Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики





Скачать 185.37 Kb.
НазваниеМоу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики
Дата публикации31.03.2015
Размер185.37 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

Ильина Н.А.

учитель начальных классов

МОУ «Алдиаровская СОШ» Янтиковского района

Чувашской Республики

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) – представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология дает право на риск, на ошибку. Воспитывает уважение к окружающим. Подчёркивает ценность опыта каждого. По- новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность учащихся. В своей практике я широко применяю данную технологию. Она даёт положительные результаты. Данная технология применима на любом уроке. Я хочу поделиться опытом применения ТКМЧП на примере одного урока.
Урок окружающего мира в 4 классе с использованием ТРКМЧП и ИКТ
Тема. Зона степей.

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о географическом положении зоны степей, растениях и животных этой зоны.

Задачи:

  1. Создать условия для:

    • усвоения обучающимися знаний о географическом положении зоны степей, растениях и животных этой зоны, взаимосвязи в природе;

    • формирования умений определять и показывать зону степей и её части на карте природных зон, различать наиболее характерных для зоны степей представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе;

    • осознания учащимися ценности изучаемого материала о зоне лесов.

  2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации и с поисковыми системами Интернета; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

  3. Создать условия для формирования ценностного отношения к природе, как совокупности представителей флоры и фауны.

Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и закреплению нового материала.

Вид учебного занятия: урок-путешествие.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Ожидаемый результат:

учащиеся должны знать: положение зоны степей на карте природных зон, особенности природы, наиболее характерных для каждой части зоны степей представителей флоры и фауны;

учащиеся должны уметь: определять и показывать зону степей и её части на карте природных зон, различать наиболее характерных для зоны степей представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

Дидактический материал и оборудование: карта природных зон; атлас «От земли до неба»; презентации; гербарий; учебники; теллурий; компьютер, мультимедийный проектор, экран; карточки для индивидуального опроса; тест «Природная зона лесов»; тетрадь; конверт с цветными листочками для оценивания своего настроения.

Приемы ТРКМЧП: кластер, инсерт, денотатный граф, ромашка Блума, ментальная карта,.

Используемая литература:

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 /А.А. Плешаков, Е.А. Крюкова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 98 – 105.

  2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»; 4 класс. – М.: ВАКО, 2007. – С. 92 – 100.

  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения /Сост. Л.А. Багрова; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные /Сост. П.Р. Ляхов; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.


Ход урока


  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока (слайд с темой урока)


Учитель: Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

О том, как потрудились дома,

Поспешим друзьям рассказать.



  1. Проверка знаний

    1. Фронтальная работа.

    2. Внимание, внимание!

    3. Первое задание:

    4. О роли леса кластер здесь нарисовать

    5. И по нему всё рассказать

Составление кластера «Роль леса в природе и жизни людей» одной группой и денотатного графа - другой.
Кластер.

Денотатный граф


Индивидуальный ответ по теме «Роль леса в природе и жизни людей с дополнениями одноклассников».

Учитель: Дым костра, углей сиянье,

Серый пепел и зола.

Дразнит наше обонянье

Дух картошки у костра.

От костра чтоб никогда

Не произошла беда,

Вы составили памятки,

Про костёр в лесу, ребятки? (Да).

Зачитываются три памятки «Правила разведения костра в лесу».

- Как вы считаете, какая памятка самая подробная? (Ответы детей)


  • Какое сообщение вам понравилось больше и почему?

Раз иду я через двор

И слышу громкий разговор:

«Мы на солнечной поляне

Загорали, жгли костёр,

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Веселились как могли,

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки –

«Словом мусора гора!»

- Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дёрном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют).
2. Выполнение теста «Природная зона лесов».

Учитель: Молодцы! А теперь вам нужно выполнить тест. Для этого откройте программу Microsoft Office Excel и выполните тест «Природная зона лесов».

Тест «Природная зона лесов»

1.Природная зона лесов состоит из…

а)пяти частей; б) трёх частей

в)двух частей г) одной части.

2. Самую большую территорию занимают…

а) смешанные леса; б) хвойные леса;

в) широколиственные леса

3. Природные зоны расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов;

б) арктическая зона, зона лесов, тундра;

в) арктическая зона, тундра, зона лесов;

4. В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы;

б) дубы, сосны, ели;

в) берёзы, липы, лиственницы.

5. Лесным исполином называют…

а) благородного оленя;

б) лося

в) медведя

6. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка;

б) краснозобая казарка, кречет, стерх;

в) зубр, амурский тигр, утка – мандаринка.

7.Экологические проблемы лесной зоны связаны…

а) с неумеренной охотой и браконьерством;

б) с неблагоприятными погодными условиями;

в) с участившимися лесными пожарами.

8. На территории зоны лесов расположен заповедник:

а) Таймырский; б) Кандалакшский;

в) Приокско – Террасный; г) остров Врангеля.

9. Фитонциды – это:

а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;

б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий.

Охрана лесов – это:

а) обязанность государства;

б) обязанность государства и долг каждого гражданина;

в) забота самих обитателей леса.
3. Работа с гербарием.

– Выберите растения лесной зоны; рассортируйте растения разных природных зон.

4.Индивидуальная работа по карточкам

1.Исправь географические ошибки в тексте:

Ленная зона расположена к северу ( правильно к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно более мягкие), чем в тундре. Ра стительный мир беден (правильно богат). Большую территорию занимает широколиственный (правильно хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно – редкими) животными являются: зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (правильно – является) домом растений, животных, грибов.

2. Найди лишние географические объекты:

а) Земля Франца – Иосифа, Северная земля, остров Сахалин, остров Врангеля;

б)Баренцево море, Берингово море, Карское море, море Лаптевых;

в) Обь, Енисей, Волга, Саяны, Ангара.

3. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

а) голубика лемминг белая сова, песец ( в тундре);

б) лишайник ягель олень волк ( в тундре).

5. Вставьте пропущенное название зон:

а) …(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники;

б)…(Лесная зона) - это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники;

в)… (Арктические пустыни - это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

6. Работа с карточкой, на которой изображено животное.

Опишите это животное по плану:

а) название животного;

б) группа животных (птица, зверь, насекомое, земноводное, пресмыкающееся, млекопитающее);

в) чем питается (всеядное, растительноядное, насекомоядное, хищник);

г) значение в природе.

ІІІ. Работа над новой темой

Исследуя, можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас –

В научную лабораторию превращается класс.

А чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать.


















1столбик. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне. (Брусника)

2 столбик. Вроде сосны, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница).

3столбик. Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

4 столбик. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый. (Липа).

5 столбик. Лиственное дерево с о стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках. (Ольха)

    1. Ключевое слово: Степи

Стадия вызова.
- Прочитайте ключевое слово. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Зона Степей.
- Запишите тему урока.

А теперь заполним таблицу «Да – Нет». Если вы согласны с утверждением, ставите галочку в графе «ДА» напротив утверждения, а если не согласны – в графе «Нет».

Утверждение

Да

Нет

Зона степей расположена южнее зоны лесов.







В степной зоне холодное, дождливое лето.







Почвы в зоне степей очень плодородные.







Птицы степи гнёзда устраивают на деревьях.







Тюльпаны цветут в разгар лета.







Дрофа – одна из самых мелких птиц нашей страны.







Для растений степи характерны стелющиеся корни, листья – колючки.







Животные в степи в основном – крупного размера.







Растения не приспособлены к жизни в степи









    1. Составление плана изучения зоны степей (слайд )

Учитель: Итак, мы с вами отправляемся в экспедицию в зону степей. Нам нужно проверить наши предположения и вооружиться новыми знаниями о зоне степей.


    1. Стадия осмысления.
      Учитель: Но прежде чем отправимся в экспедицию нам нужно составить план изучения зоны степей.

Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой зоны?

Зона степей

изображение на карте

условия неживой природы

особенности растительного мира

особенности животного мира

деятельность человека

экологические проблемы и охрана природа

/В ходе обсуждения составляется кластер в тетрадях и на слайде./


Осмысление.

    1. Работа по карте природных зон (слайд с изображением карты природных зон)

Учитель: Молодцы! Найдите зону степей на ваших картах. Что вы можете рассказать о зоне степей, глядя на карту?

    1. Составление рассказа о зоне лесов (слайд «План рассказа» )

Учитель: Вместе с соседом по парте составьте рассказ о лесной зоне по этому плану.

/На слайде появляется план рассказа о зоне степей. Работа ведётся в парах по карте природных зон в атласах, одна пара учащихся работают с теллурием./

План рассказа:

  1. Где находится зона степей относительно зоны лесов?

  2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими изученными природными зонами?

  3. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

  4. Какая у зоны степей земная поверхность?

- О чём рассказала нам карта?
Примерный рассказ ученика:

Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно – Европейской равнине, и небольшая часть – на Западно – Сибирской.
/Рассказ учащихся сопровождается с показом объектов на карте природных зон./

Учитель: Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся (демонстрация картины «В степи». Так степь выглядит ранней весной. Здесь тёплое, продолжительное, засушливое лето. Дожди здесь бывают редко. Зато обдувает горячим ветром. Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. И степь становится такой (картина «Сухая степь»)

    1. Работа по учебнику. Инсерт.

Учитель: В учебнике на с. 114 прочитайте первый –третий абзацы. Найдите, что говорится о почве зоны степей, о климате. При чтении делайте пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко занесите сведения из текста.

Таблица «Инсерт»


«V»
поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете

    «+»
 поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым



    «–»
поставьте «–» (минус) на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете

    «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Учитель: Что нового вы узнали об условиях неживой природы?

/Заслушиваются ответы детей./



Учитель: Молодцы! Многое вы уже знаете о зоне степей. Теперь мы имеем более точное представление о том, куда направляется наша экспедиция.

Учитель: Что еще мы должны изучить?

/Ответы учащихся./

Учитель: Как вы думаете, какие растения будут расти в степи./Учитель заслушивает предположения учащихся./

Учитель: Какие животные могут обитать в степях?

Учитель: Какие экологические проблемы могут быть в зоне степей?

/Ответы учащихся./
Работа в группах

Учитель: Чтобы проверить, насколько наши предположения верны, зону степей будем изучать, разбившись на группы: ботаников, зоологов, экологов. Первая группа ученых будет изучать растительный мир, вторая группа – животный мир, третья группа – экологические проблемы степной зоны.

/Группы формируются согласно выбранным жетонам./

Учитель: В ходе исследования вы можете использовать материал учебника, атлас «От земли до неба», энциклопедию «Я познаю мир», гербарий, дополнительную литературу на нашей книжной выставке. Чтобы правильно и быстро выполнить задание, распределите роли в своих группах. Желаю вам успехов!

Материал самостоятельно изучается учащимся с помощью опорной карточки и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует и оказывает помощь./
Карточка для первой группы учащихся - ботаников:

Тип источника информации

Цель

Результат

(+/-)

учебник (с. 114-115),

атлас «От земли до неба»,

энциклопедия «Я познаю мир»,

гербарий,


Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

  1. Общая особенность растений.

  2. Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений.

(Корень, стебель, листья)

  1. Какие растения растут встепи?





Карточка для второй группы обучающихся - зоологов:

Тип источника информации

Цель

Результат

(+/-)

учебник (с.118),

атлас «От земли до неба»,

энциклопедия «Я познаю мир»,

гербарий


Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

  1. Отличительная черта степных животных.

2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).

3.Какие животные обитают в степи?





Карточка для третьей группы детей - экологов:

Тип источника информации

Цель

Результат

(+/-)

учебник (с.119-120),

атлас «От земли до неба»,

энциклопедия «Я познаю мир»,

гербарий,


Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

  1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.

  2. Растения и животные, занесённые в Красную книгу.







Сообщения членов экспедиции

а) Примерный рассказ первой группы учащихся - ботаников.

/На слайде «Растения степи»./

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по –разному: например у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевёрнутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария). Совсем по – другому приспособились ковыль и типчак (показ гербария) . Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю.

Учитель: Спасибо за интересную информацию о растениях степи.

Учитель: Слово предоставляется ученым, изучающим животный мир степи.

б) Примерный рассказ второй группы учащихся - зоологов. /На слайде «Животные степи»./

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль – красавка (показ рисунков). Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, к которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши – полёвки (показ рисунков). В норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк (показ рисунков), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

.

Іv. Физкультминутка

-Представьте себе, что вы - растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжёт землю (дети – растения показывают, как им плохо). Подул ветер – всё сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг всё стихло (все садятся на свои места).

.

V. Работа по теме

1. Продолжение изучения новой темы

в) Примерный рассказ третьей группы учащихся – экологов.

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля (Картина на полях Черноземья). Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орёл, журавль – красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный (рисунки). Есть ещё одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнёзда, построенные на полях, не были разорены во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

Учитель: Большое спасибо за вашу работу! Выступления наших экспертов были очень содержательными. Какие из ваших предположений подтвердились, а какие – нет?

( Ответы учащихся)

-Вернёмся к нашей таблице «Да – Нет». Согласны ли вы с вашими первоначальными ответами. Оправдались ли ваши предположения о деревьях и животных зоны степей?

2. Работа в рабочей тетради.

С.37, №4

- Прочитайте. Найдите в приложении рисунки к данному заданию. Вырежьте их и наклейте.

С.37, №5

- Прочитайте. Узнайте животных по фрагментам. Подпишите их названия.

Прверка.

- Каких животных степи вы узнали? (Хомяк, суслик, дрофа, шмель, кобылка, кузнечик, журавль – красавка).

С.38 №6

- Прочитайте. Составьте цепи питания, характерные для зоны степей.

(Растения насекомые серая куропатка степной орёл)

С.38 №7

- Прочитайте. Рассмотрите знаки – рисунки. Какие экологические проблемы выражены этими знаками - рисунками? Назовите экологическую проблему, выраженную на первом рисунке. (В степной зоне не осталось степей. Они все распаханы).

- Запишите в тетради.

- Назовите экологическую проблему, выраженную на втором рисунке. (Большие стада подолгу пасутся на одном месте. От этого разрушается почва).

