МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Аграрных технологий Кафедра Агрономии
-
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе ____________ Л.И. Задорожная «_____»__________ 20____г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине В.В.2.1. Экология агроландшафтов
по направлению
подготовки бакалавров 110400.62 Агрономия по профилю подготовки Агрономия
Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 110400.62 Агрономия Составитель рабочей программы:
Доцент, канд. с.-х. наук Хатков К.Х.
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
Агрономии . Заведующий кафедрой
«__» ______ 20__г. Бандурко И.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено научно-методической комиссией факультета (где осуществляется обучение) «___» __________ 20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления Бандурко И.А.
(где осуществляется обучение) (подпись) (Ф.И.О.)
Декан факультета
(где осуществляется обучение) Ярмоц А.В.
«___» __________ 20__г. (подпись) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«__» ______ 20__г. Гук Г.А.
(подпись) (Ф.И.О.) Зав. выпускающей кафедрой
по направлению Бандурко И.А.
«___» __________ 20__г. (подпись) (Ф.И.О.)
Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Экология агроландшафтов» является подготовка специалистов агрономического профиля в области современных достижений экологии агроландшафтов, внедрения прогрессивных технологий, направленных на повышение урожайности и качества возделываемых культур без нарушения экологического равновесия, сформировать знания о принципах формирования различных типов агроландшафтов и особенностях их функционирования, а также способах их оптимизации
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучение ландшафтного анализа территории и установление связи между компонентами агроландшафта;
выделение и описание типов и структур агроландшафта;
овладение методами и способами оценки экологического состояния агроландшафтов и его рационального использования.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Экология агроландшафтов» включена в вариативную часть математического и естественно-научного цикла направления 110400 - Агрономия. Учебная дисциплина (модуль) «Экология агроландшафтов» позволяет сформировать у студентов представление об экологии агроландшафтов - как наука о факторах внешней среды, их влиянии на организмы культивируемых растений и животных, о природных комплексах, преобразованных деятельностью человека для производства экологически чистой продукции растениеводства и животноводства; экологических аспектах, связанных с химизацией земледелия. Изучив Экологию агроландшафтов, студенты должны владеть математическими методами программирования.
Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: земледелие, ботаника, химия, растениеводство, почвоведение с основами геологии, физиология растений с основами биохимии.
Знания: агроклиматических показателей - солнечная радиация, теплообеспеченность земель, влагообеспеченность территории, ветровой режим, микроклимат рельефа; геоморфологических литологических условий - рельефа, абсолютной высоты над уровнем моря, расчлененности территории, оценки склонов и т.д.; состояния плодородия почв и их ресурсного потенциала включая баланс гумуса, водного баланса, общего режима увлажнения; интенсивности проявления водной эрозии, дефляции, загрязненности почв.
Умения - распознавать основные типы и разновидности почв, проводить генетическую и агрономическую оценку почв и почвенного покрова; определять основные показатели плодородия почв агроландшафта;
Навыки: в проведении элементарного ландшафтного анализа территории.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению: а) общекультурных (ОК):
Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие компетенции:
Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);
способностью представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-11);
б) профессиональных (ПК):
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК).
общепрофессиональными:
способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);
готовностью установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования (ПК- 6);
производственно-технологическая деятельность:
способностью использовать агрометеорологическую информацию при производстве растениеводческой продукции (ПК-13);
в организационно-управленческой деятельности:
способность анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-17);
научно-исследовательская деятельность:
готовность изучать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-23);
способность к лабораторному анализу образцов почв, растений и продукции растениеводства (ПК-25).
В результате изучения дисциплины студент должен:
- знать основные этапы развития экологии агроландшафтов, основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации агросферы, классификацию и особенности современных агроландшафтов, экологические законы развития агросферы,;
-уметь производить расчет доступных эрозионных потерь почвы на пашне для основных типов почв, использовать статистический материал для построения моделей функционирования агроландшафтов различных типов;
-владеть : методами ландшафтного анализа территории, навыками полевых и камеральных исследований.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего часов/з.е.
| Семестры
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 34/0,94
| 34/0,94
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 17/0,47
| 17/0,47
| Практические занятия (ПЗ)
| 17/0,47
| 17/0,47
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 74/2,06
| 74/2,06
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
| Реферат
| 20/0,56
| 20/0,56
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
Составление плана-конспекта
|
36/1,00
|
36/1,00
| Форма промежуточной аттестации: зачет
| 18/0,50
| 18/0,50
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего часов/з.е.
| Семестры
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 10/0,28
| 10/0,28
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 4/0,11
| 4/0,11
| Практические занятия (ПЗ)
| 6/0,17
| 6/0,17
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 98/2,72
| 98/2,72
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Реферат
| 20/0,56
| 20/0,56
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
Составление плана-конспекта
| - 60/1,66
| - 60/1,66
| Форма промежуточной аттестации: зачет
| 18/0,50
| 18/0,50
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины для ОФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы,
включая самостоятельную
и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего
контроля
успеваемости
(по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 4 семестр
| 1.
| Введение. История изучения агроландшафтов
| 1
| 2
| 2
|
| 8
| Обсуждение докладов
| 2.
| Понятие об агроландшафтах и их классификация.
| 2
| 2
| 2
|
| 8
| Блиц-опрос
| 3.
| Агроландшафт - объект экологического исследования Агроэкосистемы. Почвенно-биотическийкомплекс. Функциональная роль почвы.
| 3-6
| 2
| 2
|
| 8
| Тестирование
| 4.
| Антропогенное загрязнение почв, вод в агро-ландшафтах. Экологические основы сохранения и воспроизводства плодородия почв в агроландшафтах.
| 7-9
| 4
| 4
|
| 8
| Блиц-опрос
| 5.
| Мониторинг окружающей природной среды. Агроэкологический мониторинг. Экологическая оценка загрязнения территории агроландшафтов.
| 10-12
| 2
| 2
|
| 8
| Тестирование
| 6.
| Оптимизация агроландшафтов с целью повышения их экологической устойчивости.
| 13-15
| 2
| 2
|
| 8
| Обсуждение докладов
| 7.
| Производство экологически безопасной продукции. Альтернативные системы земледелия. Природоохранное значение безотходных и малоотходных технологий
| 17
| 3
| 3
|
| 8
| Обсуждение докладов
|
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
| 18
| Зачет в устной форме
|
| ИТОГО:
|
| 17
| 17
|
| 74
|
|
5.2. Структура и содержание дисциплины для ЗФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы,
включая самостоятельную
и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 4 семестр
| 1.
| Введение. История изучения агроландшафтов
|
| 1
|
|
| 10
| 2.
| Понятие об агроландшафтах и их классификация.
|
| 1
| 1
|
| 10
| 3.
| Агроландшафт - объект экологического исследования Агроэкосистемы. Почвенно-биотическийкомплекс. Функциональная роль почвы.
|
| 1
| 1
|
| 12
| 4.
| Антропогенное загрязнение почв, вод в агро-ландшафтах. Экологические основы сохранения и воспроизводства плодородия почв в агроландшафтах.
|
| 1
| 1
|
| 12
| 5.
| Мониторинг окружающей природной среды. Агроэкологический мониторинг. Экологическая оценка загрязнения территории агроландшафтов.
|
|
| 1
|
| 12
| 6.
| Оптимизация агроландшафтов с целью повышения их экологической устойчивости.
|
|
| 1
|
| 12
| 7.
| Производство экологически безопасной продукции. Альтернативные системы земледелия. Природоохранное значение безотходных и малоотходных технологий
|
|
| 1
|
| 12
|
| Промежуточная аттестация: зачет
|
|
|
|
| 18
|
| ИТОГО:
|
| 4
| 6
|
| 98
|
5.3. Содержание разделов дисциплины «Экология агроландшафтов»,
Образовательные технологии
Лекционный курс
| № п/п
| Наименование темы дисциплины
| Трудоемкость (часы / зач. ед.)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения (знать, уметь, владеть)
| Образователь- ные технологии
|
|
| 1.
| Введение. История изучения агроландшафтов
| 2/0,06
|
| Учение В.В. Докучаева. Основатель агроландшафтных исследований - Л.Г. Раменский. Современная Характеристика антропогенно- модифицированных территориальных единиц ранга урочищ П.А.Диденко
| ОК-1 ОК-6 ПК-2
| Знать: историю становления и развития учения о агроландшафтах.
Уметь: применять в профессиональной и других видах деятельности базовые понятия, знания и закономерности осмысления исторического процесса и актуальной общественно-политической практики, использовать естественнонаучные знания в профессиональной деятельности. Владеть: способностью к постановке целей и выбору путей их достижения; навыками подготовки, написания письменных и произнесения устных сообщений
| Лекция-
презентация с использованием мультимедийных средств
| 2.
| Понятие об агро- ландшафтах и их классификация.
| 2/0,06
| 1/0,03
| Понятие об агроландшафтах и их классификация. Естественная и хозяйственная структура агро ландшафта. Агроценоз - первичная структура агроландшафта. Агроланд- шафтный контур и массив. Сельскохозяйственные типы ландшафтов. Полевой, садовый и луго- пастбищный тип.
| ОК-1 ОК-5 ПК-2
| Знать: положения, методы и законы естественнонаучных дисциплин (математики, географии, экологии и других смежных дисциплин), используемые в аграрном производстве. Теоретические основы формирования аграрной продукции; технологию ее разработки; терминологию и основные положения, обеспечивающие нормативно- правовую базу получение аграрной продукции в РФ. Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы. Владеть: навыками сбора и анализа информации, технологиями совместной работы в малых творческих группах.
| Лекция-беседа с использованием мультимедийных средств
| 3.
| Агроландшафт объект экологического исследования. Агроэкоси- стемы. Почвенно- биотический комплекс. Функциональная роль почвы.
| 2/0,06
| 1/0,03
| Агроландшафт - объект экологического исследования. Агроэкосистемы - природные системы, трансформируемые с целью повышения продуктивности. Классификация агроэкоси- стем. Свойства. Биогеохимические циклы в агроэкосистемах. Воздействие агроэкосистемы на биосферу. Классификация техногенных факторов загрязнения и нарушения агро- экосистем по характеру и направленности неблагоприятного воздействия. Возможности снижения и предотвращения нежелательных воздействий. Основы управления функционированием агроэкосистем в условиях техногенеза.
Почвенно-биотический комплекс (ПБК), как основа агроэкосистем. Структурно-функциональная органи- зация ПБК в различных экологических условиях. Глобальные функции почв. Экологические функции почвы.
| ОК-8 ПК-6
| Знать: понятия агросистемы, классификацию и свойства. Уметь: анализировать различные ситуации, критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства их развития или устранения. Владеть: навыками сбора и анализа информации
| Лекция-
презентация с использованием мультимедийных средств
| 4.
| Антропогенное загрязнение почв, вод в агроланд- шафтах. Экологические основы сохранения и воспроизводства плодородия почв в агро ландшафтах.
| 4/0,11
| 1/0,03
| Основные виды негативных воздействий на почвенно-биотический комплекс. Антропогенные изменения почв и их экологические последствия. Особенности и принципы нормирования антропогенных нагрузок на почвенный покров. Оценка токсичности тяжёлых металлов в блоке «почва-растение». Комплексные показатели загрязнения почв. Биогенное загрязнение вод в условиях интенсификации аграрного производства. Оценка влияния природно- аграрных систем на миграцию биогенных веществ. Оценка эвтрофного уровня водоёмов. Экологические основы сохранения и воспроизводства плодородия почв. Использование ПО.
| ОК-6 ОК-8 ОК-11 ПК-6
| Знать: профессиональные функции в соответствии с направлением и профилем подготовки.
Уметь: вести самостоятельные исследования целях рамках повышения интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального самосовершенствования.
Владеть: навыками определения и агрономической оценки почв по морфологическим признакам и данным химических анализов, составления агропроизводственной бонитировки и группировки почв
|
| 5.
| Мониторинг окружающей природной среды. Агроэкологиче- ский мониторинг. Экологическая оценка загрязнения территории агролан дшафто в.
| 2
| -
| Мониторинг окружающей природной среды. Научные, методические и организационные основы его проведения. Агроэкологический мониторинг. Роль агроэкологического мониторинга в совершенствовании управления и организации функционирования агроэкосистем. Цели, задачи, содержание, объекты, принципы проведения. Особенности и блок-схема сис темы агроэкологического мониторинга.
Критерии экологической оценки территории. Использование ПО.-
| ПК-13 ПК-22
| Знать: потребность сельскохозяйственных культур в основных жизненных факторах, принципы агроландшафтного земледелия
Уметь: проводить агроэкологический мониторинг территории.
Владеть: навыками экологической оценки загрязнения территории агроландшафтов.
| Лекция-
дискуссия с использованием мультимедийных средств
| 6.
| Оптимизация агроландшафтов с целью повышения их экологической устойчивости.
| 2/0,06
| -
| Основные принципы организации агроэкосистем. Оптимизация структурно-функциональной организации агроэкосистем. Устойчивость агроэкосистем при разных системах земледелия. Условия реконструкции и создания устойчивых агроэкосистем. Методологические основы экологической оценки агроландшафтов. Типы реакции агрофитоценоза на антропогенные воздействия. Сбалансированность процессов минерализации и гумификации - интегральный показатель экологической устойчивости педосферы. Эколого- энергетическая оценка антропогенного воздействия
| ПК-22 ПК-23
| Знать: Основные принципы организации агроэкосистем. Уметь: балансировать процессы минерализации и гумификации под различные сельскохозяйственные культуры. Владеть: навыками Эколого- энергетической оценки антропогенного воздействия
| Лекция-беседа с использованием мультимедийных средств
| 7.
| Производство экологически безопасной продукции. Альтернативные системы земледелия. Природоохранное значение безотходных и малоотходных технологий
| 3/0,08
| -
| Проблемы производства экологически безопасной продукции. Понятие качества продукции. Основные виды экотоксикантов, содержащихся в пищевых продуктах; источники загрязнения, формы нахождения в сельскохозяйственной продукции и почве. Основные факторы, влияющие на поведение токсикантов. Основные направления по предотвращению и снижению загрязнения сельскохозяйственной продукции. Сертификация качества. Основные принципы альтернативных систем земледелия и их агроэкологи- ческое значение. Органическое, ор- гано-биологическое и биодинамическое земледелие. Вермикультура и биогумус. Экологические аспекты подготовки и применения. Природоохранное значение. Безотходные и малоотходные производства - основа рационального природопользования. Целесообразные направления и пути создания. Экономическая и экологическая эффективность. Ресурсосберегающие технологии.
| ПК-25 ПК-23
| Знать: альтернативные системы земледелия и их агро- экологическое значение Уметь: предотвращать и снижать загрязнение сельскохозяйственной продукции Владеть: Ресурсосберегающими технологиями.
| Лекция-
презентация с использованием мультимедийных средств
|
| Итого
| 17/0,47
| 4/0,11
|
|
|
|
| 5.4. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Наименование практических и семинарских занятий
| Объем в часах / трудоемкость в з.е.
| ОФО
| ЗФО
| 1
| 2
| Предмет экология агроландшафтов. Объекты изучения. Теоретические и методологические основы экологии агроландшафтов. Природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства.
| 2/0,06
|
| 2
| 2,3
| Понятие об агроландшафтах и их классификация. Естественная и хозяйственная структура агроландшафта. Агроценоз - первичная структура агроландшафта. Аг- роландшафтный контур и массив. Сельскохозяйственные типы ландшафтов. Полевой, садовый и луго-пастбищный тип.
| 4/0,11
| 2/0,06
| 3
| 3
| Модуль «Экологические основы качества воды и здоровье человека». Почвенно-биотический комплекс. Функциональная роль почвы в экосистемах. Использование ПО.
| 2/0,06
|
| 4
| 4,5,6
| Модуль «Агроэкологический мониторинг»
Модуль «Агроэкологический мониторинг в устойчивом развитии агроландшафтов»
| 4/0,11
| 2/0,06
| 5
| 4, 5,6
| Модуль «Биологическое разнообразие и устойчивое развитие»
Биоиндикация и биотестирование в агроландшафте. Интегральные показатели токсичности
| 2/0,06
|
| 6
| 4, 5,6
| Природоохранное значение безотходных и малоотходных технологий и процессов энерго- и ресурсосбережения в системе агропромышленного комплекса.
| 3/0,08
| 2/0,06
|
| Итого
|
| 17/0,47
| 6/0,17
| 5.5 Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.
|