ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа адресована учащимся 6 - 9 классов МБОУ «Еланская средняя общеобразовательная школа» Новокузнецкого муниципального района и входит в образовательную область «Обществознание».
Рабочая программа разработана на основе примерной рабочей программы основного общего образования по географии В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.Липкина для предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 кл., М.»Просвещение», 2011 и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов;
познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Место предмета в базисном учебном плане. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования Изучение географии предусматривается следующим образом:
класс — 34 часов из федерального компонента и 34 часов из регионального компонента;
класс — 68 часов из федерального компонента;
класс — 68 часов из федерального компонента;
класс — 68 часов из федерального компонента;
Введение регионального компонента ведётся интегрировано, с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты освоения курса географии.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2. Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
3. Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса В результате изучения курса «География. Россия» в 9 классе ученик должен:
1) знать/понимать:
понятия «район» и «районирование»;
особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока;
этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов;
особенности размещения населения, национальный состав, традиции народов;
особенности жизни и хозяйственной деятельности населения районов;
основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов;
современные проблемы и тенденции развития природно-хозяйственных районов;
2) уметь:
определять географическое положение района;
давать характеристику района по плану;
давать сравнительную характеристику районов по плану;
читать топографические планы и туристические карты разных городов и туристических маршрутов;
работать с материалами периодической печати;
определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных;
определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района;
3) оценивать:
изменения в развитии районов России;
уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;
положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.
Методические аспекты преподавания курса географии. В рамках преподавания курса географии могут быть освоены и эффективно использованы современные информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления.
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения. Предлагается использовать следующие методы организации учебной деятельности:
создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе учебного материала по теме урока;
выполнение самостоятельной работы (с учетом выбранной образовательной траектории);
выполнение проектных работ;
осуществление текущего опроса учащихся в режиме "голосования";
выполнение итоговой контрольной работы в форме теста, структура которого максимально приближена к требованиям ЕГЭ;
подготовка докладов и рефератов на основе отбора и анализа информации, с использованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т.д.);
выступление с докладом; организация дискуссии и участие в дискуссии по итогам выступления.
Основные формы работы: практикумы, нетрадиционные формы организации уроков, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Формы, средства, способы проверки и оценки результатов обучения: опрос -устный, письменный; тестирование, практикум, зачетные работы.
Критерии оценки учебной деятельности по географии. Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа (приложение 1). В систему оценки качества знаний по географии входят:
обычные вопросы и задания, сформулированные в традиционной форме и требующих от учащихся свободного ответа, позволяющие судить не только о знаниях учащихся, но и их способности самостоятельно строить ответ, рассуждать на заданную тему;
тесты, представляющие собой серию кратко и точно сформулированных вопросов и заданий, на которые учащиеся должны дать краткие и точные ответы. Тесты составлены таким образом, что школьники, выполняя их, ограничиваются расстановкой цифр, подчеркиванием правильного ответа или односложными ответами. При выставлении оценки за тесты используется следующая шкала: от 50 — 66 % общей суммы баллов — «3», от 67 — 84% «4», от 85% и выше «5»;
задания, связанные с географической картой (анализ, сопоставление, поиск информации и т.п.);
задания, связанные с анализом различных форм представления информации или, наоборот, представлением информации в определенной форме (таблицы, схемы, диаграммы и т.д.);
географические и картографические диктанты (на знание номенклатуры или географических понятий).
Структура программы
Раздел
учебного курса,
количество часов
| Количество часов
| Формы контроля
| всего
| практические занятия
| Текущий контроль/ обобщение/ контроль знаний
| 6 класс
| Введение
| 1
| 1
|
|
| Развитие географических знаний о Земле
| 4
| 1
| 0/1/0
| Тест
| Земля – планета Солнечной системы
| 4
| 3
| 0/1/0
| Тест
| План и карта
| 10
| 5
| 2/0/1
| Контрольная работа, тест
| Человек на Земле
| 4
| 2
| 1/1/0
| Тест
| Литосфера – верхняя оболочка Земли
| 11
| 4
| 1/0/1
| Контрольная работа, тест
| Гидросфера – верхняя оболочка Земли
| 13
| 5
| 1/0/1
| Контрольная работа, тест
| Атмосфера – воздушная оболочка Земли
| 11
| 5
| 1/0/1
| Контрольная работа, тест
| Биосфера – живая оболочка Земли
| 5
| 2
| 0/1/0
| Тест
| Географическая оболочка
| 6
| 2 экскурс
| 0/0/1
| Контрольная работа
|
7 класс
| Введение
| 3
| 2
| 0/0/0
|
| Население Земли
| 6
| 2
| 1/1/0
| Тест
| Природа Земли
| 13
| 4
| 0/0/1
| Контрольная работа
| Природные комплексы и регионы
| 5
| 3
| 1/0/0
| Тест
| Материки и океаны
| 41
| 10
| 4/2/1
| Контрольная работа, тест
| |