Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра»





Скачать 60.57 Kb.
НазваниеУрок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра»
Дата публикации22.09.2013
Размер60.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Урок по теме

Состав атомного ядра

9 класс
Предложенный урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра».

Тип урока: комбинированный.

Выдержаны основные этапы данного типа урока:

- организация начала урока;

- подготовка к усвоению нового учебного материала;

- первичная проверка новых знаний;

- усвоение новых знаний;

- закрепление новых знаний;

- подведение итогов урока;

- домашнее задание, объяснения по его выполнению.

Исключены этапы: проверка выполнения домашнего задания, проверка знаний, так как предыдущий урок закончился проверочной работой с анализом результатов. Домашнего задания не задавалось. УМК автор А. В. Перышкин.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Создать условия для усвоения учащимися состава атомного ядра, понятия ядерных сил.

  2. Сформировать умение применять полученные знания.

  3. Продолжить работу по формированию навыков учащихся: анализ источников информации, самостоятельный поиск необходимой информации, решение задач.

  4. Закрепление ранее изученного материала.

Воспитательные:

  1. Развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы.

  2. Изучая структуру строения атомного ядра, показать учащимся относительный характер знаний человека о природе, что процесс познания бесконечен.

  3. Развивать сотрудничество между учащимися.

Развивающие:

  1. Развивать умение самостоятельно работать.

  2. Развивать умение анализировать, обобщать, высказывать суждения.

  3. Способствовать расширению кругозора учащихся.


Основные знания и умения, полученные на уроке:

Знать строение атомного ядра и особенности ядерных сил, уметь определять массовое число, число протонов и нейтронов в ядре любого химического элемента, работать с периодической системой Менделеева.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Приемы работы:

  1. Аналитическая беседа;

  2. Таблица ЗХУ;

  3. Самостоятельное изучение материала по учебнику и специальному тексту;

  4. Использование наглядных пособий (слайды);

  5. Тренировочные упражнения;

  6. Самопроверка и самооценка;

  7. Синквейн.


Оборудование:

  1. Печатные пособия: карточки с заданиями, карточки с текстом;

  2. Проектор, экран.

  3. Периодическая система элементов.


Конспект урока

1) Организационный момент. Целеполагание.

Здравствуйте, ребята, рада видеть вас. У всех на столах лежат учебные и письменные принадлежности, а в глазах горит блеск нетерпения. Начнем, друзья!

Эпиграфом к уроку предлагаю взять слова: «Все гениальное просто». Постараемся убедиться в этом.

В 1911 г. Эрнест Резерфорд предложил ядерную модель атома, она хорошо нам известна.

Опишите эту модель. – Ответ учащихся.

Но когда у Резерфорда спрашивали о структуре ядра, он обычно ограничивался словами: «Спросите у Бора». Нильс Бор был учеником Э. Резерфорда, крупнейший физик современности, создатель первоначальной квантовой теории атома. Однако и Нильс Бор долгое время не мог дать содержательного ответа. Тем не менее, одну из первых моделей ядра – капельную – предложил именно Бор. Так что в итоге совет Резерфорда был верным.

Возможно, уже кто-то догадался о теме сегодняшнего урока. – Предположения учеников. Выбираем наиболее точный вариант.

Запишем тему: Состав атомного ядра. (на доске и в тетрадях).

И нашей целью будет узнать о строении ядра.

Я бы даже определила тему немного иначе: Чем и как живут ядра? (слайд).
2) Вызов.

Работать сегодня мы будем с таблицей ЗХУ. В тетрадях постройте эту таблицу.

З – что мы знаем

Х – что хотим узнать

У – что узнали










Начнем с того, что же мы знаем о ядрах и их строении.

– Вместе заполняем первую колонку. Учитель на доске, ученики в тетрадях. – А теперь подумаем, что бы хотелось знать об атомных ядрах.

– Работа со второй колонкой таблицы. Учащиеся предлагают интересующие их вопросы, учитель помогает с более точными и сжатыми формулировками этих вопросов, «наводит на мысль».

3) Осмысление.

Получить ответы на ваши вопросы быть может найти в новом известное, а в известном новое, вы сможете с помощью учебника и дополнительного текста «Для любознательных», которые лежат у вас на столе. § 61, стр. 196 и § 64, стр. 203.

– Ученики читают материал, в третью колонку заносят в тезисной форме ответы на вопросы колонки 2-й и новую информацию.

- Вместе заполняем 3-ю колонку. После заполнения обращаем внимание: какие из ранее имевшихся знаний оказались верными? какую еще нужную информацию вы получили из текста? Вопросы, оставшиеся без ответов.

4) Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Работа с периодической системой Менделеева.

1) Чему равен порядковый номер элемента? (числу р и е; заряду ядра в элементарных зарядах).

2) Если число протонов равно 17, что это за элемент? (Сl – хлор) 32? (Ge – германий)

3) Сколько протонов в ядре фтора F? (Z = 9) кремния Si? (Z = 14)

4) Назовите элемент в атоме которого 5 электронов? (В – бор) 12 протонов? (Mg – магний)

5) Определите массу ядра натрия Na? (23 а.е.м. = m) кислорода О? (16 а.е.м. = m)

6) Чему равно массовое число лития Li? (А = 7) алюминия Al? (А = 30)

7) Определите заряд ядра атома железа Fe (q = 26), селена Se (q = 34)

Задача № 1 (слайд с условием и примером решения).

Сколько нуклонов в ядре атома меди 64Cu? Сколько в нем протонов? Нейтронов? 29

Дано: Решение:

1-й способ 2-й способ

64Cu А = Z + N 64Cu

29 А = 64 29

А - ? Z = 29 Z = 29

Z - ? N = А – Z = 35 А = 64

N - ? N = 35
108Ag; 207Pb – определите нуклонный состав ядер.

47 82

Слайд стоит на экране.

Устная фронтальная проверка понимания.

108Ag; А = 108; Z = 47; N = 61.

47

207Pb; А = 207; Z = 82; N = 125.

82

5) Закрепление новых знаний.

Самостоятельная работа в парах по карточкам.

- самоконтроль и самооценка по критериям.

Объявить критерии «все верно» - «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

Выставление оценок.

Помощник записывает в бланк оценки.
6) Рефлексия.

Вернуться к эпиграфу урока.

Удалось ли нам убедиться в справедливости этих слов? (неиссякаемая сложность простоты). (слайд: атом без вопроса)

Благодарность ученикам за работу, отметить, похвалить активных.
Итог урока: Синквейн. Тема: ядро.

Мой вариант:

Ядро

Центральное, положительное

Удерживает, определяет,

Ядро – это «Солнце» атома (очень маленькое, но очень крепкое)

«Изюминка» (крепкий орешек)

7) Д/з – вопросы, оставшиеся без ответов.

План урока
1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся.
2. Целеполагание.

Эпиграф урока «Все гениальное просто».

Вступительное слово учителя.

Определение темы учащимися. «Состав атомного ядра».

Цель: узнать о строении ядра.

Чем и как живут ядра?
3. Вызов.

Таблица ЗХУ

З

Х

У










Колонка 1 – заносим все знания имеющиеся у учащихся по теме урока.

Колонка 2 – вносим интересующие учащихся вопросы по теме урока (ученики в тетради, учитель на доске).
4.Осмысление

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника § 61 и § 64 и текстом «Для любознательных».

После – работа с колонкой 3, заносим в нее новые знания и ответы на поставленные вопросы.
5. Первичная проверка понимания уч-ся нового материала.

- работа с периодической таблицей Менделеева.

- пример решения задач – устно.
6. Закрепление новых знаний.

- самостоятельное решение задач по карточкам, работа в парах.

- самоконтроль по образцам решения и самооценка по критериям.

- выставление оценок за работу. Благодарность уч-ся, поощрение активных.
7. Рефлексия

Вернуться к эпиграфу.

Синквейн.

Пример:

Ядро

Центральное, положительное

Удерживает, определяет,

Ядро – это сердце атома

Крепкий орешек
8. Д/з вопросы, оставшиеся без ответов. Найти ответы, используя дополнительную лит-ру. Упр. 45

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок, предложенный вашему вниманию – это урок физики в 9 классе (умк а. В. Перышкин), который является шестым в разделе «Строение...
Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: Строение атома и атомного ядра. Урок № Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели...
Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» iconМетодическая разработка раздела образовательной программы по физике...
...
Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» iconКонспект урока радиоактивность как свидетельство сложного строения...
Тема и номер урока в теме «Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.» №53 п/п, а в теме «Строение атома и атомного...
Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок является вторым уроком в разделе «Человек изучает Землю»
Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» iconПримерный шаблон технологической карты урока
Типы химических связей. Основополагающий урок, закладывающий необходимые знания для изучения следующих тем: строение вещества, формирующий...
Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» iconПримерный шаблон технологической карты урока
Типы химических связей. Основополагающий урок, закладывающий необходимые знания для изучения следующих тем: строение вещества, формирующий...
Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» iconПримерный шаблон технологической карты урока
Типы химических связей. Основополагающий урок, закладывающий необходимые знания для изучения следующих тем: строение вещества, формирующий...
Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» iconПримерный шаблон технологической карты урока
Типы химических связей. Основополагающий урок, закладывающий необходимые знания для изучения следующих тем: строение вещества, формирующий...
Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» iconПрограмма составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного...
На сколько часов рассчитана рабочая программа 70 часов, выполняю программу за 67 часов. Урок №10 попадает на праздник Курбан- байрам,...
Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» iconУрок физики на информационно-деятельностной основе по теме «Строение атома»
Мбоу «Крапивенская основная общеобразовательная школа Шебекинскогого района Белгородской области»
Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» iconМетодические рекомендации по использованию разработки
Охватывает знания, полученные учениками ранее – периодическая система Д. И. Менделеева, строение атома, строение вещества, типы химических...
Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» iconУрок усвоения новых знаний
Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение
Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» iconИнтегрированный урок: физика + химия по теме: Строение атома и его...
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск