Скачать 410.13 Kb.
|
Знакомство с творчеством художников Бурятии на уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе Одна из ярких примет современного образования – возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодого поколения. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении, поселке, городе, районе. Как показывают научные исследования, история, культура и современное развитие Республики Бурятия также заключают в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал. Региональный (национально-региональный) компонент общего образования в его современном нормативно установленном виде – относительно новый тип школьного образования. Принятый в 90-х годах Закон Российской Федерации «Об образовании» определил ряд важнейших компетенций субъектов России в области общего образования и статус его регионального компонента. Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования, устанавливается субъектом Российской Федерации и разрабатывается на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды. В связи с этим перед учителем на уроках изобразительного искусства ставятся следующие задачи: - содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе; - создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов; - способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа. Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории. Республика Бурятия – удивительная и прекрасная земля, страна гор и степей, полноводных рек и голубых озер. Жемчужина планеты – священное озеро-море Байкал – является притягательным местом для многих тысяч туристов со всех уголков мира. Расположенная в центре Евразии, Республика Бурятия обладает богатым культурно-историческим наследием, гармонично сочетающим в себе культуры Востока и Запада. На протяжении многих столетий в Бурятии живут люди разных народностей и вероисповеданий – это уголок мира, любви и спокойствия, где раскрывается многообразие духовной и материальной культуры народов Бурятии. Столь же многообразны и художественные традиции республики. Классическое и современное изобразительное искусство Бурятии, богатое по своему содержанию и выразительным средствам, заключает в себе огромный образовательно-воспитательный потенциал, который необходимо в полной мере использовать в художественном развитии учащихся, начиная с первых шагов обучения детей в общеобразовательной школе. Изучение изобразительного искусства Бурятии стоит на низком уровне – не хватает специалистов в этой области, учебной литературы, наглядных пособий, а, самое главное, на этот тематический предметный цикл не выделяется достаточного количества учебных часов. Оставляет желать лучшего и степень осведомленности родителей в этой области. Как следствие, их дети практически ничего не знают по данному вопросу и находятся на низком уровне творческого развития. Я разработала специальная программу, направленную на выявление развивающего потенциала изобразительного искусства родного края и организацию методически грамотного знакомства с творчеством художников Бурятии. Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию уроков по теме «Знакомство с творчеством художников Бурятии». Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству для 3- 4 классов разработано на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы доктора педагогических наук, профессора В.С. Кузина «Изобразительное искусство», а также учебной программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского. Тематическое планирование рассчитано на 10 часов. Актуальность реализуемого программой аспекта художественного обучения и воспитания учащихся на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формирования национального самосознания личности, освоения детьми родной, отечественной, мировой культуры. К тому же для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость введения в содержание курса преподавания изобразительного искусства материала по национальной художественной культуре Бурятии. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа необходимо детей регулярно знакомить с ними, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Цель программы – осуществлять знакомство младших школьников с творчеством художников Бурятии на уроках изобразительного искусства в условиях внеклассной и внешкольной деятельности; формировать черты гражданственности, патриотизма, общей и художественной культуры. Задачи программы: - содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах бурятского искусства; - создавать оптимальную среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов; - способствовать формированию исторической памяти, абстрактно-логического и образного мышления, определяемых постижением искусства родного края как особой системы национально-регионального художественного творчества, связывающей настоящее с культурным прошлым народа; - формировать практические умения и навыки художественной деятельности – умение лепить, клеить, рисовать с натуры, на темы и т.д.; - развивать внимание, наблюдательность, память, образное мышление; - способствовать изучению истории Бурятии, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа; - помочь детям приобрести знания основ бурятской культуры и искусства; - развивать чувство патриотизма, интернационализма, любви к родному краю, его природе и искусству. Общее количество часов в год – 10. Из них на учебную работу по ИЗО отводится – 8 часов; на внеклассную и внешкольную работу – 2 часа. Количество часов в I четверти – 3. Количество часов во II четверти – 2. Количество часов в III четверти – 3. Количество часов в IV четверти – 2. Распределение учебного времени, отведенного на изучение тематических разделов регионального художественного компонента программы: Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 1 час. Рисование на темы – 3 часа. Декоративная работа – 1 час. Лепка - 2 часа. Аппликация – 1 час. Внеклассная работа: беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 1 час. Внешкольная работа: экскурсия в художественный музей – 1 час. Развернутое тематическое планирование уроков по теме экспериментального педагогического исследования «Знакомство с творчеством художников Бурятии»
В результате реализации программы ученик должен знать: - основные виды и жанры изобразительного искусства Бурятии; - основные этапы его развития; - основные выразительные средства искусства. Уметь: - узнавать отдельные произведения ведущих художников Бурятии, называть их авторов; - объяснять содержание и формальные особенности художественных произведений; - использовать приобретенные знания и умения в художественной практике и повседневной жизни: - в самостоятельной творческой деятельности; - при восприятии произведений изобразительного искусства; - для оценки произведений искусства при посещении выставок изобразительного искусства, художественных музеев. Урок № 1. Экскурсия в Республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова. |
На уроках в начальных классах, на уроках иностранного языка, во внеклассной работе Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в начальной школе | Универсальные учебные действия на уроках изобразительного искусства ... | ||
Н. А. Некрасова И. В. Гурьянова дидактические и методические основы... Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема выступления учителя изобразительного искусства Бутрименко Л. Б. на тему : «О формировании общекультурной компетенции обучающихся... | ||
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская... «Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и занятиях по декоративно-прикладному искусству» | Доклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.» Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе | ||
На уроках изобразительного искусства и художественного труда в начальной школе В формирующемся гражданском обществе России ребёнок становится субъектом своего развития. Уважение к его личности и достоинству,... | Уроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в... | ||
Шатохина О. Ю., учитель изобразительного искусства высшей категории,... «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Искусства это всегда творческая мастерская. Но творчество предполагает и определенные знания и навыки, сформировать которые в начальной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Внеклассное мероприятие в начальной школе ... | ||
Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство... Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся... | Решение живописных и графических задач в композиции с помощью упражнений,... Лнить задание, выбирая при этом простейшее решение, не углубляясь в детали. В свою очередь, перед учителем стоит задача активизировать... | ||
Рабочая программа учебная дисциплина Преподавание изобразительного... Цель урока: сформировать у учащихся начальное представление о геометрических фигурах, способах представления информации в графическом... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Все умения и навыки, приобретенные обучающимися на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, могут успешно применяться... |