Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений»





Скачать 169.46 Kb.
НазваниеМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений»
Дата публикации06.11.2014
Размер169.46 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > География > Методические указания
Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

РЕГИСТРАЦИЯ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ
Методические указания по самостоятельной работе

Красноярск

СФУ

2011

Составитель: Григорьев А.И.
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений». В пособии даны рекомендации для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200.68 «Физика», магистерская программа «Окружающая среда и человек: основы контроля и надзора».


Ионизирующие излучения – основной поражающий фактор, обусловленный наличием в окружающей человека среде природных и техногенных радионуклидов, а также функционированием радиационных устройств и установок. С точки зрения природных феноменов, ионизирующие излучения – неотъемлемый фактор природы, несущий сведения о строении и свойствах материи. Регистрация излучений, исследование спектральных, энергетических и иных характеристик излучений – комплекс сложных проблем и решений, отрасль физической науки и технологии, без знания основ которой невозможны ни серьёзное изучение природы, ни человеческая безопасность.

Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов, знающих существующие методы и аппаратуру для регистрации ионизирующих излучений, способных применять свои знания в профессиональной деятельности и в радиоэкологических целях.

Задачи профессиональной деятельности магистра


К задачам изучения дисциплины в соответствии с требованиями к компетенции направления подготовки магистров относятся:

  • получение знаний, составляющих основу научных представлений об ионизирующих излучениях, их взаимодействии со средой, методах и способах регистрации излучений;

  • овладение умениями оценивать необходимость применения тех или иных методов регистрации в зависимости от радиационной ситуации, получать и систематизировать результаты измерения радиационных параметров излучений;

  • выработка навыков применения аппаратуры для регистрации излучений различного типа при выполнении научных или практических задач.

Требования к результатам освоения дисциплины


По окончании изучения дисциплины «Регистрация ионизирующих излучений» магистр должен обладать:

  • системной подготовкой в области знаний об ионизирующих излучениях;

  • пониманием основных методов, применяемых для регистрации излучений.

знать:

  • основы учения о радиоактивности и ионизирующих излучениях, физические аспекты взаимодействия излучений с веществом;

  • принципы и методы регистрации ионизирующих излучений;

уметь:

  • эффективно использовать регистрирующую аппаратуру, в том числе спектрометрическую и дозиметрическую;

  • выбирать необходимые методы регистрации ионизирующих излучений в зависимости от радиационной ситуации;

  • обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

владеть:

  • методами (способами) инструментальных радиоэкологических исследований;

  • действующими стандартами, нормами в области регистрации излучений, позволяющими оценивать результаты радиационных исследований.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих

а) общекультурных компетенций (ОК):

  • (ОК-1): способностью демонстрировать углубленные знания в области математики и естественных наук;

  • (ОК-3): способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение.

  • способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-4);

  • способностью использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10).

б) профессиональные (ПК):

  • общепрофессиональные:

  • ПК-1: способностью свободно владеть фундаментальными разделами физики, необходимыми для решения научно-исследовательских задач (в соответствии со своей магистерской программой);

  • научно-исследовательская деятельность:

  • ПК-3: способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области физики (в соответствии с профилем магистерской программы) и решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта;

  • научно-инновационная деятельность:

  • способностью свободно владеть разделами физики, необходимыми для решения научно-инновационных задач (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-6);

  • способностью свободно владеть профессиональными знаниями для анализа и синтеза физической информации (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-7);

  • ПК-8: способностью проводить свою профессиональную деятельность с учетом социальных, этических и природоохранных аспектов.



  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ




Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Семестр

9

Общая трудоемкость дисциплины

(3) 108

(3) 108

Аудиторные занятия:

0,78 (28)

0,78 (28)

Лекции

0,39 (14)

0,39 (14)

Практические занятия (ПЗ)

0,39 (14)

0,39 (14)

Самостоятельная работа:

1,22 (44)

1,22 (44)

изучение теоретического курса (ТО)

0,56 (20)

0,56 (20)

Реферат

0,66 (24)

0,66 (24)

Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

экзамен,

1(36)

(36)

экзамен,

1(36)




  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



    1. Разделы дисциплины







п/п

Разделы дисциплины

1

Тема 1. Ионизирующие излучения и их основные характеристики

2

Тема 2. Измеримые характеристики ионизирующего излучения.

3

Тема 3. Классификация методов регистрации

4

Тема 4. Ионизационные камеры и газоразрядные счётчики

5

Тема 5. Полупроводниковые детекторы

6

Тема 6. Сцинтилляционные детекторы

7

Тема 7. Люминесцентные методы регистрации

8

Тема 8. Фотографические методы регистрации

9

Тема 9. Химические методы регистрации

10

Тема 10. Особенности регистрации нейтронного излучения



    1. Самостоятельная работа


Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Регистрация ионизирующих излучений» предусматривается объемом 44 часа и организуется в соответствии с используемыми в учебном процессе формами учебных занятий.
Структура самостоятельной работы


Вид самостоятельной работы

Всего

часов

Семестр

9

Изучение теоретического курса (ТО)

0,56 (20)

0,56 (20)

Реферат

0,66 (24)

0,66 (24)


Самостоятельное изучение теоретического материала


Изучение теоретического курса (ТО): самостоятельная проработка студентами отдельных вопросов теоретического курса. Общая трудоемкость самостоятельного теоретического обучения – 20 ч.

Самостоятельная работа выполняется студентами на основе учебно-методических материалов дисциплины, представленных в разделе 3.
Темы для самостоятельного изучения:

Тема 9. Химические методы регистрации

Принцип действия химических детекторов. Характеристики химических детекторов. Ферросульфатный детектор. Нитратный детектор. Цериевый детектор. Химические детекторы на основе хлорзамещенных углеводородов, хлороформа, четыреххлористого углерода.

(самостоятельные часы – 0,027 (1))

Тема 10. Особенности регистрации нейтронного излучения

Источники нейтронного излучения. Классификация нейтронов по энергии и особенности регистрации нейтронов каждой энергетической группы. Понятие об активационных методах регистрации нейтронов.

(самостоятельные часы – 0,056 (2))
При самостоятельном изучении теоретического материала помимо основной литературы рекомендуется пользоваться дополнительной литературой и новыми литературными источниками (периодическими изданиями). При этом следует использовать возможности научной библиотеки СФУ: http://lib.sfu-kras.ru/.

Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, руководства и инструкции по работе с программным обеспечением, приведенными в п.5 настоящего издания.

К учебно-методическим материалам Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) студенты имеют доступ через официальный сайт института  - http://bio.sfu-kras.ru/, раздел «Образование», учебно-методические материалы в электронном виде – http://bio.sfu-kras.ru/?page=482.

Студентам обеспечен свободный доступ к личному кабинету преподавателя на сайте Института фундаментальной биологии и биотехнологии (http://bio.sfu-kras.ru/?page=498). В личном кабинете размещаются презентации, учебно-методические материалы, промежуточные задания и вопросы к экзамену.

Написание реферата


Написание и защита реферата в конце семестра  объем в часах  24.

Задания по написанию реферата выдаются лектором на первой лекции вместе со списком учебной литературы. Защита рефератов осуществляется в форме презентации по теме реферата, подготовленной в Power Point согласно требованиям СТО СФУ.

Оформление реферата должно соответствовать государственному стандарту ГОСТ 7.32-2001 и требованиям СТО СФУ, устанавливающим общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Объем реферата должен составлять 10–15 страниц.

Тематика реферативных работ должна быть посвящена проблемам ионизирующих излучений и определяется студентом самостоятельно с согласия с преподавателя, ведущего дисциплину.

Защита реферата проводится с 12-й недели 9 семестра во время семинарских занятий.

Реферат включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист. С него начинается нумерация страниц, но номер не ставится. Номера страниц начинают печатать с первой страницы раздела «Введение». Титульный лист оформляется аналогично титульному листу курсовой работы: указывают наименование высшего учебного заведения; факультет, кафедру, где выполнялась работа; название работы; фамилию и инициалы студента; ученую степень и ученое звание, фамилию и инициалы преподавателя; город и год выполнения работы.

  2. Содержание. В содержании представлены названия всех разделов и подразделов работы, каждое из которых печатается с новой строки. В конце строки ставится номер страницы, на которой напечатана данная рубрика в тексте. Номера страниц печатаются вблизи правого поля, все на одинаковом расстоянии от края страницы. Следует обратить внимание, что названия разделов и подразделов в оглавлении должно точно соответствовать заголовкам текста.

  3. Введение. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, пути развития на современном этапе, имеющиеся проблемы и способы их разрешения. Объем данного раздела не должен превышать одной страницы.

  4. Обзор литературы. В данном разделе излагаются теоретические основы по выбранной тематике. Изложение должно вестись в форме теоретического анализа проработанных источников применительно к выполняемой теме логично, последовательно и грамотно. При необходимости данный раздел может состоять из отдельных подразделов. Из содержания теоретического обзора должно быть видно состояние изученности темы в целом и отдельных ее вопросов.

  5. Заключение. Представляет собой краткое обобщение (2–3 абзаца) приведенных данных.

  6. Библиографический список. Оформляется в соответствии с существующими требованиями.

  7. Приложения.
  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    1. Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы

Основная литература


  1. Астапенко, В. А. Взаимодействие излучения с атомами и наночастицами : [учеб. пособие] / В. А. Астапенко. - Долгопрудный : Интеллект, 2010. - 492 с. (2 экз.)

  2. Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учебник для вузов: допущено учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию. Москва: Academia (Академия), 2008. 383 с. (10 экз.)

  3. Онучин, А. П. Экспериментальные методы ядерной физики: [учеб. пособие] / А. П. Онучин. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. - 219 с. (1 экз.)

  4.    Мухин, К. Н. Экспериментальная ядерная физика, Лучшие классические учебники = Experimental Nuclear Physics : [в 3 томах] : учебник / К. Н. Мухин. - Изд. 7-е, стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2009 (1 экз.)

  5.   Кастро Диас-Баларт, Ф. Ядерная энергия. Угроза окружающей среде или решение энергетической проблемы XXI века? = Energia Nuclear. Peligro ambiental o solucion para el siglo XXI? : [перевод с испанского] / Ф. Кастро Диас-Баларт. - Москва : Наука, 2008. - 325 с. (1 экз.)

  6. Иойрыш А. И. Концепция атомного права : монография/А. И. Иойрыш;. Московский университет. – 2008 (2 экз.)

Дополнительная литература


  1. Кудряшов, Ю. Б.  Радиационная биофизика: (ионизирующие излучения): учебник для студентов вузов / Ю. Б. Кудряшов; под ред.: Ю. Б. Мазурик, М. Ф. Ломанов; Московский университет [МГУ] им. М.В. Ломоносова. Москва: Физматлит [Физико-математическая литература], 2004. 442 с.

  2. Коваленко, В. В. Введение в прикладную радиогеоэкологию / Российская академия наук [РАН]. Сибирское отделение [СО]. Институт вычислительного моделирования, Научно-исследовательский институт [НИИ] экологии рыбохозяйственных водоемов и наземных биосистем, Красноярский университет [КрасГУ]. Биологический факультет ; Российская академия наук [РАН]. Сибирское отделение [СО]. Институт вычислительного моделирования, Научно-исследовательский институт [НИИ] экологии рыбохозяйственных водоемов и наземных биосистем, Красноярский университет [КрасГУ]. Биологический факультет. - Барнаул: Наука. Сибирское отделение [СО], 1998. - 106 с

  3. Баранов В.И., Титаева Н.А. Радиогеология. – М.: Изд-во МГУ, 1973. – 242 с.

  4. Холостова, З. Г. Основы радиационной биофизики и региональной радиоэкологии : учебное пособие / З. Г. Холостова, В. В. Коваленко, В. Ф. Мажаров [и др.] ; Красноярский университет [КрасГУ]. - Красноярск : Красноярский университет [КрасГУ], 2002. - 219 с.

  5. Булдаков Л.А. Радиоактивные вещества и человек. – М.: Энергоиздат, 1993. – 160 с.

  6. Коган Р.М., Назаров И.М., Фридман Ш.Д. Основы гамма-спектрометрии природных сред, 1969. – 468 с.

  7. Кольтовер ВК. Радоновая радиация: источники, дозы, биологические эффекты // Вестник РАН. – 1996. – Т. 66, № 2. С. 114-119Крисюк Э.М. Радиационный фон помещений. – М.: 1989. – 120 с.

  8. Кузин А.М. Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы Земли. – М.: Наука, 1991.

  9. Максимов М.Т., Оджагов Г.О. Радиоактивные загрязнения и их измерения. – М.: Энергоатомиздат, 1989. – 304 с.

  10. .Радиация. Дозы, эффекты, риск. – М.: Мир, 1988. – 78 с.

  11. Радиоактивность и пища человека. – М.: Атомиздат, 1971. – 371 с.

Информационные ресурсы


  1. http://rad-stop.ru/23-metodyi-ispolzuemyie-dlya-registratsii-ioniziruyushhiego-izlucheniya/ - Методы, используемые для регистрации ионизирующего излучения

  2. http://rad-stop.ru/radiatsionnaya-zashhita/ioniziruushee_izluchenie.html - Ионизирующее излучение и радиоактивный распад

  3. http://rad-stop.ru/radiatsionnaya-zashhita/osnovi_radiacionnoi_biofisiki.html - Основы радиационной биофизики

  4. http://dosimeter-radiation-detector.ru/booc/scintillators.ru-det.pdf – ДЕТЕКТОРЫ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ Гребенщиков В.В., СПбГТУ, кафедра "Экспериментальной ядерной физики"

  5. http://kras.myatom.ru/ - Информационный центр по атомной энергии

  6. http://rad-stop.ru/ проект «Радиация – все о радиации и мерах безопасности!

  7. http://www.sibghk.ru/ - сайт «Горно-химический комбинат»

  8. http://www.mnr.gov.ru/ - Министерство природных ресурсов и экологии РФ

  9. www.usgS.gov – Сервер геологической службы США, информация по радону, радиоэкологии США

  10. www. Atomsafe.ru - бюллетень программы ядерная и радиактивная безопасность

  11. www,grid.no/ngo/Bellona информация объединения ”Белуна” по ядерной безопасности

  12. http://www.krskstate.ru/nature/execute/min – Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края

  13. http://www.greenpeace.org/russia/ru/ - Гринпис Россия

  14. http://www.atomic-energy.ru/ - Российское атомное сообщество

  15. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=5466 - Радиоэкология/ Карташев А.Г. ,;ТУСУР (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники), Издательство, 2011

3.2 Контрольно-измерительные материалы


По дисциплине предусматривается итоговый контроль – экзамен.

Экзаменационные билеты формируются на базе приведенного ниже перечня вопросов для экзамена.

  1. Что может являться источником ионизирующих излучений?

  2. Поглощенная доза относится к физическим, операционным или нормируемым величинам? И какая между ними разница?

  3. Выведите уравнение радиоактивного распада.

  4. Чем отличается эффективная доза от эквивалентной? Какая из них является нормируемой величиной, а какая физической?

  5. Покажите связь между активностью радионуклида и его количеством.

  6. Что такое ионизационный принцип регистрации излучений?

  7. Почему электронные спектры при бета-распаде являются непрерывными?

  8. Что такое газовое усиление и в чем его важность для регистрации излучений?

  9. Опишите вторичные явления, сопровождающие ядерные превращения.

  10. К какому типу детекторов можно отнести полупроводниковый детектор? И почему.

  11. Что такое ЭРОА ДПР радона? И как эта величина связана с объёмной активностью радона?

  12. Зачем к сцинтиллятору обязательно добавляется фотоэлектронный умножитель?

  13. Что такое керма и как она связана с экспозиционной дозой?

  14. Какие Вы знаете важнейшие характеристики сцинтилляторов (фосфоров)?

  15. Как постоянная распада связана с периодом полураспада?

  16. На каком физическом принципе основан сцинтилляционный метод регистрации?

  17. Чем поверхностная активность отличается от площадной?

  18. Что такое термолюминесценция и как она используется в дозиметриии?

  19. Каким образом зависит от времени количество определенного радионуклида, попавшего в организм? Почему?

  20. Чем отличаются радиометр, спектрометр и дозиметр?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Биофизика»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Регистрация ионизирующих изучений» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск