Скачать 393.03 Kb.
|
Утверждаю : Директор ЦО №429 «Соколиная гора» Дроздов С.Ю ________________________ «_____»__________________ Рабочая программа по природоведению для 5 класса ГОУ ЦО № 429 «Соколиная гора» Учитель: Гостева С.А. В качестве рабочей программы используется авторская программа Н.И.Сонина, А.А.Плешакова. Программа предназначена для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы. 2011-2012 Пояснительная записка Программа курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени 2 часа в неделю Программа составлена на основе авторской программы Н.И.Сонина, А.А.Плешакова. Программа предназначена для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы. Основная задача курса - формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира (от макромира -Вселенной до микромира- молекул и атомов). формирование знаний о Вселенной (основные этапы в развитии взглядов на Вселенную, характеристики планет Солнечной системы, строение Земли и природные явления в земной коре, общая характеристика материков, причины землетрясений и вулканической деятельности. Курс строится не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира, опираясь на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и неживой природе. Это физические характеристики тел живой и неживой природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел живой и неживой природы; строение вещества, молекул и атомов; виды энергии и превращение одного вида энергии в другой. Все перечисленные аспекты представлены блоками знаний, построенными на установлении аналогий между объектами живой и неживой природы, их сравнении и сопоставлении. Блоки завершаются обобщающими уроками , в которых сделан акцент на роли человека в окружающем нас мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Цели изучения предмета: Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека; овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. Основное содержание Основное содержание курса - это элементы астрономии, географии и биологии. Он включает следующие разделы: «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле». Большое внимание в курсе уделяется экологической направленности, вопросам взаимодействия человека и природной среды. Предусмотрено знакомство учащихся с глобальными экологическими проблемами: кислотными дождями, «озоновой дырой», парниковым эффектом. 1. Введение : науки о природе, методы изучения природы(2ч). 2. Вселенная (7ч) Представление о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия 16-18 вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты - гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звёзд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик. Практическая работа «Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий северного полушария, рассматривание в телескоп поверхности Луны». 3. Земля (13 ч) Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различия по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержение вулканов, гейзеры. Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровья людей. Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Мировой океан, части океана. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете. Практические работы: «На контурной карте подписать названия крупнейших вершин и рек материков». «На контурной карте подписать названия океанов, морей, омывающих Россию, крупнейших рек». «Ознакомление со свойствами горных пород и минералов». 4. Жизнь на Земле (16ч) Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды; донное сообщество кораллового рифа; глубоководные сообщество. Практические работы «Рассматривание ископаемых остатков организмов». «Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах». «Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов». «Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций». «Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов». 5. Человек на Земле (28 ч) Научные представления о происхождении человека. Древние предки: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далёких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, «озоновая дыра», «парниковый эффект», радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Практические работы «Знакомство с оборудованием для научных исследований». 6. Повторение и обобщение основных знаний и приёмов самостоятельной работы за курс (2ч) О Вселенной: основных этапах в развитии взглядов людей на Вселенную; системе мира по Птолемею, Н.Копернику; роли Дж. Бруно, Г.Галилея в развитии взглядов на Вселенную; строении и составе Солнечной системы; общей характеристике планет Солнечной системы и т.д. О планете Земля: об основных гипотезах возникновения Земли и Солнечной системы, внутреннем строении Земли, природных явлениях в земной коре, суше планеты, общей характеристике материков, внешних оболочках Земли, причинах землетрясений и вулканической деятельности на планете. 7 Задания на лето: сбор лекарственных растений для гербария средней полосы России. Требования к уровню подготовки учащихся, изучивших курс. Учащиеся должны знать/понимать : - названия основных наук, изучающих природу; - методы изучения природы (наблюдение, опыт, измерение) - определение понятий «тело» и «вещество»; - примеры многообразия тел и веществ живой и неживой природы; - признаки живого; - названия основных сфер земли; - основные характеристики погоды; - экологические проблемы своей местности; - факторы здорового образа жизни; Учащиеся должны уметь: - узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; - приводить примеры приспособленности живых организмов к среде обитания; - приводить примеры взаимосвязи тел живой и неживой природы, доказательства единства природы; - проводить наблюдения за погодой; - находить на карте основные материки и океаны; - находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; - следовать правилам безопасности при проведении практических работ. - составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно или под руководством учителя. Календарно-тематическое планирование 5 «Б»
|
Государственное образовательное учреждение Центр Образования №429... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | «01» сентября 2011 года Настоящее положение определяет порядок создания и функционирования группы продлённого дня в гоу цо №429 «Соколиная гора» Настоящее... | ||
План открытых занятий экспериментальных площадок цо №429 «Соколиная гора» Формирование познавательных – общеучебных и регулятивных ууд в начальной школе (1-2 класс) средствами интеллект-карт | Протокол № 2011г. Утверждаю: Директор цо 429 «Соколиная гора» Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики... | ||
Анализ работы Государственного бюджетного образовательного учреждения... Краевое Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сосновоборский автомеханический... | Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа составлена на основе: стандарта основногообщего образования по природоведению, 2004 г.; примерной программы по... | ||
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса мбоу «сош №2» г. Шебекино, Белгородской области | Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта и примерной Программы по природоведению для 5 класса... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта и примерной Программы по природоведению для 5 класса... | Рабочая программа по природоведению класс 5 Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... | Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год Издательства-М.: Вентана-Граф, 2005. 72с., в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования.... |