Анализ (отчет) работы методиста
МОУ ДОД Станции юных натуралистов
Смирновой Ларисы Алексеевны
за 2012 – 2013 учебный год. Сегодня в системе дополнительного образования детей отмечаются существенные изменения, влияющие на содержание труда занятых в нем специалистов. Обновление содержания дополнительного образования, новые концепции в организации образовательной и досуговой деятельности, вариативность, дифференциация в работе с детьми, широкое использование информационных и педагогических технологий как важного фактора развития образовательного учреждения оказывают существенное влияние на содержание и организацию труда педагога, способствуют развитию творческого потенциала.
Выше сказанное подтверждает значимость методической работы не только в повышении профессионального мастерства отдельного педагога и повышения качества образовательного процесса, но и в развитии системы дополнительного образования детей в целом.
Современные реформы российской образовательной системы принципиально изменили статус и функции учреждений дополнительного образования. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к методической работе.
Методическая работа – один из главных элементов деятельности дополнительного образования. Представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение образовательного процесса учебно-методической документацией, повышение педагогического мастерства педагогов,совершенствование и повышение эффективности учебной и воспитательной работы с обучающимися.
Чтобы методическая работа была успешной, она должна иметь системный, целенаправленный, планомерный и проблемно-ориентированный характер, а также строиться на диагностико-аналитической основе с учетом особенностей развития учреждения, социального заказа вышестоящих учреждений и всех участников учебно-воспитательного процесса, а также проблем, выявленных в процессе осуществления мониторинга.
В 2012 – 2013 учебном году методическая работа на Станции юных натуралистов проводилась в соответствии с Планом работы учреждения.
Цель деятельности методиста в 2012 – 2013 учебном году заключалась в создании информационно-методической базы для поддержки педагогов дополнительного образования; использовании современных форм и методов методической работы для повышения качества образовательного процесса.
Указанная выше цель достигалась путем решения следующих задач:
Нацеливать педагогов на разработку авторских дополнительных образовательных программ.
Совершенствовать и пополнять методические материалы.
Разработать методические рекомендации, направленные на оказание помощи педагогам в области воспитания и обучения детей.
Организовать консультативную работу для педагогов дополнительного образования и других педагогов учреждения.
Организовать и провести семинары для педагогов дополнительного образования, направленные на улучшение качества образовательной деятельности.
Осуществить мониторинг реализации дополнительных образовательных программ.
Систематически изучить и проанализировать образовательный процесс на основе диагностики и мониторинга
Обеспечить информирование педагогов об инновационных образовательных и воспитательных технологиях.
На 2012 – 2013 учебный год были выделены следующие направления деятельности методиста:
- работа над методической темой учреждения;
- индивидуальная методическая работа;
- диагностико – аналитическая деятельность;
- организационно – педагогическая деятельность;
- коррекционно – консультативная деятельность;
- программно-методическое обеспечение педагогической деятельности;
- издательская деятельность;
- аттестация на первую квалификационную категорию
Аттестация на первую квалификационную категорию как направление деятельности методиста в 2012 – 2013 учебном году включала следующие виды подгтовки:
- посещение научного руководителя методической разработки - заместитель директора по научной методической деятельности ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества»;
- написание методической разработки «Мониторинг деятельности в учреждении дополнительного образования детей» (сбор и системазация материалов по изучаемой теме, структурирование материала, анализ деятельности учреждения по изучаемой теме за 3 года);
- консультационое посещение специалистов по методического отдела ГОАУ ДОД ЯО «Центра детей и юноршества»;
- подготовка соответствующей документации к защите методической разработки;
- подготовка ко 2 этапу аттестации (приведение в соответствие документации методиста).
В 2012 – 2013 учебном году продолжилась работа над методической темой учреждения «Опыт интеграции основного и дополнительного эколого -биологического образования Ростовского муниципального района». Работа над методической темой учреждения заключалась в оформлении и систематизации информационных и методических материалов. Итогом данного направления работы методиста является создание тематической папки по данной теме.
Анализ индивидуально – методической работы показывает, что данный вид деятельности осуществляется путем организации методической работы индивидуально с каждым педагогом, а именно:
- анализ деятельности педагога;
- выявление и устранение недочетов в деятельности педагога;
- консультативная работа;
- методическая помощь;
- координационная деятельность по реализации дополнительных образовательных программ.
В 2012 – 2013 учебном году консультативная работа состояла из:
- группового консультирования;
- индивидуального консультирования;
- телефонного консультирования.
Темы консультаций в этом учебном году в основном касались воросов подготовки обучающихся к районным, областным, всероссийским конкурсам; оформления отчетной документации; форм проведения открытых занятий; методического обеспечения дополнительных образовательных программ.
Методическая помощь в основном заключалась в разработке методических рекомендаций, памяток для педагогов дополнительного образования по вопросам организации образовательного процесса в детском объединении; методического обеспечения допполнительной образовательной программы; а так же по индивидуальным запросам запросам педагогов.
Диагностико-аналитическая деятельность на Станции юных натуралистов в 2012 – 2013 учебном году заключалась в следующем:
- мониторинг образовательных результатов;
- изучение сохранности контингента;
- отслеживание уровня реализации дополнительных образовательных программ;
- составление социального паспорта учреждения.
Организационно-педагогическая деятельность складывалась из следующих составляющих:
- посещение открытых занятий детских объединений на базе школ;
- анализ открытых занятий, подготовка справок, отчетов;
- подготовка отчетных документов по проверке деятельности и функционирования детских объединений;
- разработка рекомендаций для педагогов по результатам анализа посещений детских объединений;
- разработка памяток по ведению журнала, оформлению отчетов, конкурсных работ;
- разработка положений районных конкурсов и мероприятий, проводимых учреждением;
- мониторинг результативности деятельности педагогов;
- подготовка, организация и проведение методических семинаров. Организация коррекционно - консультативной деятельности складывалась из деятельности методиста по устранению недочетов и недостатков в работе педагога и детского объединения в целом и анализа причин возникновения данных недостатков, а так же организации консультативной помощи.
Анализируя диагностико – аналитическую деятельность методиста, можно сделать следующие выводы:
Ежегодное составление социального паспорта учреждения позволяет отслеживать и фиксировать данные, касающиеся количественного и качественного (половой состав, возраст, национальность) состава обучающихся в детских объединениях; семей обучающихся, условий проживания обучающихся и т.д. Согласно социальному паспорту 2012 – 2013 учебного года, мы можем сделать следующие выводы:
Количество обучающихся – 347 человек: количество девочек – 187 чел. (54%), количество мальчиков – 160 чел. (46%).
Характеристика семей обучающихся:
Характеризуя семьи обучающихся в 2012 – 2013 учебном году, мы выделили:
- Неполные семьи – 94 (27%)
одинокие матери – 38 (11%)
родители в разводе – 35 (10%)
семьи, с потерей кормильца – 20 (5,7%)
одинокие отцы – 1 (0,3%)
- Малообеспеченные семьи – 77 (25%)
- Многодетные семьи – 32 (9%)
- Социально-опасные семьи – 4 (1,2%)
- Опекунские семьи – 13 (3,7%)
- Семьи, имеющие ребенка с ограниченными возможностями – 6 (1,7%)
- Приемные – 3 (0,8%)
- Число детей, находящихся в приюте, детском доме - 2 (0,6%)
Большинство обучающихся проживают в благоустроенных квартирах (230 семей - 66%) и частных домах (90 семей - 26%), также мы выделяли семьи, проживающие:
- в благоустроенных квартирах – 219 семей (63%)
- в коммунальных квартирах – 1 семья (0,3%);
- в съемном жилье – 7 семей (2%);
- в общежитие – 1 семья (0,3%)
- в частных домах – 119 семей (34,1)
В основном родители обучающихся – трудоустроенны, работники бюджетных сфер, служащие, предприниматели, рабочие.
Мониторинг образовательных результатов позволяет отслеживать достижения обучающихся до, вовремя и после курса обучения, а также свидетельствует о качестве обучения. Данные 2011 – 2012 учебного года позволяют сделать выводы о высоком качестве обучения в детских объединениях МОУ ДОД СЮН. (Приложение 1)
Ежегодно в учреждении отслеживается сохранность контингента в детских объединениях. (Приложение 2)
Реализация дополнительных образовательных программ представлена в Приложении 3.
Проанализируем отдельные виды организационно-педагогической деятельности методиста в 2012 – 2013 учебном году.
В течение учебного года заместителем директора по УВР Жуковой Ю.Н. и методистом Смирновой Л.А. были посещены и проанализированы детские объединения следующих педагогов дополнительного образования:
ФИО педагога
| Наименование детского объединения
| Образовательное учреждение
| Жигалова М.В.
| Экологи
| МОУ Коленовская сош
| Ильинская О. М.
| Экологи -краеведы
| МОУ Коленовская сош
| Курилова Е.А.
| Юные натуралисты
| МОУ Коленовская сош
| Потапова Е.В.
| Флористы
| МОУ Коленовская сош
| Потапова Е.В.
| Экологи – краеведы
| МОУ Коленовская сош
| Беляева Н.В.
| Юные натуралисты
| МОУ Коленовская сош
| Глибина О.В.
| Юные натуралисты
| МОУ Коленовская сош
| Мовчанюк С. А.
| Экологи – краеведы
| МОУ Белогостицкая сош
| Герасимова И.В.
| Цветоводы
| МОУ Белогостицкая сош
| Манашкина С.Б.
| Юные натуралисты
| МОУ Белогостицкая сош
| Таланова И. Б.
| Экологи
| МОУ Судинская оош
| Чернышёва Н. Г.
| Экологи-краеведы
| МОУ Чепоровская сош
| Галкина Н.В.
| Юные экологи
| МДОУ № 13 г. Ростова
| Бакурова Н. В.
| Юные натуралисты
| МОУ Дмитриановская сош
| Хазова И.П.
| Цветоводы
| МОУ Дмитриановская сош
| Зайцева Е.А.
| Экологи
| МОУ Поречская сош
| Шестунова Е.А.
| Юные натуралисты
| МОУ Поречская сош
| Малова С.В.
| Экологи
| МОУ Семибратовская сош
| Шушугина Т.А.
| Флористы
| МОУ Семибратовская сош
| Степанова И.Ю.
| Флористы
| МОУ Поречская сош
| Тихонова В.Н.
| Юные натуралисты
| МОУ Чепоровская сош
|
Посещение детских объединений включало следующее:
- просмотр открытых занятий;
- проверка документации детского объединения (заполнение журнала, наличие дополнительной образовательной программы, учебно-тематического плана, методического обеспечения по программе, соответствующего возрасту обучающающихся и изучаемым темам)
- проверка сохранности контингента
Анализируя открытые занятия педагогов дополнительного образования, можно сделать вывод о том, что педагоги нацелены на повышение заинтересованности обучающихся в посещении детских объединений, используют разнообразные формы работы с детьми: от изложения теоретического материала до игры. Открытые занятия разнообразны по содержанию и формам проведения: занятия-викторины, путешествия, заочные экскурсии, занятия-практикумы, и т.д. Открытые занятия четко структурированы на организационный этап, основную часть (ход занятия), итог занятия. Каждое открытое занятие требовало от педагога большой предварительной работы по составлению наглядного и дидактического материала, почти к каждому занятию подготовлен презентационный материал. На занятиях педагоги используют современную технику, помогающую сосредоточить внимание обучающихся на изучаемой теме. (интерактивная доска, документ камера, мультимедийная аппатура). Открытые занятия педагогов информационной содержательностью и творчеством.
Проверка сохранности контингента позволяет сделать вывод о том, что обучающиеся с интересом посещают занятия детского объединения. Численный состав обучающихся на занятиях соответствует списочному составу детского объединения.
При проверке документации детского объединения были сделаны следующие выводы:
- педагоги заполняют документацию детского объединения (журнал, социальный паспорт т.д.) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к заполнению данного вида документации.
- каждый педагог дополнительного образования имеет утвержденную директором дополнительную образовательную программу, учебно-тематический план;
- методическое обеспечение по программе соответствует изучаемым темам и возрастному составу обучающихся детского объединения.
- методическое обеспечение по программе включает: разработки занятий, презентационный материал к занятиям, дидактический и наглядный материал, а так же соответствующую литературу.
На 2012 – 2013 учебный год по Плану работы учреждения методистом были составлены положения следующих районных мероприятий:
- районного заочного эколого-краеведческого проекта «Мой родной край»;
- районного конкурса исследовательских работ младших школьников «Юные экологи»;
- районного конкурса исследовательских работ и технических заданий эколого -биологической направленностии «Юные исследователи окружающей среды»;
- районной выставки «Юннат-2012»;
- районного заочного конкурса эскизов эмблем, посвященных Году охраны окружающей среды;
- районного очно-заочного смотра – конкурса территорий образовательных учреждений, посвященный Году охраны окружающей среды.
В течении 2012 – 2013 учебного года были подготовлены и проведены следующие районные мероприятия:
- Районный конкурс исследовательских работ и технических заданий эколого-биологической направленности «Юные исследователи окружающей среды» - конкурс проводился с целью привлечения обучающихся к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому воспитанию, к практическому участию в акциях по охране природы, исследовательской и проектной деятельности.
В конкурсе приняли участие обучающиеся из 7 школ города и района: МОУ Белогостицкой СОШ, МОУ СОШ № 4 г. Ростова, МОУ Коленовской СОШ, МОУ Судинской ООШ, МОУ Татищевской ООШ, МОУ Вахрушевской ООШ, МОУ Поречской СОШ.
Всего принял участие 21 обучающийся: 10 человек – обучающиеся 6 – 8 классов; 11 человек – обучающиеся 9 – 11 классов.
На районном конкурсе исследовательских работ было представлено 17 работ: 7 работ – в возрастной категории - 6-8 классы и 10 работ – в возрастной категории - 9-11 классы; 4 работы – коллективные, 13 – индивидуальных.
Участникам на выбор предлагались следующие направления учебно-исследовательской деятельности:
- агроэкология (исследования, где используются научно обоснованные приемы возделывания культурных растений, а так же исследования, связанные с применением агротехнических, биологических, механических, физических, химических и других методов защиты растений в открытом и закрытых грунтах);
- зоология и экология позвоночных животных (исследования рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих; фаунистика и экология различных систематических групп позвоночных животных);
- зоология и экология беспозвоночных животных (исследования червей, моллюсков, ракообразных, насекомых и паукообразных; фаунистика и экология различных систематических групп беспозвоночных, исследование поведения беспозвоночных животных);
- зоокультура и ветеринария (исследования в области содержания и разведения домашних животных, а так же диких животных в неволе; лечение и профилактика заболеваний у животных; изучение кормовой базы; оценка качества продукции; гигиенические и экологические аспекты зоотехнии и ветеринарии);
- ботаника и экология растений (исследования биологических и экологических особенностей дикорастущих растений, грибов и лишайников; популяционные исследования растений; изучение влияния флоры и растительности);
- водная экология и гидробиология (анализ чистоты водоемов и водотоков физическими и химическими методами, а так же применение биологических методов для оценки загрязнения воды; изучение влияния загрязнения воды на организм человека);
- экология воздушного бассейна (анализ загрязнения воздуха физическими и химическими методами, а так же применение биоиндикационных методов для оценки загрязнения воздуха; изучение влияния загрязнения воздуха на организм человека);
- ландшафтная экология и геохимия (оценка экологического состояния ландшафта; физико-географические исследования; исследования физических, химических и биологических свойств почвы; анализ антропогенного загрязнения почв и грунтов и его влияния на организм человека).
Допускались также работы, лежащие на стыке нескольких наук.
Каждый участник должен был оформить свою исследовательскую работу в соответствии с требованиями к оформлению конкурсных работ и представить в форме устной защиты с использованием презентации.
Все исследовательские работы были оценены по следующим критериям:
- вид работы;
- уровень постановки исследовательской проблемы;
- актуальность и практическая направленность темы;
- логичность доказательства (рассуждения);
- корректность в использовании литературных источников;
- количество источников;
- соответствие требованиям к оформлению.
Во время устной презентации для оценивания были использованы такие критерии как:
- структура доклада;
- соблюдение регламента;
- полнота освещения выбранной темы исследования;
- использование наглядно-иллюстративного материала;
- владение материалом;
- ответы на вопросы.
Контингент выступающих можно было поделить на новичков, которые впервые защищали честь образовательного учреждения и выступили достойно, и неоднократных победителей и призеров исследовательских конкурсов различного уровня. Это в полной мере доказывает, что учебно-исследовательская деятельность актуальна для педагогов и обучающихся РМР. Ведь в наш информационный век при стремительном возрастании объемов информации и быстром их старении, важно не простое усвоение готовых знаний, а умение распознавать, обследовать и разрешать любые проблемные ситуации, что в полной мере может реализоваться в исследовательской деятельности.
На конкурс были представлены разноплановые исследовательские работы. Большинство из которых были четко структурированы и включали наличие основных этапов исследования: постановку собственной проблемы, сбор и анализ имеющегося материала, посвященного данной проблематике, овладение методикой исследования, сбором собственного материала, его анализом и обобщением, во многих работах присутствовали собственные выводы обучающихся.
Перечень тем исследовательских работ был разнообразен и актуален для детей.
Положительным моментом можно отметить и то, что многие выступающие соблюдали рекомендации по публичному представлению результатов исследования, у многих присутствовал принцип построения доклада – последовательное и ясное изложение содержания исследовательской работы. Важнейшим качеством публичного выступления была лаконичность и информативность, логичность и доказательность. На наш взгляд – это результат тщательной разработки и совместной работы юного исследователя и научного руководителя. Выступление каждого участника сопровождалось презентационным материалом. Многие докладчики при оформлении слайдов презентации уделили внимание: стилю оформления, использованию цвета при оформлении, анимационным эффектам, содержанию информации, расположению информации на странице, шрифтам и объему информации.
- Районный очно-заочный смотр-конкурс благоустройства территорий образовательных учреждений, посвященный Году охраны окружающей среды – по итогам 1 этапа Смотра – конкурса проекты благоустройства представили 12 школ и 16 детских садов.
Представленные проекты различны по содержанию и формам представления.
|