Рабочая программа по природоведению





Скачать 113.77 Kb.
НазваниеРабочая программа по природоведению
Дата публикации29.08.2014
Размер113.77 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа

Краснодарский край Каневской район станица Новоминская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 36


УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от «30» августа 2013г.

Председатель педсовета

___________________ Е.В. Зоря

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по природоведению

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) 5
Количество часов 68

Уровень базовый



Учитель Зайцева Галина Александровна
Программа разработана на основе сборника программ «Природоведение Биология Экология. 5-11. Авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.М.Константинов, В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009 год.

Данная рабочая программа 1 вида по природоведению составлена на основе программ, включенных в сборник программ «Природоведение Биология Экология» 5-11. Авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.М.Константинов, В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009 год.

Настоящая рабочая программа раскрывает содержание обучения природоведения учащихся в 5 класса общеобразовательной школы. Она рассчитана на 68ч/год (2 ч/нед ).

Основная задача курса — формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира (от макромира до микромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел природы; строение вещества.

Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Резервное время позволит учителю строить такие уроки с учетом уровня подготовки учащихся.

Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни» , которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).

Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях.

Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.

Таблица тематического распределения часов в 5 классе

п/п



Разделы, темы

Количество часов

Авторская

программа

Рабочая

программа

1

Тема 1. Введение





2

Тема 2.Явления природы

35ч

47ч

3

Тема 3. Движение в сферах планеты и в космосе.





4

Тема 4. Освоение человеком природы





5

Тема 5. Задания на лето





6

Резервное время

10ч

-




Итого

64ч

68ч

Содержание учебного материала по природоведению в 5классе ( 68ч)

Тема 1. Введение (7 ч)

Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).

Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).

Обитатели суши, воды, воздуха.

Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.

Демонстрации. Перемещения тел неживой природы, движения листьев к свету, плавания рыб; действия иода на крахмал; эволюционных изменений в живой природе.

Опыт в домашних условиях. Изучение испарения жидкостей.

Практическая работа. Красота и гармония в природе.

Экскурсия. Живая и неживая природа.

Тема 2. Явления природы (47 ч)

2.1 Многообразие природных явлений (2ч) Понятие о физических, химических и биологических явлениях.

Человек как биосоциальное явление.

2.2Физические и химические явления в живой и неживой природе (13 ч)

Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.

Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.

Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными.

Лабораторная работа. № 1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.

Практическая работа. Прослушивание записей звукового общения животных.

Экскурсия. Звуки в живой природе.

Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе.

2.3Биологические явления. Особенности живого организма (32 ч)

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле.

Как размножаются организмы.

Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Расселение потомства у животных и растений. Взаимосвязь растительных и животных организмов.

Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности, отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Как питаются живые организмы.

Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения

животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.

Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.

Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.

Что мы узнали о жизни на Земле.

Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий увеличение содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.

Лабораторные работы. № 2. Изучение устройства микроскопа. № 3. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени. № 4. Изучение строения семени фасоли. № 5. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа. № б. Рассматривание корней растений. № 7. Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. № 8. Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов.

Опыты в домашних условиях. Выращивание плесени на хлебе. Выяснение условий прорастания семян. Наблюдение за испарением воды листьями. Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян. Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Измерение роста (длины тела) и массы тела. Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.

Практические работы. Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы. Уход за комнатными растениями и аквариумом.

Подкормка птиц.

Экскурсии. Распространение плодов и семян. Живые организмы зимой. Живые организмы весной

Тема 3. Движение в сферах планеты и в космосе(9ч)

Глобальные изменения облика Земли.

Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.

Движение в литосфере.

Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.

Движение в атмосфере.

Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Движение в гидросфере.

Движение вод в биосфере.

Биосфера — все части планеты, освоенные жизнью. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере).

Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.

Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.

Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.

Демонстрации. Объемные модели ландшафта, вулканов, географические карты, теллурий, глобус; слайды, картины, посвященные стихийным явлениям природы (в том числе «Последний день Помпеи» К. Брюллова); схемы круговорота веществ.

Лабораторная работа. № 9. Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.

Практические работы. Определение по карте основных океанических движений, течений. Составление схем пищевых цепей — цепей передачи энергии и веществ.

Тема 4. Освоение человеком природы(3ч)

Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.).

Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.

Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Демонстрации. Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией.

Практические работы. Изучение влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды (на материале своей местности). Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров. Наблюдение за расходованием воды и электроэнергии.

Тема 5.Задания на лето (2ч)

Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.

Требования к уровню подготовки учащихся, изучивших курс

Учащиеся должны знать:

  • положение о том, что все в природе находится в движении: движение — форма существования материи;

  • относительность движения и покоя;

  • понятия «вещество» и «тело»;

  • примеры и основные признаки химических реакций;

  • основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;

  • основные процессы, происходящие в живых организмах;

  • примеры движений в литосфере (медленные вертикальные движения, землетрясения, вулканизм);

  • причины изменения поверхности Земли;

  • причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;



  • движение Земли (суточное, вокруг Солнца). Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать различные явления, делать выводы;



  • проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

  • пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

  • использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач;

  • выявлять взаимосвязи организмов и среды;

  • составлять пищевые цепи;

  • находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;

  • объяснять причины изменения поверхности Земли;

объяснять причины смены дня и ночи, времен года.

Список учебно-методической литературы по предмету

Программа «Природоведение. Биология. Экология». Москва «Вентана-«граф» 2009 год.

Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. «Биология. Растения. Бактерии.

Грибы. Лишайники. Методическое пособие». Москва, «Вентана-Граф», 2010год.

«Я иду на урок биологии. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2008 год.

.Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по природоведению 5 класс». Москва, «Дрофа», 2009 год.

«Тестовый контроль знаний учащихся по биологии». Москва, «Просвещение», 2010 год

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей естественно-научного цикла ООШ № 36 от 26 августа 2013года № 1

___________ _________

ФИО подпись руководителя МО





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР _______________ ______

Ф.И.О. подпись

______________ 20__ года

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа по природоведению iconПрограмма по природоведению призвана сохранить традиции классического...
Рабочая программа по природоведению составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению класс 5
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа составлена на основе: стандарта основногообщего образования по природоведению, 2004 г.; примерной программы по...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального...
...
Рабочая программа по природоведению icon«Рассмотрено» «Согласовано»
Мо от 5 марта 2004 г. №1089, Пример­ной программы основного общего образования по природоведению, авторской программы основного общего...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 а Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Рабочая программа по природоведению составлена на основании Федерального Государственного стандарта общего образования (базовый уровень)-2004...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...

Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс базовый уровень (2 часа в неделю)
Рабочая программа пропедевтического курса природоведения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта,...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5-ого класса, основной ступени на 2011/2012 учебный год
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск