Из опыта работы учителя географии Левченко И. В





Скачать 275.31 Kb.
НазваниеИз опыта работы учителя географии Левченко И. В
страница1/3
Дата публикации30.08.2014
Размер275.31 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > География > Анализ
  1   2   3
Из опыта работы учителя географии Левченко И.В.

Часто в педагогической практике учитель встречается с таким явлением как несоответствие оценки уровню учебных возможностей учащихся.

Изучением этой проблемы мы решили заняться на рабочих заседаниях творческой группы « Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в обучении географии». Работу  этой творческой группы возглавила учитель географии  СОШ №62              Быханова Эльвира Анатольевна. Куратором была методист городского методического центра « Перспектива» Базыль Тамара Николаевна.

Часто учителя и родители не могут понять, почему ребенок, который может быть успешен в изучении материала по предметам школьного курса, показывает низкие результаты. Процесс обучения в настоящее время тесным образом должен быть связан с психологическим сопровождением. Иначе все попытки разобраться в причинах наших педагогических неудач будут напоминать блуждание в сумерках.

Объектом своих исследований я решила выбрать 7-б класс, т.к. являюсь в этом классе классным руководителем и учителем предметником. Преподаю два предмета географию и биологию и, следовательно, результаты моей работы можно будет проверить на двух предметах.

В сентябре 2005 года  совместно с психологом гимназии были протестированы учащиеся 7-Б класса с целью определения уровня психических процессов обучающихся. При тестировании применялись следующие методики:

- определение устойчивости и концентрации внимания

- интеллектуальная лабильность

- тест умственного развития ( мышление)

- тип и уровень школьной мотивации

По результатам тестирования была составлена  таблица.

Анализ данных таблицы.

І. Уровень интеллектуальной лабильности

- 58% учащихся класса имеют высокий уровень интеллектуальной лабильности. Дети способны быстро переключаться с одного задания на другое, не допуская при этом ошибок . Способны продуктивно работать на уроке при высоком темпе подачи материала, могут быть успешны при выполнении любой деятельности на уроке.

- 31, 5% учащихся имеют средний уровень. Успешность выполнения заданий зависит от вида предыдущей деятельности, степени утомления, уровня работоспособности.

- 10,5% учащихся имеют низкий уровень интеллектуальной лабильности.  Трудности у этой категории учащихся связаны с тем, что они не могут работать при быстром темпе подачи материала, долго включаются в работу, затруднен переход от одного вида деятельности к другому( смена типов заданий). Низкая продуктивность работы при ограничении времени на выполнения задания.

ІІ. Уровень развития мышления.

У большинства тестируемых детей возникли трудности  при выполнении задания на выделение существенных признаков, установлении аналогии, обобщении. А такие задания очень часто включены в проверочные тесты, контрольные работы. Именно эта категория заданий позволяет развивать мышление учащихся.

ІІІ. Мотивация.

- 63% учащихся класса выявили мотив учения по необходимости, принуждению.

- у 26% может возникнуть непостоянный ситуативный интерес, к какому- либо из предметов.

-11% учащихся имеют устойчивый познавательный интерес к предмету.

Примечание: Оптимальным для успешного обучения является высокий уровень мотивации, а средний уровень является достаточным.

 

ІV. Уровень развития познавательных процессов.

Высокий                     - оценка 5                                                        8,6% учащихся

Выше среднего          - оценка 4-5                                                     34% учащихся

Средний                     - оценка 4( возрастная норма)                      30,4% учащихся

Ниже среднего          - оценка 3                                                        8,6% учащихся

Низкий                       - оценка 3-2                                                     4,3% учащихся

 Имея в наличии данные исследования, сопоставим их с результатами стартового контроля знаний по предмету (география). Задания стартового контроля прилагаются. Результаты внесем в коррекционную решетку.

 

Приложение №2

Уровень усвоения базовых знаний.

№ пп

Ф. И обучающегося

Уровень

развития

психических

процессов

Стартовый контроль

 

Дата 20.09. 05

Промежуточный контроль

Дата 25.02.06

Итоговый контроль

 

Дата 18.05.06

α  1

α 2

α  3

α 1

α 2

α3

α 1

α 2

α 3

1.




С




  *




*










*




2.




В




*







*







*




3.




С

*










*







*




4.




С

*










*




*







5.




Н

*







*










*




6.




В/С




*










*




*




7.




В/С

*










*




*







8.




В/С




*







*







*




9




В/С

*







*










*




10




В/С




*







*







*




11




В




*







*







*




12.




В/С







*




*










*

13.




С

*










*







*




14.




Н/С




*







*







*




15.




С

*










*




*







16.




С, Н/С

*







*













*

17.




С

*







*







*







18.




С

*







*










*




19




Н/С




*







*







*




20.




В




*







*







*




21.




В/С













*







*




22.




В/С




*







*







*




23.




В/С







*







*




*




Примечания: α 1- справились с заданиями ниже уровня

                        α 2 – в соответствии с уровнем

                        α  3 – выше уровня

В стартовом контроле использованы задания на такие приемы учебной деятельности как:

- установление соответствия;

- нахождение и  исправление ошибок;

- сравнение;

- обобщение.

По результатам стартового контроля я  выделила группу учащихся, которые справились с заданиями ниже уровня учебных возможностей.- 47% учащихся класса.

При анализе работ и из личных бесед с учащимися выясняется, что 15% из 47% не выполнили то или иное задание не из-за того, что они не знали материал, а из-за того, что у них не сформированы определенные приемы учебной деятельности. Это происходит из-за того, что системно приемы учебной деятельности не формируются. Нам кажется, что ученик придя к нам на урок уже должен уметь анализировать, обобщать и т.д.  Решение этой проблемы – системное формирование приемов учебной деятельности. По результатам стартового контроля на каждого ученика можно составить индивидуальную карту, в которой необходимо отразить качество выполнения зданий. Тогда мы будем иметь представление о том, какие приемы учебной деятельности мы должны сформировать у конкретного ученика. Задания, которые вызвали затруднения, должны быть использованы в индивидуальной работе с учеником до тех пор, пока необходимые навыки не сформируются.

32% из 47% это учащиеся, которые испытывают трудности при выполнении определенного вида заданий ( обобщение, сравнение, концентрация внимания, памяти и т.д.)  Эти затруднения связаны с особенностями психического развития учащихся. При дальнейшей работе с этими учениками необходим системный подход. При разработке индивидуальных карточек необходимо уделять большее внимание на те задания, которые вызвали трудности при выполнении. Со временем дети освоят прием выполнения данных заданий, и они не будут вызывать у них затруднения. То, что раньше вызывало затруднение  - станет посильным для выполнения. В конечном счете, это приведет к повышению мотивации, т.к. учиться станет интересно.

При проведении промежуточного контроля необходимо учитывать результаты стартового контроля и подбирать соответствующие задания. Так как промежуточный контроль покажет нам не только уровень усвоения знаний по предмету, но и результативность нашей работы по формированию конкретных умений и навыков ученика. Если результаты этого контроля оказываются аналогичными со стартовым контролем, то это говорит о том, что нам не удается сформировать определенные приемы учебной деятельности у учащихся.

Итоговый контроль- результат нашей работы в течение года. Результаты этого контроля показывают эффективность нашей работы с отдельными учащимися и с классом в целом. Повторное тестирование на период окончания изучения географии за курс  7 класса показало, что большинство учащихся овладели изученными приемами учения, благодаря чему улучшили свои результаты по сравнению со стартовым контролем.

 

Статистика итогов работы      

Приложение №3.



1- стартовый контроль                       

2- промежуточный                             

3- итоговый

 

Статистика итогов

    При проведении стартового контроля 20. 09.05 выяснилось, что из 23 учеников класса ниже уровня своих возможностей работу выполнили 11 человек. Из анализа работы стало видно, что трудность у учащихся вызвали задания на развитие  внимания, установления соответствия, выделение существенных признаков, развитие памяти.

На каждого учащегося была составлена индивидуальная карта наблюдений. В результате проведенной работы стало видно, с какими заданиями ученик справился, а какие вызвали затруднения. Данная информация позволила в дальнейшем корректировать подбор заданий для индивидуальной работы с учеником.

    При промежуточном контроле 25.02 05 ниже уровня своих возможностей с работой справились 6 человек . 15 из 23 учеников класса выполнили работу в соответствии с уровнем учебных возможностей.

    18. 05. 06 проводился итоговый контроль. По результатам работы стало ясно, что в соответствии с уровнем работу выполнили 17 из 23 учеников класса, ниже уровня только 4 человека. По сравнению со стартовым контролем возросло число учащихся выполнивших работу в соответствии с уровнем учебных процессов.  Системное формирование приемов учебной деятельности позволило большинству учеников достичь определенных успехов в обучении. Первоначальные трудности в выполнении определенного вида заданий были связаны с тем, что некоторые приемы учебной деятельности были слабо сформированы. Итоговый контроль показал, что почти все учащиеся овладели изученными приемами учения.

Хочу поделиться результатами своих наблюдений с коллегами и предложить дальнейшее сотрудничество. Предметники, работающие на параллели, объединив свои усилия, гораздо эффективнее смогут формировать приемы учебной деятельности. И наши ученики смогут достичь высоких результатов в обучении.

 

Предлагаю примерные варианты заданий стартового, промежуточного и итогового контроля. Данные задания составлялись с учетом работы учителя с УМК В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев География материков и океанов 7 класс.

 

Задания для стартового контроля. География 7 класс.

Главные особенности природы Земли.

1. С помощью карт атласа (физическая карта мира) запишите в порядке увеличения площадей: а) океаны; б) материки;

2. С помощью карт атласа (физическая карта мира) запишите самые крупные в северном полушарии а) острова; б) полуострова.

3. С помощью карт атласа (физическая карта мира) запишите самые крупные в южном полушарии а) острова; б) полуострова.

 

4. Установите соответствие:

а) Южная Америка                                                   І. Гондвана

б) Северная Америка

в) Евразия                                                                  ІІ. Лавразия

г) Антарктида

д) Австралия

е) Африка

 

5. Установите соответствие:

а) Южная Америка                                  І. Тихий океан                         

б) Северная Америка                              ІІ Атлантический океан

в) Евразия                                                ІІІ. Индийский океан                            

г) Антарктида                                          ІV. Северный Ледовитый

д) Австралия

е) Африка

 

6. Найдите ошибки, допущенные в тексте.

Совокупность неровностей земной поверхности называют рельефом.

Самые крупные формы рельефа это горы и равнины. В формировании рельефа принимают участие внутренние и внешние процессы. Внутренние силы проявляются в работе ветра, текучих вод, ледников, деятельности человека. Действие внешних сил вызвано перемещением вещества во всей мантии. Выступы материков соответствуют материковой земной коре, а в областях океанической коры лежат впадины, заполненные водой океана.

Обширные равнины располагаются на границе литосферных плит. Горные области соответствуют древним участкам плит – платформам.

 

7. Климат местности определяется географической широтой. Чем ближе к экватору, тем меньше угол падения солнечных лучей, а значит выше температура приземного слоя атмосферы. Сильно нагретый воздух близ экватора становится легче и поднимается. Следовательно, близ экватора формируется область повышенного давления. У полюсов воздух охлаждается становиться тяжелым и опускается. У полюсов формируется область низкого давления. В поясах высокого давления преобладают восходящие воздушные токи, а в поясах низкого давления – нисходящие.

8. Сравните географические объекты:

а) Анды и Восточно-Европейскую равнину;

б) Кордильеры и Среднесибирское плоскогорье

Географический объект

Чему соответствуют на карте строения земной коры

1. Анды




2. Кордильеры




3. Восточно-европейская  равнина




4. Среднесибирское плоскогорье



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из опыта работы учителя географии Левченко И. В icon«Информационные технологии в процессе обучения географии» Проблема над которой работает учитель
Обобщение опыта работы Гудковой Анастасии Николаевны, учителя географии моу «Белогорская средняя общеобразовательная школа» Беляевского...
Из опыта работы учителя географии Левченко И. В iconМатериалы из опыта работы «Театральная педагогика как средство социальной...
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т....
Из опыта работы учителя географии Левченко И. В iconОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности...
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В
Из опыта работы учителя географии Левченко И. В icon«Использование метода проектов на уроках в курсе «География России....
Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов...
Из опыта работы учителя географии Левченко И. В iconПлан проведения мероприятий по обеспечению эффективной диссеминации...
Презентация опыта работы учителя «Педагогическое мастерство и пути его достижения»
Из опыта работы учителя географии Левченко И. В iconОбобщение опыта работы учителя химии моу сош №4 г. Собинка Бурдиной Н. Ю. Собинка, 2013 г
А. В., работа на кафедре теории и методики воспитания випкро под руководством Поповой И. Н., прохождение курсов повышения квалификации...
Из опыта работы учителя географии Левченко И. В iconПаспорт кабинета геогрфии
Школьный кабинет предназначен для обеспечения творческой работы учителя по своему предмету, внеклассной и учебной работы, совершенствования...
Из опыта работы учителя географии Левченко И. В iconТема опыта
Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области
Из опыта работы учителя географии Левченко И. В iconИз опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы
Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны – учителя русского языка и литературы
Из опыта работы учителя географии Левченко И. В iconОпыта
Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Из опыта работы учителя географии Левченко И. В iconПрезентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных...
Теоретическая часть. Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, таким...
Из опыта работы учителя географии Левченко И. В iconВ. О. Ключевский Я, Хаернасова Гульнара Асадулловна, работаю в мбоу...
Я, Хаернасова Гульнара Асадулловна, работаю в мбоу «сош №77» Авиастроительного района города Казани. Условиями возникновения и становления...
Из опыта работы учителя географии Левченко И. В iconИнформация из опыта работы учителя русского языка и литературы мбоу...
Педагогическая биография учителя индивидуальна. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями...
Из опыта работы учителя географии Левченко И. В iconУроки фио учителя, класс, тема, кабинет
Левченко Л. И., 4Б, «Работа в графическом редакторе» (урок информатики), кабинет №18
Из опыта работы учителя географии Левченко И. В iconОписание опыта работы
Я, Гарифуллина Джамиля Робертовна, работаю учителем химии и географии в среднем и старшем звене чуть меньше полугода
Из опыта работы учителя географии Левченко И. В iconОсновные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта
В первые годы начинающему педагогу подчас бывает трудно определиться с темой своей работы с учениками. Из своего 12-летнего опыта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск