитарные науки
Место науки в системе материальной и духовной культуры человечества. Наука как форма знания и как социальный институт. Значение науки в эпоху НТР. Взаимосвязь философии и естествознания. Мировоззренческая и методологическая функции философии. Философские категории, коррелирующие с естественнонаучными понятиями.

Отличие науки от религии, искусства и философии. Многоуровневость науки. Три уровня естествознания и гуманитарных наук: перцептуальный (чувственный), когнитивный (мыслительный), лингвистический (языковый). Взаимодополнительность естественных и гу­манитарных наук. Динамика естественнонаучного познания. Естественнонаучные и гуманитарные традиции в исследовании природных явлений.
Тема 2. Мегамир в его многообразии и единстве
Вселенная – доступная человеку часть космоса. Специфика идеалов и норм доказательности знаний в космологии. Основания и концептуальная структура космологи­ческих теорий: гипотеза Канта и Лапласа: сходство и различие, модель расширяющейся Вселенной А.А. Фридмана и те­ория горячей Вселенной Г.А. Гамова. Происхождение Вселенной: взгляд религии и науки. Идея «Большого взрыва» и проблема «начала» и «конца» Вселенной как философская проблема. Генезис Вселенной в вакуумной картине мира: физические и философ­ские аспекты. Закон Хаббла и проблема возраста Вселенной. Реликтовое излучение и проблема выбора космологической теории.

Понятия пространства и времени, эволюции и стационарности, ко­нечного и бесконечного, причинности и спонтанности в космологичес­ких теориях. Мировоззренческие дискуссии вокруг эволюционных проблем в со­временной космологии. Нестационарность – важнейшая черта эволюционных процессов во Вселенной. Образование и жизнь звезд, источники их энергий. Парадоксы черных дыр.

Философские аспекты проблемы жизни и разума во Вселенной. Самоорганизующаяся Вселенная. Роль кос­мических факторов в биологических и социальных процессах. Эпистемологические основания об­мена смысловой информацией между космическими цивилизациями. Мировоззренческое значение возможных контактов. Антропный принцип (слабый, сильный, участия, финалистский) и принцип целесообразности в космологии. Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации.

Земля – единственная «живая» планета солнечной системы. Астроно­мия и перспективы космического будущего человечества.
Тема 3. Концептуальное содержание наук о Земле
Геологическая картина мира. Соотношение геологии с пограничными науками: физикой и химией, с биологией, географией и социальными науками. Определение места геологии в классификации наук – ме­тодологическая основа обоснования геологии как науки, раскры­тие закономерностей ее внутреннего деления, изучение соотношения за­конов и методов геологии с законами и методами пограничных дисциплин.

Эволюция Земли и ее фазы. Современная концепция развития геосферных оболочек. Географическая оболочка Земли как продукт взаимодействия лито­сферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.

Проблема пространства и времени в геологии. Сущность и свойства геологического пространства. Геологическая шкала времени. Возможные ошибки в определении возраста горных пород по флоре и фауне. Наличие разновоз­растных участков земной коры как признак существования отдельных геологических систем со специфическим геологическим круговоротом вещества и специфических форм бытия – геологического пространст­ва и времени.

Место географии в клас­сификации наук. Онтологический статус гео­графических объектов и критерии реальности их существования. Физико-географическое крыло географии и его предметная область: геоморфология, биогеография и география почв, ландшафтоведение. Пространствен­ные понятия и формализованные пространственные языки в географии, переход на различные уровни абстрагирования в ходе географического исследования. Проблемы кау­зального и финалистского объяснения в географии. Картографическое моделирование.

Антропоцентрический характер географического синтеза и проблемы страноведения. Критика представлений о жестком делении наук на об­щественные и естественные. Центральное место социальной географии в системе географических наук. «Конструирование» природно-географической и социально-географической реальности, фундаментальное сход­ство теоретического инструментария, используемого естественными и общественными науками. Значение междисциплинарных подходов при исследовании проблем, связанных с качеством окружаю­щей среды, проблем обеспечения человечества продовольствием, мине­ральными и энергетическими ресурсами.
Тема 4. Философские проблемы физики и химии
Философские проблемы учения о структуре и свойствах материи. Основные физические величины. Проблема соотношения вещества и поля, материи и энергии. Основные уровни иерархии физических объектов.

