1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины - овладение знаниями об общих закономерностей развития функционирования иммунной системы при заболеваниях, обусловленных нарушением иммунных механизмов, а также принципов диагностики, иммунокоррекции и профилактики болезней иммунной системы.
При этом задачами дисциплины являются:
формирование у студентов представления о предмете иммунологии и об иммунной системе как одной из систем организма необходимой для поддержания субъективной индивидуальности;
приобретение студентом знаний об общей и клинической иммунологии с аллергологией;
изучение причин и патогенеза основных иммунных нарушений: аутоиммунных, аллергических, иммуннодефицитных;
освоение студентом основ рациональной иммунодиагностики, используя методы оценки иммунного статуса и интерпретация результатов иммунного обследования;
приобретение студентом знаний об иммунитете слизистых оболочек и особенностях иммунной защиты тканей ротовой полости и челюстно-лицевой области;
изучение принципов коррекции основных нарушений иммунной системы: аутоиммунных, аллергических, иммунодефицитных;
освоение студентом значений иммунных нарушений в патогенезе различных стоматологических заболеваний;
формирование представления о принципах иммунокоррекции.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
Дисциплина «Иммунология» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин (базовая часть) по специальности
«Стоматология» 060201,65 высшего профессионального медицинского образования, изучается в третьем и четвертом семестрах.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; психология, педагогика; история медицины; латинский язык);
в цикле математических, естественнонаучных дисциплин (физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия, биохимия полости рта; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта; нормальная физиология; патофизиология; микробиология, вирусология; фармакология; патологическая анатомия, патанатомия головы и шеи);
в профессиональном цикле (гигиена, общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; пропедевтика внутренних болезней; общая хирургия, хирургические болезни; экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; педиатрия).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
(КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)
Процесс изучения дисциплины «Иммунология» направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК):
ОК-1
| способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| ОК-2
| способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, к самосовершенствованию
| ОК-5
| способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
| ОК-7
| готов и способен использовать методы управления; организовывать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции
| ОК-8
| способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией
|
| б) профессиональные (ПК):
| ПК-2
| способен и готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат
| ПК-3
| способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
| ПК-4
| способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную
| ПК-7
| - способен и готов применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций
| ПК-9
| - владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач
|
| в) диагностическая деятельность:
| ПК-21
| способен и готов анализировать основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики
заболеваний и патологических процессов
|
| г) психолого-педагогическая деятельность:
| ПК-50
| способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
|
В результате изучения основ иммунологии студент должен:
Знать:
структуру и функции иммунной системы, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования;
основные методы иммунодиагностики, методы оценки иммунного статуса и показания к применению иммунотропной терапии.
Уметь:
обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного;
интерпретировать результаты иммунологического обследования, поставить пациенту
предварительный диагноз;
наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.
Владеть:
интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов разного возраста;
техникой сбора биологического материала для лабораторных исследований;
базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; медико-функциональным понятийным аппаратом.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестры
| III
| Аудиторные занятия (всего)
| 36
| 36
| В том числе:
| -
| -
| Лекции (Л)
| 12
| 12
| Практические занятия (ПЗ)
| 24
| 24
| Самостоятельная работа (всего)
| 24
| 24
| Вид промежуточной аттестации зачет
Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 96
3,0
| зачет
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины № п/п
| Название
раздела
дисциплины базовой части ФГОС
| Содержание раздела
|
1.
|
Основы
иммунологи
| Определение иммунологии, предмет и задачи. Основные этапы развития иммунологии и аллергологии. Иммунология, как медикобиологическая наука, изучающая функцию и структуру иммунной системы в норме и при патологии. Иммунитет как главная функция иммунной системы. Современное определение иммунитета. Понятие «своего» и «чужого» в иммунологии. Концепция иммунного надзора. Врожденный и адаптивный (приобретенный) иммунитет. Место иммунологии в структуре естественнонаучных дисциплин.
Структурно-функциональная организация иммунной системы. Онтогенез иммунной системы человека
Антигены. Классификация. Пути поступления. Метаболизм антигенов в организме. Главный комплекс гистосовместимости человека (HLA).
Иммунный ответ. Антигенное рапознавание. Антиген-представляющие клетки. Межклеточные взаимодействия. Клеточный и гуморальный ответ. Антитела. Виды, строение, свойства. Образование иммунных комплексов. Цитотоксичекие реакции.
Регуляция иммунного ответа. Гормоны и цитокины иммунной системы.
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами №
п/п
| Название обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
| № № разделов данной
дисциплины, необходимых для
изучения обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 1
| Внутренние болезни
| +
| +
| +
| 2
| Общая хирургия, хирургические болезни
| +
| +
| +
| 3
| Офтальмология
| +
| +
| +
| 4
| Оториноларингология
| +
| +
| +
| 5
| Инфекционные болезни, фтизиатрия
| +
| +
| +
| 6
| Неврология
| +
| +
| +
| 7
| Дерматовенерология
| +
| +
| +
| 8
| Акушерство
| +
| +
| +
| 9
| Педиатрия
| +
| +
| +
| 10
| Стоматология детского возраста
| +
| +
| +
| 11
| Стоматология
| +
| +
| +
| 12
| Челюстно-лицевая хирургия
| +
| +
| +
| 13
| Ортодонтия
| +
| +
| +
| 14
| Ортодонтия
| +
| +
| +
| |