Скачать 39.79 Kb.
|
Региональное сетевое методическое объединение учителей географии Тема: «Формирование представлений и понятий в географии» Карта опыта работы учителя географии МОУСОШ № 37 г. Буя Смирновой Ларисы Владимировны, победителя Конкурса лучших учителей Российской Федерации – 2009, победителя Конкурса лучших учителей Костромской области – 2011. Технология формирования и развития представлений и понятий в географии – это комплекс мер, направленный на формирование целостного и качественного процесса обучения географии через постепенное усложнение получаемой информации, в т.ч. и через формирование и развитие географических представлений и понятий, соответствующих географической действительности. Географическое понятие - это мысль о географическом объекте, отражающая его со стороны существенных признаков, или же мысль о целой группе предметов или явлений, отражающая их со стороны общих и существенных признаков. Типы понятий Собирательные понятия обозначают группу однородных предметов (например: горы Сибири) Индивидуальные - это мысли о единичных объектах, рассматриваемых со стороны их существенных признаков (например: река Волга, Ладожское озеро) Общие географические - это мысли о группах предметов, рассматриваемых со стороны их общих и существенных признаков (например: гора, овраг, море) Понятия можно рассматривать на разных уровнях. Пример: «Топливно-энергетический комплекс мира», 10 класс.
Все понятия, которые формируются при изучении курса школьной географии, могут быть усвоены при условии их единства с представлениями. Представления — это образы тех предметов и явлений, которые воспринимались в прошлом. Представления Представления воображения - это образы, которые создаются без непосредственного восприятия объекта, но в основе которых лежит действительность. Представления памяти образуются на основе непосредственного восприятия объекта (озера, реки, оврага). Формирование понятия включает не только его усвоение, но также и применение в решении теоретических и практических задач. Наличие продуманной системы заданий и упражнений составляет одно из непременных условий для успешного усвоения учащимися понятий. Представляю интерактивные ресурсы к урокам, на которых формирую понятия и представления: 1) Топливно-энергетический комплекс мира. Материалы урока. (Внимание! Для просмотра ресурса изучите навигацию, представленную в пояснительной записке). 2) Электроэнергетика мира. Материалы урока. (Внимание! Для просмотра ресурса изучите навигацию, представленную в пояснительной записке). 3) Интерактивный ресурс к уроку «Влажные экваториальные леса», 7 класс 4) Виртуальная экскурсия по промышленным предприятиям города Буя. Ресурс можно использовать при изучении региональной географии или при изучении промышленности малых городов ЦФО. (В работе представлена инструкция по созданию виртуальных экскурсий в программе PowerPoint с использованием триггеров). Ниже представлены задания и упражнения на усвоение понятий: 1) Материал к уроку в 8 классе по теме: «Климат России. Циклоны и антициклоны». Приём - таблица с применением эффекта «пользовательский путь». (В предлагаемом материале содержится инструкция по созданию таблицы с использованием эффекта «пользовательский путь»). 2) Игра-тренажёр «Условные знаки на плане местности», 6 класс (В предлагаемом материале содержится игра и мастер-класс по созданию подобных ресурсов). 3) Тренажёр «Путешественники, мореплаватели», 7 класс (Внимание! Перед работой с тренажёром внимательно прочитайте инструкцию). Уроки формирования представлений и понятий выстраиваю с использованием современных развивающих образовательных технологий. При выборе образовательной технологии учитываю специфику своего предмета, возрастные особенности детей, поскольку я работаю и с учащимися младшего подросткового возраста, и со старшеклассниками. Примеры уроков с использованием современных развивающих образовательных технологий: 1) Мини проект-исследование в 9 классе по теме «Рынок труда и занятость населения» (карта проекта с приложениями); 2) Урок «Внутренние воды Южной Америки», 7 класс (технологическая карта к уроку, презентация, дополнительный материал, видеоролик). |
Тема урока: Масштаб Образовательные – повторение основных понятий и введение новых понятий, формирование необходимых знаний и навыков | Пояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класс Начальный... Цель курса – формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование представлений о географии как наука, предмете географии, источниках получения географических знаний, о развитии географических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: формирование понятий индивид, индивидуальность, личность, представлений о социальной сущности личности | ||
Урок математики 1класс Тема: «Площадь» Цели: знакомство с понятием «площадь». Формирование представлений об измерении площади одинаковыми геометрическими фигурами (квадратами,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Формирование понятий о формах земной поверхности посредством актуализации, имеющихся представлений и формирования новых | ||
«Отчизноведение» Целью данного курса является формирование представлений об основных особенностях географии, истории и культуры Воронежа и Воронежской... | Тесты, реферат В цели курса также входит формирование у студентов понятий о научной терминологии, связанной с теоретическими подходами и практикой... | ||
Примерная программа наименование дисциплины физика рекомендуется для направлений подготовки Цель: формирование представлений, понятий, знаний о фундаментальных законах классической и современной физики и навыков применения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование понятий и представлений о тепловом двигатели, его видах, принципе действия двигателя внутреннего сгорания, кпд теплового... | ||
Тема: Выбор профессии Развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий: формула «Хочу Могу Надо», мотивы выбора профессии, способности, необходимые... | Тема «Мы рассматриваем географию сельского хозяйства и рыболовства» Цель урока: Создать условия для формирования представлений учащихся о географии сельского хозяйства, её структуры, географии рыболовства,... | ||
Африканское сафари Открытый урок –путешествие в 7 «А» классе Учитель географии Туаева О. М Цели: Продолжить формирование представлений и знаний о природе Африки; познакомить учащихся с органическим миром природных зон, почв... | Тема: Расселение: Жители городов и деревень Цель: Продолжить формирование у школьников представлений и знаний о населении мира | ||
Урока-экспедиции по географии в 7 классе Цели урока Цели урока: формирование знаний и представлений об особенностях природы влажных экваториальных лесов Южной Америки | Тема : «Наши подземные богатства» Цели формирование представлений у учащихся о полезных ископаемых нашей Родины и нашего края |