«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир»





Скачать 128.32 Kb.
Название«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир»
Дата публикации01.12.2014
Размер128.32 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Чернышевская средняя общеобразовательная школа № 3»

Предмет «Окружающий мир»

РЕФЕРАТ

Выполнила:

Зотова Кристина,d:\портфолио учащихся 2008-2009\зубровская\1212770015_2.jpg

Ученица 1 класса
Руководитель:

Хомут С.Н.,

учитель начальных классов


п. Чернышевский.

2012г

Содержание

1.Введение………………………………………………… ……3-4стр

2.Основная часть…………………………………………………5-12

2.1. Когда появились медведи?

2.2 Почему «медведь»?

2.3 Медведи – кто они такие?

2.4 Ближайшие сородичи бурых медведей.

2.5 За что бурого медведя величают хозяином леса?

2.6 Чем питается медведь?

2.7 Почему медведь зимой спит?

2.8Когда рождаются медвежата?

2.9Отношение человека к бурому медведю.

2.10Медведь и символика.

Вывод………………………………………………………..13стр

Список литературы………………………………………....,14стр.

Приложение…………………………………………………15-17стр.

Введение
Посёлок Чернышевский, в котором я живу, расположился на берегу прекрасной могучей реки Вилюй.  Она протекает через дремучую непроходимую тайгу. Богат, разнообразен и интересен животный мир нашего района. Как красиво звучит по-якутски «тинь» - белка, «мухотой» - бурундук, «кообах» - зайчик.

Медведь – баабгай, бурый медведь - хара баабгай. Я люблю это замечательное животное и мне интересно всё, что с ним связано.

О медведях мы узнаем еще в детстве, когда мама, бабушка читает нам сказки, мы видим медведя и в зоопарке, и в цирке, на экране телевизора. Плюшевый мишка – любимая игрушка многих детей и взрослых.

«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу, потому что он - хороший.» [1]

Мишка – главный герой якутских сказок, русских народных, о нём написаны стихи, загадки.
Образ медведя ассоциируется со словами: «сильный», «умный»,«добрый», «трудолюбивый»; с другой – «неуклюжий», «косолапый», «агрессивный», «злой», «глупый».

Для многих из нас медведь - это воплощение всего дикого в природе и в большинстве мы ничего не знаем о медведе, об его жизни и повадках в природе. Отсюда возникают вопросы, какой медведь на самом деле, и почему, это животное, которое по природе наделено всеми непривлекательными для человека чертами, считается и хозяином тайги, и символом России и его любят взрослые и дети.

Тема моей работы «Мишка косолапый»

Цель работы:

- систематизировать и пополнить знания о бурых медведях.

-раскрыть особенности бурого медведя.

Задачи:

-Изучить литературу о бурых медведях

Узнать о происхождении, повадках, чем питается.

- Отношение людей к хозяину тайги.

Актуальность работы: данную работу можно использовать на уроках окружающего мира и краеведения.

2. Основная часть
2.1 Когда появились медведи?

Археологические раскопки показали, что первый родоначальник медведя появился 20-30 млн. лет назад - это зверёк размером с енота. От него произошёл род хищников, размером со среднюю собаку. По мнению исследователей, все медведи являются родственниками семейства собакообразных.

Первые медведи появились на Земле примерно 10-15 млн. лет назад. Например, в Европе обитал когда-то гигантский пещерный медведь. Он был намного крупнее всех современных мишек и питался преимущественно растениями.


2.2«Почему «медведь»?

Самое любимое лакомство медведя – это мед. Ради его добычи он готов на многое. Медведи добывают мед различными способами как с ульев дикий так и пасечных пчел.

За эти способности и был назван нашими славными предками «медведь», то есть ведает мёд. Сложилось мнение, что употреблять мёд человек начал основываясь на пристрастиях медведя к этому ценному и полезному продукту пчелиного производства «Великан в бору живёт. Он сладкоежка – любит мёд» [ 2]

МЕД или МЁД, ВЕД – ВЕДАТЬ, то есть знать. Получаем – знающий, где мёд. Название происходит из старославянских слов. Наши предки подметили особенность этого зверя, лакомится мёдом и исходя из этого дали ему название.

2.3 Медведи – кто они такие?

Бурый медведь - хищное млекопитающее. Длина тела медведя до 2м, масса тела от 100 до 340 кг. Медведи - это плотно сложенные звери. У них маленькие глаза и маленькие уши, короткий хвост. Мех у медведя густой, бурый, у молодых животных на шее есть светлый воротник. Клыки мощные, коронки коренных зубов широкие и плоские.. Выдающийся вперед нос хорошо различает запахи. Лапы мощные, пятипалые, когти крепкие, сильно загнутые.

Срок жизни бурых медведей достигает до 45 лет.

Медведи хорошо плавают, ловят рыбу на песчаных отмелях. Медведи, особенно молодые, хорошо лазают по деревьям, разоряя гнезда пчел.

2.4 Ближайшие сородичи бурых медведей.

У бурого медведя много сородичей:
  • Гризли.

  • Американский черный медведь – барибал.


  • Губач, или индийский, медведь.

  • Белый, или полярный, медведь.

  • Гималайский белогрудый медведь.

  • Очковый, или андский, медведь.

  • Азиатский черный, или лунный, медведь.

  • Солнечный, или малайский, медведь – бируанг.

  • Бамбуковый медведь – панда.

Самым молодым из современных видов является полярный, или белый, медведь, который произошел от прибрежного сибирского бурого медведя сто тысяч или четверть миллиона лет назад. Приспособление к жизни в арктических суровых условиях, где растительность незначительна или отсутствует, потребовало не только изменения окраски шерсти на белую, но и быстрой выработки навыков добывания новой пищи. Эти звери стали наиболее плотоядными из всех медведей.

Самый маленький медведь – малайский, живёт во влажных тропических лесах Юго-восточной Азии. Его рост всего 140 сантиметров, а вес около 27 килограммов.

Самый крупный – бурый медведь Аляски, ростом до 2 метров 50 сантиметров, а вес до 780 килограммов.

Поразительно похожим по виду, но совершенно отличным от медведя животным является панда, иногда так и называемая медведь панда. Это животное тоже произошло от миацидов. Панда принадлежит к своему собственному уникальному виду. Это единственное в своем роде существо, у которого лучезапястный сустав в передней лапе так изменился, что образовался шестой палец, действующий как большой. Оно встречается только в горных лесах Китая, где растёт бамбук. Бамбук не очень питателен, поэтому панда кормится по 10-12 часов в сутки. У панд очень редко рождаются детёныши, поэтому их численность остаётся низкой. Это животное такое же проворное, как и енот, но более травоядное, чем медведь или енот. Скорее его объединяет с медведями его удручающее положение - оба они подвергаются большому риску.

Ученые до сих пор не имеют единого мнения о делении семейства медведей на различные виды и тем более подвиды. Однако хочется отметить, что все представители медвежьих хищники, кроме панды и коалы, которые не брезгуют падалью, могут в период бескормицы поедать и растительную пищу.

Медведи, обитающие в умеренном поясе: барибал, гризли, бурый на зиму впадают в спячку. Остальные виды медведей весь год ведут активный образ жизни.
2.5 За что бурого медведя величают хозяином леса

Бурый медведь - самый крупный и сильный хищник, живущий в лесу. Неудивительно поэтому, что его величают хозяином леса!

У хозяина леса переваливающаяся походка, потому что он наступает на землю одновременно двумя лапами, расположенными на одной стороне его тела, то есть сразу - то правыми, то левыми. Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, медведь способен догнать не только самого быстрого бегуна, но даже лошадь.

Одна из главных особенностей хозяина леса - его способность бесшумно передвигаться. Свои владения огромный зверь обходит в полной тишине. Несмотря на слабое зрение, медведь издалека замечает малейшее движение. Бурый медведь ведет в основном ночной и сумеречный образ жизни, но может кормиться и среди дня.

2.6 Чем питается медведь?

Бурый медведь - животное всеядное. Время от времени медведь охотится на косуль, лосей, оленей.

Не меньше мяса медведь любит грибы, ягоды, корешки, малину. А как он любит мед! Хозяин леса - большой лакомка.

«Муравейник – находка для медведя особенно приятная. Весь разроет, раскидает, лапы полижет и кладёт на муравьище. Насекомые суетятся, на медвежьи лапы лезут. Он их слижет и за новой порцией тянется…» писал писатель С. Покровский [ 3]

С удовольствием ест медведь мышей, лягушек, рыбу, червей, насекомых, их личинок. Любимое занятие медведя – ловля рыбы.

2.7. Почему медведь зимой спит?

Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
-Потому, что снег и лёд -
Не малина и не мёд!

Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосёт! [1]

Летом хозяин леса может найти много разной пищи. А вот зимой с пропитанием становится трудно. Чтобы не пропасть с голоду, медведь летом и осенью копит жир, а на зиму залегает в берлогу.

Правда, у них не настоящая спячка, а чуткий сон длящийся до 195 дней. Для зимнего сна зверь выбирает место наиболее глухое, удаленное от человеческого жилья.

2.8 Когда рождаются медвежата?

В декабре – феврале у медведицы появляются на свет 2 – 3 медвежонка. Новорожденные медвежата беспомощны. Они рождаются слепыми, шёрстка короткая. Мать кормит их молоком.. Большую часть времени они спят и сосут молоко.

Медвежата находятся под защитой матери до 2-х лет. Мать учит их добывать пищу, охотиться, защищать себя. На зиму они залягут в берлогу с медведицей.

Медведица всегда готова оградить детёнышей от опасности. Защищая их, она может броситься на любого противника. Её свирепость в этом случае не знает границ! Значит, их труд такой же усердный, как у человека. Какие заботливые медведи!
2.9 Отношение человека к бурому медведю

Удивительно и правильное было отношение у наших предков к бурому медведю. Они учились у медведя, наблюдая за ним. Так, например славяне научились охоте, рыбалке, употреблению в пищу мед и его добыче. Первоначально человек не добывал мед, он следил за медведем и когда медведю хитростью и сноровкой удавалось добыть мед, человек отбирал мед, или дождавшись забирал остатки. Потому и спектр питания человека и медведя близок и составляет в основном продукты растительного происхождения.

Бурый медведь был признан мудрым, великим учителем – богом Велесом. Люди почитали и уважали его, верили, что Велес может превращаться в хозяина леса – бурого медведя. По представлениям славян именно бог Велес дал людям знания о скотоводстве, о собирательстве, о лесных зверях и он заведует всем, что есть в природе. Возводили храмы в честь Велеса и славили. Зимой в день Мороза (Новый год) наряжали елку в лесу, ставили подарки для медведя, зверей и лесных духов. Иногда считается посредником между небесами и землёй-матушкой.

Для русского человека медведь традиционно является признаком силы, причём силы не злой и разрушительной, а силы природной, от Бога даннoй. Считается, что присущее медведям чутьё приближающейся опасности передаётся обладателю амулета, оберега.

«Вот из медвежьей пасти охотник-лесовик, как талисман, на счастье берёт медвежий клык.

Его на пояс вяжет: в тайге среди болот, он верный путь укажет и чёрта отпугнёт.» [ 4]

На Руси, как только в семье рождался мальчик, медведя коготь вешали над кроваткой ребенка, а когда подрастал, подвешивали на шею, "чтобы здоровым рос и жить не боялся". Коготь медведя считается самым мощным оберегом! Является символом мужественного воина и успешного охотника.

Для защиты дома устанавливали посуду или фигурку медведя, он то покажет нечистой силе, он защитит дом.

Медведей лепили из глины, вырезали из дерева, рисовали, выжигали и выражали всяческое к нему уважение.

У многих народов, живущих в лесной зоне, распространен культ медведя. Чтобы умилостивить убитого на охоте медведя, совершали различные обряды. Мясо съедали с соблюдением строгих ритуалов. Некоторые народы Сибири устраивают перед тушей танцы в масках, ханты и манси - примитивную драму на сюжеты охоты.

«Сегодня праздник дологникто не успевает!


Сегодня весь посёлок и пляшет, и поёт.

И взрослые, и дети толпятся, а потом

Идут, как рыба в сети, в один просторный дом.

Поются честь по чести старинные слова,

И на почётном месте медвежья голова.

Она стоит на блюде, в шерсти косматой вся,

И к ней подходят люди, прощения,прося,

«Прости, что приходили к тебе в тайгу с ружьём,

Прости, что разбудили тебя в жилье твоём!»

И танец продолжают, приняв серьёзный вид,

Опять изображают, как был медведь убит.

И стонут половицы, и песнями звеня,

Медвежий праздник длится три ночи и три дня.

Хозяева и гости день, два и три подряд

Сосут медвежьи кости, медвежью плоть едят.

Берется осторожно любимая еда,

Лишь палочками можно, руками – никогда.

Идут запреты эти с прадедовских времён…[4]

На Масленицу сжигали чучело, катали горящие колеса, плясали в медвежьих шкурах или в вывороченных мехом наружу тулупах. Ряженые медведем были обязательными участниками масленичных игр.

Многие народные гулянья и праздники не обходились раньше без участия дрессированных медведей.

В старину в праздник - будь то Новый год или Масленица, на Руси прибегали к медвежьим услугам. Тешили народ медвежьими плясками. Подготовкой медведей занимались специально.

“Это была крестьянская хата с каменным полом, под которым находилась русская печь. В хату впускали ручного медведя и нагревали пол, отчего животное, чтобы меньше страдать, становилось на задние лапы, нагревали пол сильнее и медведь уже подпрыгивал. В это время производили условный стук, по окончании его кормили медведя, лакомили его хлебом, медом или вином. Наконец приходило время, когда не надо было нагревать пол, потому как медведь, услышав стук, начинал плясать в ожидании последующего кормления. Тысячи косолапых артистов выкидывали уморительные штуки по всем городам старой Руси”.[5]
2.10Медведь и символика

Ученые зоологи говорят, что медведь сильное, большое, красивое, умное животное.. Ручьи, речки, озера, луга овраги, лесные массивы, горные хребты и перевалы называют Медвежьими. Фамилия Медведев широко распространена на Руси.

Медведь является популярным символом геральдики.. Изображение медведя есть в гербах многих российских городов. Например, гербы городов - Ярославля и Великого Новгорода.

Образ медведя мы встречаем в символике российской политической партии «Единая Россия», куда влилась партия «Единство». Здесь образ медведя ассоциируется с силой, мощью с тем, что необходимо сегодня России, как одной из сверхдержав.

Символом Олимпийских игр 1980 года выбрали именно медведя, потому что он издревле ассоциировался с мужеством, силой и упорством.

В символике конкурса-игры «Русский медвежонок - языкознание для всех»

Логотипом программа по работе с населением по профилактике лесных пожаров стал Мишка с назидательно поднятым пальцем, он призывает сохранить лес сегодня, чтобы выжить завтра.

Вывод

В ходе моей работы я поставила для себя цели и задачи: систематизировать и пополнить знания о бурых медведях, раскрыть особенности бурого медведя.

Мне было интересно работать над рефератом, так как я узнала много нового из жизни медведей, познакомилась с его ближайшими родственниками и узнала о повадках бурых медведей.

Изучив различные источники литературы, я узнала, что образ медведя почитается разных народов, а также у народов ханты и манси, как предок людей. В русском фольклоре медведь наделён почётной ролью хозяина леса, его называют уважительно Мишка. В литературе и в живописи так же встречается образ медведя.

В результате проведённой работы я пришла к выводу, что медведь - животное умное, наделенное интеллектом, способное издавать различные звуки, общаться запахом, обладает хитростью, превосходящей человека. Это сильный, величественный, мощный зверь. Он добр и великодушен, первым никогда не нападает, всегда стремиться найти компромисс, терпим к человеку, при встрече открыт и любопытен.

Россию называют страной медведей.

Медведь - это естественный символ, олицетворение характера России, ее истории, природы .

Бурый медведь — исконно русский зверь, он должен украшать природу России и нашего края. Пусть всегда рядом с нами на этой Земле живет красивый и сильный зверь - медведь.

Я считаю, что все поставленные передо мной цели и задачи, в ходе работы были достигнуты. Кроме того, данная работа поможет моим друзья больше узнать о жизни бурого медведя.

Список литературы
1.Сборник стихов для детей дошкольного возврата. М., Просвещение, 1989г

2.Русские народные загадки, пословицы, поговорки, М., Просвещение, 1990.

3. С. Покровский «Рассказы о животных» ООО «Издательство Астрель»1990г

4.Роман Ругин «Медвежий праздник.» из сборника стихов, 1993г

5.Гершун В.И. Беседы о животных. М., Колос, 1992 г.

6.Я познаю мир. Животные. М. АСТ, 1997 г.

7.Энциклопедии «Я познаю мир. Мир зверей» -АСТ «Астрель»,2001г

8. ru.wikipedia.org/wiki/Медведь

9. Картинки по теме из Интернет ресурсов

Приложения №1
Правила поведения при встрече с медведем.


Встреча с бурым медведем может быть смертельно опасна. Если вы неожиданно натолкнулись на медведя, то, прежде всего:

  • сохраняйте спокойствие.

  • выпрямитесь во весь рост и дайте знать о себе, громко разговаривая.

  • уходите медленно и тем же путем, откуда пришли и ни когда не переходите на бег.

Как правило, этот зверь избегает человека, однако близкая встреча, особенно с голодным шатуном или медведицей с медвежатами, может закончиться смертью или увечьем. Обычно, если зверь пошёл на человека, советуют упасть ничком на землю и не шевелиться, притворяясь мёртвым, пока зверь не уйдёт.
Приложение№2

Наши рисунки

f:\бурый медведь\2012-03 (мар)\сканирование0007.jpg
f:\бурый медведь\2012-03 (мар)\сканирование0008.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир» составлена на основе...
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М. Горького с углубленным изучением английского языка»
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет: окружающий мир Класс: 2 умк: «Окружающий мир». Плешаков А. А. Школа России
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир» iconКалендарно-тематическое планирование на 2013 2014 уч г. Предмет:...
Учебный комплекс для учащихся: учебник «Окружающий мир» 3 кл., авт. А. А. Плешаков
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир» iconУчитель: Ярославцева Л. В. Предмет: Окружающий мир. Программа
Воронежской области Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир» iconПрограмма разработана в целях конкретизации содержания образовательного...
...
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир» iconРабочая программа курса «Окружающий мир»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Альметьевска
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,...
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир» iconКонспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Окружающий мир»
«Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная...
Островская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская...
«Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения...
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир» iconТрафимова Г. В., Трафимов С. А., Федотова О. Н. Окружающий мир. 1 класс: Учебник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хлеборобная средняя общеобразовательная школа №5
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир» iconПояснительная записка Основная цель изучения курса «Окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы...
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «Чернышевская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир» iconМатериал подготовлен учителем начальных классов мобу «Платовская...
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1226 с углубленным изучением английского...
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир» iconРеферат по предмету окружающий мир на тему «Золотое правило рук»
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов эстетического цикла №21 (моу сош №21)
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа №3» Предмет «Окружающий мир» iconРабочая программа «Окружающий мир»
А. А. Плешакова «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») (Концепция и программы для начальных школ. Школа России. Рук проекта А. А. Плешаков....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск