Скачать 275.31 Kb.
|
Из опыта работы учителя географии Левченко И.В. Часто в педагогической практике учитель встречается с таким явлением как несоответствие оценки уровню учебных возможностей учащихся. Изучением этой проблемы мы решили заняться на рабочих заседаниях творческой группы « Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в обучении географии». Работу этой творческой группы возглавила учитель географии СОШ №62 Быханова Эльвира Анатольевна. Куратором была методист городского методического центра « Перспектива» Базыль Тамара Николаевна. Часто учителя и родители не могут понять, почему ребенок, который может быть успешен в изучении материала по предметам школьного курса, показывает низкие результаты. Процесс обучения в настоящее время тесным образом должен быть связан с психологическим сопровождением. Иначе все попытки разобраться в причинах наших педагогических неудач будут напоминать блуждание в сумерках. Объектом своих исследований я решила выбрать 7-б класс, т.к. являюсь в этом классе классным руководителем и учителем предметником. Преподаю два предмета географию и биологию и, следовательно, результаты моей работы можно будет проверить на двух предметах. В сентябре 2005 года совместно с психологом гимназии были протестированы учащиеся 7-Б класса с целью определения уровня психических процессов обучающихся. При тестировании применялись следующие методики: - определение устойчивости и концентрации внимания - интеллектуальная лабильность - тест умственного развития ( мышление) - тип и уровень школьной мотивации По результатам тестирования была составлена таблица. Анализ данных таблицы. І. Уровень интеллектуальной лабильности - 58% учащихся класса имеют высокий уровень интеллектуальной лабильности. Дети способны быстро переключаться с одного задания на другое, не допуская при этом ошибок . Способны продуктивно работать на уроке при высоком темпе подачи материала, могут быть успешны при выполнении любой деятельности на уроке. - 31, 5% учащихся имеют средний уровень. Успешность выполнения заданий зависит от вида предыдущей деятельности, степени утомления, уровня работоспособности. - 10,5% учащихся имеют низкий уровень интеллектуальной лабильности. Трудности у этой категории учащихся связаны с тем, что они не могут работать при быстром темпе подачи материала, долго включаются в работу, затруднен переход от одного вида деятельности к другому( смена типов заданий). Низкая продуктивность работы при ограничении времени на выполнения задания. ІІ. Уровень развития мышления. У большинства тестируемых детей возникли трудности при выполнении задания на выделение существенных признаков, установлении аналогии, обобщении. А такие задания очень часто включены в проверочные тесты, контрольные работы. Именно эта категория заданий позволяет развивать мышление учащихся. ІІІ. Мотивация. - 63% учащихся класса выявили мотив учения по необходимости, принуждению. - у 26% может возникнуть непостоянный ситуативный интерес, к какому- либо из предметов. -11% учащихся имеют устойчивый познавательный интерес к предмету. Примечание: Оптимальным для успешного обучения является высокий уровень мотивации, а средний уровень является достаточным. ІV. Уровень развития познавательных процессов. Высокий - оценка 5 8,6% учащихся Выше среднего - оценка 4-5 34% учащихся Средний - оценка 4( возрастная норма) 30,4% учащихся Ниже среднего - оценка 3 8,6% учащихся Низкий - оценка 3-2 4,3% учащихся Имея в наличии данные исследования, сопоставим их с результатами стартового контроля знаний по предмету (география). Задания стартового контроля прилагаются. Результаты внесем в коррекционную решетку. Приложение №2 Уровень усвоения базовых знаний.
Примечания: α 1- справились с заданиями ниже уровня α 2 – в соответствии с уровнем α 3 – выше уровня В стартовом контроле использованы задания на такие приемы учебной деятельности как: - установление соответствия; - нахождение и исправление ошибок; - сравнение; - обобщение. По результатам стартового контроля я выделила группу учащихся, которые справились с заданиями ниже уровня учебных возможностей.- 47% учащихся класса. При анализе работ и из личных бесед с учащимися выясняется, что 15% из 47% не выполнили то или иное задание не из-за того, что они не знали материал, а из-за того, что у них не сформированы определенные приемы учебной деятельности. Это происходит из-за того, что системно приемы учебной деятельности не формируются. Нам кажется, что ученик придя к нам на урок уже должен уметь анализировать, обобщать и т.д. Решение этой проблемы – системное формирование приемов учебной деятельности. По результатам стартового контроля на каждого ученика можно составить индивидуальную карту, в которой необходимо отразить качество выполнения зданий. Тогда мы будем иметь представление о том, какие приемы учебной деятельности мы должны сформировать у конкретного ученика. Задания, которые вызвали затруднения, должны быть использованы в индивидуальной работе с учеником до тех пор, пока необходимые навыки не сформируются. 32% из 47% это учащиеся, которые испытывают трудности при выполнении определенного вида заданий ( обобщение, сравнение, концентрация внимания, памяти и т.д.) Эти затруднения связаны с особенностями психического развития учащихся. При дальнейшей работе с этими учениками необходим системный подход. При разработке индивидуальных карточек необходимо уделять большее внимание на те задания, которые вызвали трудности при выполнении. Со временем дети освоят прием выполнения данных заданий, и они не будут вызывать у них затруднения. То, что раньше вызывало затруднение - станет посильным для выполнения. В конечном счете, это приведет к повышению мотивации, т.к. учиться станет интересно. При проведении промежуточного контроля необходимо учитывать результаты стартового контроля и подбирать соответствующие задания. Так как промежуточный контроль покажет нам не только уровень усвоения знаний по предмету, но и результативность нашей работы по формированию конкретных умений и навыков ученика. Если результаты этого контроля оказываются аналогичными со стартовым контролем, то это говорит о том, что нам не удается сформировать определенные приемы учебной деятельности у учащихся. Итоговый контроль- результат нашей работы в течение года. Результаты этого контроля показывают эффективность нашей работы с отдельными учащимися и с классом в целом. Повторное тестирование на период окончания изучения географии за курс 7 класса показало, что большинство учащихся овладели изученными приемами учения, благодаря чему улучшили свои результаты по сравнению со стартовым контролем. Статистика итогов работы Приложение №3. 1- стартовый контроль 2- промежуточный 3- итоговый Статистика итогов При проведении стартового контроля 20. 09.05 выяснилось, что из 23 учеников класса ниже уровня своих возможностей работу выполнили 11 человек. Из анализа работы стало видно, что трудность у учащихся вызвали задания на развитие внимания, установления соответствия, выделение существенных признаков, развитие памяти. На каждого учащегося была составлена индивидуальная карта наблюдений. В результате проведенной работы стало видно, с какими заданиями ученик справился, а какие вызвали затруднения. Данная информация позволила в дальнейшем корректировать подбор заданий для индивидуальной работы с учеником. При промежуточном контроле 25.02 05 ниже уровня своих возможностей с работой справились 6 человек . 15 из 23 учеников класса выполнили работу в соответствии с уровнем учебных возможностей. 18. 05. 06 проводился итоговый контроль. По результатам работы стало ясно, что в соответствии с уровнем работу выполнили 17 из 23 учеников класса, ниже уровня только 4 человека. По сравнению со стартовым контролем возросло число учащихся выполнивших работу в соответствии с уровнем учебных процессов. Системное формирование приемов учебной деятельности позволило большинству учеников достичь определенных успехов в обучении. Первоначальные трудности в выполнении определенного вида заданий были связаны с тем, что некоторые приемы учебной деятельности были слабо сформированы. Итоговый контроль показал, что почти все учащиеся овладели изученными приемами учения. Хочу поделиться результатами своих наблюдений с коллегами и предложить дальнейшее сотрудничество. Предметники, работающие на параллели, объединив свои усилия, гораздо эффективнее смогут формировать приемы учебной деятельности. И наши ученики смогут достичь высоких результатов в обучении. Предлагаю примерные варианты заданий стартового, промежуточного и итогового контроля. Данные задания составлялись с учетом работы учителя с УМК В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев География материков и океанов 7 класс. Задания для стартового контроля. География 7 класс. Главные особенности природы Земли. 1. С помощью карт атласа (физическая карта мира) запишите в порядке увеличения площадей: а) океаны; б) материки; 2. С помощью карт атласа (физическая карта мира) запишите самые крупные в северном полушарии а) острова; б) полуострова. 3. С помощью карт атласа (физическая карта мира) запишите самые крупные в южном полушарии а) острова; б) полуострова. 4. Установите соответствие: а) Южная Америка І. Гондвана б) Северная Америка в) Евразия ІІ. Лавразия г) Антарктида д) Австралия е) Африка 5. Установите соответствие: а) Южная Америка І. Тихий океан б) Северная Америка ІІ Атлантический океан в) Евразия ІІІ. Индийский океан г) Антарктида ІV. Северный Ледовитый д) Австралия е) Африка 6. Найдите ошибки, допущенные в тексте. Совокупность неровностей земной поверхности называют рельефом. Самые крупные формы рельефа это горы и равнины. В формировании рельефа принимают участие внутренние и внешние процессы. Внутренние силы проявляются в работе ветра, текучих вод, ледников, деятельности человека. Действие внешних сил вызвано перемещением вещества во всей мантии. Выступы материков соответствуют материковой земной коре, а в областях океанической коры лежат впадины, заполненные водой океана. Обширные равнины располагаются на границе литосферных плит. Горные области соответствуют древним участкам плит – платформам. 7. Климат местности определяется географической широтой. Чем ближе к экватору, тем меньше угол падения солнечных лучей, а значит выше температура приземного слоя атмосферы. Сильно нагретый воздух близ экватора становится легче и поднимается. Следовательно, близ экватора формируется область повышенного давления. У полюсов воздух охлаждается становиться тяжелым и опускается. У полюсов формируется область низкого давления. В поясах высокого давления преобладают восходящие воздушные токи, а в поясах низкого давления – нисходящие. 8. Сравните географические объекты: а) Анды и Восточно-Европейскую равнину; б) Кордильеры и Среднесибирское плоскогорье
|
«Информационные технологии в процессе обучения географии» Проблема над которой работает учитель Обобщение опыта работы Гудковой Анастасии Николаевны, учителя географии моу «Белогорская средняя общеобразовательная школа» Беляевского... | Материалы из опыта работы «Театральная педагогика как средство социальной... Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т.... | ||
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности... Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В | «Использование метода проектов на уроках в курсе «География России.... Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов... | ||
План проведения мероприятий по обеспечению эффективной диссеминации... Презентация опыта работы учителя «Педагогическое мастерство и пути его достижения» | Обобщение опыта работы учителя химии моу сош №4 г. Собинка Бурдиной Н. Ю. Собинка, 2013 г А. В., работа на кафедре теории и методики воспитания випкро под руководством Поповой И. Н., прохождение курсов повышения квалификации... | ||
Паспорт кабинета геогрфии Школьный кабинет предназначен для обеспечения творческой работы учителя по своему предмету, внеклассной и учебной работы, совершенствования... | Тема опыта Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области | ||
Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны – учителя русского языка и литературы | Опыта Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | ||
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных... Теоретическая часть. Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, таким... | В. О. Ключевский Я, Хаернасова Гульнара Асадулловна, работаю в мбоу... Я, Хаернасова Гульнара Асадулловна, работаю в мбоу «сош №77» Авиастроительного района города Казани. Условиями возникновения и становления... | ||
Информация из опыта работы учителя русского языка и литературы мбоу... Педагогическая биография учителя индивидуальна. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями... | Уроки фио учителя, класс, тема, кабинет Левченко Л. И., 4Б, «Работа в графическом редакторе» (урок информатики), кабинет №18 | ||
Описание опыта работы Я, Гарифуллина Джамиля Робертовна, работаю учителем химии и географии в среднем и старшем звене чуть меньше полугода | Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта В первые годы начинающему педагогу подчас бывает трудно определиться с темой своей работы с учениками. Из своего 12-летнего опыта... |