На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе





Скачать 410.13 Kb.
НазваниеНа уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе
страница1/4
Дата публикации12.10.2014
Размер410.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
  1   2   3   4


Знакомство с творчеством художников Бурятии

на уроках изобразительного искусства

и внеклассной работе в начальной школе

Одна из ярких примет современного образования – возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодого поколения. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении, поселке, городе, районе. Как показывают научные исследования, история, культура и современное развитие Республики Бурятия также заключают в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал.

Региональный (национально-региональный) компонент общего образования в его современном нормативно установленном виде – относительно новый тип школьного образования. Принятый в 90-х годах Закон Российской Федерации «Об образовании» определил ряд важнейших компетенций субъектов России в области общего образования и статус его регионального компонента.

Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования, устанавливается субъектом Российской Федерации и разрабатывается на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

В связи с этим перед учителем на уроках изобразительного искусства ставятся следующие задачи:

- содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе;

- создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов;

- способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.

Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории.

Республика Бурятия – удивительная и прекрасная земля, страна гор и степей, полноводных рек и голубых озер. Жемчужина планеты – священное озеро-море Байкал – является притягательным местом для многих тысяч туристов со всех уголков мира. Расположенная в центре Евразии, Республика Бурятия обладает богатым культурно-историческим наследием, гармонично сочетающим в себе культуры Востока и Запада. На протяжении многих столетий в Бурятии живут люди разных народностей и вероисповеданий – это уголок мира, любви и спокойствия, где раскрывается многообразие духовной и материальной культуры народов Бурятии.

Столь же многообразны и художественные традиции республики. Классическое и современное изобразительное искусство Бурятии, богатое по своему содержанию и выразительным средствам, заключает в себе огромный образовательно-воспитательный потенциал, который необходимо в полной мере использовать в художественном развитии учащихся, начиная с первых шагов обучения детей в общеобразовательной школе.

Изучение изобразительного искусства Бурятии стоит на низком уровне – не хватает специалистов в этой области, учебной литературы, наглядных пособий, а, самое главное, на этот тематический предметный цикл не выделяется достаточного количества учебных часов. Оставляет желать лучшего и степень осведомленности родителей в этой области. Как следствие, их дети практически ничего не знают по данному вопросу и находятся на низком уровне творческого развития.

Я разработала специальная программу, направленную на выявление развивающего потенциала изобразительного искусства родного края и организацию методически грамотного знакомства с творчеством художников Бурятии.

Пояснительная записка

к развернутому тематическому планированию уроков по теме «Знакомство с творчеством художников Бурятии».

Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству для 3- 4 классов разработано на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы доктора педагогических наук, профессора В.С. Кузина «Изобразительное искусство», а также учебной программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского.

Тематическое планирование рассчитано на 10 часов.

Актуальность реализуемого программой аспекта художественного обучения и воспитания учащихся на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формирования национального самосознания личности, освоения детьми родной, отечественной, мировой культуры. К тому же для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость введения в содержание курса преподавания изобразительного искусства материала по национальной художественной культуре Бурятии. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа необходимо детей регулярно знакомить с ними, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

Цель программы – осуществлять знакомство младших школьников с творчеством художников Бурятии на уроках изобразительного искусства в условиях внеклассной и внешкольной деятельности; формировать черты гражданственности, патриотизма, общей и художественной культуры.

Задачи программы:

- содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах бурятского искусства;

- создавать оптимальную среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов;

- способствовать формированию исторической памяти, абстрактно-логического и образного мышления, определяемых постижением искусства родного края как особой системы национально-регионального художественного творчества, связывающей настоящее с культурным прошлым народа;

- формировать практические умения и навыки художественной деятельности – умение лепить, клеить, рисовать с натуры, на темы и т.д.;

- развивать внимание, наблюдательность, память, образное мышление;

- способствовать изучению истории Бурятии, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа;

- помочь детям приобрести знания основ бурятской культуры и искусства;

- развивать чувство патриотизма, интернационализма, любви к родному краю, его природе и искусству.

Общее количество часов в год – 10.

Из них на учебную работу по ИЗО отводится – 8 часов;

на внеклассную и внешкольную работу – 2 часа.

Количество часов в I четверти – 3.

Количество часов во II четверти – 2.

Количество часов в III четверти – 3.

Количество часов в IV четверти – 2.

Распределение учебного времени, отведенного на изучение тематических разделов регионального художественного компонента программы:

Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 1 час.

Рисование на темы – 3 часа.

Декоративная работа – 1 час.

Лепка - 2 часа.

Аппликация – 1 час.

Внеклассная работа: беседа об изобразительном искусстве и красоте

вокруг нас – 1 час.

Внешкольная работа: экскурсия в художественный музей – 1 час.

Развернутое тематическое планирование уроков по теме экспериментального педагогического исследования «Знакомство с творчеством художников Бурятии»



п/п

Раздел;

тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практическая работа обучающихся

Дата проведения

1.

Внешкольная работа.

Экскурсия в Республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова».


1

Расширение кругозора учащихся. Развитие наблюдательности и внимания. Воспитание интереса к изобразительному искусству.

Уметь внимательно слушать учителя, формулировать вопросы и ответы.




Сен

тябрь

2.

Декоративная работа. «Бурятский народный орнамент».

1

Знакомство с бурятским национальным орнаментом в творчестве Лубсана Доржиева. Самостоятельное рисование орнамента.

Знать правила и технику выполнения орнамента, правила работы с цветными карандашами.

Уметь рисовать цветными карандашами.


Нарисовать цветными карандашами понравившийся узор. Придумать дома свой узор, выбрать для него цвет, назвать его. Ответить на вопрос: «Что он символизирует?».


Октябрь

3.

Рисование на тему «Бурятский национальный костюм».

1

Знакомство с бурятским национальным костюмом по картинам

Г. Эрдынийна, Ц.С. Сампилова, Ф.И. Балдаева, И.И. Старикова, Ю.А. Чиркова.

Рисование мужского или женского костюма.

Знать правила работы с акварельными красками и кистью.

Уметь рисовать с натуры объекты с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски.


Нарисовать акварелью по желанию мужской или женский бурятский костюм, понравившуюся часть бурятского костюма – шапку, сапоги, халат и т.д.


Октябрь

4.

Аппликация. «Юрта – традиционное жилище бурят».

1

Знакомство с устройством бурятской юрты по картинам

Г. Эрдынийна,

Р.С. Мэрдыгеева,

Ц.С. Сампилова,

Ч.Б. Шенхорова. Выполнение аппликации с изображением юрты.

Знать технику выполнения аппликации.

Уметь последовательно наклеивать элементы композиции.

Наклеить на белый лист бумаги аппликацию в виде юрты, деревья, солнце и т.д. Нарисовать юрту своей мечты.


Ноябрь


5.

Лепка. «Мир животных в искусстве Бурятии».

1

Знакомство с пятью традиционными видами животных бурят по картинам

Г. Эрдынийна,

Ц.С. Сампилова,

Ю.А. Чиркова. Лепка животных.

Знать правила работы с пластилином.

Уметь организовать рабочее место, пользоваться стеками, лепить фигурки животных.

Слепить из пластилина фигурку понравившегося животного и дать ему имя, нарисовать понравившееся животное.

Декабрь


6.

Внеклассная работа. Классный час: «Творчество бурятских ювелиров, скульпторов и гобеленщиков».

1

Знакомство с бурятским ювелирным искусством, скульптурой, гобеленами на примере работ

Б.Г. Жамбалова,

С.С. Санжиева,

Г.Г. Васильева,

В.П. Уризченко,

С.П. Ринчиновой,

Т.Ц. Дашиевой. Лепка фигурки человека в костюме из разноцветного пластилина.


Знать правила работы с разноцветным пластилином.

Уметь лепить фигурки людей, комбинируя пластилин разных цветов.

Слепить из пластилина фигурку человека в бурятском костюме, юрту, используя пластилин разных цветов.



Январь

7.

Рисование на тему «Подвиг солдата в картинах

Г.Н. Москалева».


1

Знакомство с темой Великой Отечественной войны, подвигом советских солдат на примере творчества Героя Советского Союза Г.Н. Москалева. Рисование сюжета по мотивам военной тематики.

Знать особенности изображения элементов военной сюжетно-тематической композиции.

Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; изображать форму предметов, передавать их пространственное расположение, пропорции, цвет.

Нарисовать советского солдата - победителя, советскую технику, салют Победы.


Февраль

8.

Рисование на тему «Традиционные праздники бурят».

1

Знакомство с традиционными праздниками бурят Сагаалганом и Сурхарбаном по картинам

Г. Эрдынийна,

А.Н.Сахаровской,

Ю.А. Чиркова,

Е.И. Неволиной.

Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке.


Нарисовать празднование Сагалгана или Сурхарбана, соревнующихся борцов, стрелков из лука и конников.

Март

9.

Беседа на тему «Труженики земли бурятской».


1

Знакомство с трудом чабанов, табунщиков, работников сельского хозяйства, рыбаков по картинам

Ц.С. Сампилова, А.В. Казанского, Ю.А. Чиркова,

В.К. Грищенко.

Уметь рисовать объекты – людей, выражение их лиц, животных в различных позах, применять изученные техники рисования.

Нарисовать труженика за работой.

Апрель

10.

Рисование с натуры. «Природа Бурятии».

1

Знакомство с природой Бурятии по картинам

Б.Т. Тайсаева,

Л.Д. Семенова,

А.В. Казанского,

И.Г. Налабардина,

В.В. Инкижинова. Рисование с натуры распустившейся ветки багульника.

Уметь рисовать с натуры объекты – цветы, ветки, деревья и т.д., передавать форму, цветовые оттенки, применять изученные техники рисования.

Нарисовать с натуры ветку багульника, выполнить рисунки на тему «Байкал – жемчужина мира», «Красота и величие гор», «Просторы степей», «Реки Бурятии», «Растения тайги».


Май


В результате реализации программы ученик должен знать:

- основные виды и жанры изобразительного искусства Бурятии;

- основные этапы его развития;

- основные выразительные средства искусства.

Уметь:

- узнавать отдельные произведения ведущих художников Бурятии, называть их авторов;

- объяснять содержание и формальные особенности художественных произведений;

- использовать приобретенные знания и умения в художественной практике и повседневной жизни:

- в самостоятельной творческой деятельности;

- при восприятии произведений изобразительного искусства;

- для оценки произведений искусства при посещении выставок изобразительного искусства, художественных музеев.
Урок № 1.

Экскурсия в Республиканский художественный музей

им. Ц.С. Сампилова.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе iconНа уроках в начальных классах, на уроках иностранного языка, во внеклассной работе
Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в начальной школе
На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе iconУниверсальные учебные действия на уроках изобразительного искусства
...
На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе iconН. А. Некрасова И. В. Гурьянова дидактические и методические основы...
Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана
На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема выступления учителя изобразительного искусства Бутрименко Л. Б. на тему : «О формировании общекультурной компетенции обучающихся...
На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе iconКравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская...
«Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и занятиях по декоративно-прикладному искусству»
На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе iconНа уроках изобразительного искусства и художественного труда в начальной школе
В формирующемся гражданском обществе России ребёнок становится субъектом своего развития. Уважение к его личности и достоинству,...
На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе iconУроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе
Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в...
На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе iconШатохина О. Ю., учитель изобразительного искусства высшей категории,...
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые...
На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Искусства это всегда творческая мастерская. Но творчество предполагает и определенные знания и навыки, сформировать которые в начальной...
На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе iconВнеклассное мероприятие в начальной школе
...
На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе iconКурса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство...
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся...
На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе iconРешение живописных и графических задач в композиции с помощью упражнений,...
Лнить задание, выбирая при этом простейшее решение, не углубляясь в детали. В свою очередь, перед учителем стоит задача активизировать...
На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе iconРабочая программа учебная дисциплина Преподавание изобразительного...
Цель урока: сформировать у учащихся начальное представление о геометрических фигурах, способах представления информации в графическом...
На уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Все умения и навыки, приобретенные обучающимися на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, могут успешно применяться...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск