Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий





Скачать 74.76 Kb.
НазваниеЦвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий
Дата публикации01.10.2014
Размер74.76 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект
Цвет - основа языка живописи

Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий

Л.Е. Седых

(Открытый урок, 6-й класс)

Продолжительность учебного занятия - 45 минут.

Тип учебного занятия:

Комбинированный урок: творческая ситуация и эвристическая беседа (урок внутренней интеграции: группировка дидактических блоков в контексте освоения теории и практики основ живописи, на фоне эстетического достижения окружающей действительности и формирования чувств прекрасного).

Цели:

Приобщение школьников к художественной культуре.

Задачи:

1. Ознакомление учащихся со свойствами цвета;

2. Развитие творческой самостоятельности;

3. Формирование умений составления выразительных цветовых гамм, владения техникой живописи;

4. Привитие навыков работы гуашью и кистью;

5. Воспитание эмоционального отклика на цвет;

6. Мотивация желания выразить себя, используя цвет (тональность оттенков, цветовые сочетания, музыкальность).

Оборудование:

ТСО - ПК с мультимедийным оборудованием, информационный материал к уроку - презентация;

Зрительный ряд:

наглядные пособия по цветоведению (плакаты и таблицы), работы учащихся - упражнения и творческие композиции, репродукции (как пассивный зрительный ряд): К.П.Брюллов "Итальянский полдень", М.А.Врубень "Гадалка", З.Е.Серебрякова "За туалетом. Автопортрет", Ф.А.Малявин "Вихрь", В.Ван Гог "Подсолнухи", Красные виноградники в Арле, И.Э.Грабарь "Февральская лазурь", К.Моне "Стог сена в Живерни", Скалы в Бель-иль.

Музыкальный ряд:

инструментальная музыка - Поль Мориа Alovtte "Peregrinacion" и другие.

Литературный ряд:

поэзия - Н.Заболоцкий "Портрет", М.Алигер "Осень".

Художественные материалы:

бумага, гуашь, кисти, палитра.

Дидактические материалы к учебному занятию:

Слайд- фильм: "Цвет основа изобразительной речи живописи" (дидактическое пособие, разработанное педагогом).

Форма урока- комбинированная:

а) эвристическая беседа;

б) творческие задания;

в) экспресс- диагностика (на основе методики М.Люшера).

План урока




мин

Дидактический блок I

Организация, настрой на работу

4

Дидактический блок II

Зрительный ряд - живопись

8

Дидактический блок III

Теория учебного предмета- цветоведение

8

Дидактический блок IV

Практическая работа(закрепление знаний)

15

Дидактический блок V

Анализ выполненного задания

4

Дидактический блок VI

Закрепление знаний, полученных на уроке

5

Дидактический блок VII

Домашнее задание

1







45



Структура и ход урока

Дидактический блок I.

Звучит музыка, организация, настрой на работу.

1. Приветствие, организация рабочего места.

2. Стартовая цветодиагностика: на листе (формата А3) цветом рассказать о своём настроении в начале урока (без конкретизации фрормы и создания образа).

3.Введение в содержание урока: поэтический ряд - стихи Н.Заболоцкого.

Портрет

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Вопросы к учащимся:

- О каком изобразительном искусстве пойдёт речь на уроке?

- Почему Николай Заболоцкий так сказал о живописи?

Дидактический блок II.

4.Зрительный ряд - живопись:

а) просмотр слайд - фильма (часть первая - живопись) с беседой по ходу просмотра зрительного ряда;

б) настроение и ощущения (эмоциональное постижение содержания):

в) как передать словами разные состояния;

г) как это делают художники: живописная изобразительная речь - композиция, цвет, рисунок, техника живописи, линия, пятно и прочее;

д) цвет - основа языка живописи.

Дидактический блок III.

Теория учебного предмета.

5. Зрительный ряд - цветоведения (демонстрация и беседа в процессе показа слайдов):

а) повторение материала о цвете в живописи и жизни. Цвет : механическое смешение и оптические свойства.

Вопросу к учащимся:

- Что значит цвет в жизни человека?

- Какова роль цвета в искусстве?

- На какие группы подразделяют цвета?

б) расширение понятий и знаний о цвете полученных ранее:

- ахроматические и хроматические;

- основные и составные, дополнительные;

- тёплые и холодные;

- глухие и звонкие, насыщенные и малонасыщенные.

6.Ассоциативный ряд - работа со зрительным воображением и образами на основе вербальных и других ассоциаций (выход на ассоциации, используя представления и понятия о цвете, демонстрация проявлений цвета учителем). Загадку воздействия цвета на психику человека пытаются разгадать на протяжении тысячелетий. Вопрос к учащимся: Какие ассоциации вызывают у вас разные цвета? Как они проявляются?
Психологическое проявление цвета

Красный цвет - возбуждающий нервную систему, согревающий, энергичный

Оранжевый цвет - весёлый, добрый, радостный

Желтый цвет - теплый, бодрящий

Зелёный цвет - создаёт спокойное, приятное и мирное настроение

Синий цвет - серьезный, печальный, сентиментальный

Фиолетовый цвет - одновременно и притягивающий и отталкивающий, полон жизни и вызывающий тоску и грусть
а) Психофизиологические проявления (учитель говорит о воздействии цвета на человека):

-цвет слышу, цвет ощущаю (тактильные);

- цвет воздействует - вкус запах;

- вижу цветные слова;

- вижу настроение (ощущение гармонии и спокойствия, тревоги и ожидания неведомого...).

б) Обратный процесс психологических проявлений цвета (разговор идёт о том, как художник выбирает цвет, чтобы передать чувства):

- цвет расскажет о настроении, цвет передает мою радость или печаль;

- цвет откроет страхи или передаст счастливые минуты;

цвет выразит вкус различных продуктов;

- цвет расскажет о музыке, цвет сделает ярче поэзию;

- цвет передаст мои эмоции...

Демонстрация (рисование) учителем на бумаге (на мольберте) цветовых композиций (используя многообразие цветовых гамм и разной формы мазки):

- эффект приближения (крещендо);

- ощущения от созерцания цветущей сирени;

- вкусовые ощущения сладкого арбуза...
Дидактический блок IV.

Практическое закрепление знаний полученных в процессе урока и расширения компетенций в области цветоведения.

7. Практическая работа:

а) передать в цвете вкус мороженного с разными наполнителями - шоколад, ваниль, ягоды, фрукты, фисташки и т.п. (формирование воображения и зрительной памяти, формирование умений - закрепление в деятельностном режиме);

после практической работы смоторим слайды детских работ: цветовая гамма "Мороженое".

б) рисуем поэзию - стихи об осени М.Алигер. (расширенние ассоциативного ряда).
Осень

Осень только взялась за работу,

только вынула кисть и резец,

положила кое - где позолоту,

кое где уронила багрец,

и замешкалась, будто решая,

принимать ей этак иль так?

То отчается, краски мешая,

и в смущенье отступит на шаг...

То зайдётся от злости и в клочья

всё порвёт беспощадной рукой...

И внезапно, мучительной ночью,

обретёт величавый покой.

И тогда уж, собрав воедино

все усилия, раздумья, пути

нарисует такую картину,

что не сможем мы глаз отвести,

И притихнем, смущаясь невольно:

что тут сделать и что тут сказать?

...А она всё собой недовольна:

мол, не то получилось опять.

И сама уничтожит всё это,

ветром сдует, дождями зальёт,

чтоб отмаяться зиму и лето

и сначала начать через год.

После практической работы смотрим слайды детский работ: цветовая гамма "Осень".
Дидактических блок V.

Осмысление умений и полученных знаний.

8. Анализ выполненных практических заданий на основе "экспресс- вернисажа" (любуемся сделанным на уроке, учимся рассуждать и говорить профессионально о своих и о работах одноклассников , сравнение детских работ между собой, не по качеству и мастерству "хорошо- плохо", а по многообразию выражения.)

Дидактический блок VI.

9. Закрепление полученных на уроке знаний.

Задание : экспресс диагностика - настроение от урока "Сейчас!" (Набрать цветовую гамм, соответствующую настроению).

Сравниваем цветовую гамму "Настроение", выполненную в начале урока, с цветовой гаммой "Сейчас", выполненную по завершению практической работы на уроке.

Вопросы к учащимся:

- Что говорит цветовая гамма о "Тогда" и "Сейчас"? Изменилось ли настроение?

- Расскажи о своих впечатлениях от какой- либо части урока (слайды работа с цветом, стихи и прочее).
Дидактический блок VII.

Домашнее задание (подготовка к другим занятиям - пропедевтика будущих уроков): нарисовать музыку (аудиальные зрительные ассоциации).

Показ слайдов - цветовая гамма "Музыка".

Дополнительно : можно - шум дождя, капель...; пробуждение города или природы; голоса птиц и шёпот одуванчиков; шелест крыльев стрекоз и шорох крыльев бабочек... Звуки весны , лета, города, школьных каникул, тихие шаги сказки, тепло рук мамы, уют дома и прочее...
Дидактический метод:

Монолог учителя. Эмоционально- эвристический диалог учителя с учащимися. Сравнительный анализ произведений. Репродуктивный показ приёмов живописи. Творческое осмысление учащимися содержания через практическую деятельность. Экспресс - диагностика динамики, настроения и итога учебного процесса.
Используемые цифровые образовательные ресурсы:

работа в режиме медиа- проекции на большой экран

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вниманию учителей иностранного языка! Подведены итоги областных конкурсов на лучшую методическую разработку «Интеграция современных...
Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий iconКонспект учебного занятия с использованием цор и эор город: Магнитогорск
Цели (образовательная, коррекционно развивающая, воспитательная) учебного занятия
Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий iconЛитература Тема учебного занятия: «Марина Ивановна Цветаева: личность и судьба»
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий iconКонспект учебного занятия по информатике с использованием цор город
Тема учебного занятия: «Нумерованные и маркированные списки» (раздел «Технология обработки текстовой информации»)
Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий iconКонспект индивидуального коррекционного занятия по развитию восприятия...
Научные доказательства свидетельствуют о том, что всестороннее развитие личности возможно только в процессе деятельности человека....
Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Методологическая основа ооп ООО (использование в образовательном процессе современных образовательных технологий)
Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий iconКлассный час тема: проблемы современности
Разработка уроков по истории с использованием современных образовательных технологий
Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий iconСамообразовательная работа над темой учителя
Личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию обучающихся с использованием современных образовательных технологий
Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий iconПрограмма о бластного практико-ориентированного семинара по теме:...
Участники: педагоги, обучающие детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий
Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
План-конспект одного из проведенных занятий: «Херсонес – памятник античной культуры Крыма»
Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий iconОбобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий
Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств
Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий iconКонспект внеурочного метапредметного занятия
Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных...
Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий iconИспользование современных образовательных технологий в деятельности...
Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики
Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий iconКонспект урока английского языка “
Формирование коммуникативных навыков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий
Цвет основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Цели и задачи изучения темы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск