Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №17»
городского округа г. Воронеж
«Рассмотрено » «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №17
_________Аксинина Н.Н. ___________ Доросевич И.Н. ___________ Бураков А.Е.
Протокол №1
от «___» ________2013г. «____»___________2013 г. Приказ №___
от « ___» 2013г. Рабочая программа по предмету: природоведение
ступень обучения___5 _класс ______
всего часов на уч. год___70_________
количество часов в нед. 2_________
Составитель: Зубарева Наталья Васильевна
Рассмотрено на заседании
методического совета школы
Протокол № _____ от ________201_ г.
Воронеж – 2013 г
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), Примерной программы основного общего образования по природоведению, авторской программы основного общего образования по природоведению для 5 класса авторов Л.В. Дорогань, Н.Н. Морозовой. Рабочая программа по природоведению. - В.: ВОИПКиПРО, 2006. –
61 с.,отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышаю- щими требования к уровню подготовки обучающихся, базисного учебного плана обще- образовательных учреждений РФ, утверждённого приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа «Природоведение» составлена с учетом рекомендаций для составления авторских программ и отличается от примерной программы структурированием учебного материала в соответствии с экосистемным и структурно - функциональным подходом при изучении живой природы.
Цели и задачи обучения
Экосистемный и структурно - функциональный подход при изучении живой природы в 5 классе направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы в их взаимосвязи;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе,
- формирование навыков природосообразного поведения в окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в окружающей среде.
Задачи программы: 1. – задачи обучения:
1) создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учениками начальных знаний разных наук: биологии, экологии, географии, физике, химии, астрономии, основ безопасности жизне- деятельности, геологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему уроков;
продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать объекты природы, сравнивать их, проводить эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых растений, животных своей местности через практические работы, экскурсии и мультимедийные уроки;
продолжить развивать у детей общеучебные умения: особое внимание уделить развитию у пятиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания;
2) закрепить интерес к изучению природоведения через разнообразные формы уроков;
3) создать условия для развития творческих способностей учеников через систему креативных заданий; 2. – задачи развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер;
продолжить развитие внимания, памяти;
особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез);
развивать стремление добиваться особых успехов,
продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков;
3. – задачи воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных лично-стей с положительной «Я-концепцией»;
способствовать формированию у обучающихся коммуникативной, экологической и валеологической компетентностей через учебный материал уроков, экскурсии.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Данная рабочая программа реализуется с помощью УМК:
Рабочая программа ориентирована на ряд учебников, в том числе и на использование учебника: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Природоведение. Природа неживая и живая. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2011.
Пономарева И.Н., Кучменко В.С. //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2008. – 72 с.
Дорогань Л.В. Природоведение 5 класс. Пособие для учителя. Воронеж, ВОИПКиПРО, 2006. – 135 с.
В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Природоведение. Природа неживая и живая. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2007.- 86 с.
Место предмета в учебном плане
Природоведение представляет собой интегрированный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии. Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю (35 учебных недель).
Общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности: Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся. Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, таких как:
выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
выбор условий для проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам;
поиск необходимой информации в справочных изданиях, в том числе на электронных носителях;
работа с учебным текстом: выделение главного, составление плана, иллюстрирование текста, ассоциативное запоминание, построение элементарных логических схем;
корпоративная деятельность на уроке;
развитие естественнонаучной лексики при ведении диалога, презентации результатов исследований.
Общая характеристика учебного предмета Предлагаемая программа имеет ряд существенных отличий от существующих. В отличие от программ других авторов она носит пропедевтический характер. Содержание и структура данной программы соответствуют структурно-функциональному и экосистемному подходам при изучении живой природы. Такой принцип структурирования и отбора содержания учебного материала позволяет расширить методические возможности использования деятельностного подхода при прохождении курса, способствует широкому внедрению активных методов обучения.
«Природоведение» - интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Рабочая программа по природоведению, включает шесть содержательных тем трёх разделов примерной программы: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни».
В рамках первой темы «Как человек изучает природу» на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.
