Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года





НазваниеСтратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года
страница1/8
Дата публикации12.07.2013
Размер1.12 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Приложение

к постановлению Правительства

Мурманской области

от 23.12.2011693-ПП/15

«Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года

Мурманск,

2011

Оглавление




  1. Профиль Мурманской области


Мурманская область образована 28 мая 1938 г. Территорию области составляет Кольский полуостров, омываемый водами Баренцева и Белого морей. Ее площадь 144,9 тыс. кв. км (8,6 % территории СЗФО и 0,85 % РФ). Несмотря на свою принадлежность к районам Крайнего Севера России, климат Мурманской области арктически-умеренный, морской и благодаря влиянию теплого течения Гольфстрим сравнительно с другими северными регионами мягкий.

В пресноводных источниках (реки и озера) и омывающих полуостров Белом и Баренцевом морях сосредоточены значительные запасы биоресурсов. Кольский край характеризуется многообразием ландшафтов, уникальными экосистемами, в том числе районами, практически не затронутыми хозяйственным освоением (восточная часть области).

В недрах Кольского полуострова открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья, наибольшую ценность из которых имеют медно-никелевые, железные, апатитонефелиновые руды и руды редких и редкоземельных металлов. Значительны запасы слюды, сырья для строительных материалов и керамических изделий, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. На шельфе Баренцева моря разведаны нефтегазовые ресурсы, среди которых уникальное Штокмановское газоконденсатное месторождение, имеющее стратегическое значение не только в региональном, но и в национальном масштабе.

Население Мурманской области на 01.01.2010 – 8016911 чел., 5,9 % населения СЗФО и 0,6 % РФ.

Мурманский морской порт является единственной незамерзающей, глубоководной и имеющей прямой и удобный доступ к океанским магистралям обустроенной гаванью в европейской части России2. На территории области размещаются важнейшие стратегические объекты: база Северного флота РФ (ЗАТО г. Североморск) и Кольская АЭС (г. Полярные Зори). В Мурманске берет начало стратегическая морская транспортная артерия – Северный морской путь, обеспечивающая доступ к природным ресурсам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также развитие транзита из Атлантики в Тихий океан, в порту базируется атомный ледокольный флот, обеспечивающий функционирование маршрута. Кроме того, Мурманская область граничит со страной - членом ЕС Финляндией и страной – членом НАТО Норвегией.

Экономическая специализация Мурманской области включает добычу и переработку полезных ископаемых (железорудный, апатитовый, вермикулитовый, флогопитовый, лопаритовый, бадделеитовый и нефелиновый концентраты), промышленное производство меди, никеля, кобальта, полуфабрикатов благородных металлов, первичного алюминия, электроэнергии, ловлю и переработку рыбы3.
Рис. 1.1. Мурманская область.



2. Историческая ретроспектива

Дитя советской эпохи – новый рубеж освоения Арктики
В рамках ретроспективного анализа истории освоения земель и ресурсов Мурманской области выделяется пять основных периодов:

  1. До XX века территория Мурманской области оставалась слабонаселенной и малоизученной окраиной империи. Кольский полуостров (Терский берег) упоминался в составе Новгородских земель с XII века. С его побережья, заселенного русскими и коренными жителями, велся рыболовный и зверобойный промысел, морские пути были давно изучены и использовались для торговли с Европой. До Первой мировой войны на территории области активно велись географические экспедиции, результатом которых в период первичной индустриализации в России стали развитие лесозаготовок на юге области, строительство порта Екатерининская гавань (сегодняшний ЗАТО Александровск), строительство железной дороги, завершенное в 1916 г., соединившей Центральную Россию и северный берег Кольского полуострова, и строительство порта Романов-на-Мурмане.

  2. В 20-е гг. XX века в условиях дипломатической изоляции начинает вырабатываться новый взгляд на Кольский полуостров как на важный источник ресурсов для развития экономики Советской России. В плане ГОЭЛРО 1920 г. Европейский Север России предполагалось превратить в мощный индустриальный район, а на Мурманск возлагалась также функция товарообмена с зарубежными странами наряду с Петроградом. Это означало рост статуса территории и привело к образованию в 1921 году самостоятельной Мурманской губернии.

  3. В довоенные годы определились основные векторы будущего развития региона:

а) довоенная индустриализация и коллективизация в традиционных видах деятельности заложили основы для мощного централизованного, но негибкого рыбопромышленного комплекса и оленеводческой отрасли, пережившей коренные изменения в способе хозяйствования (перевод на оседлость и пр.);

б) ресурсный вектор развития – после серии геологических экспедиций начинаются освоение минеральных ресурсов региона и строительство комбинатов цветной металлургии, а также предприятий обслуживающих отраслей (строительство, энергетика, социальная инфраструктура);

в) геостратегический вектор развития – географическое положение предопределило формирование в регионе места базирования Северной военной флотилии, опорной точки Северного морского пути как форпоста освоения Арктики;

г) закладываются основы мощного научного модуля.

  1. В 1950–80-е гг. усиливается заложенная ещё до войны специализация. Мурманская область превращается в мощный индустриальный и стратегически важный регион – основную базу Северного флота и форпост освоения Арктики. Технологии предполагали массовое использование рабочих рук, что запустило процесс быстрого роста численности населения. Рабочие поселки разрастаются и постепенно приобретают статус городов, что происходит в форме «доращивания» городских инфраструктур. К концу 1980-х гг. численность населения региона составила более 1200 тыс. чел.

Таким образом, с точки зрения среды обитания результатом «освоенческого рывка» Мурманской области стали избыточная людность территории, плохо пригодной для жизни (города в Мурманской области имеют лишь 30–40-летний период развития), а также серьезные экологические проблемы в виде деградации экосистем и появления на карте региона экологических «горячих точек».

  1. В 1990-е гг. Мурманская область столкнулась с шаткостью своей позиции ресурсно-стратегического региона, что выразилось в неспособности центральной власти поддерживать инвестиционную и мотивационную составляющие развития на прежнем уровне.

Рис. 2.1. Историческая ретроспектива развития Мурманской области.4



3. Основные итоги 1990–2000-х гг. Проблемы развития Мурманской области

Время сжатия, упрощения и оптимизационных вызовов


    1. Экономический спад в 1990-е и проблема роста в 2000-е гг.


В 1990-е гг. Мурманская область вместе со всей страной пережила глубокий трансформационный кризис, сопровождавшийся спадом экономики во всех секторах. В 2000-е гг. она вступила в фазу длительного экономического подъема – ВРП увеличился в 3,7 раза с 55,1 млрд. руб. в 2000 г. до 201,8 млрд.руб. – в 2009 г. Однако ВВП России за тот же период увеличился более чем в 5,6 раза. На Мурманскую область в 2009 г. пришлось 0,6 % ВРП РФ и 5,9 % ВРП СЗФО.
Рис. 3.1. ВРП в 2009 г.

Самые низкие темпы роста экономики среди регионов СЗФО в 2000-е гг. при относительно высоком показателе ВРП на душу населения5 объясняются:

  1. Преобладанием «старых» промышленных секторов, главным образом ГПК (горнопромышленного комплекса6), в структуре экономики. Промышленное производство по-прежнему составляет основу экономики Мурманской области – 33,9 % ВРП в 2009 г. ГПК составляет основу промышленности: добыча полезных ископаемых обеспечила 32,2 % от общего объема промпроизводства, металлургия – 20,8 %, 23,7 % обеспечила энергетика, в значительной степени благодаря Кольской АЭС, поставляющей электроэнергию для предприятий ГПК. Именно промышленный сектор, его горнодобывающая и металлургическая составляющие обеспечили относительную устойчивость в период системного кризиса 1990-х гг., когда оборонная функция, судоремонт, рыбная отрасль и научная деятельность переживали глубокий упадок.

Наиболее значимые предприятия горнопромышленного комплекса оказались достаточно быстро встроены в вертикально интегрированные компании (ВИК)7 и работают на т.н. стационарных рынках – включены в длинные цепочки поставок, контролируемых материнскими компаниями.

Однако не только динамика и перспективы конечных рынков (таких как рынки стали, минеральных удобрений, никеля и алюминия), но и состояние сырьевой базы кольских добывающих компаний не предполагает значительных приростов – речь прежде всего идет о постепенной модернизации и удержании достигнутых уровней добычи за счет ввода «замещающих» мощностей.

  1. Упадком рыбной промышленности в 1990-е гг., который в полной мере до сих пор не преодолен.

Рыбопромышленный комплекс – основная и традиционная отрасль хозяйства Мурманской области, обеспечивающая 7,6 % ВРП и 2,2 % от числа занятых (2009 г.). Либерализация внешней торговли, отмена государственного ценообразования на выловленную рыбу и системы государственных дотаций рыбакам привели к следующему:

- увеличился экспорт пищевой продукции (в 1990 г. на экспорт ушло 172 тыс. тонн, или 22 %, в 1998 г. – 121,5 тыс. тонн, или 53,6%);

- сократился объем вылова с 1171,9 тыс. тонн в 1990 г. до 381,2 тыс. тонн в 1998 г., снизились объемы производства товарной рыбной пищевой продукции с 766 тыс. тонн в 1990 г. до 226,9 тыс. тонн в 1998 г.;

- в 1991–1998 гг. на 69,2 % сократилась численность промышленно-производственного персонала в рыбной промышленности;

- практически прекратилась модернизация и обновление рыболовного флота и перерабатывающих предприятий на берегу;

- произошла концентрация рыбопромысловых усилий на валютоемких объектах – треске, пикше, окуне, скумбрии;

- произошла дезинтеграция рыбодобычи, рыбопереработки (в особенности расположенной на берегу) и сбыта, число субъектов хозяйственной деятельности увеличилось в несколько десятков раз.

В 2000-е гг. рыбная отрасль постепенно вышла из кризисного состояния, но даже с учетом сезонных колебаний до сих пор не восстановила уровни вылова и производства рыбной продукции советского периода: в 1999–2010 гг. среднегодовой объем вылова стабилизировался на отметке 594 тыс. тонны, объем производства рыбной продукции – на отметке 470,3 тыс. тонн. За аналогичный период доля экспорта в объеме производства рыбной продукции не превышала 50,4 %, произошла существенная диверсификация направлений вывоза (в 1999 г. 59,5 % приходилось на Норвегию, а в 2010 г. – лишь 6,2 %; доля стран Европы в экспорте сократилась с 91,8 % до 70 %). В 2000–2010 гг. продолжился отток кадров из профессии: среднегодовая численность занятых в рыболовстве и рыбоводстве сократилась на 47,9 % – с 16,5 тыс. чел. до 7,9 тыс. чел.
Рис. 3.2. Рыбопромышленный сектор Мурманской области.


  1. Оттоком экономически активного населения и перспективной молодежи в другие районы страны и за рубеж: за период 1991–2008 гг. область потеряла 29,1 % от численности населения (346,3 тыс. чел.), в т.ч. 191,5 тыс. трудоспособного населения.


3.2. Текущие последствия мирового экономического кризиса для Мурманской области: экономический спад в 2009 г.

Несмотря на то, что по формальным признакам, таким как диверсификация экономики и зависимость от конъюнктуры цен на мировых сырьевых рынках, на фоне других регионов РФ Мурманская область не относилась к зоне высокого риска, последствия мирового финансово-экономического кризиса сильно затронули регион. Пострадали крупнейшие корпорации, работающие в области.

1. Резкий спад промышленного производства – предвестник сокращения доходов бюджета и высвобождения людей.
Рис. 3.3. Промышленный спад 2009 г. ГПК как эпицентр.


2. Рост безработицы и разбалансировка рынка труда: за период с января по май 2009 г. численность безработных граждан, определяемых по методологии МОТ, возросла с 36,7 до 41,6 тыс. чел. (с 7,1 % до 8,0 % численности экономически активного населения), число официально зарегистрированных в службе занятости безработных граждан увеличилось на 31 % и составило 16,5 тыс. чел. Уровень зарегистрированной безработицы возрос с 2,4 % до 3,2 %, коэффициент напряженности на рынке труда увеличился с 2,5 до 3,6.

Вставка

Обострение проблем на рынке труда, сформировавшихся еще в докризисный период

В течение 2009 г. с предприятий области было высвобождено 9 тыс. чел., что привело к увеличению напряженности на местных рынках труда. Так, в 7 городах и районах показатель безработицы устойчиво превышает среднеобластной в полтора–два раза и более, а в Терском районе – до 5 раз.

В области наблюдается территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы как по количественному, так и по профессиональному составу. Большая часть вакансий сосредоточена в г. Мурманске, в остальных городах и районах предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее.

Свыше 40 % зарегистрированных безработных граждан не имеют профессионального образования, значительную часть среди них составляют группы с низкой конкурентоспособностью – молодежь, не имеющая опыта работы, инвалиды, лица, частично утратившие трудоспособность, длительно не работавшие, женщины, выходящие из отпуска по уходу за ребенком.

Рынок образовательных услуг слабо связан с рынком труда и формируется в большей степени с ориентацией на удовлетворение запросов абитуриентов. Доля выпускников учреждений ВПО и СПО составляет свыше 75 %, а учреждений НПО – около 25 %, при этом половина из них обучается профессиям для непроизводственной сферы. Удельный вес рабочих вакансий в структуре спроса, напротив, составляет около 80%.

3. В 2009 г. произошло некоторое (на 1,4 %, в том числе собственные доходы – на 3,6 %) сокращение доходов консолидированного бюджета8, связанное прежде всего со снижением на 19,5 % налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций (обусловленным снижением ставки налога с 24 % до 20 %). Вследствие этого в 2009 г. фиксируется дефицит областного бюджета на уровне 1,8 млрд. руб. (против 309 млн. руб. профицита в 2008 г.)9.

3.3. Уровень и качество жизни в Мурманской области

Уровень жизни населения Мурманской области определяется высоким размером среднедушевых доходов (2437210 руб. – один из самых высоких в СЗФО после НАО и г. Санкт-Петербурга в 2010 г.), который, однако, существенно нивелируется высокой стоимостью жизни (8215 руб. – второй по величине в СЗФО прожиточный минимум после НАО) и перемещает Мурманскую область по соотношению средних доходов и прожиточного минимума (296,7 %, 2010 г.) на средние позиции в СЗФО (5 место из 11).

По «индексу развития человеческого потенциала»11, принятому ООН за базовый показатель, позволяющий оценить уровень социально-экономического развития территории, Мурманская область занимает 28-е место среди регионов РФ (между Краснодарским краем и Чувашией).

По сравнению с другими северными регионами в европейской части России Мурманская область отличается:

  • высоким душевым ВРП (уступает Республике Коми, но обгоняет Архангельскую область и Республику Карелию);

  • высокой ожидаемой продолжительностью жизни;

  • высокой численностью студентов вузов на 10 тыс. чел.

Особые природно-климатические условия задают специальные требования к качеству социальной и гуманитарной сферы. Климат создает определенные возрастные ограничения по возможности миграции и адаптации людей к длительному пребыванию (жизни и/или работе) в регионе.

Сформировавшийся во второй половине прошлого века специфический тип города во многом не отвечает требованиям современной привлекательной городской среды, которая должна быть не менее насыщенной, чем в крупных городах средней полосы. Города в Мурманской области отличаются мощными социальными и энергетическими инфраструктурами советского типа, избыточными в силу массового оттока населения в 1990-х гг.
3.4. Упадок агропромышленного сектора в 1990-е гг. и его последствия

Смена форм собственности и изменение организационно-производственной структуры в АПК области привели к существенному снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции. В 2010 г. по сравнению с 1991 г. поголовье крупного рогатого скота в Мурманской области уменьшилось в 5,3 раза, поголовье свиней – в 2,6 раза, производство молока упало в 2,7 раза, производство яиц сократилось в 1,7 раза, объемы заготовки пушнины снизились в 27 раз. Производство овощей в закрытом грунте только за последние 6 лет снизилось в 7 раз.

Серьезное снижение объемов производства привело к двум обстоятельствам: потребление основных продуктов питания в Мурманской области не отвечает медицинским нормам12 и структуре питания, рекомендуемой для жителей Крайнего Севера (как с точки зрения объемов потребления, так и с точки зрения качества потребляемых продуктов); существенно выросла зависимость региональных производителей продуктов питания от внешних поставщиков сельскохозяйственного сырья – более 90% продуктов питания поставляется в Мурманскую область извне. Мурманская область закупает мясо и мясопродукты импортного производства в замороженном виде, что не позволяет сохраняться полному набору витаминов и аминокислот, необходимых жителю Крайнего Севера.
3.5. Коренные малочисленные народы Севера и традиционные виды хозяйствования

В Мурманской области проживает 1220 представителей коренных малочисленных народов Севера (1130 – саамы, 88 – ненцы, 2 – эвенки)13. Из них большинство проживает в Ловозерском районе (906 чел.), остальные – в Кольском (173 чел.) и Ковдорском районах (141). С конца XIX в. в Мурманской области проживают коми-ижемцы (1128 чел., в соответствии с российским законодательством они не относятся к КМНС)14.

Традиционными видами хозяйственной деятельности КМНС и коми-ижемцев всегда являлись оленеводство, рыболовство и охота. Однако в настоящее время только оленеводство не утратило свое экономическое значение для представителей коренных малочисленных народов Севера. Промысловой охоты на территории области не ведется. Для саами предусмотрен бесплатный вылов рыбы, но лишь для собственных нужд. В 2010 г. в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС в Мурманской области распределены квоты вылова водных биоресурсов в общем объёме 257 тонн (в том числе трески – 200 тонн, пикши – 50 тонн). Квоты освоены на 96,6 % (выловлено 246,7 тонны рыбы), что в пересчёте на одного представителя КМНС региона составляет более 202 кг рыбы в год. На 1 января 2011 г. поголовье оленей в Мурманской области составляло 58 898 голов. В оленеводческих кооперативах непосредственно занято 423 чел. В сопутствующих производствах по переработке оленепродукции (в том числе пошив национальной одежды, обуви, изготовление сувениров) с учётом надомников занято 276 чел. Для ведения оленеводства предприятиям всех форм собственности выделены оленьи пастбища на площади 7201,5 тыс. га, что составляет почти 50 % от общей территории области.

Для защиты прав и интересов народов Севера создано 17 родовых и соседско-территориальных общин и 8 общественных объединений саамов и коми-ижемцев, которым в аренду переданы участки земли для выпаса оленей и оказания туристических услуг. В 2009 г. введен мораторий на 3 года на отстрел дикого северного оленя и лося в охотничьих угодьях Ловозерского района (постановление Правительства Мурманской области от 10.11.2009 № 527-ПП «О введении запрета на добычу дикого северного оленя и лося в охотничьих угодьях Ловозерского района»).
3.6. Трансформация системы расселения: структурные проблемы энергетики

К 1989 г. население Мурманской области достигло 1 164 586 чел. Осуществлявшиеся с 1930–50-х гг. масштабные проекты освоения минерально-сырьевой базы, обеспечение Мурманском стратегической функции в условиях холодной войны (незамерзающий порт с прямым доступом в Северную Атлантику и Мировой океан) и необходимость развития Северного морского пути при доступном на тот момент уровне технологий требовали вовлечения значительных людских ресурсов, размещавшихся в крупных городских центрах: Мурманске, Апатитах, Кировске, Мончегорске, Кандалакше, закрытых гарнизонах Северного флота. С этой целью государство разработало и внедрило разветвленную систему поддержки северных территорий, в т.ч. и Мурманской области. Помимо районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы система поддержки включала ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, сокращенную рабочую неделю для женщин, дополнительный выходной день для работников, имеющих детей до 16 лет, и т.д.

Экономические трудности 1990-х гг. заставили государство существенно пересмотреть приоритеты развития, что выразилось в сокращении Северного флота, снижении грузооборота на Севморпути (с 8–10 млн. т в конце 1980-х гг. до 2 млн. т в 2000-е гг.), а также в пересмотре системы северных льгот. Так, был ликвидирован ряд федеральных законов, регулировавших проблемы Севера, а также устранен ряд соответствующих норм из других федеральных законов. Наиболее показательным примером является принятие Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, которым была ликвидирована гарантия, предусматривающая выплату молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. С 1995 г. в России стали действовать различные программы государственной поддержки переселения граждан из северных районов, с 1998 г. - Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Сокращение населения области до 801691 чел. в 2010 г. (в наибольшей степени этот процесс затрагивает города) влечет за собой возникновение проблем с уже сложившейся и рассчитанной на большее население инженерной инфраструктурой. При этом централизованность и ориентированность в основном на промышленность электро- и теплоснабжения, особенности жилого фонда, представленного в большинстве своем многоквартирными домами, не позволяют проводить последовательную оптимизацию инженерной инфраструктуры.

Рис. 3.4. Сжатие городов как отражение резкого сокращения населения области.



3.7. Бюджетная сеть

В связи со специфическим характером структуры системы расселения большая часть учреждений бюджетной сети расположена в двух крупных узлах – там достигнута плотность сети, характерная для старожильческих территорий Центральной России.

Первый узел включает г. Мурманск и 5 закрытых административно-территориальных образований на побережье Кольского залива и Баренцева моря: Североморск, Александровск, Заозерск, Видяево, Островной. Здесь расположено более половины стационаров (включая госпитали ВМФ), большая часть учреждений среднего и почти все учреждения высшего профессионального образования15, отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты как класс учреждений здравоохранения. Уровень обеспеченности бюджетной сетью в целом соответствует уровню, характерному для регионов средней полосы России с высокой плотностью населения.

Второй узел состоит из городов Оленегорск, Мончегорск, Апатиты, Кировск и Полярные Зори – центров развития горнодобывающей промышленности, науки и энергетики. Отраслевая специализация определила расположение филиалов таких вузов, как МГТУ, ИНЖЭКОН, Петрозаводский госуниверситет (горный и физико-энергетический факультеты). Медицинская помощь осуществляется в том числе и ФАПами, поскольку подведомственная территория городов включает и ряд удаленных сельских населенных пунктов.

Остальная часть территории области (Ловозерский, Кандалакшский, Ковдорский, Терский, Кольский и Печенгский районы) значительно уступает по степени развития бюджетной сети.
Рис. 3.5. Мощность бюджетной сети в основных центрах и на остальной территории.



Средняя обеспеченность учреждениями образования в Мурманской области превышает общероссийские показатели (по ДОУ на 10 тыс. чел. – в 1,16 раза). Такая ситуация обусловлена сокращением населения области на 28,2 % за 1989–2009 гг. Города области в наибольшей степени оказались затронуты данным процессом, при этом темпы сокращения населения соответствующих возрастных групп существенно превышали темпы оптимизации бюджетной сети.

Обеспеченность населения стационарными койками практически соответствует среднероссийскому показателю в 2010 г. (89,1 ед. на 10 тыс. человек населения – Мурманская область, 88,1 – РФ) и ниже аналогичных показателей некоторых регионов СЗФО (96,4 – Республика Карелия, 91,3 – Республика Коми, 96,3 – Новгородская область). Учитывая, что показатели заболеваемости населения Мурманской области превышают средние значения по России в силу климатогеографических условий проживания на Крайнем Севере, возрастает актуальность внедрения современных методов диагностики и лечения с целью сокращения длительности пребывания больных на койке.
Рис. 3.6. Темпы сокращения людности территории и оптимизации бюджетной сети.


При этом Мурманская область отстает по обеспеченности домами-интернатами для престарелых и инвалидов (взрослых и детей): в 2010 г. – 21,8 места на 10 тыс. жителей (при нормативе 30 мест на 10 тыс. жителей, установленном распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р, или 72,7 % от установленного норматива). Кроме того, в регионе существует дефицит мест в стационарных учреждениях психоневрологического профиля, а также недостаточно высок уровень охвата престарелых граждан и инвалидов нестационарными формами социального обслуживания.

Слабое развитие дорожной сети в области (в 2008 г. – 18,5 км автодорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 кв. км территории, что в два раза меньше, чем в среднем по России) и низкая плотность населения (в Ловозерском и Терском районах – 0,2 чел. на 1 кв. км) являются предпосылками к внедрению принципа удаленного предоставления бюджетных услуг с применением передовых коммуникационных, медицинских, образовательных и социально-гуманитарных технологий. В 2006–2008 гг. в области осуществлялась региональная программа «Разработка телекоммуникационных технологий в здравоохранении Мурманской области», в соответствии с которой произошло оснащение 27 учреждений здравоохранения телекоммуникационным оборудованием, вычислительной техникой и программным обеспечением. Участниками программы стали только учреждения здравоохранения Мурманска, Апатитов, Мончегорска и Печенги, т.е. в настоящий момент остаются неохваченными наиболее удаленные и зачастую самые проблемные с точки зрения качества и объема предоставляемых услуг территории Мурманской области (Ловозерский, Терский, Ковдорский и Кандалакшский районы).

Внебюджетная социальная сеть в области развита слабо16. Негосударственный сектор представлен в основном учреждениями высшего профессионального образования, сосредоточен в г. Мурманске и г. Коле и в большинстве своем предоставляет подготовку по гуманитарным специальностям, экономике и управлению. В здравоохранении негосударственный сектор развился в специализированной медицинской помощи массового потребления – стоматологии, акушерстве и гинекологии. При этом как государственные, так и частные учреждения слабо учитывают смену парадигм в развитии здравоохранения, заключающуюся в переходе от концепции лечения (treatment paradigm, illness) к концепции wellness. Первая рассматривает здоровье человека как его физическое состояние, болезнь – как набор различных симптомов, объединенных только диагнозом, а организм – как набор систем, работающих отдельно друг от друга. Вторая стремится интегрировать в понятие здоровья эмоциональную составляющую, считая, что появление болезней связано с образом жизни и душевным состоянием человека. Организм рассматривается как единое целое, а здоровое состояние более не приравнивается к отсутствию симптомов болезней. Наличие в регионе сети учреждений, предоставляющих услуги в рамках парадигмы wellness – йога, фитнес, спа, танцы, аэробика и др., превращается из экзотической «фишки» в важный фактор конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

Существующая бюджетная сеть развернута под постоянное население, и в ней отсутствуют компоненты, которые могут быть востребованы временным населением (в первую очередь туристами и работниками вахты). Кроме того, более половины учреждений здравоохранения на сегодняшний день размещены в зданиях, которые находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта17. Таким образом, бюджетная сеть лишена гибкости и не способна адекватно реагировать на вызов мобильности граждан, когда соотношение между постоянным и временным населением изменяется, создавая либо дополнительную нагрузку на существующую инфраструктуру, либо, наоборот, вынужденные простои.

3.8. Состояние региональных финансов

В период с 2002 по 2010 г. Мурманская область демонстрировала одни из самых высоких в СЗФО темпов роста доходов консолидированного бюджета18. В результате бюджетная обеспеченность в 2010 г. составила 65,5 тыс. руб. доходов консолидированного бюджета и 50,5 тыс. руб. доходов областного бюджета на одного жителя. По объему доходов консолидированного бюджета на душу населения Мурманская область занимает 3-е место среди регионов СЗФО после Ненецкого автономного округа и города Санкт-Петербурга. Объем доходов областного бюджета в 2010 г. составил 40,1 млрд. руб., доля собственных доходов – 95,3 %. Основой формирования бюджета Мурманской области являются:

- налог на прибыль организаций;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на имущество организаций, в совокупности составляющие более 67,1 % доходов областного и более 67% доходов консолидированного бюджетов области.

Объем расходов консолидированного бюджета Мурманской области в 2010 г. составил 49,6 млрд. руб., доля расходов на социальную сферу – 59 %, т.е. бюджет сохраняет социальную направленность.

В соответствии с данными ежегодного мониторинга соблюдения субъектами РФ требований Бюджетного кодекса РФ и качества управления бюджетами субъектов РФ, проводимого Министерством финансов РФ, Мурманская область (по состоянию на конец 2010 г.):

  1. Не имеет просроченных (нерегулируемых) задолженностей по долговым обязательствам.

  2. Не имеет замечаний к соблюдению Бюджетного кодекса Российской Федерации.

  3. Объем льгот по региональным налогам составил 3,2% от суммы налоговых доходов консолидированного бюджета.

  4. Имеет ряд несоответствий показателей оценки качества управления бюджетом субъекта РФ нормативным критериям19, в том числе:

- темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета ниже, чем аналогичный показатель в среднем по РФ, – в 2010 г. отставание темпов с коэффициентом 1,12;

- низкий показатель доли расходов бюджета, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета Мурманской области (9,9 % за 2010 г. от общего объема расходов областного бюджета)20.

Основные бюджетные риски для Мурманской области связаны с подверженностью конъюнктурным рискам, которые выражаются в зависимости от финансово-экономического положения крупных компаний горнопромышленного комплекса, уровень прибыли которых напрямую связан с изменением цен на мировых сырьевых рынках.
3.9. Экологическая ситуация: зоны экологического бедствия и высокие риски

Мурманская область является крупнейшим в мире сосредоточением объектов атомной энергетики. Помимо Кольской АЭС и хранящегося на ней до отправки на предприятие «Маяк» в Челябинской области отработанного ядерного топлива, в регионе расположена главная база Северного флота, имеющая в своем составе десятки надводных кораблей и подводных лодок с атомной ходовой установкой с ядерными ракетами на борту, а также суда атомного технического обслуживания (АТО). На берегу расположены базы обеспечения, судоремонтные заводы, специализирующиеся на ремонте судов с атомными силовыми установками, хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов (в т.ч. плавучие), отработанных каналов реакторов, технические базы перезарядки реакторов. Мурманск является портом приписки для российских атомных ледоколов. В Мурманске расположено предприятие «Радон» – хранилище для ионизирующих источников низкой и средней активности (с 2008 г. входит во ФГУП «РосРАО»). В Ловозерском районе ведется добыча лопаритовых руд, обладающих свойствами радиоактивности. Наконец, в 1972 и 1984 гг. в 21 км северо-восточнее Кировска произведено два ядерных взрыва в мирных целях (дробление апатитовой руды) суммарной мощностью около 4 килотонн.

Рис. 3.7. Ядерная экологическая проблема Европейского Севера России.

эко мурманск.jpg
Экономика Мурманской области, ее производственная и социальная инфраструктура базируются и развиваются за счет видов экономической деятельности, интенсивно эксплуатирующих различные виды природных ресурсов и оказывающих негативное влияние на состояние окружающей природной среды. Основными источниками загрязнения природной среды являются предприятия горнопромышленного и агропромышленного комплексов, транспорта и ЖКХ.

В последние годы наблюдается увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (на 2-4 %).

С каждым годом также увеличивается масса выбросов загрязняющих веществ на одного жителя области от передвижных источников. В 2010 году эта величина возросла по сравнению с 2005 годом на 25 %.

Предприятия горнопромышленного комплекса Мурманской области являются основными источниками образования отходов (в 2010 году образовалось 195,7 млн. т отходов горнодобывающей промышленности (хвосты обогащения, вскрышные и проходческие породы и т.п.), что составляет 99,5 % от образования всех отходов производства и потребления в области).
Табл. 3.2. Основные стационарные источники загрязняющих атмосферу выбросов в Мурманской области21.

Предприятие

Населенный пункт

Выбросы, тыс. т

Кольская ГМК, комбинат «Печенганикель»

г. Заполярный, п. Никель

115,8

Кольская ГМК, комбинат «Североникель»

г. Мончегорск

39,1

ОАО «СУАЛ», филиал «КАЗ-СУАЛ»

г. Кандалакша

12,6

ОАО «Апатитская ТЭЦ»

г. Апатиты

18,4

ОАО «Мурманская ТЭЦ»

г. Мурманск

19,1

ГОУТП «ТЭКОС»

г. Мончегорск

9,8

ОАО «ОЛКОН»

г. Оленегорск

3,4

ОАО «Ковдорский ГОК»

г. Ковдор

8,9

ОАО «Апатит»

г. Апатиты

14,7
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года iconОтчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития...
...
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года iconДоклад А. Б. Володина, заместителя начальника Управления инвестиций...
Орской Доктриной Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030...
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года iconТени чернобыля
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года...
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года iconДоклад об итогах работы министерства промышленности, транспорта и...
Стратегией социально-экономического развития Астраханской области на период до 2020 года
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года iconСовещание по безопасности гтс
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года iconФ. М. Достоевский русская философия
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года iconЕН. 13 – Основы научных исследований
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года iconВ. А. Геодакян о теоретической биологии
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года iconСправка-доклад по обстановке на территории Пермского края на 08: 00 21 марта 2013 года
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года iconСправка-доклад по обстановке на территории Пермского края на 08. 00 25 апреля 2013 года
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года iconСтратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года
Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года (далее Стратегия) разработана в соответствии с поручением...
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года iconВсе это и сейчас существует!
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года iconКнига VIII «Новая цивилизация», ч. 1
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года iconЭлектронный журнал «исследовано в россии»
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года iconПрезидент ОАО «ржд» В. И. Якунин
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск