Каневской район
(территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение«Гимназия»
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30 августа 2013 года
Председатель педсовета
_____________ Л.И. БЕЛАЯ
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ГЕОГРАФИИ
Уровень образования (класс) основное общее образование
5 класс
Количество часов 34 ч. Учитель Супруненко С.Ю.
Программа разработана на основе География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2011.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения)
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения)
- География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2011.
Цели образования географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях;
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
- целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, о природных, экологических процессах, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс – география планеты, а с 8 по 9 класс – география России.
Содержание курса географии 5 класс нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах литосферы Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс
«Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с ФГОС география в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 34 часа (1 час в неделю).
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п
|
Разделы, тема
| Количество часов
| Авторская программа
| Рабочая программа
| 1.
| Развитие географических знаний о Земле.
| 4
| 5
| 2.
| Земля – планета Солнечной системы.
| 3
| -
| 3.
| План и карта.
| 10
| 14
| 4.
| Человек на Земле.
| 3
| 3
| 5.
| Литосфера – твердая оболочка Земли.
| 10
| 12
|
| ИТОГО
| 30
| 34
|
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Метапредметными результами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел. Источники географической информации.
Тема. Развитие географических знаний о Земле (5ч).
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов. Тема. План и карта. (14ч)
Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Масштаб и его виды. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Практическая работа №1. Составление плана местности.
Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Практическая работа №2. Определение географических координат.
Практическая работа №3. Определение расстояний и направлений по карте и плану местности.
Раздел. Природа Земли и человек.
Тема. Человек на Земле. (3ч)
Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц.
Практическая работа №4. «Нахождение на политической карте крупных государств, их столиц».
Тема. Литосфера – твердая оболочка Земли. (12ч)
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Практическая работа №5.Обозначение на контурной карте гор, равнин, вулканов.
Разработка туристического маршрута на конкурс «Скульптурный портрет планеты». ПЕРЕЧЕНЬ ИТОГОВЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
Практическая работа №1. Составление плана местности.
Практическая работа №2. Определение географических координат.
Практическая работа №3. Определение расстояний и направлений по карте и плану местности.
Практическая работа №4. «Нахождение на политической карте крупных государств, их столиц».
Практическая работа №5.Обозначение на контурной карте гор, равнин, вулканов. НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Разработка туристического маршрута на конкурс «Скульптурный портрет планеты».
Включить учащихся в проектную деятельность на основе создания личностно ориентированной проектной ситуации; осознавать свои интересы в создании проекта, приобретать опыт участия в новом для учащихся деле; раскрыть роль географической науки в практической деятельности. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗЕРВНОГО ВРЕМЕНИ.
Резервное время используется на выполнение практической части программы. Особенность выполнения практической части программы данного курса состоит в том, что учащиеся впервые учатся самостоятельно использовать различные виды карт атласа, работать с контурными картами. Учатся самостоятельно анализировать, сравнивать, сопоставлять, прогнозировать явления, поэтому дополнительные часы целесообразно использовать для развития универсальных учебных действий учащихся 5-го класса. В календарно-тематическое планирование будут вынесено 5 итоговых практических работ.
Резервное время также используется для проектной деятельности, так как содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но на преобразование изученных процессов и явлений.
Изучение темы «Земля – планета Солнечной системы» переносится из 5-го класса в 6 класс, в связи с возрастными особенностями учащихся.
|