Курс по выбору «удивительный мир звука»





Скачать 104.22 Kb.
НазваниеКурс по выбору «удивительный мир звука»
Дата публикации23.12.2014
Размер104.22 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Физика > Программа курса


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПИЛЮГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Оренбургской области, Бугурусланского района, с. Пилюгино, ул. Чапаевская 54


Курс по выбору
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗВУКА»
программа составлена для учащихся 9 класса

физико-математического профиля


Программа составлена учителем

физики первой категории МОУ «Пилюгинская СОШ»

Оренбургской области,

Бугурусланского района

Кошелевой Т.А. Утверждена на заседании РМО учителей физики

протокол № 2 от 25.08.2009





Бугуруслан

2009

Пояснительная записка

Программа предназначена для учащихся 9-х классов, для удовлетворения разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки школьного курса. Характерной приметой нашего времени является взаимопроникновение отдельных наук, образование комплексных областей знания и их бурное развитие. Физика оказала огромное влияние на ряд
смежных наук и производство. Области акустических колебаний непрерывно
расширяются. Однако едва ли они где-либо так многообразны, как в
судовождении и судостроении. Это - эхолотирование и поиск подводных
объектов, контроль толщины и качества стальных листов и ультразвуковая
очистка, резка и сварка и ещё многое другое. Уменьшение шума и вибрации,
- борьба с акустическими колебаниями имеет не меньшее значение, чем их
полезное применение. В наши дни радио, телевидение и популярная
литература активно знакомят с достижениями аэро-, гидро- и геоакустике, о
беспроводной телефонии, с ролью акустики в освоении мирового океана. В
школьном курсе вопросы акустики рассмотрены в очень узком диапазоне.
Данный курс позволит узнать много интересного и важного о законах звука.
Пройдя данный предпрофильный курс, учащиеся пополнят и расширят свои
знания. Программа рассчитана на 17 учебных часов.

Цель предпрофильного курса - создание ориентационной и
мотивационной основы в самоопределение учеников относительно профиля
дальнейшего обучения.

Задачи:

• ознакомление школьников с историей возникновения акустики как
науки;

• ознакомление учащихся с физическими методами исследования с
помощью звука, которые находят широкое в технике и производстве

• показ единства законов природы;

• применение законов физики к звуковым явлениям;

• привитие интереса к физике;

• углубление знаний о звуке;

• развитие познавательных интересов, творческой активности в процессе
самостоятельного приобретения знаний;

• показать применимость законов физики к повседневной жизни
человека.

Ведущие идеи разделов

Программа курса имеет традиционное деление на рубрики: тема, её
содержание, время изучения, практические работы по теме, демонстрации,
творческие задания, проекты, презентации, экскурсии, в конце приводится
список литературы. Обобщающее занятие можно провести в виде
конференции, защиты проектов, презентаций.

Курс построен с опорой на знания, умения и навыки, полученные
учащимися в основной школе, практический опыт учащихся с элементами
опережающего обучения. Занятия могут проводиться в разнообразной форме.
Ведущими занятиями являются лекции, семинары, практические занятия.
Практическое знакомство учащихся с экспериментальным методом можно
проводить в форме проведения небольших самостоятельных наблюдений,
опытов, исследований. Домашние задания предполагаются в основном
творческого характера: проведение экспериментов, наблюдений, создание проектов, презентаций, рефератов и т.д.

Формы и методы работы:

1. Лекции и беседы

2. Ученический эксперимент

3. Решение качественных и расчётных задач

4. Игровые моменты

5. Постановка проблемы и её решение

6. Подготовка проектов и презентаций, рефератов

7. Научная конференция.

Содержание курса

1. От истоков акустики к нашим дням. Что такое звук. (2ч)

История возникновения акустики как науки о звуке. Понятие звука. Понятие
звуковой волны
Основные виды работ:

• проведение входной диагностики;

• лекция;

• решение исследовательских задач (сравнение скорости звука в воздухе, в воде и в земле);

2. Звуки в воздухе, в земле, в воде, в космосе. (2ч)

Звук в воздухе, его скорость. Звук на различных высотах атмосферы. Звуки в
земле. Землетрясения и звук. Сейсмические исследования. Скорость звука в
земле. Звуки в воде, скорость звука в воде.
Гидроакустика.

Основные виды работ:

• лекция;

• решение исследовательских задач (сравнение скорости звука в
воздухе, в воде и в земле);

3. Звуковая энергия. Изоляция звука. (1ч)

Акустическое сопротивление. Среды. Звуковая энергия. Резонанс и
резонаторы. Вред звукового резонанса. Изоляция звука, способы изоляции
звука. Масса и звукоизоляция. Отверстия и щели - воронки для звука.
Звукопоглотители.

Основные виды работ:

• лекция;

• экскурсия в концертный зал.

4. Диффузный звук. Вибрация и удары. (2ч)

«Акустический мост» в помещениях. Понятие вибрации и ударов звука.
Звуковые колебания и трение. Вибропоглощающие покрытия.
Основные виды работ:

• лекция;

• демонстрация диффузного звука;

• исследование звука от ударов по различным пластинам.

5. Автоколебания звука. (1ч)

Автоколебания природные и искусственные. Голос человека, поющие пески.
Достоинства и недостатки автоколебаний.
Основные виды работ:

• лекция;

• демонстрация различных видов автоколебаний (поток жидкости,
ветер, голос человека)

• исследование периодических колебаний и автоколебаний.

6. Ультразвук и инфразвук. (2ч)

Понятие ультразвука и инфразвука. Применение ультразвука. Применение
инфразвука.

Основные виды работ:

• семинар;

• решение практических задач с использованием ультразвука.

7. Биофизика, колебания, звук. (1ч)

Звуки леса, голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире.
Биоакустика рыб. Слуховой аппарат человека. Метод выстукивания -
перкуссия. Выслушивание - аускультация. Регистрация звуков сердца и
лёгких. Ультразвук и его роль в медицине и биологии. «Акустические очки».
Аппарат - предсказатель шторма.
Основные виды работ:

• семинар;

• практическая работа;

• применение ультразвука в медицине - экскурсия.

8. Зрение и слух. Угрожающий мир звука. (2ч)

Понятие «децибел». Болевой порог. Область слухового восприятия человека
и животных. Зрение и речь. Маскировка звука. Угрожающий мир звука.
Шумы. Звукозащитные средства. Опасность «глухого угла».
Основные виды работ:

• лекция;

• изготовление наглядных пособий;

• защита реферата.

9. Физика и музыка. (1ч)

Светомузыка. Понятие тембра, высоты и громкости звука. Музыка радующая
и работающая. Музыка лечащая и калечащая.

Основные виды работ:

• лекция;

• исследование влияния различных типов музыки на человека;

10. Эхолокация в природе. Эхо. (1ч)

Понятие «эхо». Эхо в мире живой природы: дельфины, бабочки, рыбы, птицы, человек.

Основные виды работ:

• лекция;

• демонстрация эха.

• Реферат.

11. Научная конференция. (2ч)

Защита проектов, презентаций, рефератов. Выходная диагностика.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (17 ч.)



Наименование раздела и тем курса

Форма проведения

Всего

часов

Форма контроля

1

От истоков акустики к нашим дням.

лекция

решение исследовательских задач

1

Вводная диагностика

2

Что такое звук.

лекция

практикум по решению задач

1




3

Звуки в воздухе, в земле, в воде, в космосе.

лекция

практикум по решению задач

1




4

Звуки в воздухе, в земле, в воде, в космосе

семинар;

практическая работа

1




5

Звуковая энергия. Изоляция звука

лекция

экскурсия

1




6

Диффузный звук.

лекция

исследование

1




7

Вибрация и удары

лекция;

изготовление наглядных пособий

1




8

Автоколебания звука

лекция

исследование

1




9

Ультразвук и инфразвук

лекция

практикум по решению задач

1




10

Ультразвук и инфразвук

лекция

практикум по решению задач

1




11

Биофизика, колебания, звук

Семинар

Практическая работа

1




12

Зрение и слух.

лекция;

изготовление наглядных пособий

1




13

Угрожающий мир звука.

лекция

исследование

1




14

Физика и музыка

лекция

исследование

1




15

Эхолокация в природе. Эхо

лекция

демонстрации

1

Выходная диагностика

16,

17

Научная конференция





2

Защита проектов,

презентаций,

рефератов

Всего 17 ч.


Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате обучения на профильном уровне учащийся должен:

  • понимать основные явления и законы акустики

  • знать способы и приемы использования акустических явлений;

  • уметь работать в группе;

  • уметь строить план исследования, проводить эксперименты;

  • уметь представлять и оформлять результаты работы в форме проектов, рефератов.

Данный курс поможет подготовить учащихся 9 класса к итоговой государственной аттестации за курс основной школы.

Литература

1. Клюкин И.И. Удивительный мир звука. Ленинград: «Судостроение»,
1986.

2. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. М.: ПросвещениеД988.

3. Ильченко В.Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. М.:
Просвещение, 1986.

4. Кацц Б. Решение задач по физике живой природы. Физика в школе,
1975, №6.

5. Хорбенко И.Г. Звук. Ультразвук. Инфразвук. М.: Знание, 1986.

6. Кудрявцев Б.Б. Неслышимые звуки. М.: научно-популярная
библиотека, 1980.

7. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 1. М.: Наука,1983.

8. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 2. М.: Наука,198

9. Верн О. Кнудсен - Архитектурная акустика. Издательство: ЛКИ, 2007 г

10. В.В. Давыдов - Акустика помещений. Издательство - С-Петербургский институт кино и телевидения, 2008 г.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс по выбору «удивительный мир звука» iconИ. Клюкин Удивительный мир звука
Они сопровождаются интереснейшими физическими и иногда физиологическими явлениями
Курс по выбору «удивительный мир звука» iconПрограмма курса по выбору “Мир путешествий” соответствует целям предпрофильного...
Знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный...
Курс по выбору «удивительный мир звука» iconЭлективный курс по физике, 9 класс пояснительная записка
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных...
Курс по выбору «удивительный мир звука» iconПрограмма элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена...
Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных...
Курс по выбору «удивительный мир звука» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Погружение» учащихся в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир
Курс по выбору «удивительный мир звука» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«погружение» в удивительный мир сказочника, вживание в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства
Курс по выбору «удивительный мир звука» iconПрограммы курсов по выбору для предпрофильной подготовки в 9-ых классах (химия)
Данный курс рассчитан на 12 часов. Рекомендован для преподавания в 9 классе как курс по выбору
Курс по выбору «удивительный мир звука» iconТематическое планирование № темы Тема Количество часов
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
Курс по выбору «удивительный мир звука» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
Курс по выбору «удивительный мир звука» iconН. В. Голдобиной Школы, как и люди: у каждой своё лицо, свой взгляд...
С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором предстоит разобраться, что-то познать и постичь. Школа...
Курс по выбору «удивительный мир звука» iconТема урока: Источники звука, высота, громкость, тембр звука
Это отрывок из великолепного документального фильма «микрокосмос». Очень советую посмотреть. Фильм погружает в волшебный мир природы,...
Курс по выбору «удивительный мир звука» iconТема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными...
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
Курс по выбору «удивительный мир звука» iconЦентральное окружное управление образования департамента образования...
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
Курс по выбору «удивительный мир звука» icon«Этот удивительный симметричный мир»
Ооипкро : Забарова Е. А., Иванова В. И., Ильина С. Ю., Полоненко А. В., Солодовникова С. Ф., Тарасова Н. Н., Тимина Н. Н., Ягофарова...
Курс по выбору «удивительный мир звука» iconКонспект урока литературы в 5 классе Тема урока: «Где ты, Андерсен,...
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
Курс по выбору «удивительный мир звука» iconТема: «удивительный мир пчел»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск