Скачать 104.22 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПИЛЮГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Оренбургской области, Бугурусланского района, с. Пилюгино, ул. Чапаевская 54 Курс по выбору «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗВУКА» программа составлена для учащихся 9 класса физико-математического профиля Программа составлена учителем физики первой категории МОУ «Пилюгинская СОШ» Оренбургской области, Бугурусланского района Кошелевой Т.А. Утверждена на заседании РМО учителей физики протокол № 2 от 25.08.2009 Бугуруслан 2009 Пояснительная записка Программа предназначена для учащихся 9-х классов, для удовлетворения разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки школьного курса. Характерной приметой нашего времени является взаимопроникновение отдельных наук, образование комплексных областей знания и их бурное развитие. Физика оказала огромное влияние на ряд смежных наук и производство. Области акустических колебаний непрерывно расширяются. Однако едва ли они где-либо так многообразны, как в судовождении и судостроении. Это - эхолотирование и поиск подводных объектов, контроль толщины и качества стальных листов и ультразвуковая очистка, резка и сварка и ещё многое другое. Уменьшение шума и вибрации, - борьба с акустическими колебаниями имеет не меньшее значение, чем их полезное применение. В наши дни радио, телевидение и популярная литература активно знакомят с достижениями аэро-, гидро- и геоакустике, о беспроводной телефонии, с ролью акустики в освоении мирового океана. В школьном курсе вопросы акустики рассмотрены в очень узком диапазоне. Данный курс позволит узнать много интересного и важного о законах звука. Пройдя данный предпрофильный курс, учащиеся пополнят и расширят свои знания. Программа рассчитана на 17 учебных часов. Цель предпрофильного курса - создание ориентационной и мотивационной основы в самоопределение учеников относительно профиля дальнейшего обучения. Задачи: • ознакомление школьников с историей возникновения акустики как науки; • ознакомление учащихся с физическими методами исследования с помощью звука, которые находят широкое в технике и производстве • показ единства законов природы; • применение законов физики к звуковым явлениям; • привитие интереса к физике; • углубление знаний о звуке; • развитие познавательных интересов, творческой активности в процессе самостоятельного приобретения знаний; • показать применимость законов физики к повседневной жизни человека. Ведущие идеи разделов Программа курса имеет традиционное деление на рубрики: тема, её содержание, время изучения, практические работы по теме, демонстрации, творческие задания, проекты, презентации, экскурсии, в конце приводится список литературы. Обобщающее занятие можно провести в виде конференции, защиты проектов, презентаций. Курс построен с опорой на знания, умения и навыки, полученные учащимися в основной школе, практический опыт учащихся с элементами опережающего обучения. Занятия могут проводиться в разнообразной форме. Ведущими занятиями являются лекции, семинары, практические занятия. Практическое знакомство учащихся с экспериментальным методом можно проводить в форме проведения небольших самостоятельных наблюдений, опытов, исследований. Домашние задания предполагаются в основном творческого характера: проведение экспериментов, наблюдений, создание проектов, презентаций, рефератов и т.д. Формы и методы работы: 1. Лекции и беседы 2. Ученический эксперимент 3. Решение качественных и расчётных задач 4. Игровые моменты 5. Постановка проблемы и её решение 6. Подготовка проектов и презентаций, рефератов 7. Научная конференция. Содержание курса 1. От истоков акустики к нашим дням. Что такое звук. (2ч) История возникновения акустики как науки о звуке. Понятие звука. Понятие звуковой волны Основные виды работ: • проведение входной диагностики; • лекция; • решение исследовательских задач (сравнение скорости звука в воздухе, в воде и в земле); 2. Звуки в воздухе, в земле, в воде, в космосе. (2ч) Звук в воздухе, его скорость. Звук на различных высотах атмосферы. Звуки в земле. Землетрясения и звук. Сейсмические исследования. Скорость звука в земле. Звуки в воде, скорость звука в воде. Гидроакустика. Основные виды работ: • лекция; • решение исследовательских задач (сравнение скорости звука в воздухе, в воде и в земле); 3. Звуковая энергия. Изоляция звука. (1ч) Акустическое сопротивление. Среды. Звуковая энергия. Резонанс и резонаторы. Вред звукового резонанса. Изоляция звука, способы изоляции звука. Масса и звукоизоляция. Отверстия и щели - воронки для звука. Звукопоглотители. Основные виды работ: • лекция; • экскурсия в концертный зал. 4. Диффузный звук. Вибрация и удары. (2ч) «Акустический мост» в помещениях. Понятие вибрации и ударов звука. Звуковые колебания и трение. Вибропоглощающие покрытия. Основные виды работ: • лекция; • демонстрация диффузного звука; • исследование звука от ударов по различным пластинам. 5. Автоколебания звука. (1ч) Автоколебания природные и искусственные. Голос человека, поющие пески. Достоинства и недостатки автоколебаний. Основные виды работ: • лекция; • демонстрация различных видов автоколебаний (поток жидкости, ветер, голос человека) • исследование периодических колебаний и автоколебаний. 6. Ультразвук и инфразвук. (2ч) Понятие ультразвука и инфразвука. Применение ультразвука. Применение инфразвука. Основные виды работ: • семинар; • решение практических задач с использованием ультразвука. 7. Биофизика, колебания, звук. (1ч) Звуки леса, голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире. Биоакустика рыб. Слуховой аппарат человека. Метод выстукивания - перкуссия. Выслушивание - аускультация. Регистрация звуков сердца и лёгких. Ультразвук и его роль в медицине и биологии. «Акустические очки». Аппарат - предсказатель шторма. Основные виды работ: • семинар; • практическая работа; • применение ультразвука в медицине - экскурсия. 8. Зрение и слух. Угрожающий мир звука. (2ч) Понятие «децибел». Болевой порог. Область слухового восприятия человека и животных. Зрение и речь. Маскировка звука. Угрожающий мир звука. Шумы. Звукозащитные средства. Опасность «глухого угла». Основные виды работ: • лекция; • изготовление наглядных пособий; • защита реферата. 9. Физика и музыка. (1ч) Светомузыка. Понятие тембра, высоты и громкости звука. Музыка радующая и работающая. Музыка лечащая и калечащая. Основные виды работ: • лекция; • исследование влияния различных типов музыки на человека; 10. Эхолокация в природе. Эхо. (1ч) Понятие «эхо». Эхо в мире живой природы: дельфины, бабочки, рыбы, птицы, человек. Основные виды работ: • лекция; • демонстрация эха. • Реферат. 11. Научная конференция. (2ч) Защита проектов, презентаций, рефератов. Выходная диагностика. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (17 ч.)
Требования к уровню подготовки выпускников: В результате обучения на профильном уровне учащийся должен:
Данный курс поможет подготовить учащихся 9 класса к итоговой государственной аттестации за курс основной школы. Литература 1. Клюкин И.И. Удивительный мир звука. Ленинград: «Судостроение», 1986. 2. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. М.: ПросвещениеД988. 3. Ильченко В.Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 1986. 4. Кацц Б. Решение задач по физике живой природы. Физика в школе, 1975, №6. 5. Хорбенко И.Г. Звук. Ультразвук. Инфразвук. М.: Знание, 1986. 6. Кудрявцев Б.Б. Неслышимые звуки. М.: научно-популярная библиотека, 1980. 7. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 1. М.: Наука,1983. 8. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 2. М.: Наука,198 9. Верн О. Кнудсен - Архитектурная акустика. Издательство: ЛКИ, 2007 г 10. В.В. Давыдов - Акустика помещений. Издательство - С-Петербургский институт кино и телевидения, 2008 г. |
И. Клюкин Удивительный мир звука Они сопровождаются интереснейшими физическими и иногда физиологическими явлениями | Программа курса по выбору “Мир путешествий” соответствует целям предпрофильного... Знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный... | ||
Элективный курс по физике, 9 класс пояснительная записка Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных... | Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена... Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Погружение» учащихся в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «погружение» в удивительный мир сказочника, вживание в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства | ||
Программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки в 9-ых классах (химия) Данный курс рассчитан на 12 часов. Рекомендован для преподавания в 9 классе как курс по выбору | Тематическое планирование № темы Тема Количество часов «погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление... | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... «погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление... | Н. В. Голдобиной Школы, как и люди: у каждой своё лицо, свой взгляд... С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором предстоит разобраться, что-то познать и постичь. Школа... | ||
Тема урока: Источники звука, высота, громкость, тембр звука Это отрывок из великолепного документального фильма «микрокосмос». Очень советую посмотреть. Фильм погружает в волшебный мир природы,... | Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными... «погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление... | ||
Центральное окружное управление образования департамента образования... «погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление... | «Этот удивительный симметричный мир» Ооипкро : Забарова Е. А., Иванова В. И., Ильина С. Ю., Полоненко А. В., Солодовникова С. Ф., Тарасова Н. Н., Тимина Н. Н., Ягофарова... | ||
Конспект урока литературы в 5 классе Тема урока: «Где ты, Андерсен,... «погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление... | Тема: «удивительный мир пчел» ... |