№№
п/п
| Наименованиераздела программы
Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока,
задачи
| Элементы содержания
| Требования
к уровню
подготовленности учащихся
| Вид контроля
| Элементы
дополнительного
содержания
| Сроки проведения
|
1 четверть – 18 часов
Как устроен мир – 7 часов
Эта удивительная природа – 11 часов
|
1
| Как устроен мир
Природа
Связи в природе
| 1
| Комбинированный
Познакомить с разнообразием окружающей нас природы и её классификацией
| Многообразие природы. Царства живой природы: растения, животные, грибы и бактерии. Взаимосвязи в природе. Значение природы для человека.
| Знать: классификацию
объектов природы, признаки живой и неживой природы, связи в природе
Уметь: классифицировать, работать по опорной схеме
| Опрос.
Работа с раздаточным
материалом
| СД «Живая планета»
Игра «Живое - неживое»
| I неделя
|
2
| Человек – часть природы
| 1
| Комбинированный
Показать детям отличие человека от других объектов природы
| Отличие человека от других объектов природы
Ступеньки познания человеком окружающего мира
| Знать: значения терминов «разумное существо», «ступеньки познания»
Уметь: охарактеризовать человека как особое разумное существо, называть ступени познания человеком окружающего мира
| Тестирование
| Различные
профессии человека.
Достижения человечества
|
3
| Общество.
Человечество.
| 1
| Комбинированный
Дать представление о людях, населяющих планету Земля.
| Численность людей.
Государства. Народы мира. Уважение к народам мира. Малая родина.
| Знать: сущность термина «человеческое общество».
Уметь:
| Фронтальный и индивидуальный опрос
Групповая работа
| Государства
Символика России
Рассказы «Моя семья»
Легенды о происхождении людей
| II неделя
|
4
| Мир глазами эколога
| 1
| Комбинированный
Дать представление об экологии как о науке
| Экология как наука.
Экологические связи. Нарушение связей. Действия, несущие ущерб природе.
Поведение в природе.
| Знать: значение терминов «экология» и «эколог»; д
Уметь: находить связи между живой и неживой природой.
| Индивидуальный опрос
| ЦОР «Экология»
СД «Живая природа»
|
5
| Природа в опасности
| 1
| Комбинированный
Познакомить, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга
| Состояние живой природы, формы и способы охраны при-
роды, правила поведения в природе
| Знать: о формах и способах охраны природы;
Уметь: заботливо от-
носиться к природе
| Тестирование
| Красная книга России
Таблицы
ЦОР «Красная книга»
| III неделя
|
6
| Экскурсия на тему
«Охрана природы»
| 1
| Экскурсия
Расширить и обогатить знания об окружающем мире
| Состояние природы
родного края.
| Уметь: анализировать
состояние природы родного края и о мерах охраны природы, делать выводы
| Работа в группах
| Красная книга Чувашской Республики
|
7
| Эта
удивительная природа.
Тела, вещества. Частицы.
| 1
| Изучение новой темы.
Познакомить с телами и их составом
| Принадлежность предметов к какой –
либо группе тел.
Строение тел, существование частиц веществ
| Знать: значение терминов «тела», «вещество», «частица», о трех видах вещества
Уметь: ставить и проводить опыты, определять тела, различать тела искусственные и тела живой и неживой природы.
| Индивидуальный
и фронтальный опрос
| Идеи и личность М.В.Ломоносова молекулы и атом
СД «Чудеса открытий»
| IV неделя
|
8
| Разнообразие веществ
| 1
| Комбинированный
Углубление понятия «вещество»
| Разнообразие веществ. О соли и сахарном песке. Определение содержания крахмала в продуктах. Кислоты.
| Знать: об особенностях некоторых веществ;
Уметь: распознавать вещества, делать опыты.
| Фронтальный опрос
| Химия – наука о веществах.
Атом.
Легенды о соли.
Чем опасны кислотные дожди?
|
9
| Воздух и его охрана
| 1
| Комбинированный
Познакомить с составом и свойствами воздуха
| Значение воздуха, состав воздуха, загрязнение
воздуха (причины и последствия). Борьба за чистоту воздуха.
| Знать: о свойствах и составе воздуха, об охране чистоты воздуха.
Уметь: доказать с помощью опытов свойства воздуха
| Тестирование.
Индивидуальный опрос
| Фотосинтез.
Озоновый слой
ЦОР. Раздел «Воздух»
| V неделя
|
10
| Вода
| 1
| Комбинированный.
Познакомить со свойствами воды
| Роль и значение воды для всего живого на Земле
Свойства воды
Три состояния воды
Бережное отношение к воде
| Знать: свойства воды,
что вода в природе находится в трех состояниях.
Уметь: определять по свойствам воды возможность употреблять её в пищу.
| Тестирование
Работа в группах
| Практические задания
Опыты.
ЦОР «Вода»
Таблицы
Физическая карта
|
|
11
| Превращения и круговорот воды
| 1
| Комбинированный.
Формировать представление о круговороте воды,
увязать его со свойствами воды.
| Три состояния воды, причины взаимопе-
рехода. Демонстрация опыта.
| Иметь представление о круговороте воды в природе
Уметь доказать круговорот воды в природе.
| Индивидуальный опрос
Практическая работа
| Айсберги.
Почему бывают туманы?
| VI неделя
|
12
| Берегите воду!
| 1
| Комбинированный
Воспитать у детей бережное отношение к природным ресурсам
| Значение воды для живых организмов.
Источники загрязнения воды
| Знать: о значении воды в жизни человека, способы очистки воды.
Уметь: охранять водные богатства, экономить воду.
| Тестирование
| Расход воды за день в городах.
Сказка «Жила-была река»
Минеральная вода.
|
13
| Как разрушаются камни?
| 1
| Комбинированный.
Познакомить с естественными процессами формирования рельефа Земли
| Разрушение твердых пород в природе , причины.
| Знать: о факторах, разрушающих горные породы.
Уметь: анализировать и делать выводы
| Фронтальный опрос
| Ущелья и пещеры.
| VII неделя
|
14
| Что такое почва?
| 1
| Комбинированный
Создать представление о почве как о верхнем плодородном слое Земли и о том, как поддерживать плодородие почвы.
| Значение почвы для живых организмов
Свойства и состав почвы. Круговорот веществ. Какие бывают почвы?
Разрушение почвы
Охрана почвы.
Преобладающие почвы родного края.
| Знать: процесс почвообразования, что такое плодородие.
Уметь: изучать состав почвы, проводить опыты и делать выводы, охранять почву.
| Самостоятельная работа
| Жизнь дождевого червя
СД «Живая планета»
Русский почвовед В.В.Докучаев
|
15
| Разнообразие растений.
| 1
| Комбинированный.
Познакомить с основной классификацией растений
| Растения и их разнообразие. Группы растений.
Виды растений
Ботаника – наука о растениях
| Знать: об основных группах растений и об особенностях каждой группы.
Уметь: характеризовать группы растений и различать их по внешним признакам
| Индивидуальный опрос.
| Рассказ
«Мое любимое растение»
ЦОР
Таблицы
| VIIIнеделя
|
16
| Солнце, растения и мы с вами.
| 1
| Комбинированный
Познакомить с воздействием солнечного света на жизнь растений.
| Растение – живое существо.
Условия жизни растений.
Роль растений в природе и в жизни людей
| Знать: об условиях существования растений, фотосинтезе и роли растений на Земле.
Уметь: доказать, что растения живые существа, бережно относиться к растениям
| Тестирование.
Разгадывание кроссворда
| Материалы ЦОР
|
|
17
| Размножение и развитие растений
| 1
| Комбинированный
Познакомить со способами размножения и развития растений
| Части растений
Разнообразие плодов и способы распространения.
Развитие растения из семян
| Знать: разные способы и условия размножения растений
Уметь: различать плоды и семена, выращивать растения из семян, делать выводы
| Фронтальный опрос
| Практическая работа в группах
СД «Живая планета»
| IX неделя
|
18
| Охрана растений.
| 1
| Комбинированный.
Объяснить правила друзей природы и основы сохранения природы
| Значение растений в природе.
Неразумная деятельность людей
Охрана растений
Правила друзей природы.
| Знать: о роли растений на Земле и мерах по охране растений.
Уметь: лично участвовать в охране растений, делать выводы
| Самостоятельная
работа.
Викторина «Лесная аптека»
| Красная книга Чувашии
Таблицы
Ботанический сад
|
2 четверть – 14 часов
Эта удивительная природа – 8ч.
Мы и наше здоровье – 6 ч.
|
19
| Разнообразие животных
| 1
| Комбинированный
Познакомить с новой классификацией животных, их групповыми признаками
| Формирование понятий: «вид» «организм». Наука о животных – зоология.
Особенности строения групп
| Знать: о группах животных по их внешнему виду.
Уметь: классифицировать животные по группам
| Задания по группам
| Материалы ЦОР
Рубрика «Подумай»
| X неделя
|
20
| Кто что ест?
| 1
| Комбинированный
Рассмотреть цепи питания в животном мире
| Группировка животных по способам питания. Цепь питания.
Экологическая пирамида
| Знать: о цепи питания и экологической связи между животными.
Уметь: составлять цепи питания, начиная с растений,
классифицировать животных по способам питания
| Тестирование
| Материалы ЦОР
|
21
| Невидимая сеть и невидимая пирамида.
| 1
| Комбинированный
Расширить представление детей о сетях питания в лесу.
| Взаимосвязь в природе. Разнообразие экологических пирамид.
С кем дружит дуб?
| Знать: о состоянии природного сообщества и разнообразии экологических пирамид.
Уметь: составлять сети питания и бережно относиться к живой природе.
| Индивидуальный опрос
Работа в группах
| Рассказ «Мать и кормилица»
Инсценировка «Слабость и сила дуба»
| XIнеделя
|
22
| Размножение и развитие животных
| 1
| Комбинированный
Формировать представление о размножении и развитии животных.
| Условие существования животных на Земле.
Особенности размножения.
Ответственное отношение к живой природе.
| Знать: особенности размножения и развития разных групп животных
Уметь: рассказать о развитии животных, наблюдать за размножением и делать выводы
| Творческие задания.
Индивидуальный опрос
| Материалы ЦОР. СД «Живая природа»
Мини – доклады детей
|
23
| Охрана животных
| 1
| Комбинированный
Расширять знания об экологии. Воспитывать у детей бережное отношение к природе
| Роль животных в природе, в жизни людей. Сокращение видового разнообразия животных.
Красная книга России. Способы и мероприятия по охране животных.
| Знать: роль животных в природе, необходимость охраны животных.
Уметь: ответственно относиться к животным,
быть друзьями природы
| Самостоятельная работа
Тестирование
| Заповедники.
Зоопарки.
Беседа – игра
«Один день на планете без животных».
Доклады детей.
| XII неделя
|
24
| В царстве грибов
| 1
| Комбинированный
Расширить представления детей о грибах
| Отличие грибов от царств растений и животных.
Особенности строения, питания.
Правила сбора грибов. Грибы из Красной книги России.
Лишайники.
| Знать: значение грибов в природе и в жизни людей, особенности строения и жизнедеятельности грибов.
Уметь: различать съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов.
| Индивидуальный опрос
| Загадки.
«Лишайники»
СД Живая планета.
Творческие задания
|
25
| Великий круговорот жизни
| 1
| Комбинированный
Создать представление о круговороте веществ в природе
| Обязательное условие существования жизни – круговорот веществ
Основные звенья круговорота
Почва и ее роль
Сохранение всех звеньев круговорота
| Знать: об основных звеньях великого круговорота и его роли в
существования жизни.
Уметь: охарактеризовать звенья круговорота, объяснить важную роль живых организмов и почвы в круговороте жизни.
| Тестирование.
Фронтальный
опрос
| Схемы круговорота
« Тайны живой природы»
| XIII неделя
|
26
| Мы и наше здоровье.
Организм человека.
| 1
| Комбинированный
Создать представление о строении организма
| Система органов.
Науки анатомия и физиология.
Согласованная работа всех органов
| Знать: строение и систему органов человека, их функции.
Уметь: правильно определять местонахождение органов, укреплять и сохранять здоровье.
| Самостоятельная работа
| И. П.Павлов – великий русский учёный-физиолог.
Кроссворд «Организм»
|
27
| Органы чувств.
| 1
| Комбинированный.
Познакомить детей с органами чувств и их значением.
| Сведения об окружающем человека мире с помощью органов чувств.
Связь с мозгом посредством нервов
| Знать: органы чувств и их функции, правила личной гигиены .
Уметь: объяснять функции каждого органа чувств и соблюдать правила личной гигиены и охраны здоровья
| Работа в группах
| СД «Мое тело»
Пословицы, загадки
материалы ЦОР
| XIV неделя
|
28
| Надежная защита организма
| 1
| Комбинированный
Познакомить с функциями кожи и ее значением для организма человека
| Функции кожи.
Особенности строения кожи.
Правила оказания первой помощи.
Правила личной гигиены.
| Знать: роль и функции кожи.
Уметь : оказывать первую помощь при повреждениях кожи, соблюдать правила личной гигиены.
| Фронтальный опрос.
Тестирование.
| СД «Мое тело»
Защита от микробов.
|
29
| Опора тела и движение
| 1
| Комбинированный
Сформировать знания о строении и работе опорно- двигательной системы
| Опорно – двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Лечебная гимнастика.
Правила сохранения хорошей осанки.
| Знать: строение и работу опорно- двигательной системы. Правила формирования правильной осанки
Уметь: соблюдать правила сохранения правильной осанки
| Устный опрос
| Скелет человека.
СД «Моё тело. Как оно устроено?»
Рассказ «Молодой старичок»
| XV неделя
|
30
| Наше питание
| 1
| Комбинированный
Познакомить с пищеварительной системой, питательными веществами. Убедить в важности правильного питания
| Значение пищи для человека.
Состав продуктов.
Пищеварительная система. Большое значение регулярного и правильного питания для здоровья
| Знать: понятия «полезная пища» «разнообразная пища», «режим питания»
Уметь: охарактеризовать процесс пищеварения
| Заполнение таблицы.
Устный опрос
| Презентация
«Органы питания»
Таблицы
|
|
31
| Дыхание и кровообращение
Органы выделения
| 1
| Комбинированный
Охарактеризовать строение и роль органов дыхания, кровообращения, выделения
| Значение дыхания и кровообращения. Работа кровеносной системы. О вреде курения и алкоголя
| Знать: строение и роль органов дыхания и кровообращения
Уметь: формировать ответственное отношение
к собственному здоровью.
| Тестирование
Работа в группах
| Сочинение о путешествии кислорода
СД «Твое тело», ЦОР
| XVI неделя
|
32
| Умей предупреж-
дать болезни.
Здоровый образ жизни.
| 1
| Обобщение знаний.
|
| Знать: функции всех органов человека
Уметь: закаливать свой организм, вести здоровый образ жизни.
| Самостоятельная проверочная работа.
Фронтальный опрос.
| Тесты.
Русская баня.
Секреты долголетия
|