Философские проблемы учения о взаимодействии и движении в современной физике. Философские проблемы теории пространства и времени. Диалектика единства и многообразия свойств пространства и времени.

Механическая, электромагнит­ная и современная квантово-релятивистская картины мира как этапы развития физического познания. Философские проблемы основных концепций классической физики: механики, термодинамики, электродинамики. Философские проблемы основных концепций современной физики: взаимодействия, фундаментальных констант, строения атома, элементарных частиц, корпускулярно-волнового дуализма.

Гносеологические и методологичес­кие основания фундаментальности физики. Принципы физического познания. Интерпретация эксперименталь­ных данных и подтверждаемость теории. Проблема детерминизма и причинности в современной физике: механический и вероятностный детерминизм. Иерархичность в физическом познании: уровни событий, законов, принципов. Динамические и статистические закономерности в физике.

Специфика химического знания и его место в естествознании. Взаимодействие химии с физикой, биологией, геологией и экологией. Отличительные особенности физических и химических преобразований.

Становление и эволюция химии. Химия – наука о свойствах веществ и их превращениях. Проблема взаимодействия химических веществ. Химическая ре­акционная способность веществ. Химическое разложение. Понятие «химический элемент». Периодическая система Д.И. Менделеева как завершающий этап развития учения об элементах. Некоторые проблемы строения химических элементов. Специфика понятия «структура» в химии.

Химический синтез и химическое соединение. Непосредственная связь хи­мии с технологией и промышленностью.

Классическая атомно-молекулярная теория в химии. Неклассическая химия и ее опора на квантовую теорию. Оценка классической химии с по­зиций неклассической.
Тема 5. Идея национального в науке

(Гуманитарный комментарий к определению предмета физики и химии)
Проблема определения предмета физики и химии в истории культуры. Отыскание Единого путем изучения множества химических элементов. Поиск физической формы вещества как задача ученого физика. Различие понимания атома физиком и химиком.

Химические воззрения в древнегреческой философии, в семитском мире, в Каббале и мистике.

Тело как исходное понятие физики, вещество как исходное понятие химии. Отношение к форме и содержанию в физике и химии. Свет и огонь в физике и химии. Физическое действие и химическая реакция. Единое в физике, двоица в химии. Отношение к опыту и эксперименту в физике и химии. Физика как изучение природы, химия как естествоиспытание.
Тема 6. Философские проблемы математики и кибернетики
Математика и воображаемые миры. Математика – наука об упорядоченных конструктах. Проблема существования математических объектов. Гносеологический статус объектов в классической и конструктивной математике. Абстракции и идеальные объекты в математике. Особен­ности образования и функционирования математических абстракций. Философские проблемы абстракций потенциальной и актуальной бесконечности. Диалектика взаимодействия внешних и внутренних факторов развития математики. Математическая гипотеза и математическое предвосхищение. Доказательство – фундаментальная характеристика мате­матического познания. Понятие аксиоматического построения теории.

Мыслен­ный эксперимент в математике. Аксиоматический и конструктивистский ме­тоды математики. Аналогия как общий метод развития математической теории. Количественные и качественные изменения в развитии математики. Математическое моделирование: предпосылки, этапы построения модели, выбор критериев адекватности, проблема интерпретации. Применение математических методов в естествознании.

Философский смысл понятий непротиворечивости, полноты и независимости аксиом. Непроти­воречивость – главный научный критерий математического знания. Истинность математического знания.

Понятие «сложная система». Системный подход и особенности его применения в кибернетике. Кибернетика – наука о процессах управления и самоорганизации сложных систем. Доказательство с помощью компьютера.

Понятие «информация». Философские принципы теории информации. ЭВМ и математическое моделирование. Проблема моделирования функций человеческого мозга. Социальные проблемы кибернетики.
Тема 7. Идеи эволюции и прогресса в биологии
Природа биологического познания. Методология науки о структуре биологического знания, особенностях и специфике научного познания живых объектов и систем. Философия биологии в оценке познавательной и социальной роли наук о жизни в современном обществе.

Идея развития в истории биологии («лестница существ» Ж.П. Ламетри, П. Гольбаха, эволюционное учение Ж.Б. Ламарка, теория «естественного отбора» Ч. Дарвина). Определение понятия «эволюция». Основные положения критики дарвинизма Н.Я. Данилевским и Н.Н. Страховым.

Синтетическая теория эволюции. Диалектика внутренних и внешних факторов эволюции. Диалектика случайного и необходимого в современной биологии. Структура и основные принципы эволюционной теории. Определение понятия «прогресс» в живой природе.

Эволюционная этика как исследование популяционно-генетических механизмов формирования альтруизма в живой природе. Эво­люционная эпистемология как распространение эволюционных идей на исследование познания. Эволюционно-генетическое происхождение эстетических эмоций.
Тема 8. Основные проблемы генетики

и механизм воспроизводства жизни
Молекулярно-генетический подход к изучению проблем эволюции. Значение открытия генетической роли нуклеиновых кислот. Молекулярно-генетические механизмы репродукции, био­синтеза белка и обмена веществ. Роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого. «Образ» археклетки – первого организма. Происхождение эукариотной клетки. Сравнение прокариотной и эукариотной клеточной организации.

Генные механизмы. Схема «ДНК – РНК – белки». Генетический код. Мута­ции. Технология рекомбинантных ДНК. От клеток к мно­гоклеточным организмам. Образование ор­ганов многоклеточных организмов. Концепция дифференциальной экспрес­сии генов. Три закона Менделя.

Биология поведения. Безусловные и условные рефлексы, инстинк­ты. Критерии рассудочности животных. Закономерности эволюции биогеосферы.

Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования. Исследовательская программа «Геном человека». Генетическая и клеточная инженерия. Клонирование: «за» и «против». Биоэтика как единство моральных и правовых норм в медицине.

Тема 9. Философские проблемы экологии
Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека. Новые экологические акценты современности: урбоэкология, лимиты роста, устойчивое развитие. Идея необходимости нового мирового порядка как способа решения глобальных проблем современности и обеспечения перехода к стратегии устойчивого развития. Проблема сохранения личности в условиях деградации культуры и нарастающего экологического кризиса.

Предмет и задачи социальной эколо­гии. Социальная экология как теоретическая основа преодоления экологического кризиса. Духовно-исторические основания преодоления экологического кри­зиса. Экология и право, политика, экономика. Этические предпосылки решения экологических проблем.

Экофилософия как область философского знания, исследующая философские проблемы взаимодействия живых организмов и систем между собой и средой своего обитания. Становление экологии в виде интегральной научной дисциплины: от экологии биологической к экологии человека, социальной экологии, глобальной экологии. Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоз­зренческую установку современной культуры. Экофилософия как ре­флексия над проблемами среды обитания человека, изменения отно­шения к бытию самого человека, трансформации общественных механизмов.
Тема 10. На пути к планетарному мышлению
Основные черты планетарного мышления. Планетарное мышление и культура. Планетарное мышление и ноосфера. Концепция ноогенеза Т. Шардена. Биогеокосмическое и биогеоноокосмическое учение В.И. Вернадского. Воззрения Н.Н. Моисеева на природу и развитие человечества.

Влияние космического излучения и солнечной энергии на живые
тела и общественные процессы. Космические циклы. Человек как космическое существо. Биогеокосмический подход. Био- и биогеоритмы. Сопряженность и рассогласованность био- и абиологических ритмов.

Максимизация ответственности – интегральная цен­ность человека. Односторонность «технократического оптимизма» и «экологического пессимизма». Необходимость совершенствования этики науки.

Пути формирования экологической культуры и планетарного мышления. Роль образования и воспитания в процессе формирования личности. Естественнонаучные основы экологическо­го образования. Роль средств массовой информации в деле эколо­гического образования, воспитания и просвещения населения.
Учебно-тематический план лекций
Лекция 1. Философия, естествознание и гуманитарные науки
1. Место науки в системе культуры

2. Три уровня естествознания и гуманитарных наук

3. Взаимодополнительность естественных и гу­манитарных наук
Лекция 2. Мегамир в его многообразии и единстве
1. Основания и концептуальная структура космологи­ческих теорий (гипотеза Канта и Лапласа, модель расширяющейся Вселенной А.А. Фридмана и те­ория горячей Вселенной Г.А. Гамова)

2. Понятия пространства и времени, эволюции и стационарности, ко­нечного и бесконечного, причинности и спонтанности в космологичес­ких теориях

3. Роль кос­мических факторов в биологических и социальных процессах. Самоорганизующаяся Вселенная
Лекция 3. Концептуальное содержание наук о Земле
1. Геологическая картина мира в неклассической геологии и концепция глобальной эволюции Земли

2. Проблема пространства и времени в геологии и географии

3. Географическая оболочка Земли. Географическая среда как арена жизни человечества
Лекция 4. Философские проблемы физики и химии
1. Онтологические проблемы физики

2. Гносеологические и методологичес­кие основания фундаментальности физики

3. Специфика химического знания и его место в естествознании
Лекция 5. Идея национального в науке.

Философские проблемы математики и кибернетики
1. Проблема определения предмета физики и химии в истории культуры и проблема национального в науке

2. Предмет и методы исследования математики и кибернетики

3. Философский смысл понятий непротиворечивости, полноты и независимости аксиом. Проблема истинности математического знания
Лекция 6. Философские проблемы биологии


  1. Идеи эволюции и прогресса в биологии

2. Основные философские проблемы генетики и механизм воспроизводства жизни
Лекция 7. Философские проблемы социальной эколо­гии
1. Становление экофилософии как новой области философского знания. Цели и задачи экофилософии

2. На пути к планетарному мышлению

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания iconВопросы к экзамену 5 Задания для контрольных работ 6 Методические...
Дисциплина «Методы оптимальных решений» является обязательной частью цикла математических и естественнонаучных дисциплин подготовки...
Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания iconМетодические указания по его изучению и по выполнению контрольных...
Л. К. Коростелёва Фармацевтическая технология: Методические указания, программа и контрольные задания для студентов заочного отделения...
Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания iconТесты для самостоятельной работы. Для студентов заочной формы работы...
Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания
Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По физике и химии: 3 тетради (1 тетрадь для выполнения классных и домашних работ, 1 тетрадь для выполнения контрольных работ, 1 тетрадь...
Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания iconКонтрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и...
Итоговый контроль усвоения лексико-грамматических навыков осуществляется при выполнении итоговых контрольных работ в конце каждого...
Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания iconКонтрольные вопросы для зачета 11 Темы контрольных работ для студентов заочного отделения 12
Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006
Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания iconКонтрольные вопросы и вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература
Н. Г. Багдасарьян, И. Е. Чучайкина, А. В. Чернышева, контрольные вопросы и вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература
Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания iconУчебной дисциплины опд. 05 Трудовое право задания для выполнения...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания iconМетодические указания и задания для выполнения контрольных работ...
Автор: Ерофеев Н. П. – преподаватель гбоу спо «Салаватский индустриальный колледж»
Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания iconII. Указания о порядке выполнения контрольных работ
Необходимым этапом самостоятельной работы над программным материалом является выполнение контрольных работ по предложенным
Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания iconМетодические указания и задания для выполнения контрольных работ...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Салаватский индустриальный колледж»
Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания iconМетодические указания и задания для выполнения контрольных работ...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Салаватский индустриальный колледж»
Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания iconМетодические указания и задания для выполнения контрольных работ...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Салаватский индустриальный колледж»
Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания iconМетодические указания и задания для выполнения контрольных работ...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Салаватский индустриальный колледж»
Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания iconМетодические указания и задания для выполнения контрольных работ...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Салаватский индустриальный колледж»
Литература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания iconУчебно-методический комплекс по дисциплинам по направлению 230700....
Аннотация, информационная справка, темы самостоятепльных и контрольных работ, темы семинарских занятий, вопросы для зачета, вопросы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск