ФИО участника
| Трунова Марина Ивановна
| Должность, предмет
| учитель
учитель начальных классов
| Педагогический стаж
| 28 лет
| Регион
| Вологодская область
| Полное название ОУ
| Муниципальное образовательное учреждение «Начальная школа –детский сад №109 «Букваренок»
| ФИО руководителя ОУ
| Другова Елена Николаевна
| Почтовый адрес участника (с индексом)
| 160029 г.Вологда, ул. Разина д.58 кв. 47
| Электронный адрес участника (e-mail)
| Nina-903@yandex.ru
| Название номинации
| «Лучший урок экологии»
| Тема методической разработки
| Красная книга России. Структура Красной книги. Охрана растений. Правила бережного отношения к природе.
| Урок окружающего мира УМК Н.Ф Виноградова, 3 класс.
Тема: Красная книга России. Структура Красной книги. Охрана растений. Правила бережного отношения к природе.
Цель: Формирование навыков бережного отношения к природе.
Задачи:
Познакомиться со структурой Красной книги России;
Расширять представления детей о необходимости и мерах по защите и охране фауны;
Повышать интерес к получению и активному восприятию новой информации;
Формировать навык направленного вдумчивого чтения;
Ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
Развивать способности к самостоятельной аналитической работе;
Совершенствовать коммуникативные навыки.
Этапы
урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Повторение
Составление кластера
| +Отгадайте загадку:
Дышит, растёт, а ходить не может.
+Какие слова помогли вам отгадать загадку?
+Какие ещё признаки растений вы знаете?
+У вас на партах находится конверт. Посмотрите, что в нём?
Работа в парах.
+Соберите изображение растения. Дайте его характеристику.
1 пара у доски
+Кто не согласен или хочет дополнить ответ?
+Какая картинка оказалось лишней и почему?
+Деление на группы по какому признаку мы рассмотрели?
+Какие группы необходимо назвать ещё?
Оценка паре.
+Оцените ответ детей.
+Какое значение для окр. среды имеют растения?
Как вы думаете, что может произойти на планете, если растения исчезнут?
+Учёные мира установили, что многие растения исчезли и исчезают бесследно с лица Земли.
+Посмотрите на число. Кто может его прочитать?
+Столько видов растений находятся под угрозой исчезновения.
+Как вы думаете, что предприняли учёные, чтобы люди узнали каким растениям грозит исчезновение?
+Учёные составили списки таких растений и издали в виде книги.
+Прочитайте. Как она называется и определите тему урока.
+ Как думаете, почему она получила такое название?
+Что вы знаете о Красной книге?
+Что бы вы хотели узнать?
+Ваши вопросы и легли в основу плана работы на уроке.
+ Прочитайте 1 пункт
+Как вы думаете, давно ли вышло первое издание? Хотите узнать?
+Предлагаю для этого поработать в группах и выполнить задания на листах.
+ 1 человек от группы читает задание и называет ответ.
Появляется запись: 1966 год
Назовите год выхода первой книги.
+Посмотрите, в какие цвета условно окрашены страницы Красной книги. Показываю и прикрепляю к доске листы разного цвета.
+Как думаете, почему страницы разного цвета?
+Где мы можем найти ответ на этот вопрос?
+Откройте учебники
на стр. 78
Работа в четвёрке с заполнением технологической карты.
Цвет
| чёрн
| красн
| Оранж.
| жёлт
| бел
| зел
| Ключевые слова
|
|
|
|
|
|
| Прочитав 6 абзацев, определите, какие растения находятся на странице определённого цвета. Найдите в текстах ключевые слова и соотнесите со цветом.
+Проверка. Одна группа у доски зачитывает, остальные сравнивают.
+ Оцените работу группы.
+ Обобщение по этапу.
Вернёмся к первому пункту.
Познакомиться со структурой Красной книги.
+ Мы справились с задачей?
+Прочитайте второй пункт
+Послушайте сообщения детей, догадайтесь на какой странице Красной книги можно прочитать об этом растении?
+Эти растения занесены в Красную книгу России, а Диана К. почитала страницы Красной книги Вологодской области. Посмотрите его.
+Как думаете, могут ли растения со страниц одного цвета перейти на страницу другого цвета? В каких случаях?
+ Значит Красная книга- документ временного действия, т.к. некоторые растения перемещаются по цветам страниц, некоторые, к сожалению, добавляются, а некоторые, благодаря усилиям людей, спасены и исключены из книги.
+ Обратимся к плану.
Познакомиться с растениями, занесёнными в Красную книгу.
+ Выполнили задание?
+ Прочитайте 3 пункт
+ Ответ на этот вопрос вы найдёте самостоятельно, работая с текстом с пометками: стр.81. Если информация вам знакома, отметьте стикером красного цвета, если нет - зелёного.
Обобщение:
+Какие открытия сделали?
+Какие вопросы возникли?
Вы правильно сказали, что одной из причин гибели растений является сбор определённых органов для изготовления лекарств.
+ Чтобы получить 400 мл настойки из клубней цикламена для полного лечения, нужно взять 16 корней данного растения.
Рефлексия:
+ Где вам могут пригодиться эти знания?
Домашнее задание по выбору:
Составить памятку: стр.84
Подготовить рассказ об одном из растений, занесённых в Красную книгу. Стр. 80
Подготовить пересказ статьи о растении жень-шень по учебнику.
| Растение
Дышит, растёт
Питаются, размножается, выделяет…, умирают
Картинки с изображением отдельных частей растений
Это растение относится к группе цветковых, т.к. имеет следующие части: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
Хвоя, т.к. относится к группе голосеменных.
По наличию или отсутствию опр.органов
Мхи, папоротники, водоросли
Оценивание
Обогащают воздух кислородом, выделяют вещества, убивающие болезнетворных бактерий, используются в пищу, одежда, листвой заглушают шум и т. д.
Предположения детей
25000
Предположения
Красная книга
(тему на доску, книгу показать)
Красный цвет- цвет тревоги, опасности, просьбы о помощи. Стоп!
Ответы
Ответы детей записываю на доску
На доске: Познакомиться со структурой Красной книги
Дети работают в группах:
1гр. Сколько естественных спутников у Земли?
2 гр. Чтобы хорошо себя чувствовать в течении дня, человек должен лечь спать в 10 часов вечера, а встать в 7 часов утра. Сколько часов длится здоровый сон?
3 гр. Сколько органов у цветковых растений?
4 гр. Чтобы в июле получить плод томата, нужно посадить семечко в феврале. Сколько пройдёт месяцев?
1966
Чёрный, красный, оранжевый, жёлтый, белый, зелёный.
Предположения детей
В учебнике
Чёрный: исчезли;
Красный: на грани исчезновения, можно спасти;
Оранжевый: число уменьшается;
Жёлтый: редкие;
Белый: сомнение в благополучии;
Зелёный: восстанавливаются.
Да
Познакомиться с растениями, занесёнными в Красную книгу.
Предположения детей. Если не определят, отвечающий называет «ключевое» слово. Картинку с изобр. растения в кластер.
Предположения детей.
Частично
Узнать, почему растения стали редкими и исчезающими.
| Приложение
Стикта Райта.
Стикта Райта обитает на стволах старых деревьев осины и рябины в старовозрастных лесах. Занесено в Красную Книгу России. Единичные растения встречаются очень редко: в Китае, в Японии, в Северной Америке. На территории России – на Урале, в Сибири, на Курильских островах. Во многих центральных областях России, в том числе и в Вологодской, признано исчезнувшим.
Водяной орех (чилим).
Водяной орех, а по- другому чилим, живёт на тихой глади озёр или речных заливов. Раньше это растение было широко распространено в России и его вкусные плоды возами продавали на рынках Краснодарского края. В наши дни появились сомнения в его благополучии, поэтому, в настоящее время, водяной орех занесён в Красную книгу России. А в Индии, Японии, Китае и Африке его выращивают как культурное растение и варят из него похлёбку, пекут хлеб.
Ковыль.
Ковыль растёт в луговых и нагорных степях и на заливных лугах. Теперь в России его можно увидеть на Кавказе, в Азии, на юге Западной Сибири и Казахстана. Несколько десятков лет назад это растение находилось под угрозой исчезновения, а теперь, благодаря усилиям человека, численность его восстанавливается.
Безвременник яркий.
Безвременник яркий произрастает на щебнистых склонах в Центральной Азии. Растение занесёно в Красную Книгу России. Это удивительно красивое растение цветёт до самых заморозков. Является редким видом и находится на грани исчезновения, его можно спасти, взяв под охрану.
Цикламен Кавказский.
Цикламен Кавказский растёт в горных лесах и кустарниках. Цветёт цикламен с ноября по март очень красивыми цветками. Численность этого лекарственного растения, в настоящее время, уменьшается. Поэтому растение данного вида занесёно в Красную Книгу России.
Пион тонколистный.
Пион тонколистный – редкое растение, занесённое в Красную книгу России. Пользуется большой популярностью у садоводов из-за своей красоты. Это растение нуждается в повсеместной охране не только на территории России, но и во многих европейских странах.
Задание для работы в группе
ЦВЕТ СТРАНИЦЫ
| КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
| Черный
|
| Красный
|
| Оранжевый
|
| Жёлтый
|
| Белый
|
| Зелёный
|
|
ЦВЕТ СТРАНИЦЫ
| КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
| Черный
|
| Красный
|
| Оранжевый
|
| Жёлтый
|
| Белый
|
| Зелёный
|
| 1гр. Сколько естественных спутников у Земли?
2 гр. Чтобы хорошо себя чувствовать в течении дня, человек должен лечь спать в 10 часов вечера, а встать в 7 часов утра. Сколько часов длится здоровый сон?
3 гр. Сколько органов у цветковых растений?
4 гр. Чтобы в июле получить плод томата, нужно посадить семечко в феврале. Сколько пройдёт месяцев? |