Скачать 0.49 Mb.
|
Республика Саха (Якутия) Сунтарский улус МОУ «Эльгяйская средняя общеобразовательная школа им. П.Х. Староватова» ПОРТФОЛИО Иванова Лена Васильевнаучитель начальных классов I категория РезюмеИванова Лена Васильевна Учитель первой категории Ф.И.О. Иванова Лена Васильевна Дата рождения: 9 сентября 1963г. Место жительства: Сунтарский улус, с. Эльгяй, ул. Новаторов, 23, т. 24-2-67 Электронная почта: athschgul@mail.ru Окончила: ВПУ – 1982г.; МГПИ ПиМНО – 1987г. Образование: высшее Специальность: учитель начальных классовДолжность: учитель начальных классов, классный руководитель I класса Категория: первая Педстаж: 27 лет Педстаж в Эльгяйской СОШ – 22 года 1982-83г.г. – Сунтарский улус, Бордонская средняя школа, учитель начальных классов. 1987-2010г.г. – Сунтарский улус, Эльгяйская СОШ, учитель начальных классов. 1997г. - учитель – экспериментатор по НЭСО МОУ «Эльгяйская средняя общеобразовательная школа им. П.Х,Староватова». 2001г. – соавтор методических пособий по НЭСО. 2008г. – соавтор сборника произведений по курсу «Природа и человек» (НЭСО). Награды: Почетные грамоты улуса, ИПКРО, МО РС(Я), дипломант республиканского конкурса «Учитель года – 94», победитель улусного конкурса «Моя классная – самая классная»(2007г.), Грант имени П.Е.Попова (2008г.), Грант Главы улуса «Учитель – лидер начального образования» по итогам 2007 года. Аттестация: 1990г. – учитель начальных классов, 2 категория. 1995г. – учитель начальных классов, подтверждение 2 категории. 2000г. – учитель начальных классов, 1 категория. 2005г. – учитель начальных классов, подтверждение 1 категории. Тема самообразования:
Методическая проблема: Особенности интеллектуального и физиологического развития детей.Оглавление. Резюме …………………………………………………………………………… 2 Раздел I. «Размышления о профессии» (эссе) ..……………………………….6 Раздел II. Ноосферно-экологическая система воспитания и образования. 2.1. Методические рекомендации к программе ………………………….9 2.2. Программа интегрированного курса «Природа и человек»……….10 2.3. Этапы работы по внедрению программы НЭСО……………..........14 2.4. Федеральный государственный образовательный стандарт………15 2.5. Этапы работы по внедрению проекта ФГОС -2……………………18 Раздел III. Материалы, иллюстрирующие работу. 3.1. Разработка программы интегрированного курса «Природа и человек» 1 класс…………………………………………………………………19 3.2. План интегрированного урока по НЭСО…………………………...21 3.3. Проектная деятельность……………………………………………..22 3.4. Тематический план краеведческого кружка ……………………….24 Раздел IV. Материалы, отражающие прогресс детей. 4.1. Позитивная динамика успеваемости учащихся……………………26 4.2. Позитивная динамика качества знаний обучающихся ……………27 4.3. Участие обучающихся в предметных олимпиадах ………………..28 4.4. Творческие работы учащихся ………………………………………29 4.5. Рост мотивации к изучению предмета ……………………………..31 4.6. Внеурочная деятельность по преподаваемым предметам…………31 4.7. Взаимодействие классного руководителя с родителями……..........32 Раздел V. Обобщение и распространение педагогического опыта. 5.1. Распространение опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях …………………………………………………………...32 5.2. Участие в конкурсах различного уровня …………………………..33 Раздел VI. Документы, отражающие оценку работы педагога……………….34 Раздел VII. Документы, отражающие уровень образования, квалификации..36 Приложение………………………………………………………………………39 Раздел I. Размышления о профессии. (эссе) Человек появляется на этот свет, чтобы прожить свою жизнь и от него самого зависит, как он её проживет. Тайна человеческой жизни никогда не сможет быть разгадана, но, воспитывая маленького человечка, мы, учителя, можем хоть как-то направить его жизнь в правильное русло. Помню свои первые шаги на школьной ниве. Случались минуты, когда они завороженно внимали моему слову. Некоторые слушали с раскрытыми ртами. Но когда подводила итоги, то чаще всего обнаруживала: «обратная связь» не работает. Воспитанники не умеют ставить вопросы, формулировать проблемы, разрешать новые задачи, осознать трудности, точно выражать ситуации. Это была расплата за то, что я давала готовые знания: дети умели лишь «заглатывать» пережеванное чужими зубами. Сколько мыслей рождает этот отрывок, тем более стремлений к действию. Пусть ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с нами, учителями. Пусть только они никогда не будут равнодушными. Надо просто искать в каждом ученике его индивидуальность, богатства его души, опираться на них, развивать их. Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка – вот наши главные лекарства. Ученики, вначале не владеющие даже чтением, даже простым счетом, не умеющие правильно и складно говорить, точно высказываться, – с помощью своего учителя постоянно набирают интеллектуальную силу, впитывают знания и делают рывок ввысь, к небу. Учитель счастлив, горд: это бывшие мои ученики, эта…, этот… А сам приступает к воспитанию новых учеников, готовит их к взлету. Растишь детей, подводишь их к истокам нравственности, зажигаешь в них познавательный огонек, привыкаешь к детям, и они к тебе привыкают, возникает духовная общность, и именно в это время наступает расставание. Такова судьба учителя начальных классов. Ученики идут дальше, а учитель остается в школе. И может показаться, что учитель отстал от них. Да, возможно! Бывшим ученикам, теперь уже взрослым и самостоятельным людям, предназначено творить, строить, обогащать человеческую культуру. А учитель опять обучает грамоте и счету. Каждый раз подставляет спину своим ученикам наподобие взлетной площадки, и еще каждому дает в путь частицу своей души и сердца. Люблю сравнивать свою профессию учителя с разными другими профессиями. Это дает мне возможность углубиться в суть педагогической жизни. Сравнивая с профессией врача, сформулировала тест для самовнушения: «Будь осторожна! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для школьника!» Такое сравнение помогло глубже осознать, как необходимо владеть педагогическим мастерством. Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через нее самого себя. И чтобы жить своей профессией так, надо стать мастером своего дела. А что значит быть мастером своего дела, мастером педагогического труда? Мои размышления по этому поводу приводят меня к следующим выводам. Быть мастером педагогического дела – это значит иметь исходную педагогическую позицию своей деятельности. Для себя я уже определила свою позицию – она есть личностно-гуманный подход. Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой, технологией реализации исходной позиции в педагогическом процессе. Чем ближе будут методика, мое непосредственное каждодневное общение с детьми с моей позицией личностно-гуманного подхода, тем плодотворнее станет моя деятельность. Быть мастером педагогического труда – значит постоянно искать пути более полного, удачного, глубокого, точного, а порой изящного и искусного разрешения проблем обучения и воспитания, организации жизни ребенка, проблем работы с родителями, общественностью. Быть мастером педагогического труда – значит уметь предугадывать возможные осложнения и своевременно предупреждать их, уметь незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьем, быть в коллективе привычным, обычным, но нужным и любимым человеком, вселяющим радость, заботу, уверенность. Мастер педагогического труда – человек широкого кругозора, чуткий, доброжелательный, принципиальный. Мастер педагогического труда – это первоиспытатель теоретических рекомендаций, он может убедительно доказать их жизненность или опровергнуть их. Его творчество может обогатить педагогическую науку и практику новыми выводами. Из мастера педагогического труда вырастают учителя – новаторы. Вот каким представляется мне мастер педагогического труда. Может быть, это недостижимая вершина? Часто слышу я: «педагогом нужно родиться». Так что же мне делать, что делать тысячам моих коллег, которые «не родились» педагогами, однако влюбились в детей, в дело их воспитания, сделали профессию педагога целью своей жизни? Что мне нужно, чтобы стать мастером педагогического труда? Ну конечно, знания, но обязательно – добрая душа, чуткое сердце. Стремлюсь к тому, чтобы стать и оставаться до конца своей профессиональной жизни первоклассным мастером педагогического труда. Чем плохо это стремление? Это целеустремленная деятельность по усовершенствованию, обогащению, преобразованию самого себя, своего профессионального мастерства, своей личности. Мое время будет заполнено изучением опыта коллег, чтением книг, экспериментированием, наблюдением и обобщением. И если в этом стремлении я не достигну вершины мастерства, то хоть приближусь к ней, и от этого выиграют как мои ученики, так и я. Надо верить, что каждый из нас способен стать неповторимым, уникальным, высочайшим мастером профессионального педагогического труда, и нужно, чтобы каждый из нас умел раскрывать свои силы и возможности вдохновляться. Первый источник вдохновения – это дети, мое постоянное общение с ними. Второй – это опыт и энтузиазм коллег. Столкновение между собой разноцветных искорок мыслей может родить интересную идею; соприкосновение практики и интересной идеи может дать толчок творческой педагогической деятельности. Третий – это общение с наукой, это «рытье в книгах» ученых и великих мыслителей. Учитель, будь солнцем, изучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на моих руках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого воспитанника. Раздел II. Ноосферно-экологическая система воспитания и образования (интегрированный курс «Природа и человек» 1-6). 2.1. Методические рекомендации к программе. Идея интеграции в обучении стало предметом обсуждения в народном образовании в связи с дифференциацией и индивидуализацией обучения, актуальность которой продиктовано новыми социальными запросами. О том, что надо учить детей видеть связи всего существующего в природе и в повседневной жизни, учитель чувствует, знает, и, следовательно, интеграция в обучении – это веление сегодняшнего времени. Интеграция обучения имеет цель – уже в начальной школе заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственно отношение к законам их развития. Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биологии, художника слова, живописца, музыканта и т.д. Для осуществления этой идеи авторы Степанова Т.И., Егорова К.Е, Максимов Г.И., Винокуров В.Н., Павлов К.В. ввели интегрированный курс «Природа и человек» по системе ноосферно-экологическое воспитание и образование. Вопрос о разработке целостной системы интегрированного обучения сегодня стоит особенно остро. Следует иметь в виду, что для интеграции существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. К благоприятным факторам следует отнести наличие больших возможностей в развитии интеллекта ученика, в умении систематически работать, в развитии творчества, интереса к учению, процессу познания. Первый неблагоприятный фактор - содержание небольшого объема усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимозависимость ее частей. Следующий фактор – необходимость формирования чрезвычайно важных навыков чтения, счета, письма. Это, казалось бы, требует по предметного обучения. Третий – трудность изложения некоторых тем. Кто подготовит учителя, ведущего такой сложный учебный курс? Ведь этот курс требует разносторонне подготовленного учителя высочайшей квалификации с широкой эрудицией В Эльгяйской общеобразовательной школе 16 лет назад началась апробация и разработка ноосферно-экологической системе образования «Разработка ноосферно-экологической системы образования 1-6кл.». 2.2. Программа интегрированного курса «Природа и человек». Педагогическая идея, заложенная в основу эксперимента: Дитя есть Замысел и Чудо Природы, задача педагогической деятельности – разгадать это и помочь каждому ребенку стать Венцом природы. С рождения ребенка приобщать его мысли, что «Человек – дитя Природы, Природа – его дом. Природа – его вечная забота» ХХI век будет веком Культа здоровья – здоровья живой Природы и здоровья Человека. Философия эксперимента: Личностно-ориентированная природосообразная философия воспитания и обучения, основанная на философии народа Саха Кут-Сур: триединого понятия Мир-Природа-Человек. Теоретические основы эксперимента: Исходные теоретические положения философов Аристотеля и Платона «Мудр не тот, кто знает многое, а тот, который знает нужное». Сократа – «Человек, познай себя». Конфуция – «Человек, сотвори себя». Труды Вернадского «Ноосфера», Пьера «Феномен – человек», Циолковского «Космические просторы». Предмет эксперимента: учебно-воспитательная деятельность, траектория развития личности в новой системе. Организационно-методические условия работы новой школы по воспитанию ноосферной личности. Основное отличие состоит в том, что, во-первых, в ноосферно-экологической системе обучения по-иному структурирован интегрированный курс «Природа и человек», включающий родной язык, чтение (литературу), природоведение, окружающий мир, труд, историю, национальную культуру, элементарные сведения из химии, астрономии, географии, биологии, физики; во-вторых, сама система организации работы, технология педагогического процесса имеют существенные различия. Занятия по курсу «Природа и человек», включающие культурологию, краеведение, экологию, окружающий социальный мир, рассчитаны на развитие культуры отношений ученика к природе, обществу, к духовной и материальной культуре человечества, наконец, к самому себе. И они проводятся в различных формах познавательной деятельности, включая посещение музеев, экскурсии, походы, полевую практику по специальной программе. В процессе этих занятий также обеспечиваются общесоматическое и сенсорно-моторное развитие в учреждениях дополнительного образования, социальная адаптация ребенка и ее коррекция на основе «Я – позиция» с общественно значимой нормой. В процессе опытно-экспериментальной работы выявлено: -ноосферно-экологическое образование развивает любознательность, воображение, эмоциональную сферу младших школьников, повышает мотивацию к учению, интерес к окружающему миру, учебным предметам естественнонаучного цикла, в результате которых развиваются познавательные способности школьников. -курс «Природа и Человек», в содержании которого интегрированы знания из географии, биологии, экологии, физики, химии, астрономии, родного, русского языков, философии, истории, валеологии, национальной культуры народов мира, раскрывает воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивает целостное восприятие мира, актуализацию знаний о природе и взаимосвязей человека и природы, учит анализировать и критически оценивать результаты взаимодействия между человеком, обществом, техникой и природой. -организация ноосферно-экологического образования предусматривает партнерство школы с другими социальными институтами, взаимодействие с семьей как с носителями экологического отношения к природе, осуществляя их организованную, совместную деятельность, сотрудничество. -ноосферно-экологическое образование способствует совершенствованию технологии образовательного процесса, в результате которого наблюдается повышение духовного и нравственного развития детей, формируется более высокий уровень коммуникативных навыков учащихся, умение работать с литературой, находить основные признаки предметов, явлений, сравнивать их, логически рассуждать, анализировать, вести наблюдение, рано выявляются и развиваются индивидуальные способности и задатки учащихся за счет создания условий для самовыражения и реализации в различных сферах деятельности. Для определения основных направлений этой программы авторы исходили из цикличности знания, обучения, опоры на традиционную культуру и обычаи народа саха, принципа единства охраны, воспроизводства, рационального использования окружающей среды, учета единства философии, всех отраслей естествознания, математики и родного языка, учета единства всех разделов естествознания. Содержание программы. Вопросы, рассматриваемые в программе, можно подразделить на четыре группы. Во-первых, изучение вещественного состава материи – от звезд до бытовых носильных вещей и пищи. Во-вторых, структура материи (бытие). Сюда входят основные категории: пространство, время, качество, количество. В-третьих, понимание (отражение) – от наблюдений до теории и фантазии. В-четвертых, использование знаний (практика) – от быта людей до новых технологий. Первый уровень. Для 7-8-летних детей. 3 часа в неделю. Всего – 102ч., резерв – 5ч. Введение (12 часов). Человек – дитя природы: природа дает человеку тепло, воду, пищу, укрытие. Ребенок становится человеком, познавая силы и тайны природы, придерживаясь законов поведения, в соответствии со своими возможностями. Второй уровень. Для 9-10-летних детей. 11 часов в неделю. Всего – 350 часов. Введение. 4 часа. В природе нет ничего случайного – все взаимосвязано, все имеет причину, имеет основания, устойчиво. Познание этого и использование знания во благо человека – задача науки. Третий уровень. Для 11-12-летних детей. 13 часов в неделю. Всего – 420ч. Введение. 4ч. единство человека и природы. Все имеет причину. Причины и следствия. Возникновение научных картин мира как итог изучения систем причин и следствий. . Основные требования для раскрытия содержания программы НЭСО
Некоторые стандартные методы, приемы и формы воспитания и обучения.
по экспериментальной программе НЭСО. I этап 1996-97г.г. – теоретическая подготовка: знакомство с программой. II этап 1997-98г.г. – первый набор учеников в экспериментальный класс. Разработка и подготовка рукописного тематического плана уроков по интегрированному курсу «Природа и человек» (I класс). III этап 2001-03г.г. – выпуск печатной продукции, разработанных методических пособий для I, II, III, IV классов. IV этап 2003г. – первый выпуск учеников экспериментального класса. V этап сентябрь 2003г. – защита первых итогов эксперимента в докладе «Интеграция наук в системе НЭСО». VI этап 2003-04г.г. – второй набор учеников в экспериментальный класс. 2008г. – выпуск печатной продукции («Сборник произведений для III класса по предмету «Природа и человек» - соавтор. 2009г., май – второй выпуск учеников экспериментального класса. Что дал эксперимент? Учителю: волнение, радость, удачи, неудачи, творческий поиск. Ученику: творческие возможности, индивидуальную траекторию развития, возможность участвовать в самом процессе. 2.4.Разработка и апробация государственного образовательного стандарта. Направления формирования личности в соответствии с ценностными ориентирами стандарта общего образования второго поколения.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося. Универсальные учебные действия (УУД). 1.Обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта; 2.Это система действий учащегося, обеспечивающая:
Функции универсальных учебных действий
2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности
4. Создание условий для саморазвития и самореализации личности
В основе методологии стандарта лежит деятельностная парадигма образования, которой обусловлено, в частности, и новое понимание основного результата образования – индивидуальный прогресс в развитии основных сфер личностного развития через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций». Настоящий проект концепции предлагает в качестве государственных стандартов общего образования второго поколения рассматривать три компонента – «Требования к структуре основных общеобразовательных программ», «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ» и «Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ ». Требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой операциональное описание целевых установок общего образования. Требования к условиям получения общего образования представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых и рекомендуемых для обеспечения реализации соответствующих образовательных программ. Ожидаемые результаты: преемственность, развитие и коррекция деятельный и активный
Образ выпускника начальной школы:
2.5. Этапы работы по внедрению проекта ФГОС -2. 2008-09г.г. – теоретическая подготовка по знакомству с проектом. 2009-10г.г. – набор учеников в первый экспериментальный класс. Раздел III. Материалы, иллюстрирующие работу. 3.1. Разработка тематического плана уроков в I классе по предмету «Природа и человек».
3.2. План интегрированного урока по НЭСО. |
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2010-2011 учебный год Руководитель мо – Брайденбихер Н. В. – учитель начальных классов, первая категория | Диплому учитель начальных классов, юрист Квалификация (категория, разряд, дата получения) – первая квалификационная категория, 2008 год | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных... | Серёгина Лариса Васильевна учитель начальных классов Высшая категория ... | ||
Урок в разделе «Наша Родина Россия» Учитель начальных классов: Суринова Раиса Федоровна, высшая квалификационная категория | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Зотова Елена Петровна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №33» г. Улан-Удэ,... | ||
Урок русского языка по теме: «Правописание 3 лица с предлогами» Энтина Елена Юрьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория | М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) Алгоритм организации преемственности между ступенями начального и основного образования, насчитывает восемь шагов | ||
Тема: Россия- это многонациональное государство ... | Синергетический подход в формировании семейных ценностей у младших школьников Автор: Ценных св., учитель начальных классов, I квалификационная категория, моу круглоподполенская сош | ||
Конспект занятия по курсу «Речь и культура общения». Тема «Весёлые рассказы» ... | Сценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем... Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составитель: Фёдорова Е. В., учитель начальных классов моу «сош №9», I квалификационная категория | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Руденко Екатерина Александровна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория | ||
Алдонина Елена Викторовна Должность: учитель начальных классов. Разряд:... Образование: высшее, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, 1991г | Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год Методическое объединение учителей начальных классов состоит из семи человек (5 учителей начальных классов, 1 – логопед, 1- учитель... |