Скачать 74.76 Kb.
|
Цвет - основа языка живописи Конспект учебного занятия с использованием современных образовательных технологий Л.Е. Седых (Открытый урок, 6-й класс) Продолжительность учебного занятия - 45 минут. Тип учебного занятия: Комбинированный урок: творческая ситуация и эвристическая беседа (урок внутренней интеграции: группировка дидактических блоков в контексте освоения теории и практики основ живописи, на фоне эстетического достижения окружающей действительности и формирования чувств прекрасного). Цели: Приобщение школьников к художественной культуре. Задачи: 1. Ознакомление учащихся со свойствами цвета; 2. Развитие творческой самостоятельности; 3. Формирование умений составления выразительных цветовых гамм, владения техникой живописи; 4. Привитие навыков работы гуашью и кистью; 5. Воспитание эмоционального отклика на цвет; 6. Мотивация желания выразить себя, используя цвет (тональность оттенков, цветовые сочетания, музыкальность). Оборудование: ТСО - ПК с мультимедийным оборудованием, информационный материал к уроку - презентация; Зрительный ряд: наглядные пособия по цветоведению (плакаты и таблицы), работы учащихся - упражнения и творческие композиции, репродукции (как пассивный зрительный ряд): К.П.Брюллов "Итальянский полдень", М.А.Врубень "Гадалка", З.Е.Серебрякова "За туалетом. Автопортрет", Ф.А.Малявин "Вихрь", В.Ван Гог "Подсолнухи", Красные виноградники в Арле, И.Э.Грабарь "Февральская лазурь", К.Моне "Стог сена в Живерни", Скалы в Бель-иль. Музыкальный ряд: инструментальная музыка - Поль Мориа Alovtte "Peregrinacion" и другие. Литературный ряд: поэзия - Н.Заболоцкий "Портрет", М.Алигер "Осень". Художественные материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра. Дидактические материалы к учебному занятию: Слайд- фильм: "Цвет основа изобразительной речи живописи" (дидактическое пособие, разработанное педагогом). Форма урока- комбинированная: а) эвристическая беседа; б) творческие задания; в) экспресс- диагностика (на основе методики М.Люшера).
Структура и ход урока Дидактический блок I. Звучит музыка, организация, настрой на работу. 1. Приветствие, организация рабочего места. 2. Стартовая цветодиагностика: на листе (формата А3) цветом рассказать о своём настроении в начале урока (без конкретизации фрормы и создания образа). 3.Введение в содержание урока: поэтический ряд - стихи Н.Заболоцкого. Портрет Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Вопросы к учащимся: - О каком изобразительном искусстве пойдёт речь на уроке? - Почему Николай Заболоцкий так сказал о живописи? Дидактический блок II. 4.Зрительный ряд - живопись: а) просмотр слайд - фильма (часть первая - живопись) с беседой по ходу просмотра зрительного ряда; б) настроение и ощущения (эмоциональное постижение содержания): в) как передать словами разные состояния; г) как это делают художники: живописная изобразительная речь - композиция, цвет, рисунок, техника живописи, линия, пятно и прочее; д) цвет - основа языка живописи. Дидактический блок III. Теория учебного предмета. 5. Зрительный ряд - цветоведения (демонстрация и беседа в процессе показа слайдов): а) повторение материала о цвете в живописи и жизни. Цвет : механическое смешение и оптические свойства. Вопросу к учащимся: - Что значит цвет в жизни человека? - Какова роль цвета в искусстве? - На какие группы подразделяют цвета? б) расширение понятий и знаний о цвете полученных ранее: - ахроматические и хроматические; - основные и составные, дополнительные; - тёплые и холодные; - глухие и звонкие, насыщенные и малонасыщенные. 6.Ассоциативный ряд - работа со зрительным воображением и образами на основе вербальных и других ассоциаций (выход на ассоциации, используя представления и понятия о цвете, демонстрация проявлений цвета учителем). Загадку воздействия цвета на психику человека пытаются разгадать на протяжении тысячелетий. Вопрос к учащимся: Какие ассоциации вызывают у вас разные цвета? Как они проявляются? Психологическое проявление цвета Красный цвет - возбуждающий нервную систему, согревающий, энергичный Оранжевый цвет - весёлый, добрый, радостный Желтый цвет - теплый, бодрящий Зелёный цвет - создаёт спокойное, приятное и мирное настроение Синий цвет - серьезный, печальный, сентиментальный Фиолетовый цвет - одновременно и притягивающий и отталкивающий, полон жизни и вызывающий тоску и грусть а) Психофизиологические проявления (учитель говорит о воздействии цвета на человека): -цвет слышу, цвет ощущаю (тактильные); - цвет воздействует - вкус запах; - вижу цветные слова; - вижу настроение (ощущение гармонии и спокойствия, тревоги и ожидания неведомого...). б) Обратный процесс психологических проявлений цвета (разговор идёт о том, как художник выбирает цвет, чтобы передать чувства): - цвет расскажет о настроении, цвет передает мою радость или печаль; - цвет откроет страхи или передаст счастливые минуты; цвет выразит вкус различных продуктов; - цвет расскажет о музыке, цвет сделает ярче поэзию; - цвет передаст мои эмоции... Демонстрация (рисование) учителем на бумаге (на мольберте) цветовых композиций (используя многообразие цветовых гамм и разной формы мазки): - эффект приближения (крещендо); - ощущения от созерцания цветущей сирени; - вкусовые ощущения сладкого арбуза... Дидактический блок IV. Практическое закрепление знаний полученных в процессе урока и расширения компетенций в области цветоведения. 7. Практическая работа: а) передать в цвете вкус мороженного с разными наполнителями - шоколад, ваниль, ягоды, фрукты, фисташки и т.п. (формирование воображения и зрительной памяти, формирование умений - закрепление в деятельностном режиме); после практической работы смоторим слайды детских работ: цветовая гамма "Мороженое". б) рисуем поэзию - стихи об осени М.Алигер. (расширенние ассоциативного ряда). Осень Осень только взялась за работу, только вынула кисть и резец, положила кое - где позолоту, кое где уронила багрец, и замешкалась, будто решая, принимать ей этак иль так? То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг... То зайдётся от злости и в клочья всё порвёт беспощадной рукой... И внезапно, мучительной ночью, обретёт величавый покой. И тогда уж, собрав воедино все усилия, раздумья, пути нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести, И притихнем, смущаясь невольно: что тут сделать и что тут сказать? ...А она всё собой недовольна: мол, не то получилось опять. И сама уничтожит всё это, ветром сдует, дождями зальёт, чтоб отмаяться зиму и лето и сначала начать через год. После практической работы смотрим слайды детский работ: цветовая гамма "Осень". Дидактических блок V. Осмысление умений и полученных знаний. 8. Анализ выполненных практических заданий на основе "экспресс- вернисажа" (любуемся сделанным на уроке, учимся рассуждать и говорить профессионально о своих и о работах одноклассников , сравнение детских работ между собой, не по качеству и мастерству "хорошо- плохо", а по многообразию выражения.) Дидактический блок VI. 9. Закрепление полученных на уроке знаний. Задание : экспресс диагностика - настроение от урока "Сейчас!" (Набрать цветовую гамм, соответствующую настроению). Сравниваем цветовую гамму "Настроение", выполненную в начале урока, с цветовой гаммой "Сейчас", выполненную по завершению практической работы на уроке. Вопросы к учащимся: - Что говорит цветовая гамма о "Тогда" и "Сейчас"? Изменилось ли настроение? - Расскажи о своих впечатлениях от какой- либо части урока (слайды работа с цветом, стихи и прочее). Дидактический блок VII. Домашнее задание (подготовка к другим занятиям - пропедевтика будущих уроков): нарисовать музыку (аудиальные зрительные ассоциации). Показ слайдов - цветовая гамма "Музыка". Дополнительно : можно - шум дождя, капель...; пробуждение города или природы; голоса птиц и шёпот одуванчиков; шелест крыльев стрекоз и шорох крыльев бабочек... Звуки весны , лета, города, школьных каникул, тихие шаги сказки, тепло рук мамы, уют дома и прочее... Дидактический метод: Монолог учителя. Эмоционально- эвристический диалог учителя с учащимися. Сравнительный анализ произведений. Репродуктивный показ приёмов живописи. Творческое осмысление учащимися содержания через практическую деятельность. Экспресс - диагностика динамики, настроения и итога учебного процесса. Используемые цифровые образовательные ресурсы: работа в режиме медиа- проекции на большой экран |
Павлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вниманию учителей иностранного языка! Подведены итоги областных конкурсов на лучшую методическую разработку «Интеграция современных... | ||
Конспект учебного занятия с использованием цор и эор город: Магнитогорск Цели (образовательная, коррекционно развивающая, воспитательная) учебного занятия | Литература Тема учебного занятия: «Марина Ивановна Цветаева: личность и судьба» Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | ||
Конспект учебного занятия по информатике с использованием цор город Тема учебного занятия: «Нумерованные и маркированные списки» (раздел «Технология обработки текстовой информации») | Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию восприятия... Научные доказательства свидетельствуют о том, что всестороннее развитие личности возможно только в процессе деятельности человека.... | ||
Основная образовательная программа основного общего образования Методологическая основа ооп ООО (использование в образовательном процессе современных образовательных технологий) | Классный час тема: проблемы современности Разработка уроков по истории с использованием современных образовательных технологий | ||
Самообразовательная работа над темой учителя Личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию обучающихся с использованием современных образовательных технологий | Программа о бластного практико-ориентированного семинара по теме:... Участники: педагоги, обучающие детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий | ||
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) План-конспект одного из проведенных занятий: «Херсонес – памятник античной культуры Крыма» | Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств | ||
Конспект внеурочного метапредметного занятия Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных... | Использование современных образовательных технологий в деятельности... Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики | ||
Конспект урока английского языка “ Формирование коммуникативных навыков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий | Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) Цели и задачи изучения темы |