Темы «Физические и химические процессы в природе», «Исследования космоса», «Космические тела», «Планета Земля», «Жизнь на планете Земля» углубляют и систематизируют знания учащихся о природных объектах, явлениях природы и свойствах веществ, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.
Учебный материал темы «Человек, его здоровье и безопасность жизни» включен в стандарт и примерную программу по природоведению в соответствии с требованиями современной жизни и построением базисного учебного плана. Вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы необходимо включать в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.
В рабочей программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами интернет и др. Для изучения курса природоведение в 5 классе согласно базисному плану предлагается следующее тематическое планирование:
Тематическое планирование
Содержание учебного материала
| Количество часов
по программе
| Количество практических работ
| Экскурсии
| Введение
| 2
|
|
| Как человек изучает природу.
| 6
| 2
|
| Физические и химические процессы в природе.
| 10
| 2
|
| Исследования космоса. Космические тела.
| 6
| 2
|
| Планета Земля.
| 18
| 5
|
| Жизнь на планете Земля.
| 10
| 1
|
| Человек, его здоровье и безопасность жизни.
| 18
| 7
| 3
| Итого:
| 70
| 22
| 3
|
Cодержание учебного предмета
Введение (2 ч).
Природа вокруг нас. Живая и неживая природа. Природа и человек.
Тема1. Как человек изучает природу (6 ч)
Познаваемость окружающего мира. Науки, изучающие природу. Исследователи природы (примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки). Способы изучения объектов и явлений природы. Наблюдения, измерения и опыты как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений и постановки опытов.
Демонстрации.
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов; примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы; портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практическая работа 1 «Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. Определение сторон горизонта при помощи ком-
паса, расположения Солнца над горизонтом».
Практическая работа 2 « Постановка простейших опытов. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян» Тема 2. Физические и химические процессы в природе (10 ч). Тела природы. Космические тела. Земные тела. Сравнение тел живой и неживой природы. Из чего состоят тела природы
Вещества в живой и неживой природе. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества, смеси. Превращение одних веществ в другие. Химические реакции. Многообразие химических веществ и их использование человеком.
Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых), их проявление в природе и использование в повседневной жизни.
Энергия и виды ее проявления. Способы получения энергии.
Демонстрации.
Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.) Опыты, демонстрирующие горение веществ.
Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).
Опыты, демонстрирующие выделение кислорода зелеными растениями. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).
Практическая работа 3 «Описание и сравнение признаков двух-трех веществ».
Практическая работа 4 « Исследование одного-двух физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости и т.п)». Тема 3. Исследования космоса. Космические тела (6 ч). Развитие представлений человека о Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.). Звезды, планеты и другие космические тела. Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Представление о Солнце как одной из звезд. Солнечная система. Земля - планета Солнечной системы. Суточное и годовое вращение Земли. Смена дня и ночи. Исследования космоса.
Демонстрации.
Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Фотографии планет Солнечной системы. Глобус.
Практическая работа 5 «Наблюдение суточного движения Солнца».
Практическая работа 6 «Наблюдение за погодой с целью установления фенологических сроков наступления времен год».
Тема 4. Планета Земля (18 ч). Строение Земли и этапы ее формирования. Оболочки Земли.
Твердая оболочка Земли - литосфера. Рельеф земной поверхности. Горные породы, минералы. Использование горных пород и минералов. Полезные ископаемые. Рациональное использование полезных ископаемых человеком.
Почва. Отличие почвы от горной породы. Состав, структура почв. Разнообразие почв. Роль живых организмов в образовании почв.
Водная оболочка Земли - гидросфера. Распределение воды на планете. Химические и физические свойства воды.
Значение воды в природе. Круговорот воды. Использование воды человеком, необходимость экономного ее расходования.
Воздушная оболочка Земли - атмосфера. Состав воздуха. Примеси в воздухе. Физические свойства воздуха. Нагревание воздуха над сушей и водоемами. Движение воздушных масс. Ветер. Погода, причины возникновения погодных явлений (гроз, ураганов, радуги, инея и т.п.) Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер).
Смена сезонов, погоды, климата. Примеры влияния погоды на организм человека.
Природные зоны Земли (Арктика, тундра, зона лесов, степи, пустыни)
Демонстрация приборов, которые человек использует для описания и прогнозирования погоды.
Ознакомление с местными полезными ископаемыми.
Практическая работа 7 «Определение свойств минералов и горных пород (работа с коллекциями»).
Практическая работа 8 «Состав почвы».
Практическая работа 9 «Изучение параметров воды».
Практическая работа 10 «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра».
Практическая работа 11 «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей». (опрос родителей и близких людей). Тема 5. Жизнь на планете Земля (10 ч). Живая оболочка Земли - биосфера. Понятие о жизни, особенности живого. Многообразие живых организмов: растения, животные, грибы, бактерии, человек. Распространение живых организмов на планете.
Среда обитания живых организмов. Условия (факторы) среды обитания. Взаимоотношения между организмами и факторами среды. Приспособленность живых организмов к окружающей среде.
Наземно-воздушная среда обитания организмов. Особенности влияния условий среды на живые организмы. Взаимосвязь условий живой и неживой природы. Значение воздуха для живых организмов. Значение солнечного света для жизни растений. Пути передачи веществ и энергии в живой природе. Пищевые цепочки. Круговороты веществ.
Роль воды в жизни живых организмов. Вода как среда обитания. Особенности водной среды обитания. Приспособленность живых организмов к водной среде обитания.
Почва как среда обитания. Особенности растений, произрастающих в различных почвенных условиях. Почвенные животные. Разнообразие живых организмов, причины его сокращения.
Демонстрации.
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии т.п.).
Практическая работа 12 «Знакомство с многообразием животных» .
Тема 6. Человек, его здоровье и безопасность жизни (14 ч)
Человек. Понятие о человеке как живом организме. Человек - часть живой природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Хозяйственная деятельность человека (сельское хозяйство, промышленность, градостроение и т.д.).
Охрана природы. Редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга. Роль школьников в охране природы.
Здоровье человека и безопасность жизни. Влияние условий окружающей среды на здоровье человека. Факторы здорового образа жизни: двигательная активность, общение с природой, здоровая пища. Вредные привычки как причины болезней человека. (Курение, алкоголизм, наркомания, их влияние на здоровье).
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями, грибами и т.п.).
Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Демонстрации.
Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
Примеры ядовитых растений, грибов и опасных животных своей местности.
Практическая работа 13 «Определение названий растений с использованием различных источников информации. Составление экологической карты».
Практическая работа 14 «Определение названий животных с использованием различных источников информации. Составление экологической карты».
Практическая работа 15 «Влияние природы на состояние человека. Определение частоты пульса в школьной обстановке и на прогулке в парке».
Практическая работа 16 «Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами».
Практическая работа 17 «Определение физических показателей комфортности дома и в классе».
Практическая работа 18 «Наблюдение за самочувствием». (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.)
Практическая работа 19 «Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений».
Экскурсии - 3 часа: в лес, на озеро, на свалку.
Автор рабочей программы предусматривает использование разнообразных форм работы с обучающимися: - проведение практического эксперимента;
- информационно-поисковая и исследовательская деятельность;
- проектная работа;
- подготовка рефератов;
- работа в группах (кооперация в обучении).
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию различной информации.
Систематизировать материал помогают уроки попутного повторения и закрепления полученных знаний, которые также реализуются в разнообразных формах деятельности.
Все это способствуют формированию у школьников ведущих ключевых компетенций (деятельностной, мыслительной, коммуникативной, информационной, ценностно-смысловой, контрольно-оценочной, личностного самосовершенствования).
Методические аспекты преподавания курса природоведения.
Презентация творческих и исследовательских работ обучающихся может эффективно проводиться с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Формы контроля знаний: тестовые, самостоятельные, контрольные работы;
фронтальные и индивидуальные опросы;
отчёты по практическим работам;
творческие задания (защита рефератов и проектов).
Итого за учебный год: практических работ – 19
экскурсий - 3
контрольно – обобщающих уроков – 3.
В рамках курса природоведения могут быть эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). К ним относятся примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов; использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени; поиск информации в сети интернет и справочниках на компакт-дисках; фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарата и компьютера; заполнение полей в базах данных, подготовка собственного выступления с иллюстрациями; запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков; цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды; интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой; ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения природоведения ученик должен
знать / понимать:
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
> - указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных. признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грйбов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного - поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Основная литература:
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. Природа неживая и живая. Учебник для общеобразовательных учреждений. -М.: Дрофа,2007
Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. -М.: Вентана- Граф, 2005
Дополнительная литература:
Биология. Энциклопедия / гл. ред. М.С.Гиляров. -м.: Большая Российская Энциклопедия, 2003
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. -М.: Дрофа, 2005
Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М. Твоя Красная Книга. -М.: Молодая гвардия, 1986
Левитман М.Х. Экология- предмет интересный или нет? С-П.: Союз, 2001
- 5. Никишов А.И., Теплов В.Н., Теплов Д.Л. Экология 5 (6). - М.: Устойчивый мир, 2000
Новиков B.C., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие
растения. -М.: Дрофа, 2005.
Экология. Школьный справочник / Ошмарин А.П., Ошмарина В.И.-Ярославль. Академия развития, 1998.
Методическая литература:
Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. -М.: Дрофа, 2003.
Галева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир - мой дом. Методичесое пособие для учителей. -М.: Тайдекс Ко, 2002
Дорогань Л.В. Природоведение 5 класс. Пособие для учителея. Воронеж.: ВОИПКРО, 2006
Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И. Природоведение.Методическое пособие. —М.: Дрофа, 2005.
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя. -М.: Дрофа, 2005.
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. -М.: Дрофа, 2005.
Рохлов B.C., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. -М.: Дрофа, 2005.
Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки- задания. -М.: Дрофа, 2005.
Предмет: Природоведение.
Класс: 5
Название учебника: Природоведение. Природа. Неживая и живая.
Автор: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.
Количество часов: 70 часов; 2 часа в неделю.
Автор программы: Л.В.Дорогань, Н. Н. Морозова. Год 2006.
№
п\п
1.
2. Тема1
1.1 1.2
1.3 -
1.4
1.5 1.6 Тема2
2.1
2.2
2.3 2.4
2.5
2.6 2.7
2.8
| Тема урока Введение Что изучает природоведение.
Значение природы в жизни человека. Как человек изучает природу. Развитие научных представлений об окружающем мире.
Знаменитые исследователи природы
Способы познания окружающего мира.
Приборы и инструменты для изучения природы.
Практическая работа 1 «Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. Определение сторон горизонта при помощи компаса, расположения Солнца над горизонтом».
Как стать исследователем.
Практическая работа 2 « Постановка простейших опытов. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян»
Подсказки природы (урок на природе). Физические и химические процессы в природе. Мир, который нас окружает.
Из чего состоят тела природы.
Практическая работа 3 « Описание и сравнение признаков двух – трёх веществ»
Различаются ли свойства веществ живой и неживой природы.
Вещества вокруг нас.
Атомы и молекулы.
Химические явления в природе, или как
« дружат» атомы.
В гостях у атомов и молекул.
Физические явления в природе и их многообразие. Практическая работа 4
« Исследование одного-двух физических
| Кол-во часов
2 1
1 6 1 1
2
1
1 10
1
1
1 1
1
1 1
1
| Дата проведен
| Домашнее задание
С. 41-42
Зап. в тетр.
С. 7-9 С. 20-21 С. 138-140
С. 141, зап. в тетр.
Зап. в тетр.
Зап. в тетр.
С.131-135
Зап. в тетр.
Зап. в тетр. С.56
С. 49-51
С. 60-62 Зап. в тетр.
С. 57-59
|
2.9
2.10
Тема3
3.1
3.2-
3.3
3.4-
3.5
3.6
Тема4 4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9 4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15
4.16
4.17
4.18 Тема5 5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10 Тема6 6.1
6.2
6.3
6.4 6.5 6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
6.12-
6.13
6.14 6.15
6.16
6.17
6.18
|
явлений ( зависимость скорости испарения от её температуры, площади поверхности, рода жидкости и т. п.).
Невидимый мир.
Свойства тел и явления, с ними происходящие. Исследования космоса. Космические тела. Звёздное небо.
Строение Солнечной системы. Земля - планета Солнечной системы.
Пр.р.5 «Наблюдение суточного движения Солнца».
Значение Солнца для жизни на Земле.
Пр.р.6 «Наблюдение за погодой с целью установления фенологических сроков наступления времён года». Планета Земля. Земля – наш дом
Твёрдая оболочка Земли.
Состав земной коры.
Полезные ископаемые.
Пр.р.7 «Определение свойств минералов и горных пород ( работа с коллекциями).»
Что такое почва. Пр.р. 8 « Состав почв»
Могут ли почвы быть тучными.
Охрана почв.
Водная оболочка Земли.
Химические и физические свойства воды.
Пр.р. 9 «Изучение параметров воды».
Круговорот воды в природе.
Сколько стоит капля чистой воды.
Воздушная оболочка Земли.
Тайны воздуха.
Глоток чистого воздуха.
Свойства воздуха. Практическая работа 10 «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра».
Как формируется климат. Практическая работа 11 «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей».
У природы нет плохой погоды.
Природные зоны Земли. Жизнь на планете Земля. Живая оболочка Земли – биосфера.
Где можно встретить живой организм.
Среда обитания живых организмов.
Приспособленность живых организмов к окружающей среде. Наземно-воздушная среда обитания организмов. Практическая работа 12 «Знакомство с многообразием животных».
Как добывают энергию живые организмы.
Пути «передвижения» энергии в природе.
Первая среда обитания.
Живой мир водоемов.
Почва как среда обитания. Человек, его здоровье и безопасность жизни. Человек – житель планеты Земля.
Роль человека в биосфере.
Охрана природы.
Растения под нашими ногами. Практическая работа 13 «Определение названий растений с использованием различных источников информации. Составление экологической карты».
Животные, которые живут рядом. Практическая работа 14 «Определение названий животных с использованием различных источников информации. Составление экологической карты».
Мир, который нуждается в защите.
Человек и природа. Практическая работа 15 «Влияние природы на состояние человека. Определение частоты пульса в школьной обстановке и на прогулке в парке».
Если хочешь быть здоров. Практическая работа 16 «Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами».
Вредные привычки.
Дом, в котором мы живем. Практические работы 17 - 18 1) «Определение физических показателей комфортности дома и в классе»;
2) «Наблюдение за самочувствием».
Природные катастрофы.
Помоги себе и другу. Практическая работа 19 «Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений».
Мой дом – планета Земля. Как сохранить биосферу.
Экскурсия в лес.
Экскурсия на водоём.
Экскурсия на свалку.
Заключение. Конкурс знатоков природы.
|
1
1
6 1
2 2
1
18 1
1
1
1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1 10 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 18 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1 1
1 1
|
| Зап. в тетр.
Зап. в тетр.
С.13-19
С.31-33
С.33-34
С.20-22
С.23-24 Зап. в тетр.
С. 24-26
С.99
С.99-103
С. 108-111
С.115-120
Зап. в тетр.
С.121-127
С.87, 93-97
Зап. в тетр. С.88, 92-93
С.95
С.67
С.74-77
Зап. в тетр.
С.69-73
Зап. в тетр.
С.78-81
Табл. в тет.
С.25,131-134
С.135-137
С.186-189
С.189,199,193-194 С.195-199
Зап.в тетр.
С.208
с. 189-192
сообщения
с.199-202
Зап. в тетр.
Зап. в тетр.
Зап. в тетр.
Зап. в тетр.
Зап. в тетр.
Зап. в тетр.
Зап. в тетр.
Зап. в тетр.
Зап. в тетр.
Зап. в тетр.
Зап. в тетр.
Зап. в тетр.
Зап. в тетр.
Зап. в тетр.
| |