Татарстан Республикасы Сарман муниципаль районы «Саклау -Баш урта гомуми белем бирү мәктәбе» «Каралды» «Килешенде» Расланды һәм приказ
башлангыч сыйныфлар Укыту эшләре буенча белән гамәлгә кертелде №___
методик берләшмә җитәкчесе директор урынбасары Мәктәп директоры:
________ /Сафина Э.Р./ _______/Зарипова З.Ф./ __________ /Галялиев А.Р./ Беркетмә №___ Беркетмә №___ «___» ____________ 2013
«___» ____________ 2013 «___» ___________2013
3 нче сыйныфта
«Әйләнә- тирә дөнья» фәненнән
эш программасы Төзеде:Фаррахетдинова Ләйсән Таһир кызы
беренче квалификацион категорияле башлангыч сыйныф укытучысы
Барлыгы : 68 сәгать
Атнага: 2 сәгать
Педсовет утырышында
Кабул ителде №___
«__»__________2013 Саклау-Баш авылы
2013-2014 нче уку елы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов
1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.№ 373; зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
2. Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г.№ 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.№ 373;» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707)
3. Рабочей программы «Перспектива». Москва «Просвещение» 2011 г.
4.Учебного плана МБОУ «Саклов-Башская СОШ» на 2013-2014 учебный год, в соответствии с авторской программой по окружающий миру, авторы:А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая, М.: «Просвещение» 2012 г. Описание места учебного предмета в учебном плане
На обучение предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
На основании приказа № от 31.08. 2013 года о выполнении учебных программ, если уроки совпадают с праздниками, будут использованы часы выделенные на повторение или объединены планируемые уроки по данной теме.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Планируемые результаты. Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;
доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;
личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;
понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни*;
представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;
представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты Регулятивные Обучающиеся научатся:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
Познавательные: Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
Коммуникативные Обучающиеся научатся:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
Предметные результаты Обучающийся научится:
характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
работать с планом местности и его видами, с масштабом;
ориентироваться относительно сторон света;
показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
перечислять правила ответственного туризма;
перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
показывать на карте водные объекты;
характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
характеризовать природные сообщества на примере леса;
характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
определять значение своего имени;
характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
характеризовать основные правила гигиены;
характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
оказывать себе и другим людям первую помощь;
перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
| Раздел
| Количество часов
| 1.
| Радость познания.
| 11 часов
| 2.
| Мир как дом.
| 24 часа
| 3.
| Дом как мир.
| 24 часа
| 4.
| В поисках Всемирного наследия.
| 11 часов
|
Проверочные работы
Четверть
| Тест, пров.р.
| Практическая работа
| 1
| 1
| 1
| 2
| 2
| 1
| 3
| 2
| 1
| 4
| 2
| 1
| Итого
| 7
| 4
|
|
|
| |