Утверждено





Скачать 134.87 Kb.
НазваниеУтверждено
Дата публикации13.02.2015
Размер134.87 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа

Краснодарский край

муниципальное образование город Армавир

муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 11

имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 30.08.2011г.

Председатель педсовета

_____________А.М. Абелян


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1 ВИДА
Факультатив «Планета знаний»
Ступень обучения (класс) начальное общее, 1 класс
Количество часов 33
Уровень базовый
Учитель Решетникова Диана Андреевна

ПРОГРАММА по внеурочной деятельности

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 33 учебных часов на учебный год. Программа отражает содержательные компоненты обучения (здесь представлен основной изучаемый материал).

Направленность программы

Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, спектакли).

Актуальность программы

Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования – экологическое образование. Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды.

Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников.

В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.

Цель программы

Формирование экологической культуры, экологических знаний у учащихся, вовлечение их в природоохранную деятельность и создание системы взаимодействия учащихся 1 и 2 ступени обучения.

Задачи программы

  1. Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии;

  2. Развитие экологического мышления у детей.

  3. Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;

  4. Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности;

  5. Привитию интереса у учащихся к проблемам окружающей среды;

  6. Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и страны;

  7. Повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам;

  8.  Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды;

  9. Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, города, страны.

Отличительные особенности программы

Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.

Возраст детей

Программа рассчитана на учащихся 7 – 13 лет при одногодичном цикле обучения.

Сроки реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 33 учебных часов на учебный год (по 1 часу 1 раз в неделю).

В программе предлагаются следующие формы работы:

  • теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии.

  • групповые практические занятия:

  • индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);

  • общешкольные мероприятия по экологии;

  • экскурсии;

  • участие в природоохранных акциях.

Ожидаемые результаты

Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды края, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в городе Армавире, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.

Учебно-тематическое планирование

темы

Тема

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего

1.

Природа вокруг нас

1

3

4

2.

Экология – наука о нашем доме

4

1

5

3.

Человек и природа

1

1

2

4.

Экомониторинг

1

2

3

5.

Охранять и защищать

1

1

2

6.

Театр экологических знаний

1

2

3

7.

Календарь экологических дат

1

1

2

8.

Экология и жизнь

2

4

6

9.

Экскурсии

-

6

6



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Природа вокруг нас. В данном разделе предполагается изучение природных комплексов недалеко от школы и изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Основная работа по данной теме – создание школьных уголков природы, создание и обновление которых, позволит каждому учащемуся прикоснуться к удивительному миру природы. Создание поделок, гербариев из природного материала, позволят развить творческие способности детей. Также данный раздел предполагает осмысление накопленного материала.

  2. Экология – наука о нашем доме. В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном разделе освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии мегаполиса. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе.

  3. Человек и природа. Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. День птиц – время возвращения птиц на гнездование из мест зимовок. Для привлечения пернатых в зеленые массивы города в этот день сколачиваются скворечники и искусственные гнездовья. Проводятся викторины и конкурсы. На природных территориях города устанавливаются кормушки для птиц, информационные щиты о птицах.

  4. Экомониторинг. Занятия по данной теме включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса детей к изучению природы города, получить информацию о состоянии природных территорий Армавира. Результат школьного мониторинга – это выставки, посвященные природе, школьные проекты, изготовление эколого - информационных стендов.

  5. Охранять и защищать. Данный раздел включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Данная тема познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций.

  6. Театр экологических знаний. Данный творческий раздел поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал.

  7. Календарь экологических дат. Занятия по данной теме помогут учащимся быть в курсе основных событий и знаменательных дат, связанных с экологическими проблемами страны и мира в целом. Данная тема познакомит учащихся с историей образования ведущих экологических дат. К основным датам данного календаря будет организован кинолекторий – это демонстрация видеосюжета с познавательными комментариями по данной дате календаря.

  8. Экскурсия - основана на непосредственном восприятии учащимися изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на классных занятиях, экскурсиях, сливаются в более широкое понятие – «природа».

  9. Экология и жизнь. Это занятия- практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых для окружающей среды очень важны. Учащиеся познакомятся с целым рядом профессий, которые стоят на страже охраны и преобразования природы.

Методическое обеспечение программы

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе

  • работа с учебной и художественной литературой;

  • подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;

  • работа с использованием компьютерных программ;

  • техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;

  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;

  • экскурсии;

  • практические занятия по изготовлению поделок из природного материала и оформлению творческих отчетов о проделанной работе.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

    1. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М.: Прогресс, 1983. – 273 с.

    2. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста: Экологическое образование: концептуальный и методологический подход. М., 1996.

    3. Винокурова Н.Ф., Глуздов В.А. Региональные программы непрерывного экологического образования. Н. Новгород, 1992.

    4. Гапанович Н. Е. Концепция непрерывного экологического образования // Экологическое образование в Голландии и России. М., 1994.

    5. Козлова С.А. Программа «Мой мир». М., 2002

    6. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «"Мы": Азбука экологии». СПб., 1996.

    7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.

    8. Планета — наш дом: Мир вокруг нас: Учеб. хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. / Авт.-сост. И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская. М., 1995.



Рассмотрено

на заседании кафедры

___________________

___________________

Протокол №_____

от «__» ______2011г.




Согласовано

Зам. директора по УР

_________Т.М.Щербина

«__» ___________2011г.




Утверждаю

Директор МОУ-СОШ №11

имени В.В. Рассохина

_________А.М. Абелян

«__» ___________2011г.

Календарно – тематическое планирование
факультатива «Планета знаний»

Учебный год: 2011 – 2012

Возраст: 7-8 лет

Учитель: Решетникова Диана Андреевна


Пояснительная записка
Планирование составлено на основе

Учебно – методический комплекс:

Календарно-тематическое планирование

факультатива «Планета знаний»


занятия

Темы занятий

Кол-вочасов

Сентябрь

1

Экостарт. Экология: цели, задачи и проблемы.

1

2

 Важность и значимость экологического движения в школе.

1

3

Работа с календарем экологических дат.

1

4

Экологические организации.

1

 

Октябрь

 

5

Проведение конкурса «Уголок природы».

1

6

Фотоконкурс «Наш город – крупным планом».

1

7

Проведение акции «Озеленение классов».

1

8

Экскурсия по микрорайону школы.

1

 

Ноябрь




9

Основные принципы охраны окружающей среды.

1

10

Кинолекторий для учащихся начальной школы.

1

11

Работа в школьной библиотеке. Создание информационного вестника «Книги о природе».

1

12

Экскурсия в школьную библиотеку.

1

 

Декабрь




13

Кинолекторий. Календарь экологических дат.

1

14

Человек - часть живой природы.

1

15

Проведение Театра экологических знаний

1

16

Подготовка к проведению акции «Покорми птиц зимой». Изготовление кормушек для птиц.

1

 

Январь




17

Проведение акции «Покорми птиц зимой»

1

18

Экскурсия по паркам, скверам и улицам.

1

19

Подбор и смена информации в уголках природы в начальной школе.

1

20

Внимание, акция! Составление и оформление листовок «Экология Армавира в опасности»

1

 

Февраль




21

Подбор материала и подготовка к проведению Театра экологических знаний.

1

22

Проведение Театра экологических знаний.

1

23

Изготовление сувениров из природного материала.

1

24

Экскурсия в краеведческий музей.

1

 

Март




25

Направления современной экологии.

1

26

Разнообразие растений вокруг нас.

1

27

Мониторинг состояния окружающих парков, скверов, улиц.

1

28

Экскурсия в городскую библиотеку.

1

 

Апрель




29

Связь с городскими и районными службами охраны окружающей среды. Трудовой десант.

1

30

Экология и экономика.

1

31

Проведение акции «Озеленение школы»

1

 

Май




32

Спортивная эстафета «Природа вокруг нас».

1

33

Экскурсия по достопримечательностям города.

1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждено iconУтверждено утверждено
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Утверждено iconУчебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии...
Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.)
Утверждено iconПоложение утверждено на заседании Ученого Совета
Данное «Положение о магистерской подготовке на Архитектурном факультете спбгасу» разработано в соответствии с «Положением о магистратуре»...
Утверждено iconУчебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено...
Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19....
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconПоложение о самостоятельной работе студентов (Утверждено на заседании...
Утверждено на заседании умс рэа им. Г. В. Плеханова, протокол №11 от 28 апреля 2003 г
Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРабочая программа Изобразительное искусство
«Согласовано» «Утверждено»
Утверждено iconМиннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconУтверждено
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск