МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Аграрных технологий Кафедра Агрономии
-
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
аграрных технологий ____________ А.В. Ярмоц «_____»__________ 20____г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплинеВ.В.3.5. Мелиорация
по направлению
подготовки бакалавров 110400.62 Агрономия по профилю подготовкиАгрономия
Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 110400.62 Агрономия Составитель рабочей программы:
Доцент, канд. с.-х. наук Хатков К.Х.
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
__________________________ Агрономии___________________ _______________
(наименование кафедры) Заведующий кафедрой
«__» ______ 20__г. Бандурко И.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено научно-методической комиссией факультета (где осуществляется обучение) «___» __________ 20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления Бандурко И.А.
(где осуществляется обучение) (подпись) (Ф.И.О.)
Декан факультета
(где осуществляется обучение) Ярмоц А.В.
«___» __________ 20__г. (подпись) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«__» ______ 20__г. Гук Г.А.
(подпись) (Ф.И.О.) Зав. выпускающей кафедрой
по направлению Бандурко И.А.
«___» __________ 20__г. (подпись) (Ф.И.О.)
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью учебной дисциплины «Мелиорация» является профессиональная подготовка ученого-агронома в области регулирования водного режима сельскохозяйственных земель, предупреждения водной эрозии почв и борьбы с ней, освоения неудобных земель с целью более полного использования земельных ресурсов и повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
Задачами учебной дисциплины являются:
правильная постановка задачи по выбору объектов, методов и способов мелиорации;
обоснование мелиоративных мероприятий;
владения практическими навыками и знаниями по осуществлению всех необходимых инженерных расчетов мелиоративных систем, в т.ч. с применением ЭВМ;
совершенствование конструкций гидромелиоративных систем и способов управления ими на основе учета стохастичности природных процессов и моделирования прогнозных ситуаций в окружающей среде;
технико-экономического и экологического обоснований выбора решений при проведении мелиорации, агромелиоративных мероприятий и использования мелиорированных земель.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина относится к циклу предметов выбираемых студентами в вариативной части профессионального цикла ООП. Ее изучение базируется на знании дисциплин естественно-научного цикла (география, биология, экология, физиология растений и т.п.) и цикла общепрофессиональных дисциплин (геодезия, гидрология, гидравлика, гидротехника, система сельскохозяйственных машин и механизмов). На этапе освоения общеобразовательной программы по данной дисциплине студент также применяет знания, полученные при изучении других специальных дисциплин («Почвоведение», «Земледелие», «Агрохимия», «Растениеводство»).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
а) общекультурными компетенциями (ОК):
понимать сущность и соуиальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК-1);
организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК-2);
решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК-3);
осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК-4);
использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК-5);
работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК-6);
быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности (ОК-7);
б) профессиональными компетенциями (ПК):
способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);
способностью распознавать основные типы и разновидности почв, обосновать направления их использования в земледелии и приемы воспроизводства плодородия (ПК-2);
готовностью обосновать систему севооборотов и землеустройство сельскохозяйственного предприятия (ПК-3);
готовностью адаптировать системы обработки почвы под культуры севооборота с учетом плодородия, крутизны и экспозиции склонов, уровня грунтовых вод, применяемых удобрений и комплекса почвообрабатывающих машин (ПК-4);
готовностью изучать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-5);
способностью применять современные методы научных исследований в агрономии согласно утвержденным планам и методикам (ПК-6);
способностью к обобщению и статистической обработке результатов опытов, формулированию выводов (ПК-7).
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать историю развития мелиорации, ее современное состояние и перспективы развития; виды мелиораций; способы повышения эффективности мелиораций; мелиоративный фонд и его использование; способы осушения, увлажнения, орошения и других видов мелиорации; закономерности формирования водного режима; способы его прогноза; пути рационального использования водных и земельных ресурсов при мелиорации с учетом экологических требований; основы освоения мелиорируемых земель, направления их использования, экологические аспекты мелиорации; состояние мелиорации за рубежом; связь мелиорации со смежными дисциплинами; методологию научно-исследовательских работ.
уметь анализировать природные характеристики и хозяйственные показатели, обосновывать необходимость или нецелесообразность сельскохозяйственной гидротехнической мелиорации земель; применять передовые и эффективные способы при решении проектных задач, теоретические знания в практических расчетах; выбирать рациональные конструкции, рассчитывать и проектировать мелиоративные системы для разных почвенно-климатических условий с учетом экологических требований под планируемую продуктивность сельскохозяйственных угодий; выбирать рациональные технологии строительства, реконструкции и переустройств мелиоративных систем и механизмы для их выполнения; планировать и выполнять комплекс агромелиоративных мероприятий, мероприятий по технической эксплуатации мелиоративных систем и управлению водным режимом почв, максимально эффективно использовать мелиоративные системы и земли с регулируемым водно-воздушным режимом для повышения их продуктивности, применять достижения научно-технического прогресса в практике мелиоративных работ, работать с научной литературой, обобщать и систематизировать результаты полевых и лабораторных экспериментов.
владеть практическим опытом обоснования выбора решений при проведении мелиорации, агромелиоративных мероприятий и использования мелиорированных земель.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего часов/з.е.
| Семестры
| 6
| Аудиторные занятия (всего)
| 72/2
| 72/2
| В том числе:
|
|
| Лекции(Л)
| 48/1,33
| 48/1,33
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| 24/0,67
| 24/0,67
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 36/1,00
| 36/1,00
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Реферат
| -
| -
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
Составление плана-конспекта
| -
-
18/0,5
| -
-
18/0,5
| Форма промежуточной аттестации: зачет
| 18/0,5
| 18/0,5
| Общая трудоемкость
| 108/3,00
| 108/3,00
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего часов/з.е.
| Семестры
| 6
| Аудиторные занятия (всего)
| 10/0,28
| 10/0,28
| В том числе:
|
|
| Лекции(Л)
| 4/0,11
| 4/0,11
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| 6/0,17
| 6/0,17
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 98/2,72
| 98/2,72
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Реферат
| -
| -
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
Составление плана-конспекта
|
88/1,72
|
88/1,72
| Форма промежуточной аттестации: зачет
| 10/1,00
| 10/1,00
| Общая трудоемкость
| 108/3,00
| 108/3,00
|
5. Структура и содержание дисциплины «Мелиорация» 5.1. Структура дисциплины для ОФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 6 семестр
| 1.
| Введение.
Типы и виды мелиорации земель.
| 1
| 4
| -
| 2
| 2
| реферат
| 2.
| Орошение
сельскохозяйственных земель
| 2
| 4
| -
| 2
| 2
| реферат
| 3.
| Гидротехническая мелиорация и охрана природной среды
| 3-4
| 8
| -
| 4
| 4
| реферат
| 4.
| Строительство и эксплуатация мелиоративных систем
| 5-6
| 8
| -
| 2
| 4
| реферат
| 5.
| Осушение земель
Сельскохозяйствен-ного
назначения
| 7
| 4
| -
| 2
| 2
| реферат
| 6.
| Агролесомелиорация
Полезащитные лесные полосы
| 8
| 4
|
| 4
| -
| реферат
| 7.
| Химическая мелиорация
| 9
| 4
|
| 2
| -
| реферат
| 8.
| Культурно-техническая мелиорация
| 10
| 4
|
| 2
| 2
| реферат
| 9.
| Земледелие на
мелиорированных
землях
| 11-12
| 8
| -
| 4
| 2
| реферат
| 10.
| Промежуточная аттестация
|
| -
| -
| -
| 18
| Зачет в устной форме
|
| ИТОГО:
|
| 48
|
| 24
| 36
|
|
5.2. Структура дисциплины для ЗФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 6 семестр
| 1.
| Введение.
Типы и виды мелиорации земель.
| 1
| -
|
| 8
| 2.
| Орошение
сельскохозяйственных земель
| 1
| -
| 1
| 10
| 3.
| Гидротехническая мелиорация и охрана природной среды
| 1
| -
| 2
| 10
| 4.
| Строительство и эксплуатация мелиоративных систем
| -
| -
|
| 10
| 5.
| Осушение земель
Сельскохозяйствен-ного
назначения
| 1
| -
| 1
| 10
| 6.
| Агролесомелиорация
Полезащитные лесные полосы
| -
|
| 1
| 10
| 7.
| Химическая мелиорация
| -
|
| 1
| 10
| 8.
| Культурно-техническая мелиорация
| -
|
|
| 10
| 9.
| Земледелие на
мелиорированных
землях
| -
| -
| -
| 10
| 10.
| Промежуточная аттестация:
зачет
| -
| -
| -
| 10
|
| ИТОГО:
| 4
|
| 6
| 98
|
5.3. Содержание разделов дисциплины «Мелиорация»,
образовательные технологии
Лекционный курс
№ п/п
| Наименование
темы дисциплины
| Трудоемкость (часы / зач. ед.)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения (знать, уметь, владеть)
| Образовательные технологии
| ОФО
| ЗФО
| 1.
| Введение.
Типы и виды мелиорации земель.
| 4/0,11
| 1/0,03
| Понятие о мелиорации земель. Потребности в проведении мелиорации. Требования, предъявляемые сельскохозяйственным производством к мелиорации. Значение сельскохозяйственных мелиораций для экономики и социального преобразования региона. Роль мелиорации в интенсификации сельского хозяйства.
| ОК-2; ОК-4 ПК-1
| Знать: значение мелиорации в интенсификации сельскохозяйственного производства, виды мелиорации.
Уметь: анализировать природные характеристики и хозяйственные показатели, обосновывать необходимость или нецелесообразность сельскохозяйственной мелиорации земельВладеть: навыками сбора и анализа информации
| Лекция-беседа
| 2.
| Орошение
сельскохозяйственных земель сведения об орошении.
| 4/0,11
| 1/0,03
| Сущность и цель оросительных мелиораций. Краткая история развития оросительных мелиораций во взаимосвязи с природными и социально-экономическими условиями. Влияние орошения на почвообразовательные процессы, микроклимат, мелиоративное состояние земель и другие элементы окружающей среды. Влияние орошения на урожай. Отрицательное влияние орошения на окружающую среду и пути снижения этого влияния. Экологический подход в проектировании оросительных систем. Современная классификация видов и способов орошения, их сущность, преимущества и недостатки, распространение. Основные критерии оценки применимости различных способов орошения.
| ОК-6 ПК-1
| Знать: способы орошения, закономерности формирования водного режима; способы его прогноза. Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы. Владеть: навыками сбора и анализа информации.
| Лекция-беседа, лабораторная работа
| 3.
| Гидротехническая мелиорация и охрана природной среды
| 8/0,22
| 1/0,03
| Место гидромелиорации в природопользовании. Влияние мелиорации на природную среду. Классификация мелиоративных мероприятий. Регламентация гидромелиоративных работ. Требования охраны природы к режимам и технологиям дождевания. Агроэкологически сбалансированный режим орошения. Ограничения поливной нормы. Условие приоритетной очередности дождевания сельхозкультуры при сложном почвенном покрове.
| ОК-6 ПК-4
| Знать: классификацию мелиоративных мероприятий. Регламентацию гидромелиоративных работ. Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературыВладеть: практическим опытом обоснования выбора решений при проведении мелиорации.
| Лекция-беседа, лабораторная работа
| 4.
| Строительство и эксплуатация мелиоративных систем. Основные виды и способы оросительных мелиораций.
| 8/0,22
| -
| Основные требования растений и сельскохозяйственного производства к видам и способам орошения (агробиологические, организационно- хозяйственные и др.). Зависимость методов и способов орошения от почвенно-климатических условий, специализации хозяйств. Требование к видам и способам орошения. Современная классификация видов и способов орошения, их сущность, преимущества и недостатки, распространение. Основные критерии оценки применимости различных способов орошения. Понятие об оросительных системах. Требования, предъявляемые к ним. Классификация оросительных систем. Составные элементы и их назначение.
| ОК-1, ОК-2 ПК-1
| Знать: основные требования растений к видам и способам орошения, классификацию видов и способов орошения, их сущность, преимущества и недостатки.
Уметь: рассчитывать и проектировать мелиоративные системы для разных почвенно-климатических условий с учетом экологических требований под планируемую продуктивность сельскохозяйственных угодий.
Владеть: навыками сбора и анализа информации
| Лекция-беседа, лабораторная работа
| 5.
| Осушительные и осушительно- увлажнительные мелиорации
| 4/0,11
| 1/0,03
| Условия применения осушительных мелиораций. Типы осушаемых почв, причины переувлажнения земель. Типы водного питания. Роль водного режима в жизнедеятельности растений. Методы и способы осушения земель. Мелиоративные системы и их элементы. Особенности осушения болот. Влияние осушения на торфяно- болотные почвы. Сработка торфяной залежи. Меры по сохранению органического вещества торфа. Направления использования торфяно- болотных и торфяно-минеральных (органопреобразованых) почв.
| ОК-1 ОК-2 ПК-4
| Знать: условия применения осушительных мелиораций. Типы осушаемых почв. Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы. Владеть: практическим опытом обоснования выбора решений при проведении мелиорации.
| Лекция-беседа, лабораторная работа
| 6.
| Агролесомелиорация. Полезащитные полосы
| 4/0,11
| -
| Понятия о лесе. Составные растительные компоненты леса. Особенности полелесозащитного разведения. Ширина и рядность лесополос.
|
| Знать: основные направления применения агролесомелиорации, Уметь: работать с научной литературой, Владеть: практическим опытом обоснования выбора решений при проведении мелиорации.
|
| 7.
| Химическая мелиорация.
| 4/0,11
| -
| Отношение растений к свойствам почв. Характеристика кислых почв. Известкование кислых почв. Солонцы, распространение, свойства. Гипсование солонцов.
|
| Знать: основы известкования и гипсования нарушенных земель, Уметь: работать с научной литературой, Владеть: практическим опытом обоснования выбора решений при проведении мелиорации.
|
| 8.
| Рекультивация
нарушенных
земель
| 4/0,11
| -
| Характеристика земель, нарушенных при добыче торфа для удобрений, топлива и других целей, а также при выработке нерудных ископаемых. Основные направления рекультивации нарушенных земель. Критерии выбора площадей выработанных торфяных месторождений для их дальнейшего использования в народном хозяйстве. Регулирование водного режима на объектах выработанных торфяных месторождениях. Приемы первичного освоения земель под луговые угодья. Предварительные культуры и способы залужения. Окультуривание и использование земель, нарушенных при добыче нерудных ископаемых. Экономическая эффективность рекультивации нарушенных земель. Экологические аспекты рекультивации.
| ПК-3 ПК-4
| Знать: основные направления рекультивации нарушенных земель, Уметь: работать с научной литературой, обобщать и систематизировать результаты полевых и лабораторных экспериментовВладеть: практическим опытом обоснования выбора решений при проведении мелиорации.
| Лекция-беседа, лабораторная работа
| 9.
| Земледелие на
мелиорированных
землях
| 8/0,22
| -
| Почвенные условия формирования урожаев сельскохозяйственных культур. Системы земледелия на мелиорированных землях. Севообороты на мелиорированных землях. Особенности возделывания сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях. Химическая мелиорация почв. Структурная мелиорация почв.
| ОК-6 ПК-4
| Знать: основные системы земледелия на мелиорированных земляхУметь: работать с научной литературой, обобщать и систематизировать результаты полевых и лабораторных Владеть: практическим опытом обоснования выбора решений при проведении мелиорации.
| Лекция-беседа, лабораторная работа
|
| Итого
| 48/1,33
| 4/0,11
|
|
|
|
| 5.4. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах
Практические (семинарские) занятия учебным планом не предусмотрены.
5.5 Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Наименование лабораторных работ
| Объем в часах / трудоемкость в з.е.
| ОФО
| ЗФО
| 1.
| Водные ресурсы и водный режим почв
| Уравнение водного баланса и его главные составляющие:
осадки;
испарение;
сток.
| 4/0,11
| -
| 2.
| Основы гидрологии
| Расчет показателей стока:
секундный сток Q;
модуль стока q;
объем стока Wo;
слой стока h;
коэффициент стока к.
| 4/0,11
| 2/0,06
| 3.
| Режим орошения
| Расчет элементов проектного режима орошения:
оросительная норма;
поливная норма;
число поливов;
способы определения сроков полива.
| 4/0,11
| 2/0,06
| 4.
| Основы гидравлики
| Решение прямой и обратной гидравлических задач для участкового оросительного канала:
построение поперечного профиля канала в полувыемке-полунасыпи и определение его гидравлических характеристик;
определение глубины воды в канале.
| 4/0,11
| -
| 5.
| Способы и техника полива
| Расчеты при поливе дождевальными машинами позиционного действия:
площадь полива с одной позиции;
продолжительность работы машины на одной позиции;
суточная и сезонная производительность дождевальной машины;
необходимое количество машин.
| 4/0,11
| 2/0,06
| 6.
| Строительство прудов
| Гидрологические расчеты при проектировании пруда на местном стоке:
определение проективного объема пруда;
построение батиграфических кривых пруда;
определение характерных уровней и объемов водя в пруду;
определение объема земляной плотины.
| 4/0,11
| -
|
| Итого:
|
| 24/0,67
| 6/0,17
| 5.6. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Курсовые проекты (работы) учебным планом не предусмотрены.
|