- Запишите в тетради.

- Назовите экологическую проблему, выраженную на втором рисунке.(Незаконная охота – браконьерство).

- Запишите в тетради.

С.38 №8

- Прочитайте. В середине тетради найдите плакат «Красная книга России. Найдите на нём редкие виды растений и животных степей. Подпишите их названия. (Пион тонколистный, степной орёл, журавль – красавка, степная дыбка.)

vІ. Закрепление изученного материала.

- Наше путешествие подходит к концу. Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей, познакомились с растительным и животным миром. Предлагаю вам нарисовать ментальную карту. То есть "застенографировать" те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы будете подводить итоги исследования степи. (Приложение 1)

Составление цепи питания

Учитель: Используя учебник (с. 100-101), запишите две-три цепи питания, характерные для леса.

растения → заяц-беляк → рысь;

растения → мышь-полёвка → соболь.

Проверка-сверка по слайду.

vІІ. Подведение итога урока)

Выставление оценок.

Учитель: Выберите из конверта листочек такого цвета, каким бы вы обозначили свое настроение в конце урока.

Учитель: Что нового вы узнали о зоне степей? Чему вы сегодня учились на уроке?

Учитель: С какими затруднениями столкнулись на уроке?

Учитель: Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

Что больше всего запомнилось?

Учитель: С постановкой какого вопроса начали бы наш следующий урок?

Учитель: На следующем уроке мы с вами вновь побываем в роли исследователей и постараемся выяснить экологические проблемы в зоне лесов.

Задание на дом (слайд)

С. 121 – «Проверь себя».

Задания:

  1. Нарисовать рисунок степи.

  2. С помощью книги «Зеленые страницы» и материалов сети Интернет подготовить сообщение об одном из представителей степной зоны (по выбору).

- Фотографии растений и животных находите в сети Интернет в поисковых системах Яндекс и Google. Можно подготовить презентацию к своему сообщению и выступить со своим подготовленным сообщением.
Приложение 1. Ментальная карта




Теллурий (от лат. tellusЗемля), прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики iconИльина Надежда Анатольевна, учитель начальных классов, моу «Алдиаровская...
Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы...
Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики iconПрограмма воспитательной работы классного руководителя 11 класса...
Основания для разработки: Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, Законы Российской Федерации...
Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики icon"Кровеносная система"
Поставка учебного, учебно-наглядного оборудования для оснащения моу «Токаевская сош» Комсомольского района Чувашской Республики
Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики iconПостановление Кабинета министров чувашской республики о региональной...
«О мерах по созданию межотраслевой комплексной геоинформационной системы Чувашской Республики», в целях формирования инфраструктуры...
Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики iconМбоу «Алдиаровская сош» Янтиковского района aldiar-, тел. 89278643748
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок...
Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики iconМоя опора в жизни
Автор – Мадюкова Мария Ильинична, учительница чувашского языка и литературы моу «Шаймурзинская сош» Батыревского района Чувашской...
Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики icon«исследователь природы 2011» выполнили: Перминова Алина,Шишкина Людмила...
Пи¸енер (Пизенеры), Анаткас (Анаткасы), Юнтапа (Яндоба), Чулка¸ (Челкасы), Якунька (Ягунькино), Т=в=ш (Тушкасы), +ěнкас (Синкасы),...
Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики iconАнализ работы шмо учителей математики, физики и информатики моу «Эльбарусовская...
Анализ работы шмо учителей математики, физики и информатики моу «Эльбарусовская сош» Мариинско – Посадского района Чувашской Республики...
Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики iconПрограмма экологического кружка «Окно в природу» по мбоу «Чувашско...
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики отдел образования и молодёжной политики администрации Аликовского...
Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики iconУчредитель: администрация Красноармейского района Чувашской Республики...
Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана
Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики iconУрока
Моу «Яльчикская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»
Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики iconБиблиомозаика выпуск 13
Пи¸енер (Пизенеры), Анаткас (Анаткасы), Юнтапа (Яндоба), Чулка¸ (Челкасы), Якунька (Ягунькино), Т=в=ш (Тушкасы), +ěнкас (Синкасы),...
Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ядринская районная администрация Чувашской Республики Муниципальное образовательное учреждение «Хочашевская оош» Ядринского района...
Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики iconТема классного часа
Пи¸енер (Пизенеры), Анаткас (Анаткасы), Юнтапа (Яндоба), Чулка¸ (Челкасы), Якунька (Ягунькино), Т=в=ш (Тушкасы), +ěнкас (Синкасы),...
Моу «Алдиаровская сош» Янтиковского района Чувашской Республики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Янтиковского района включает мбук «Межпоселенческая центральная библиотека» Янтиковского района, детскую и 16 сельских библиотек....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск