Скачать 113.77 Kb.
|
Краснодарский край Каневской район станица Новоминская муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 36 УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол № 1 от «30» августа 2013г. Председатель педсовета ___________________ Е.В. Зоря РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по природоведению (указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) 5 Количество часов 68 Уровень базовый Учитель Зайцева Галина Александровна Программа разработана на основе сборника программ «Природоведение Биология Экология. 5-11. Авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.М.Константинов, В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009 год. Данная рабочая программа 1 вида по природоведению составлена на основе программ, включенных в сборник программ «Природоведение Биология Экология» 5-11. Авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.М.Константинов, В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009 год. Настоящая рабочая программа раскрывает содержание обучения природоведения учащихся в 5 класса общеобразовательной школы. Она рассчитана на 68ч/год (2 ч/нед ). Основная задача курса — формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира (от макромира до микромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел природы; строение вещества. Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Резервное время позволит учителю строить такие уроки с учетом уровня подготовки учащихся. Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни» , которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере). Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях. Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира. Таблица тематического распределения часов в 5 классе
Содержание учебного материала по природоведению в 5классе ( 68ч) Тема 1. Введение (7 ч) Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент). Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач). Обитатели суши, воды, воздуха. Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения. Демонстрации. Перемещения тел неживой природы, движения листьев к свету, плавания рыб; действия иода на крахмал; эволюционных изменений в живой природе. Опыт в домашних условиях. Изучение испарения жидкостей. Практическая работа. Красота и гармония в природе. Экскурсия. Живая и неживая природа. Тема 2. Явления природы (47 ч) 2.1 Многообразие природных явлений (2ч) Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Человек как биосоциальное явление. 2.2Физические и химические явления в живой и неживой природе (13 ч) Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества. Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными. Лабораторная работа. № 1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями. Практическая работа. Прослушивание записей звукового общения животных. Экскурсия. Звуки в живой природе. Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе. 2.3Биологические явления. Особенности живого организма (32 ч) История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле. Как размножаются организмы. Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Расселение потомства у животных и растений. Взаимосвязь растительных и животных организмов. Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни. Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности, отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека. Как питаются живые организмы. Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов. Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов. Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду. Что мы узнали о жизни на Земле. Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий увеличение содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах. Лабораторные работы. № 2. Изучение устройства микроскопа. № 3. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени. № 4. Изучение строения семени фасоли. № 5. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа. № б. Рассматривание корней растений. № 7. Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. № 8. Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов. Опыты в домашних условиях. Выращивание плесени на хлебе. Выяснение условий прорастания семян. Наблюдение за испарением воды листьями. Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян. Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Измерение роста (длины тела) и массы тела. Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела. Практические работы. Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы. Уход за комнатными растениями и аквариумом. Подкормка птиц. Экскурсии. Распространение плодов и семян. Живые организмы зимой. Живые организмы весной Тема 3. Движение в сферах планеты и в космосе(9ч) Глобальные изменения облика Земли. Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли. Движение в литосфере. Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников. Движение в атмосфере. Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Движение в гидросфере. Движение вод в биосфере. Биосфера — все части планеты, освоенные жизнью. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере). Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли. Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах. Демонстрации. Объемные модели ландшафта, вулканов, географические карты, теллурий, глобус; слайды, картины, посвященные стихийным явлениям природы (в том числе «Последний день Помпеи» К. Брюллова); схемы круговорота веществ. Лабораторная работа. № 9. Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов. Практические работы. Определение по карте основных океанических движений, течений. Составление схем пищевых цепей — цепей передачи энергии и веществ. Тема 4. Освоение человеком природы(3ч) Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.). Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей. Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Демонстрации. Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией. Практические работы. Изучение влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды (на материале своей местности). Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров. Наблюдение за расходованием воды и электроэнергии. Тема 5.Задания на лето (2ч) Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях. Требования к уровню подготовки учащихся, изучивших курс Учащиеся должны знать:
объяснять причины смены дня и ночи, времен года. Список учебно-методической литературы по предмету Программа «Природоведение. Биология. Экология». Москва «Вентана-«граф» 2009 год. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие». Москва, «Вентана-Граф», 2010год. «Я иду на урок биологии. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2008 год. .Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по природоведению 5 класс». Москва, «Дрофа», 2009 год. «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии». Москва, «Просвещение», 2010 год Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.
|
Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования... | Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования... | ||
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического... Рабочая программа по природоведению составлена на основании следующих документов | Рабочая программа по природоведению класс 5 Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа составлена на основе: стандарта основногообщего образования по природоведению, 2004 г.; примерной программы по... | Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального... ... | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» Мо от 5 марта 2004 г. №1089, Примерной программы основного общего образования по природоведению, авторской программы основного общего... | Рабочая программа по природоведению 5 а Муниципальное бюджетное общеобразовательное... Рабочая программа по природоведению составлена на основании Федерального Государственного стандарта общего образования (базовый уровень)-2004... | ||
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... | Рабочая программа по природоведению 5 класс базовый уровень (2 часа в неделю) Рабочая программа пропедевтического курса природоведения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта,... | ||
Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа по природоведению для 5-ого класса, основной ступени на 2011/2012 учебный год Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению | ||
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... |