«Рассмотрено» Согласованно «__» ___________ Утверждаю «___»_______
Руководитель ШМО Зам. Директора по УВР: Директор
__ Гатауллина Н.Б. Котова О.Н.____________ Нотфуллина Э.Р._________
Протокол №___ от
_______________
Рабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Утяшкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского района РТ»
Главнова Н.М.
«Природоведение»
5 «Б» класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета.
Протокол №_____от
2012-2013 учебный год
| Пояснительная записка
Тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием и структурой программы и учебника по природоведению для учащихся 5 класса авторов А.А.Плешакова, Н.И. Сонина (М.: ДРОФА, 6 издание, Москва 2004 г)
Издание рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
На изучение курса отводится 70 часов (2 часа в неделю), как это предусмотрено рабочим учебным планом. Из 70 часов 9 часов предусмотрено на резерв (экскурсии, новые практические работы, наблюдения, опыты и т. д.)
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Программа
Программа предназначена для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы. Данная рабочая программа разработана на основе программы А.А. Плешакова, Н.И. Сонина, и др.
Учащиеся должны знать:
Основные этапы в развитии взглядов людей на Вселенную;
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Программа
Программа предназначена для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы. Данная рабочая программа разработана на основе программы А.А. Плешакова, Н.И. Сонина, и др.
Учащиеся должны знать:
Основные этапы в развитии взглядов людей на Вселенную;
Строение и состав Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов;
Характеристики планет Солнечной системы;
Основные типы звёзд, созвездия неба Северного полушария;;
Характеристика галактик;
Основные гипотезы о возникновения Земли и Солнечной системы;
Внутреннее строение Земли и её внешние оболочки;
Причины землетрясений и вулканической деятельности;
Общую характеристику материков.
№п/п
| Раздел
| Кол-во часов
| Практические работы
| 1
| Вселенная
| 14
| 1
| 2
| Земля
| 16
| 3
| 3
| Жизнь на земле
| 15
| 5
| 4
| Человек на земле
| 15
| 1
| 5
| Здоровье человека и безопасность жизни
| 10
| 2
|
| Итого
| 70
| 12
| Раздел 1 Вселенная
Представление о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю, Птолемею. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
Раздел 2 Земля
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение. Внутренне строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической Земной коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Раздел 3 Жизнь на земле
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно – воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков.
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Раздел 4 Человек на Земле
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный.
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких Земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов, защита планеты от всех видов загрязнений.
Раздел5 Здоровье человека и безопасность жизни
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.
Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.д.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах.)
Содержание практических работ
Практическая работа № 1
Наблюдение за звёздным небом, нахождение основных созвездий северного полушария.
Практическая работа № 2
Ознакомление со свойствами горных пород и минералов
Практическая работа № 3
Работа с контурной картой. Отметить действующие вулканы, а также зоны землетрясений
Практическая работа № 4
Работа с контурной картой. Пописать крупнейшие вершины и реки материков
Практическая работа № 5
Работа с контурной картой. Подписать океаны. Моря омывающие Россию
Практическая работа № 6
Изучение устройства микроскопа. Строение клетки
Практическая работа № 7
Работа с микроскопом. Одноклеточные организмы
Практическая работа №8
Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций.
Практическая работа № 9
Рассмотреть растения из гербария. Определить к каким природным зонам они относятся.
Практическая работа № 10
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы
Практическая работа №11
Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
Практическая работа №12
Овладения способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.
5класс
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Программа
Программа предназначена для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы. Данная рабочая программа разработана на основе программы А.А. Плешакова, Н.И. Сонина, и др.
Учащиеся должны знать:
Основные этапы в развитии взглядов людей на Вселенную;
Строение и состав Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов;
Характеристики планет Солнечной системы;
Основные типы звёзд, созвездия неба Северного полушария;;
Характеристика галактик;
Основные гипотезы о возникновения Земли и Солнечной системы;
Внутреннее строение Земли и её внешние оболочки;
Причины землетрясений и вулканической деятельности;
Общую характеристику материков.
№п/п
| Раздел
| Кол-во часов
| Практические работы
| 1
| Вселенная
| 14
| 1
| 2
| Земля
| 16
| 3
| 3
| Жизнь на земле
| 15
| 5
| 4
| Человек на земле
| 15
| 1
| 5
| Здоровье человека и безопасность жизни
| 10
| 2
|
| Итого
| 70
| 12
| Раздел 1 Вселенная
Представление о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю, Птолемею. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
Раздел 2 Земля
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение. Внутренне строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической Земной коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Раздел 3 Жизнь на земле
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно – воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков.
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
| |