Скачать 0.52 Mb.
|
Тематическое планирование изучения учебного материала 11 класс (136 ч, 4 ч в неделю) Электродинамика (45 ч) Постоянный электрический ток (16 ч) Магнетизм (12 ч) Электромагнетизм (17 ч) Электромагнитное излучение (40 ч) Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона (7 ч) Геометрическая оптика (15 ч) Волновая оптика (8 ч) Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества (10 ч) Физика высоких энергий (16 ч) Физика атомного ядра (10 ч) Элементарные частицы (6 ч) Повторение (28 ч) Резерв времени (7 ч) Фронтальные лабораторные работы I полугодие
II полугодие
1 Уроки обозначены дробью: в числителе — номер урока в теме, а в знаменателе — номер урока с начала изучения курса. 2 Значком [2] обозначена книга: Фронтальные лаборатор ные занятия по физике в 7—11 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя/Под ред. В. А. Бурова, Г. Г. Ни кифорова. М.: Просвещение, 1996. Поурочное планирование изучения учебного материала (136 ч, 4 ч в неделю) ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (45 ч) Постоянный электрический ток (16 ч) Урок 1/1. Электрический ток. Сила тока ■ Основной материал. Электрические заряды в дви жении. Электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Направление тока. Сила тока. Единица силы тока. Связь силы тока с направленной скоростью. Постоянный электрический ток. Решение задач типа: № 1, 3 к § 2. ■ Демонстрации. 1. Условия существования элект рического тока в проводнике [1, опыт 15]1. 2. Таблица «Спектр»: «Электрический ток. Сила тока». На дом. § 1, 2; задачи № 2, 4, 5 к § 2. ■ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К основному материалу Следует подчеркнуть, что в металлах, где носителями тока являются отрицательно заряженные электроны, направление тока считается противоположным скорости их упорядоченного движения. Интенсивность направленного движения заряженных частиц в проводнике характеризует сила тока. Изучение производных в курсе математики 10 класса позволяет ввести определение силы тока как производной по времени от заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника за определенный промежуток времени. Урок 2/2. Источник тока
2. Таблица «Спектр»: «ЭДС. Закон Ома для полной цепи ».
К основному материалу Внимание учащихся следует обратить на то, что для направленного движения зарядов по проводнику необходимо, чтобы на каждый заряд действовала внешняя сила. Поэтому напряженность внешнего электрического поля должна превосходить противоположно направленную напряженность, вызванную разделением зарядов под действием внешнего поля. Увеличение напряженности внешнего поля обеспечивает источник тока, генерирующий и подводящий заряды к проводнику. На примере источника тока — гальванического элемента Вольта — рассматривается физический механизм разделения зарядов, а также рассчитывается ЭДС любого гальванического элемента. Урок 3/3. Источник тока в электрической цепи
■ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К основному материалу Целесообразно на уроке провести гидродинамическую аналогию между действием источника тока в электрической цепи и насоса для перекачивания жидкости. Внимание учащихся следует обратить на то, что ЭДС является энергетической характеристикой сторонних сил и численно равна работе сторонних сил при перемещении единичного положительного заряда между полюсами источника тока. В разомкнутой цепи ЭДС равна напряжению между полюсами источника тока. Урок 4/4. Закон Ома однородного проводника (участка цепи) ■ Основной материал. Напряжение. Однородный проводник. Зависимость силы тока в проводнике от приложенного к нему напряжения. Сопротивление проводника. Единица сопротивления. Закон Ома для однородного проводника. Вольт-амперная характе ристика проводника. Решение задач типа: № 1, 3 к § 5. ■ Демонстрации. 1. Падение потенциала вдоль про водника с током [1, опыт 16]. 2. Таблица «Спектр»: «Сопротивление. Закон Ома для участка цепи». ■ На дом. § 5; задачи № 2, 4, 5 к § 5. Урок 5/5. Сопротивление проводника ■ Основной материал. Сопротивление — основная электрическая характеристика проводника. Зависи мость сопротивления от геометрических размеров и материала проводника. Гидродинамическая анало гия сопротивления проводника. Удельное сопротив ление. Единица удельного сопротивления. Резистор. Решение задач типа: № 1, 3 к § 6.
Урок 6/6. Зависимость удельного сопротивления от температуры ■ Основной материал. Зависимость удельного со противления проводников от температуры. Темпера турный коэффициент сопротивления. Удельное со противление полупроводников. Процесс собственной проводимости в полупроводниках. Решение задач типа: № 1, 3 к § 7. ■ Демонстрации. 1. Зависимость сопротивления ме таллических проводников от температуры [1, опыт 23].
На дом. § 7; задачи № 2, 4, 5 к § 7. Урок 7/7. Сверхпроводимость ■ Основной материал. Сверхпроводимость. Крити ческая температура. Отличие движения заряженных частиц в проводнике и сверхпроводнике*. Куперов- ские пары. Ш На дом. § 8. Урок 8/8. Соединения проводников Ш Основной материал. Последовательное соединение. Общее сопротивление при последовательном соединении проводников. Параллельное соединение. Электрическая проводимость проводника. Проводимость цепи при параллельном соединении проводников. Гидродинамическая аналогия последовательного и параллельного соединения проводников. Смешанное соединение. Решение задач типа: № 1, 2 к § 9. ■ Демонстрации. 1. Реостаты, потенциометры, ма газины сопротивлений [1, опыт 20]. 2. Таблица «Спектр»: «Соединение проводников». ■ На дом. § 9; задачи № 3—5 к § 9. Урок 9/9. Расчет сопротивления электрических цепей. Лабораторная работа № 1 «Исследование смешанного соединения проводников» Ш Основной материал. Расчет сопротивления смешанного соединения проводников. Электрические схемы с перемычками. Точки с равным потенциалом в электрических схемах. Мостик Уитстона. Решение задач типа: № 1, 3 к § 10.
■ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К основному материалу Обратите внимание учащихся на то, что расчет сопротивления электрических цепей с использованием формул для последовательного и параллельного соединения проводников оказывается возможным для двух типов электрических цепей. К первому типу относится смешанное соединение, сводящееся к последовательному и параллельному соединению проводников. Одной из разновидностей такого типа схем являются схемы с перемычками, обладающими пренебрежимо малым сопротивлением. Поэтому, согласно закону Ома, потенциалы точек, соединенных перемычками, одинаковы. Ко второму типу схем относятся схемы, в которых имеются точки с равным потенциалом. Между такими точками ток не протекает. Поэтому в эквивалентной схеме сопротивления проводников, соединяющих эти точки, можно либо не учитывать, либо заменить перемычкой. Характерным примером такого типа схем является мостик Уитстона. Выполнение условия баланса плеч в мостике Уитстона позволяет рассчитать сопротивление достаточно громоздких, но симметричных схем. Урок 10/10. Контрольная работа № 1 «Закон Ома для участка цепи» Урок 11/11. Закон Ома для замкнутой цепи. Лабораторная работа № 2 «Изучение закона Ома для полной цепи» [2, с. 292] ■ Основной материал. Замкнутая цепь с одним ис точником тока. Направление тока во внешней цепи. Закон Ома для замкнутой цепи с одним источником. Внешнее сопротивление. Внутреннее сопротивление источника тока. Сила тока короткого замыкания. Решение задач типа: № 1, 2 к § 11. ■ Демонстрации. 1. ЭДС и внутреннее сопротивле ние источника тока. Закон Ома для полной цепи [1, опыт 17]. 2. Зависимость напряжения на зажимах источника тока от нагрузки; определение внутреннего сопротивления источника [1, опыт 18].
К лабораторной работе Цель работы: измерить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Оборудование: 1) источник питания; 2) амперметр; 3) вольтметр; 4) реостат; 5) ключ замыкания тока; 6) провода соединительные. Указания к работе Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока в работе основано на законе Ома для полной цепи, из которого следует, что разность по- тенциалов между полюсами источника меньше ЭДС на величину Ir, где ;— внутреннее сопротивление источника: Фа-Фк = £-/Г- Отсюда следует, что при / —> 0 (фа - фк) -> $. При замыкании внешней цепи (фа - фк) уменьшается, так как увеличивается сила тока. Тогда г можно вычислить по формуле г= ё-(Ф,-ф,) Для выполнения работы соединяют последовательно: источник питания, амперметр, реостат и ключ (рис. 1). Непосредственно к зажимам источника подключают вольтметр. При разомкнутой цепи вольтметр показывает численное значение, близкое к ЭДС. Рис. 1 После измерения ЭДС цепь замыкают и при помощи реостата устанавливают максимально возможную силу тока. Измеряют разность потенциалов между полюсами источника тока и рассчитывают внутреннее сопротивление. Урок 12/12. Закон Ома для замкнутой цепи. Расчет силы тока и напряжения в электрических цепях ■ Основной материал. Замкнутая цепь с нескольки ми источниками тока. Встречное и согласованное включения последовательно соединенных источни ков тока. Закон Ома для цепи с несколькими источ никами тока. Расчет силы тока и напряжения в электрических цепях. Решение задач типа: № 3, 4 к § 11, № 1, 4 к § 12.
Урок 13/13. Измерение силы тока и напряжения ■ Основной материал. Цифровые и аналоговые электрические приборы. Амперметр. Включение ам перметра в цепь. Шунт. Вольтметр. Включение вольтметра в цепь. Добавочное сопротивление. Решение задач типа: № 2, 4 к § 13.
Урок 14/14. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля — Ленца ■ Основной материал. Работа электрического тока. Закон Джоуля — Ленца. Мощность электрического тока. Решение задач типа: № 1, 3 к § 14.
■ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К основному материалу Анализируя закон Джоуля — Ленца, целесообразно отметить, что при последовательном соединении проводников большее количество тепла выделяется в проводнике с большим сопротивлением, а при параллельном соединении — в проводнике с меньшим сопротивлением . Урок 15/15. Передача мощности электрического тока от источника к потребителю. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов ■ Основной материал. Максимальная мощность, пе редаваемая потребителю. Потеря мощности в подво дящих проводах. Электролиты. Электролитическая диссоциация. Электролиз. Закон Фарадея. Постоян ная Фарадея. Объединенный закон^Фарадея. Приме нение электролиза в технике: гальваностегия, галь ванопластика, электрометаллургия, рафинирование металлов. Решение задач типа: № 1, 4 к § 15, № 1, 3 к § 16. ■ Демонстрации. 1. Электролиз подкисленной воды. Законы Фарадея [1, опыт 77]. 2. Электролиз раствора медного купороса [1, опыт 78].
К основному материалу Из закона Ома для замкнутой цепи следует, что мощность источника тока частично передается нагрузке и частично теряется в проводах. На уроке можно сформулировать без доказательства (давая возможность учащимся разобрать его самостоятельно дома) условие согласования нагрузки и источника. Урок 16/16. Контрольная работа № 2 «Закон Ома для замкнутой цепи» Магнетизм (12 ч) Урок 1/17. Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока
К основному материалу Следует обратить внимание учащихся на то, что для определения направления вектора магнитной индукции, созданного прямым током, можно использовать либо правило буравчика, либо правило правой руки. Для других конфигураций тока следует мысленно разделить криволинейный проводник на прямолинейные участки, найти направление магнитной индукции от каждого участка, а затем воспользоваться принципом суперпозиции. Урок 2/18. Магнитное поле |