Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование





Скачать 320.02 Kb.
НазваниеРабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование
страница1/3
Дата публикации30.10.2014
Размер320.02 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
Каневской район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение«Гимназия»

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 30 августа 2013 года

Председатель педсовета

_____________ Л.И. БЕЛАЯ

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




По ГЕОГРАФИИ

Уровень образования (класс) основное общее образование

5 класс

Количество часов 34 ч.
Учитель Супруненко С.Ю.

Программа разработана на основе
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2011.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения)

- Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения)

- География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2011.

Цели образования географии:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях;

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

- целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

- комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, о природных, экологических процессах, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс – география планеты, а с 8 по 9 класс – география России.

Содержание курса географии 5 класс нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах литосферы Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс

«Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

3. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В соответствии с ФГОС география в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 34 часа (1 час в неделю).

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п


Разделы, тема

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Развитие географических знаний о Земле.

4

5

2.

Земля – планета Солнечной системы.

3

-

3.

План и карта.

10

14

4.

Человек на Земле.

3

3

5.

Литосфера – твердая оболочка Земли.

10

12




ИТОГО

30

34



4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметными результами освоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Раздел. Источники географической информации.

Тема. Развитие географических знаний о Земле (5ч).

Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Тема. План и карта. (14ч)

Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Масштаб и его виды. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Практическая работа №1. Составление плана местности.

Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Практическая работа №2. Определение географических координат.

Практическая работа №3. Определение расстояний и направлений по карте и плану местности.

Раздел. Природа Земли и человек.

Тема. Человек на Земле. (3ч)

Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц.

Практическая работа №4. «Нахождение на политической карте крупных государств, их столиц».

Тема. Литосфера – твердая оболочка Земли. (12ч)

Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Практическая работа №5.Обозначение на контурной карте гор, равнин, вулканов.

Разработка туристического маршрута на конкурс «Скульптурный портрет планеты».
ПЕРЕЧЕНЬ ИТОГОВЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.

Практическая работа №1. Составление плана местности.

Практическая работа №2. Определение географических координат.

Практическая работа №3. Определение расстояний и направлений по карте и плану местности.

Практическая работа №4. «Нахождение на политической карте крупных государств, их столиц».

Практическая работа №5.Обозначение на контурной карте гор, равнин, вулканов.
НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Разработка туристического маршрута на конкурс «Скульптурный портрет планеты».

Включить учащихся в проектную деятельность на основе создания личностно ориентированной проектной ситуации; осознавать свои интересы в создании проекта, приобретать опыт участия в новом для учащихся деле; раскрыть роль географической науки в практической деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗЕРВНОГО ВРЕМЕНИ.

Резервное время используется на выполнение практической части программы. Особенность выполнения практической части программы данного курса состоит в том, что учащиеся впервые учатся самостоятельно использовать различные виды карт атласа, работать с контурными картами. Учатся самостоятельно анализировать, сравнивать, сопоставлять, прогнозировать явления, поэтому дополнительные часы целесообразно использовать для развития универсальных учебных действий учащихся 5-го класса. В календарно-тематическое планирование будут вынесено 5 итоговых практических работ.

Резервное время также используется для проектной деятельности, так как содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но на преобразование изученных процессов и явлений.

Изучение темы «Земля – планета Солнечной системы» переносится из 5-го класса в 6 класс, в связи с возрастными особенностями учащихся.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 7 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование...
Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование iconФедерации основное общее образование является обязательным и общедоступным....
Основное общее образование-вторая ступень общего образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование...
Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование iconРабочая программа по географии для 6, 7, 10, 11 классов (базовый...
Карла Маркса, дом 97, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, Республика Крым, Российская Федерация, 297513
Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование iconРабочая программа истории уровень образования: основное общее образование...
Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы)
Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование iconУчебный курс: Физика Уровень обучения, класс: основное общее образование, 7 класс

Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование iconРабочая программа по литературе на 2013 2014 учебный год Ступень...
Программа общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) 2010 год
Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование iconРабочая программа по литературе основное общее образование (базовый уровень) Классы: 9а учителя
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование iconОсновное общее образование общие положения
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным
Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование iconРабочая программа по географии 8-9 классов, основное общее образование
Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года №1089 Закона «Об образовании рф» в редакции фз от 13. 01. 96 года №12-фз,...
Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс основное общее образование

Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование iconБаранова М. Т., Ладыженской Т. А., ТростенцовойЛ. А. Русский язык. 6 класс
Стандарт опубликован в издании Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование....
Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по химии разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (основное общее образование, базовый уровень)
Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование iconПротокол №5
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование....
Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование iconПротокол №5
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование....
Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование iconРабочая программа по истории Ступень обучения (класс) основное общее...
...
Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск