Предложения ОАО «СО ЕЭС»
по внесению изменений в законодательство в части порядка разработки и согласования проектной документации при технологическом присоединении к электрическим сетям
Актуальность проблемы
В настоящее время отношения по разработке и согласованию проектной документации на присоединяемые к электрическим сетям энергопринимающие устройства и объекты электроэнергетики урегулированы исключительно нормами законодательства о градостроительной деятельности, без учета специфики отношений в электроэнергетической отрасли.
Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) не предусмотрено согласование проектной документации на объекты капитального строительства или линейные объекты с сетевой организацией и с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. В соответствии с ч. 16 ст. 48, ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса не допускается требовать экспертизы, согласований, заключений на проектную документацию, не предусмотренных указанным кодексом.
В рамках государственной экспертизы проектной документации оценка предусмотренных проектной документацией решений на предмет их достаточности для работы присоединяемого объекта в составе энергосистемы и обеспечения неухудшения при этом условий электроснабжения ранее присоединенных объектов не проводится. В силу прямого указания в ст. 49 Градостроительного кодекса предметом государственной экспертизы являются только оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной безопасности и результатам инженерных изысканий.
Установленные статьей 48 Градостроительного кодекса требования к составу и содержанию проектной документации применимы при строительстве административных и жилых зданий, но не рассчитаны на проектирование технологически сложных инфраструктурных объектов - электростанций, подстанций и линий электропередачи.
Действующая редакция Градостроительного кодекса также не учитывает существование таких видов документации, применяемой при строительстве (реконструкции) объектов электроэнергетики и технологическом присоединении к электрическим сетям, как:
схема выдачи мощности электростанции (СВМ),
схема внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителя (СВЭ),
проекты по созданию (модернизации) систем технологического управления в Единой энергетической системе России (далее – ЕЭС России).
На текущий момент практика разработки и согласования данных документов не подкреплена никакими правовыми основаниями. Указанные документы являются абсолютно необходимыми по технологии проектирования развития энергосистемы, но не относятся к проектной документации на конкретный объект капитального строительства. Упоминание о них в Градостроительном кодексе отсутствует.
В то же время все вышеперечисленные проекты (СВМ, СВЭ, проектная документация на строительство, реконструкцию конкретного объекта) формируют технические решения, реализация которых определяет возможность работы построенных (реконструированных) объектов в составе ЕЭС России. В рамках проектной проработки осуществляются конкретизация и уточнение требований технических условий на технологическое присоединение (далее – ТУ), выбор наиболее оптимальных технических решений, обеспечивающих их реализацию.
С учетом специфики электроэнергетической системы как единого технологического комплекса, который объединяет в общем непрерывном технологическом процессе производства, передачи, преобразования, распределения и потребления электроэнергии электрические станции, электрические сети и энергопринимающие устройства потребителей, для работы объекта в составе энергосистемы всякая проектная документация требует рассмотрения и согласования (экспертизы) в части:
необходимости и достаточности перечня объектов электроэнергетики (как вновь сооружаемых, так и существующих), на которых требуется выполнение работ для обеспечения присоединения строящегося объекта к электрическим сетям;
взаимосогласованности технических решений, реализуемых для этого на объектах разных собственников;
алгоритмов функционирования и параметров настройки комплексов и устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики (РЗА), устанавливаемых на объекте; обеспечения функционального, ближнего и дальнего резервирования действия РЗА;
обеспечения устойчивости энергосистемы и генерирующего оборудования (т.е. способности сохранять синхронную работу электростанций после различного рода возмущений);
соответствия оборудования объекта уровням токов короткого замыкания, существующим в энергосистеме, достаточности мероприятий по ограничению токов короткого замыкания;
достаточности мероприятий по поддержанию напряжения в точке присоединения объекта в пределах допустимых значений (с учетом уровней напряжения в электрической сети, величины потребления объектом активной и реактивной мощности);
соответствия технических характеристик ЛЭП, электросетевого оборудования требованиям по их пропускной способности, необходимой для получения (выдачи) требуемой (генерируемой) мощности
исключения негативного влияния оборудования объекта электроэнергетики на работу других объектов в составе единой энергосистемы.
Такое согласование может быть компетентно и с ответственностью за результат осуществлено только специализированными инфраструктурными организациями, на которые законодательством об электроэнергетике возложены функции по обеспечению надежного и устойчивого функционирования электроэнергетической системы и гарантированного снабжения потребителей электрической энергией ˗ субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сетевой организацией, к электрическим сетям которой осуществляется технологическое присоединение.
Именно на указанные организации законодательством возложены функции по формированию, согласованию и выдаче ТУ, проверке выполнения ТУ, оценке возможности включения присоединяемого объекта в работу в составе энергосистемы и подачи на него напряжения (мощности) из общей электрической сети.
Рассмотрение субъектом оперативно-диспетчерского управления и сетевой организацией проектной документации, разрабатываемой при технологическом присоединении, уже сегодня предусмотрено Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила), утвержденными Правительством Российской Федерации, и осуществляется на практике.
При этом Правилами не определен состав рассматриваемой проектной документации, порядок и сроки ее рассмотрения, основания для отказа в согласовании, последствия выдачи замечаний по результатам рассмотрения проекта, в том числе в случае, если проектная документация представлена на рассмотрение по завершении строительства объекта - на этапе проверки выполнения ТУ.
Неурегулированность указанных вопросов усложняет процедуру технологического присоединения, создает почву для увеличения сроков присоединения, а для устранения имеющихся недостатков, когда технически неприемлемые по условиям работы энергосистемы проектные решения фактически реализованы ˗ требует вложения дополнительных средств на переделку построенного объекта и, по сути, «замораживания» инвестиционного проекта на соответствующий срок.
Отсутствие правовой регламентации фактически существующих отношений, необходимых по условиям функционирования энергосистемы, ухудшает инвестиционный климат и не позволяет бизнес-сообществу в полной мере оценить и хеджировать риски и последствия, связанные с качеством проектирования и выбором проектировщиками технических решений по технологическому присоединению к электрическим сетям крупных инвестиционных объектов.
Предлагаемые механизмы решения
Для решения вышеперечисленных проблем предлагается внести в законодательство Российской Федерации следующие изменения:
Установить, что при строительстве (реконструкции) объектов электроэнергетики и технологическом присоединении объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям рассмотрению и согласованию субъектом оперативно-диспетчерского управления и сетевой организацией подлежит проектная документация:
объектов по производству электрической энергии, установленная генерирующая мощность которых превышает 5 МВт;
объектов электросетевого хозяйства, максимальная мощность которых превышает 5 МВт и/или проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 кВ и выше;
объектов потребителей, максимальная мощность которых превышает 5 МВт, ˗ в части разделов, содержащих сведения о системе электроснабжения.
Предметом согласования проектной документации с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления является оценка соответствия технических решений, предусмотренных проектной документацией, ТУ и иным требованиям, обеспечивающим создание технической возможности технологического присоединения построенного (реконструированного) объекта и возможность его функционирования в составе электроэнергетической системы.
Результатами согласования проектной документации являются заключения о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации вышеуказанным требованиям.
Предоставить заявителю (в отношении строящихся, реконструируемых объектов электросетевого хозяйства сетевой организации – соответствующей сетевой организации) возможность выбора варианта – на каком этапе реализации проекта привлечь субъекта оперативно-диспетчерского управления и сетевую организацию к оценке проектной документации и подтверждению ее соответствия предъявляемым в электроэнергетике требованиям. При этом для каждого варианта указать последствия принятия заявителем соответствующего решения.
Выбор возможен из следующих вариантов:
Вариант 1:
Направление проектной документации на согласование до представления такой документации на государственную экспертизу (в случае если в соответствии с настоящим Кодексом получение заключения государственной экспертизы в отношении соответствующей проектной документации не требуется - до начала выполнения работ по строительству (реконструкции) объекта).
Вариант 2:
Направление проектной документации на согласование после завершения работ по строительству (реконструкции) объекта – в рамках проверки выполнения ТУ на его технологическое присоединение к электрическим сетям, осуществляемой сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
В случае если проектная документация представлена на согласование по варианту 1, т.е. до направления ее на государственную экспертизу и начала работ по строительству (реконструкции) объекта:
при получении по результатам согласования отрицательного заключения заявитель (в отношении соответствующих объектов электросетевого хозяйства - сетевая организация) обязан внести в проектную документацию необходимые изменения и повторно направить ее на согласование;
при получении по результатам согласования проектной документации положительного заключения предъявление на этапе проверки выполнения ТУ и выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию замечаний, связанных с несоответствием согласованной проектной документации требованиям ТУ и иным указанным в п. 1 настоящих предложений требованиям, не допускается.
