Скачать 361.66 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п. Средняя Усьва «Согласовано» «Утверждаю» Заместитель директора по УВР Директор школы _____________В.В.Котылко _____________Г.В.Ширяева «__»__________20___ г. «__»____________20__ г. Рабочая программа учебного курса «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО» 9 класс 2014 - 2015 учебный год Составил: учитель географии Родин В. А. Средняя Усьва - 2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «География России. Население, хозяйство» для 9-ых классов составлена на основе примерной программы:
В соответствии с авторской программой:
Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи. Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии. В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности. Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России. Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия. Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в. Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000). Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д. Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе. Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления. Основные задачи курса:
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Количество часов: всего по программе 67 часов, в неделю – 2 ч., практических работ – 22. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). В структурном отношении курс «География России. Население и хозяйство» состоит из введения и 3 разделов: I - «Общая часть курса», II - «Региональная часть курса», III- «Россия и страны нового зарубежья». СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Введение (1ч). Что изучает география России в 9 классе. РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА (35 ч). Тема 1. Политико-государственное устройство РФ. Географическое положение России (3 ч). Российская Федерация. Государственная территория России. Географическое положение и границы России. Практическая работа. 1. «Субъекты РФ». Тема 2. Население РФ (8 ч). Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и естественный прирост населения. Национальный состав населения России. Миграции населения. Городское и сельское население. Расселение населения. Практическая работа. 1. «Национальный и религиозный состав населения России». 2. «Определение плотности населения отдельных территорий». 3. «Выявление влияний природных условий на сельское расселение». 4. «Урбанизация в России». 5. «Определение тенденции изменения числа занятых в сферах народного хозяйства». Тема 3. Экономика РФ (7 ч). Экономические системы в историческом развитии России. Традиционная и командная системы. Командная экономическая система в СССР. Рыночная и смешанная экономика. Социально-экономические реформы в России. Структурные особенности экономики России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (1 ч). Научный комплекс. Тема 5. Машиностроительный комплекс (3 ч). Машиностроительный комплекс: роль, состав, проблемы развития, факторы размещения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК). Практическая работа. 1. «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам». Тема 6. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (2 ч). Роль, значение и проблемы ТЭК. Топливная промышленность. Электроэнергетика. Практическая работа. 1. Характеристика одного из районов добычи нефти, газа или угля по картам и статистическим материалам. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России. Тема 7. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (5 ч). Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий. Лесная промышленность. Практическая работа. 1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам. 4. «Лесная и деревообрабатывающая промышленность России». Тема 8. Агропромышленный комплекс (АПК) (2 ч). Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство. Пищевая и легкая промышленность. Практическая работа. 1. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Тема 9. Инфраструктурный комплекс (4 ч). Состав комплекса. Роль транспорта. Сухопутный транспорт. Водный и другие виды транспорта. Связь. Сфера обслуживания. Практическая работа. 1. Транспорт России. Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану. РАЗДЕЛ II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА (22 Ч). Тема 1. Общественная география крупных регионов России. Территориальная организация и районирование России (2 ч). Экономическое районирование. Районирование России. Тема 2. Западный регион – Европейская Россия (1 ч). Общая характеристика. Тема 3. Центральная Россия (4 ч). Состав, историческое изменение географического положения. Природные условия и ресурсы России. Население и трудовые ресурсы. Экономика и ее территориальная структура. Узловые районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Практическая работа. 1. Характеристика ЭГП района или области Центральной России. 2. Особенности специализации сельского хозяйства какого-либо района или области Центральной России. 3. Экономико-географическая характеристика города. Тема 4. Северо-Западная Россия (1 ч). Северо-западная Россия и Санкт – Петербургский узловой район. Тема 5. Европейский Север (2 ч). Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Практическая работа. 1. Характеристика хозяйства Европейского Севера. Тема 6. Европейский Юг – Северный Кавказ (2 ч). Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Практическая работа. 1. Характеристика хозяйства Северного Кавказа. Тема 7. Поволжье (2 ч). Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Тема 8. Урал (2 ч). Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Практическая работа. 1. Уральский экономический район. Тема 9. Восточный макрорегион – азиатская Россия (6 ч). Общая характеристика. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Практическая работа. 1. «Восточная Сибирь». 2. Характеристика Дальневосточного экономического района. РАЗДЕЛ III. РОССИЯ И СТРАНЫ НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ (7 ч). Страны нового зарубежья. СНГ. Белоруссия. Страны Балтии. Европейский Юго-Запад. Закавказье. Азиатский Юго-Восток. Резерв (2ч). КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ, НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО» 9 КЛАСС.
|
Средняя Усьва «Согласовано» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п. Средняя Усьва | План работы моу «сош» п. Средняя усьва на 2009 2010 учебный год. Средняя Усьва 2009 Анализ учебно-методической и воспитательной работы за прошедший учебный год и основные задачи на новый учебный год | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | Учебный курс: химия Ступень обучения, класс: среднее общее 10 класс «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | ||
Учебный курс: география Ступень обучения, класс: среднее общее 10 класс «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | Учебный курс: биология Ступень обучения, класс: среднее общее 10 класс «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» |