МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Аграрных технологий Кафедра Агрономии
-
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
аграрных технологий
_____________ А.В. Ярмоц «_____»__________ 20____г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине В.В.3.4. Эксплуатация сельскохозяйственной техники
по направлению
подготовки бакалавров 110400.62 Агрономия по профилю подготовкиАгрономия
Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 110400.62 Агрономия Составитель рабочей программы:
Доцент, канд. с.-х. наук Хатков К.Х.
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
Агрономии
(наименование кафедры) Заведующий кафедрой
«__» ______ 20__г. Бандурко И.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено научно-методической комиссией факультета (где осуществляется обучение) «___» __________ 20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления Бандурко И.А.
(где осуществляется обучение) (подпись) (Ф.И.О.)
Декан факультета
(где осуществляется обучение) Ярмоц А.В.
«___» __________ 20__г. (подпись) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«__» ______ 20__г. Гук Г.А.
(подпись) (Ф.И.О.) Зав. выпускающей кафедрой
по направлению Бандурко И.А.
«___» __________ 20__г. (подпись) (Ф.И.О.)
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель учебной дисциплины - сформировать у студентов систему инженерных знаний по основам конструкторского расчета, устройству, испытаниям и эксплуатации тракторов и мобильных с/х агрегатов.
Задачами учебной дисциплины являются:
сформировать общие представления о конструкции и эксплуатации современных
тракторов и агрегатов;
изучить основные этапы создания новых и знать направления модернизации
выпускаемых машин;
освоить и запускать в эксплуатацию новые машины и агрегаты;
определять и устранять неисправности, выполнять настройку и регулировку узлов исистем машин.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина относится к циклу предметов выбираемых студентами в вариативной части профессионального цикла ООП. Ее изучение базируется на знании дисциплин естественно-научного цикла (математика, физика, инженерная графика и т.п.) и цикла общепрофессиональных дисциплин (гидравлика, теплотехника, сопротивление материалов, теория машин и механизмов, детали машин и основы конструирования). На этапе освоения общеобразовательной программы по данной дисциплине студент также применяет знания, полученные при изучении других специальных дисциплин («Почвоведение», «Земледелие», «Агрохимия», «Механизация растениеводства»)
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
а) общекультурными компетенциями (ОК):
понимать сущность и соуиальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК-1);
организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК-2);
решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК-3);
осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК-4);
использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК-5);
работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК-6);
быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности (ОК-7);
б) профессиональными компетенциями (ПК):
определять рацтональный состав машинно-тракторных агрегатов и их эксплуатационные показатели (ПК-1);
организовывать работу по комплектации машинно-тракторных агрегатов (ПК-2);
организовывать и проводить работы на машинно-тракторном агрегате (ПК-3);
- организовывать и выполнять механизированные сельскохозяйственные работы (ПК-4);
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве; основные свойства и показатели работы машинно-тракторных агрегатов; основные требования, предъявляемые к машинно-тракторным агрегатам, способы их комплектования; виды эксплуатационных затрат при работе машинно-тракторных агрегатов; общие понятия о технологии механизированных работ, ресурсо- и энергосберегающих технологий; технологию обработки почвы; технические и технологические регулировки машин; правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
уметь проводить расчет грузоперевозки; комплектовать и подготовить к работе транспортный агрегат; комплектовать и подготавливать агрегат для выполнения работ по возделыванию сельскохозяйственных культур.
владеть практическим опытом комплектования машинно-тракторных агрегатов; работы на агрегатах.
Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего часов/з.е.
| Семестры
| 5
| Аудиторные занятия (всего)
| 51/1,42
| 51/1,42
| В том числе:
|
|
| Лекции(Л)
| 17/0,47
| 17/0,47
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| 34/0,95
| 34/0,95
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 57/1,58
| 57/1,58
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Реферат
| -
| -
| Контрольная работа
| 29/0,80
| 29/0,80
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
Составление плана-конспекта
|
10/0,28
|
10/0,28
| Форма промежуточной аттестации: зачет
| 18/0,50
| 18/0,50
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего часов/з.е.
| Семестры
| 5
| Аудиторные занятия (всего)
| 10/0,28
| 10/0,28
| В том числе:
|
|
| Лекции(Л)
| 4/0,11
| 4/0,11
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| 6/0,17
| 6/0,17
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 98/2,72
| 98/2,72
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Реферат
| 29/0,80
| 29/0,80
| Контрольная работа
| -
| -
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
Составление плана-конспекта
| - 51/1,41
| - 51/1,41
| Форма промежуточной аттестации: зачет
| 18/0,50
| 18/0,50
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины для ОФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 5 семестр
| 1.
| Тема 1. Производственные процессы, технологии и принципы их построения
1.1.Структура и виды производственных процессов
1.2.Технологии производства продукции растениеводства
1.3.Основные принципы построения производственных процессов
| 1
| 2
|
| 4
| 4
| Контрольная работа
| 2.
| Тема 2. Комплектование машинно-тракторных агрегатов
2.1.Классификация агрегатов
2.2.Эксплуатационные показатели агрегатов
2.3.Правила комплектования агрегатов
| 3
| 2
|
| 4
| 6
| Контрольная работа
| 3.
| Тема 3.
Кинематика машинно-тракторных агрегатов (МТА)
3.1. Основные понятия
3.2. Виды поворотов
3.3. Способы движения
| 5
| 2
|
| 4
| 6
| Контрольная работа
| 4.
| Тема 4. Основные технико-экономические показатели машинно-тракторных агрегатов
4.1.Производительность машинно-тракторного агрегата
4.2.Особенности расчет производительности транспортных и погрузочных средств
4.3.Направления повышения производительности агрегатов
| 7
| 2
|
| 4
| 4
| Контрольная работа
| 5.
| Тема 5.Единицы учета механизированных полевых работ
5.1.Условный эталонный трактор и методика перевода физических тракторов в условные эталонные
5.2.Годовая выработка на физический и условно эталонный трактор
5.3.Расход топлива на единицу выполняемой работы
| 9
| 2
|
| 4
| 6
| Контрольная работа
| 6.
| Тема 6.Применение комбинированных и широкозахватных агрегатов
6.1.Затраты труда при работе агрегатов
6.2. Прямые затраты средств на работу машинно-трактроного агрегата
| 11
| 2
|
| 4
| 4
| Контрольная работа
| 7.
| Тема 7. Операционная технология механизированных работ
7.1.Основные понятия операционной технологии механических работ
7.2.Подготовка машин к работе
7.3. Подготовка поля
7.4.Работа агрегата в загоне
7.5.Технологическое обслуживание
7.6.Контроль качества работы машины
7.7.Охрана труда и природы при работе МТП
| 13
| 3
|
| 6
| 4
| Контрольная работа
| 8.
| Тема 8. Основы технической эксплуатации машинно-тракторного парка
8.1.Система технического обслуживания и ремонта машин
8.2.Технический сервис в условиях рыночной экономики
8.3.Перспективы развития системы технического обслуживания и ремонта машин
| 15
| 2
|
| 4
| 5
| Контрольная работа
| 9.
| Промежуточная аттестация
| 17
| -
| -
| -
| 18
| Зачет в устной форме
|
| ИТОГО:
|
| 17
|
| 34
| 57
|
|
5.2. Структура дисциплины для ЗФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 5 семестр
| 1.
| Тема 1. Производственные процессы, технологии и принципы их построения
1.1.Структура и виды производственных процессов
1.2.Технологии производства продукции растениеводства
1.3.Основные принципы построения производственных процессов
| 1
|
|
| 10
| 2.
| Тема 2. Комплектование машинно-тракторных агрегатов
2.1.Классификация агрегатов
2.2.Эксплуатационные показатели агрегатов
2.3.Правила комплектования агрегатов
| 1
|
| 1
| 10
| 3.
| Тема 3.
Кинематика машинно-тракторных агрегатов (МТА)
3.1. Основные понятия
3.2. Виды поворотов
3.3. Способы движения
|
|
|
| 10
| 4.
| Тема 4. Основные технико-экономические показатели машинно-тракторных агрегатов
4.1.Производительность машинно-тракторного агрегата
4.2.Особенности расчет производительности транспортных и погрузочных средств
4.3.Направления повышения производительности агрегатов
| 1
|
| 1
| 10
| 5.
| Тема 5.Единицы учета механизированных полевых работ
5.1.Условный эталонный трактор и методика перевода физических тракторов в условные эталонные
5.2.Годовая выработка на физический и условно эталонный трактор
5.3.Расход топлива на единицу выполняемой работы
|
|
| 1
| 10
| 6.
| Тема 6.Применение комбинированных и широкозахватных агрегатов
6.1.Затраты труда при работе агрегатов
6.2. Прямые затраты средств на работу машинно-трактроного агрегата
|
|
| 1
| 10
| 7.
| Тема 7. Операционная технология механизированных работ
7.1.Основные понятия операционной технологии механических работ
7.2.Подготовка машин к работе
7.3. Подготовка поля
7.4.Работа агрегата в загоне
7.5.Технологическое обслуживание
7.6.Контроль качества работы машины
7.7.Охрана труда и природы при работе МТП
|
|
| 1
| 10
| 8.
| Тема 8. Основы технической эксплуатации машинно-тракторного парка
8.1.Система технического обслуживания и ремонта машин
8.2.Технический сервис в условиях рыночной экономики
8.3.Перспективы развития системы технического обслуживания и ремонта машин
| 1
|
| 1
| 10
| 9.
| Промежуточная аттестация: зачет
|
|
|
| 18
|
| ИТОГО:
| 4
|
| 6
| 98
| 5.3. Содержание разделов дисциплины «Эксплуатация сельскохозяйственной техники»,
образовательные технологии
Лекционный курс
№ п/п
| Наименование
темы дисциплины
| Трудоемкость (часы / зач. ед.)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения (знать, уметь, владеть)
| Образовательные технологии
| ОФО
| ЗФО
| 1.
| Тема 1. Производственные процессы, технологии и принципы их построения
| 2/0,06
| 1/0,03
| Структура и виды производственных процессов.
Технологии производства продукции растениеводства. Основные принципы построения производственных процессов.
| ОК-2 ПК-1
| Знать: основы механизации и электрификации процессов производства.
Уметь: использовать специализированные знания в области почвоведения для освоения профильных дисциплин наук о почве. Владеть: навыками сбора и анализа информации
| Лекция-беседа
| 2.
| Тема 2. Комплектование машинно-тракторных агрегатов
| 2/0,06
| 1/0,03
| Классификация агрегатов
Эксплуатационные показатели агрегатов
Правила комплектования агрегатов
Энергетические средства сельскохозяйственного производства. Классификация сельскохозяйственных агрегатов. Основные требования к машинно-тракторному агрегату.
| ОК-6 ПК-1
| Знать: сведения о производстве, передачи распределении
электрической энергии, правила утилизации и ликвидации отходов электрического хозяйства. Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы. Владеть: навыками сбора и анализа информации.
| Лекция-беседа, лабораторная работа
| 3.
| Тема 3.
Кинематика машинно-тракторных агрегатов (МТА)
3.1. Основные понятия
3.2. Виды поворотов
3.3. Способы движения
| 2/0,06
|
| Значение рациональных способов движения агрегатов. Понятие о кинематике агрегатов. Классификация поворотов агрегата. Способы движения агрегатов.
| ОК-9 ПК-1
| Знать: основные части, принцип действия и особенности работы машин. Уметь: техническое обслуживание и ремонт автоматизированных систем сельскохозяйственной техники
Владеть: методами эксплуатации и ремонта сельскохозяйственных машин.
| Лекция-беседа, лабораторная работа
| 4.
| Тема 4. Основные технико-экономические показатели машинно-тракторных агрегатов
| 2/0,06
| 1/0,03
| Производительность труда и ее связь с качеством работы. Производительность машинно-тракторных агрегатов. Баланс времени смены и его составляющие. Особенности определения производительности уборочных агрегатов. Пути повышения производительности машинно-тракторных агрегатов. Учет механизированных работ.
Направления повышения производительности агрегатов
| ПК-4 ПК-5
| Знать: основные требования, предъявляемые к МТА, способы их комплектования. Уметь: техническое обслуживание и ремонт автоматизированных систем сельскохозяйственной техники
Владеть: методами эксплуатации и ремонта сельскохозяйственных машин.
| Лекция-беседа, лабораторная работа
| 5.
| Тема 5.Единицы учета механизированных полевых работ
| 2/0,06
|
| Условный эталонный трактор и методика перевода физических тракторов в условные эталонные.
Годовая выработка на физический и условно эталонный трактор.
Расход топлива на единицу выполняемой работы. Классификация эксплуатационных затрат. Затраты труда и пути их снижения. Затраты энергии и пути их снижения. Расход топлива и смазочных материалов. Пути экономии нефтепродуктов.
| ПК-3
| Знать: виды эксплуатационных затрат при работе МТА.
Уметь: техническое обслуживание и ремонт автоматизированных систем
| Лекция-беседа, лабораторная работа
| 6.
| Тема 6.Применение комбинированных и широкозахватных агрегатов
| 2/0,06
|
| Затраты труда при работе агрегатов
Прямые затраты средств на работу машинно-трактроного агрегата
| ОК-1 ОК-2 ПК-4
| Знать: основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве. Уметь: комплектовать и подготовить к работе транспортный агрегатВладеть: методами эксплуатации и ремонта сельскохозяйственных машин.
| Лекция-беседа, лабораторная работа
| 7.
| Тема 7. Операционная технология механизированных работ
| 3/0,08
|
| Основные понятия операционной технологии механических работ. Подготовка машин к работе.
Подготовка поля. Работа агрегата в загоне. Технологическое обслуживание. Контроль качества работы машины.
Охрана труда и природы при работе МТП.
| ОК-7 ПК-4
| Знать: прогрессивные технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур. Уметь: техническое обслуживание и ремонт автоматизированных систем сельскохозяйственной техники
Владеть: методами эксплуатации и ремонта сельскохозяйственных машин.
| Лекция-беседа, лабораторная работа
| 8.
| Тема 8. Основы технической эксплуатации машинно-тракторного парка
| 2/0,06
| 1/0,03
| Система технического обслуживания и ремонта машин.
Технический сервис в условиях рыночной экономики.
Перспективы развития системы технического обслуживания и ремонта машин.
| ПК-3 ПК-4
| Знать: основные части, принцип действия и особенности работы машин. Уметь: техническое обслуживание и ремонт автоматизированных систем сельскохозяйственной техники
Владеть: методами эксплуатации и ремонта сельскохозяйственных машин.
| Лекция-беседа, лабораторная работа
|
| Итого:
| 17/0,47
| 4/0,11
|
|
|
|
|
5.4. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах
Практические и семинарские занятия учебным планом не предусмотрены.
5.5 Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах Номер занятия
| Наименование темы практического занятия
| Раздел, тема дисциплины
| Объём в часах/трудоемкостьвз.е.
| ОФО
| ЗФО
| 1
| Производственные процесс, технологии и принципы их построения
| Тема 1.
| 4
|
| 2
| Комплектование машинно-тракторных агрегатов
| Тема 2.
| 4
| 1
| 3
| Кинематика машинно-тракторных агрегатов (МТА)
| Тема 3.
| 4
|
| 4
| Основные технико-экономические показатели машинно-тракторных агрегатов
| Тема 4.
| 4
| 1
| 5
| Единицы учета механизированных полевых работ
| Тема 5.
| 4
| 1
| 6
| Применение комбинированных и широкозахватных агрегатов
| Тема 6.
| 4
| 1
| 7
| Операционная технология механизированных работ
| Тема 7.
| 6
| 1
| 8
| Основы технической эксплуатации машинно-тракторного парка
| Тема 8.
| 4
| 1
|
| Итого:
|
| 34/0,95
| 6/0,17
|
|