В случае если проектная документация представлена на согласование по варианту 2, т.е. после завершения работ по строительству (реконструкции) объекта и по результатам ее согласования получено отрицательное заключение, заявитель (в отношении соответствующих объектов электросетевого хозяйства - сетевая организация) обязан:
внести необходимые изменения в проектную документацию и повторно направить ее на согласование сетевой организации и субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
после получения положительного заключения по результатам согласования проектной документации реализовать с соблюдением установленных Градостроительным кодексом требований мероприятия по изменению параметров построенного (реконструированного) объекта капитального строительства в целях приведения их в соответствие с измененной проектной документацией.
До реализации указанных мероприятий фактический прием (подача) напряжения и мощности на объект, ввод объекта в эксплуатацию и осуществление его эксплуатации не допускаются.
О принятом решении относительно варианта согласования проектной документации заявитель уведомляет сетевую организацию и субъекта оперативно-диспетчерского управления. Подписанный заявителем (в отношении объектов электросетевого хозяйства – сетевой организацией) документ, подтверждающий его отказ от предоставления проектной документации на согласование до завершения строительства (реконструкции) объекта и его ознакомление с последствиями получения в последующем отрицательного заключения, включается в число документов, представление которых обязательно для получения разрешения на строительство объекта и начала строительных работ.
Таким образом, выбирая вариант действий, заявитель изначально получает возможность оценить риски, связанные с качеством проектирования, самостоятельным выбором проектных решений по выполнению ТУ и их реализацией, возможностью последующего предъявления замечаний со стороны субъекта оперативно-диспетчерского управления и сетевой организации, отказа в допуске электроустановок объекта к эксплуатации и включении их в работу в составе энергосистемы.
Вариант 1 позволяет заявителю:
заблаговременно оценить соответствие проектных решений требованиям ТУ и своевременно (до закупки заявителем электротехнического или генерирующего оборудования, начала выполнения работ по строительству, реконструкции присоединяемого объекта) принять меры по устранению имеющихся замечаний;
изначально, получив подтверждение технической корректности и достаточности проектных решений с точки зрения соблюдения требований в электроэнергетике и условий работы в энергосистеме, тем самым разделить ответственность за выбор указанных решений с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления.
Потратив некоторое время (например, 25 рабочих дней) на согласование проектной документации, заявитель получает гарантию, что на стадии проверки выполнения ТУ ему не будет предъявлено претензий и замечаний со стороны субъекта оперативно-диспетчерского управления и сетевой организации в части проектных решений. При отсутствии отступлений от проекта это минимизирует риски несвоевременного завершения технологического присоединения объекта и начала его электроснабжения.
Выбирая вариант 2, заявитель, сэкономив время на начальной (проектной) стадии реализации инвестиционного проекта, полагается на выбор проектировщика, качество и правильность выполненных им проектных работ.
При этом заявитель в полном объеме принимает на себя все риски, связанные с принятием им такого решения и изначально единолично несет все отрицательные последствия в случае, если его расчет на качество проекта не оправдался (в том числе убытки, связанные с задержкой ввода в эксплуатацию завершенного строительством (реконструкцией) объекта, и дополнительные расходы по переделке объекта, замене оборудования в связи с его неприспособленностью по своим техническим параметрам к работе в составе единой энергосистемы).
Предусмотреть в Градостроительном кодексе возможность установления Правительством Российской Федерации применительно к объектам электроэнергетики, работающим в составе энергосистемы, особых требований к составу и содержанию разделов проектной документации.
В целях оптимизации процедуры технологического присоединения к энергосистеме крупных объектов предусмотреть в законодательстве об электроэнергетике необходимость разработки схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств (СВЭ) и схем выдачи мощности электростанций (СВМ) как особого вида технической документации, определяющей совокупность основных технических решений, в том числе по релейной защите и автоматике, для технологического присоединения указанных объектов к электрическим сетям и их последующей работы в составе энергосистемы.
Установить обязательность разработки СВЭ и СВМ и их согласования с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления при технологическом присоединении:
объектов потребителей электрической энергии, максимальная мощность которых превышает 50 МВт,
объектов по производству электрической энергии, установленная генерирующая мощность которых превышает 5 МВт.
Полномочия по установлению порядка разработки и согласования СВМ и СВЭ, а также требований к составу и содержанию такой документации закрепить за Правительством Российской Федерации. |