Урока Организационный момент





Скачать 109.31 Kb.
НазваниеУрока Организационный момент
Дата публикации06.10.2014
Размер109.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «В ЗАЩИТУ БЕЛОГО МОРЯ»
Цели: познакомить учащихся с особенностями Белого моря, его растениями и животными, с использованием природных богатств,

воспитывать бережное отношение к природе,

развивать умение отбирать информацию, делать выводы

Тип урока – урок изучения нового материала

Вид урока – урок исследовательского типа

Форма работы – групповая

Методы и приёмы обучения: исследовательский, работа с картой

Ход урока

Организационный момент.

-Сегодня урок необычный, вы будете учёными-исследователями, работая в группах. Вспомните правила работы в группах. (Ответы детей, таблица)

-А что вы будете исследовать, вы узнаете, разгадав кроссворд о свойствах воды и их применении.

Актуализация знаний.

(Разгадывание кроссворда в группах.)

1.Движение воды под силой тяжести в сторону понижения.(текучесть)

2.Сила, действующая в воде и направленная вверх.(выталкивающая)

3.Свойство воды, которое часто используют в быту(для приготовления пищи, для стирки) (растворитель)

4.Свойсто воды, на основе которого работают гидравлический пресс и домкрат.(несжимаемость)

5.Прибор, в котором используют свойство воды расширяться при нагревании.(термометр)

6.Это устройство работает на основе закона сообщающихся сосудов. (водопровод)

7.Механизм, работа которого основана на текучести воды, используется для получения электрического тока.(турбина)

8.Механизм, который работает на основе несжимаемости воды, давит на заготовки из пластмассы и металла, придаёт им нужную форму.(пресс)

(Проверка у доски)

Формулирование темы и задач урока.

-Сформулируйте тему урока, используя ключевое слово кроссворда.

-Какие задачи поставим на урок?(узнать особенности Белого моря, что растёт, кто живёт, проблемы). Будем говорить не только о жителях моря, но и о проблемах, так как наш урок называется «В защиту Белого моря».

По ходу урока, слушая рассказы ребят, вы будете заполнять таблицу на своих листах. По ней дома вы составите рассказ о Белом море.

Формирование новых понятий

(Видеофильм и вступление.)

-Пленительную красоту могучей и суровой природы Беломорья трудно передать обычными словами. Легче это выразить в поэзии, музыке, живописи. Несчётное число раз воспето море в произведениях искусства, но ничто не может сравниться с тем, когда видишь его собственными глазами, когда чувствуешь свежее дыхание морского ветра, любуешься своеобразной игрой ярких и нежных красок северного неба.

(Чтение стихотворения Александра Михайловича Поленова детьми.)

-Море Белое студёное-

Льды холодные, бескрайние,

Волны мрачные, взъярённые,

Небо низкое, суровое,

День короткий, как украденный

Солнце стужею разбелённое.

-Море Белое жемчужное-

Воды тихие, просторные,

Ночь короткая, прозрачная,

Небо синее, высокое,

Острова за дымкой прячутся,

Солнце жаркое, будто южное….

-Море Белое, ты разное-

То свинцовое, бедовое,

То заковано оковами.

Каждый день ты, море, новое

Каждый день с тобой встречу праздную!

Работа с картой.

-Что такое море?

- Прочитайте значение слова «море» из толкового словаря Ожегова.

-Где находится море, найдите в атласах на карте России. ( на северо- западе страны).

-Частью какого океана является?

-На доске карта Архангельской области, покажите на ней Белое море.

-На столах в контурных картах обведите границы Белого моря синим карандашом и подпишите сверху карту.

Работа в группах.

-Исследовать Белое море вы будете, работая в 4-х группах учёных: гидрологи, ботаники, зоологи, экологи.

-Задание ГИДРОЛОГАМ: прочитать предложенный материал, по ходу чтения вставить в текст пропущенные слова и выполнить практическую работу.

-Ботаникам нужно изучить материал и подготовить презентацию растений Белого моря.

-Зоологам нужно составить книгу рекордсменов Белого моря.

-Экологи, читая газетную статью, определят причины загрязнения моря и составят знаки для охраны моря.

Самостоятельная работа в группах с печатными материалами.

Отчёт групп.

-История Земли насчитывает миллиарды лет, а Белому морю только 13 тысяч лет. Оно возникло на месте суши, покрытой огромным ледником. Мощные потоки льда, толщиной в 2-3км, смяли верхний слой земли, пропахали и выломали огромные глыбы твёрдых пород. Когда климат потеплел, ледник постепенно стаял, оставив глубокую котловину. В ней и появилось Белое море.

-Гидрологи расскажут нам, что они узнали о Белом море и его водах.(чтение получившегося текста и результат практической работы)
Белое море находится …на севере европейской части России.

Площадь-..около 95тысяч квадратных километров.

Большие заливы-..Мезенский, Двинской, Онежский, Кандалакшский.(показать на карте и подписать в контурных картах)

Глубина максимальная-350м, средняя- 60м.

По-поморски прилив-«живая вода», отлив- «куйпога»

Ветра-8(с ночи, полуношник, всток, обедник, слета, шелонник, с заката, побережник)

Солёность-30граммов соли на 1литр воды.

-Ребята выполняли практическую работу, расскажите о ней .

-Дайте попробовать, какой солёности воды Белого моря.
-Солёность воды имеет огромное значение для жизни морских растений и животных. Большинство водорослей, а также все морские солонолюбивые беспозвоночные и рыбы не живут в опреснённых водах. Если пройтись по дну Белого моря, то можно увидеть целые подводные леса и луга. О них нам расскажут ботаники.

(Рассказы по плану о водорослях: планктон, фукус, ламинария, анфельция, зостера.)

-О добыче водорослей посмотрим фрагмент фильма.

-Добычу водорослей полностью остановить нельзя, так как они являются ценным сырьём, которое перерабатывают на Архангельском опытном водорослевом комбинате.

(Сообщение ученика)

Началось всё с йодного завода в Архангельске в далёком 1918году. Позднее небольшой завод превратился в крупный комбинат по добыче и переработке морских водорослей. На комбинате выпускают лекарственные препараты, пищевые добавки, парфюмерно-косметическую продукцию: всего больше 50 видов продукции. Продукцию комбината отличают высокое качество, экологическая чистота, она пользуется широким спросом в нашей стране и за рубежом.

- Группе зоологов нужно было составить книгу рекордсменов Белого моря.

Послушаем, что у них получилось.

Самые маленькие - зоопланктон.

Самые плодовитые - мидии(4-5миллионов яиц в год)

Самая ценная рыба – сёмга.

Самая солонолюбивая – треска.

Самая промысловая – сельдь.

-Беломорская селёдка - одна из самых добываемых промысловых рыб. Но может так случиться, что её не будет совсем. (видео)

Самые большие залёжки – гренландский тюлень.

Самый крупный зверь – белуха.

Самый редкий – морской заяц, лахтак.

(Сообщение ученика)

Наиболее крупный из беломорских тюленей «морской заяц» - лахтак. Он достигает 2,5метра в длину и 300кг веса. Его легко отличить по серебристо серой шкуре. Морской заяц питается не рыбой, а беспозвоночными: моллюсками, креветками, крабами. Лахтак – медлительный, грузный зверь и не может быстро передвигаться по льду. При появлении судна привлекаемый шумом мотора, лахтак обычно выныривает из воды, близко подплывает и становиться хорошей мишенью для охотников. Запасы морского зайца малочисленны и уменьшаются из года в год, ему требуется защита.

- В Белом море уже на протяжении многих столетий идёт промысел рыбы и морских животных. Мясо молодых белух, морских зайцев и тюленей пригодно для пищи. Из сала вытапливают жир, который применяют в кожевенной, текстильной промышленности, в мыловарении, для смазывания машин. Из жира изготовляют маргарин. Из отходов – кормовую муку, удобрения. Шкуры гренландского тюленя идут на кожевенные изделия. Особенно ценятся шкурки детёнышей тюленя- бельков, из которых шьют меховые изделия – шапки и шубы. Из-за своего ценного меха весной гибнет огромное количество этого зверя. Уничтожение новорожденных бельков вместе с кормящими самками запрещён.

- О том, какие ещё беды есть у Белого моря, нам расскажут экологи.

Группе экологов нужно назвать причины загрязнения Белого моря и придумать экологические знаки.

-захоронение контейнеров с ипритом

-гибель подводных лодок

-аварии нефтяных танкеров

-падение ракет

-сточные воды

- Что вы, будучи детьми, можете сделать в защиту Белого моря?

-Дома вам нужно нарисовать плакат. Который можно установить на берегу моря, чтобы взрослые тоже помнили о защите моря.

Обобщение.

-В Белом море всё взаимосвязано. Как по-другому можно назвать сообщество растений, животных, которые приспособились жить вместе? (экосистема)

В любой экосистеме выстроились определённые пищевые цепочки. Каждой группе нужно восстановить свою цепочку.(даны карточки со словами, восстановить )

1-планктон-мидии-морской заяц

2-зоопланктон-сёмга-белуха

3-планктон-треска-тюлень

4-зоопланктон-сельдь-нерпа

Итог урока, домашнее задание.

-Что было интересно?

-Д.з.: по выбору: плакат или рассказ по опорным словам.

-По окончании урока, на завтраке, мы предлагаем вам продегустировать то, что даёт нам море.


Литература:

Брэм А. Э. «Жизнь животных» Москва: «Терра»- 1996г.

« География Архангельской области. 8-9класс» под редакцией Бызовой Н. М.,

Премининой Я. К. Москва: «СпортАкадемПресс» 2001г.

« Жизнь животных» в 6-ти томах. Москва: « Просвещение» 1971г.

« Люблю всё живое» Северо- Западное книжное издательство 1971г.

Паленичко З. Г. «Жизнь Белого моря» Карельское книжное издательство Петрозаводск 1968г.

Приложение
ГИДРОЛОГИ.
Белое море находится на севере европейской части России. В него впадают реки Северная Двина, Онега, Мезень. Море глубоко вдаётся в сушу, образуя 4 залива, названных по рекам: Мезенский, Двинской, Онежский, Кандалакшский.(показать на карте). Площадь моря около 95тысяч квадратных километров. Среди морей, омывающих берега России, Белое море больше только Азовского. Белое море- неглубокое, средняя глубина – 60м, максимальная-350м(в Кандалакшском заливе).Два раза в сутки к берегам Белого моря приходит большая вода – «живая» по словам поморов,- это прилив. И 2 раза она уходит- это отлив, «куйпога» по-поморски. Вода стоит- это «маниха». Затем вновь вода «заживает»- начинается прилив, или «западает»- начинается отлив.

Воды Белого моря не знают покоя. Наше море открыто восьми ветрам:

с ночи

полуношник(северо-северо-восточный)

всток(восточный)

обедник(юго-восточный)

слета

шелонник

с заката

побережник

Морская вода представляет собой раствор разнообразных веществ: хлор, натрий, магний, сера, калий и микроэлементы. Больше всего в морской воде обычной поваренной соли - на 1литр воды примерно 30граммов.(1столовая ложка)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Растворите 30 граммов соли в 1литре воды- получите по солёности воду, как в Белом море. Попробуйте её на вкус.
Вставь пропущенные слова:
Белое море находится

Площадь

Большие заливы

Глубина максимальная

По-поморски прилив

Отлив

Ветра

Солёность

БОТАНИКИ.
ПЛАНКТОН. Основную массу морских растений не увидишь простым глазом, они микроскопически малы, взвешены в воде и парят в её толще, как пылинки в воздухе. Волны и течения переносят их с места на место, растения как бы блуждают по морю, за что они и получили своё название – планктон(с греческого «блуждающий» ) Планктон служит пищей для многих обитателей моря.

ВОДОРОСЛИ - прикрепляются к твёрдому грунту, подводным скалам, камням и ракушкам. Цвет водоросли зависит от глубины, на которой она растёт: у берегов- зелёные, глубже- бурые, на самой большой глубине- красные.

ФУКУСЫ - бурые водоросли, растут на глубине 3-5метров, живут от 5 до 20лет. Длина до 2метров, но иногда встречаются и 10-ти метровые. Растут и у самого берега, прикрепившись к прибрежным камням. Во время отливов обнажаются и лежат на камнях. Ценные промысловые водоросли, используют для производства альгинитов(скрепляет и придаёт вкус мороженому и маргарину), кормовой муки и удобрений.

ХОРДА- ещё одна бурая водоросль, тонкие длинные зелёные шнуры. Растёт в прибрежных водах, на глубинах 1,5-6метров. Однолетнее растение. В сентябре-октябре она отмирает, и волны выносят её па берег. В зарубежных странах используют как кормовое растение. В Белом море не добывают.

ЛАМИНАРИЯ- бурая водоросль. Вырастает в длину 10метров, селится на подводных скалах, валунах, камнях. Её ещё называют «морская капуста». Богата белками, углеводами, витаминами. Используется в пищу- салаты, кондитерские изделия(пастила, некоторые сорта конфет), изготавливают йод, маннит( лекарственное сырьё), диетический корм для животных, удобрения.

АНФЕЛЬЦИЯ-

Красная водоросль, очень медленно растёт- за год на 2-3см. Многолетняя, в виде разветвлённых шнуров длиной до 10см, тёмно-пурпурного или почти чёрного цвета. Растёт на камнях. Получают агар-агар- желирующее вещество, которое добавляют в мороженое, мармелад, пастилу, желе, в медицине- при лечении желудка и кишечника.

ЗОСТЕРА- морская трава в длину до 140см, высшее цветковое растение, цветёт мелкими, неприметными цветами. Рыбаки называют морским сеном- её заросли- настоящие морские луга. Используют для набивки мебели и матрасов, в боксёрские перчатки, как упаковочный материал, корм для домашних животных, удобрение.
ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ РАСТЕНИЙ МОРЯ ПО ПЛАНУ:

1.Название.

2.Вид, цвет.

3.Особенности.

4.Использование.

ЗООЛОГИ.
Прочитав текст, составьте книгу рекордсменов Белого моря.

Самые маленькие

Самые плодовитые

Самый редкий

Самая солонолюбивая

Самая промысловая

Самые большие залёжки

Самый крупный зверь

Самая ценная рыба

ЗООПЛАНКТОН-«манная каша» для всех личинок-«малюток» моря. Им выкармливаются молодь рыб, вместе с тем это и пища для взрослых животных: сельди, колюшки, мойвы. Зоопланктоном питаются и морские гиганты- усатые киты. Вес этой живой массы составляет около 2-х миллионов тонн.
МИДИИ-беспозвоночные обитатели моря. Огромные скопления мидий на берегах называют мидиевые «банки». На 1квадратный метр –несколько тысяч моллюсков. Мидии питаются планктоном, процеживая воду- примерно 3литра в час. Мидии очень плодовиты, самки откладывают 4-5миллионов яиц в год. Мидии съедобны, их специально выращивают и используют в пищу.
СЕЛЬДЬ - самая промысловая рыба Белого моря. Живёт до 7-8лет, длина 20-30см. Обитает в прибрежной части и заливах. Нерестится зимой, подо льдом или весной. Откладывает икру на морскую траву.
ТРЕСКА беломорская - мелкая, растёт медленно, до 58-60см. Заселяет самые солёные воды – Кандалакшский залив.
КОЛЮШКА- маленькая рыбка, от 3,5до 20см. Чешуи нет, но есть колючки для защиты и нападения(отсюда и название). Самец по весне строит дом, где самка откладывает икринки. Самец ухаживает за ними: прячет, ремонтирует гнездо, следит за вентиляцией, смотрит, чтобы мальки не уплывали далеко.
СЁМГА - самая ценная промысловая рыба Белого моря. Живёт в море, а для нереста идёт в реки, преодолевая сотни и тысячи километров. Во время пути сёмга не питается, а живёт за счёт отложенного в теле жира.

Также в Белом море обитают : ПИКША, ГОРБУША, НАВАГА, КАМБАЛА.
ГРЕНЛАНДСКИЙ ТЮЛЕНЬ или лысун - средней величины(180см), вес до 169кг. Образуют крупные скопления на плавучих льдинах - «залёжки» по несколько тысяч голов.

НЕРПА - меньше гренландского тюленя, шкура серовато-золотистого цвета с тёмными пятнами.

Представитель зубатых китов - БЕЛУХА. В нашем море- это самый крупный зверь. Белуха достигает в длину 4метра и 1тонну веса. Кожа у неё снежно-белого цвета, за что она и получила своё название. Ходит стадами, питается рыбой.

МОРСКОЙ ЗАЯЦ- самое редкое животное Белого моря.
ЭКОЛОГИ.

Прочитайте отрывок из статьи Сергея Голубчикова «Слеза русского севера».

Определите причины загрязнения и составьте запрещающие экологические знаки.
В 1990году произошла экологическая катастрофа- на берег Двинского залива Белого моря шторм выбросил сотни, а может тысячи тонн морских звёзд и других обитателей моря. Образовался оранжевый вал, протянувшийся на десятки километров. 2месяца работала правительственная комиссия, которая сделала вывод: морские животные отравлены каким-то веществом. Причин могло быть несколько:

1) разрушение захоронённых в 1940-х годах на дне моря контейнеров с ипритом (ядовитым веществом)

2) гибель подводной лодки в декабре 1989г. в районе Северодвинска

3) авария нефтяного танкера в Кандалакшском заливе

4) падение ракет

5) радиоактивное или химическое загрязнение

6) неочищенные сточные воды

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Организационный момент iconУрок с игровыми моментами, с использованием компьютерных технологий....
«… у каждого человека есть свои звезды. Одним – тем кто странствует, они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки....
Урока Организационный момент iconПлан урока Цели урока
Организационный момент приветствие и объяснение целей урока/ Good morning, children. I’m glad to see. I hope you are fine and feel...
Урока Организационный момент iconУрока математики в 1 классе
...
Урока Организационный момент iconУрока I. Организационный момент
Этот урок? Что нового вы узнали?
Урока Организационный момент iconУрока. I. Организационный момент
Цель урока: систематизировать и проконтролировать качество знаний учащихся по разделу «Средневековый город в Западной и Центральной...
Урока Организационный момент iconТема урока. Повторение изученных орфограмм (Урок №80, блок «Правописание»)
Организационный момент. Сообщение темы урока. Запись даты. Работа со словами из словаря
Урока Организационный момент iconЗанятия
Организационный момент. Проверка присутствующих. Сообщение темы, целей и этапов урока
Урока Организационный момент iconУчитель Желубенкова Н. А
Организационный момент: настроить учащихся на урок, объяснить цель и задачи урока
Урока Организационный момент iconУрок биологии в 6 классе Тема урока: Растворимые и нерастворимые в воде вещества
Организационный момент: объявление темы, цели урока, распределение учащихся по лабораториям (перед уроком)
Урока Организационный момент iconУроки православной куьтуры
Организационный момент(приветствие, запись и озвучание темы урока, фиксация отсутствующих)
Урока Организационный момент iconУрока: Организационный момент
Цели: Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране
Урока Организационный момент iconУрока Организационный момент
Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании
Урока Организационный момент iconХод урока Организационный момент
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Урока Организационный момент iconХод урока Организационный момент
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
Урока Организационный момент iconХод урока организационный момент
Тема: Приемы работы в Photoshop c превращение черно-белой фотографии в цветную
Урока Организационный момент iconКонспект урока. Организационный момент
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск