Скачать 370.02 Kb.
|
Комитет по образованию администрации муниципального образования г. Ноябрьск Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» Итоговая контрольная работа по курсу «Особенности содержания и методики преподавания избранных тем курса химии 8-9-х классов. Бердоносов С.С. , Менделеева Е.А. Открытый урок по химии Тема: «Природные источники углеводородов» Класс 9 Учитель МБОУ СОШ № 7. Русецкая О.П. г. Ноябрьск, 2010г. Открытый урок по химии Класс 9д Тема урока: «Природные источники углеводородов» Урок запланирован в рамках технологии формирования общеучебных умений и навыков и решает ряд задач по социализации школьников, так как предполагает формирование системы знаний и умений, развитие общеучебных умений и навыков. На уроке применятся групповая форма работы, учащиеся учатся планировать собственную познавательную деятельность, добывать информацию из различных источников, перерабатывать её, составлять доклад, выступать перед одноклассниками. Эта форма работы способствует развитию коммуникативных качеств личности. Тема урока «Природные источники углеводородов» благоприятна для формирования экономических, экологических представлений, вопросов охраны природы; содержание урока позволяет в полной мере использовать региональный компонент. Урок призван решать ряд воспитательных задач, что тоже очень важно в развитии социализации личности школьника, ведь это способствует социальной адаптации. Работа по реализации познавательных задач урока способствует развитию умений учащихся сравнивать, выделять главное, делать выводы; оценивать себя, своих одноклассников, т.е. социальной автономизации, (развитию индивидуальных качеств личности). Урок разработан для учащихся 9 класса при изучении темы: «Органические вещества» и может быть проведен при обучении по любой авторской программе, так как соответствует основному содержанию Примерной программы основного общего образования по химии. При подготовке к уроку использовались материалы лекции 8 пособия: Бердоносов С.С., Менделеева Е.А. Особенности содержания и методики преподавания некоторых избранных тем курса химии 8-9 классов. Лекция № 8.М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2006. Тип урока: первичного восприятия и закрепления знаний. Форма урока: ролевая игра, урок-конференция. Этапы урока:
восприятию нового материала. Вступительное слово учителя, задачи урока.
Урок требует предварительной подготовки. Учащиеся ставят самостоятельно цель познавательной деятельности, выбирают средства и пути для её реализации. Учитель направляет, корректирует их деятельность, помогает выбрать главное, проверяет умение подготовить сообщение, которое должно быть ёмким и кратким. На уроке учащиеся сами или с помощью учителя определяют задачи урока, исходя из темы урока и логической взаимосвязи понятий: состав → строение→ свойства → применение
Конференция: а) выступления специалистов б) ответы специалистов на вопросы учащихся. Все учащиеся, независимо от их роли, слушают доклады специалистов и составляют конспект, оценивают выступления учащихся и собственный конспект, оценку вносят в оценочный лист.
Воспроизводящая беседа.
Тест. Самопроверка.
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Тема урока: «Природные источники углеводородов» Раздел Примерной программы: «Органические вещества» Для классов возрастной нормы и продвинутого обучения. Изучаемые вопросы программы: Природные источники углеводородов. Нефть и её промышленная переработка. Фракционная перегонка нефти, термический и каталитический крекинг. Природный и попутный газы, их состав, практическое использование. Цели развития познавательной деятельности: Совершенствование умений:
Образовательные задачи и планируемые результаты обучения: изучить состав нефти, природного и попутного газов, сущность и значение их переработки, области применения продуктов и материалов, полученных из нефти и газа. Учащиеся должны:
Воспитательные задачи:
Средства обучения, эксперимент: Лабораторный опыт № 4.
Таблицы (приложение, стр. 19-22):
Выставка предметов и материалов, сделанных из нефти и попутного нефтяного газа. Демонстрация опытов.
Оборудование и реактивы: образцы нефти с различных месторождений, стаканы с водой, фильтровальная бумага, парафин, спиртовки, спички, пробиркодержатели, пробка измельчённая, вата, делительная воронка. Домашнее задание: § 23,24.
Предварительная подготовка к уроку. Оформление кабинета. Над доской плакат: «В химии всё возможно». Ш. Вюрц. На доске – название темы и слова: «Без светоча науки и с нефтью будут потемки». Д.И.Менделеев. 2. Выставка. Выставка материалов, изделий, для производства которых использовались углеводороды; т.е. продукция нефтехимии. Это: лаки, краски, растворители, лекарственные вещества, изделия из пластмассы, резины, синтетических волокон, минеральные удобрения, уксусная кислота, мыло, синтетические моющие средства и др. Табличка: «Их стоит показать, чтоб вы узнали всё, что надо знать». В.Шекспир. 3. Лотерея. Подготовить призы по числу учащихся и гостей. Призами могут быть предметы – продукция нефтехимии: канцелярские товары из пластмассы, продукты питания в упаковочном материале, например, йогурт, маргарин, жвачка, кондитерские изделия; мыло, стиральный порошок, товары бытовой химии и т.д. Лотерейные билеты продаются на перемене, плата - ответ на вопрос (см. приложение, стр. 24), гостям билеты дарим. 4. Проектор и таблицы: «Перегонка нефти», «Нефтепродукты», таблицы по составу нефти и газа Ноябрьского региона. Эти таблицы будут использовать докладчики. 5. Теоретическая часть. Класс делится на две группы: 1. Группа специалистов (10-12 уч-ся) 2. Группа учащихся. Подготовка конференции. Группа специалистов делится на мини-группы по 2-3 человека, им сообщается тема и ставится общая задача: самостоятельно организовать свою познавательную деятельность, сформулировать цель, изучить данный вопрос, используя различные источники информации, подготовить доклад, соответствующие таблицы, привлечь местный материал. В сборе местного материала оказывали помощь родители, знакомые - нефтяники. Структура урока Целеполагание. I. Вступительное слово учителя: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались для того, чтобы изучить тему: «Природные источники углеводородов».
Постановка цели урока. Мне хотелось бы сегодня сформулировать цель урока в виде несколько вопросов, а именно:
Задачи урока Ответить на эти «почему» нам поможет сегодняшний урок, на котором мы будем говорить об углеводородах с химической точки зрения. Нам снова поможет логическая взаимосвязь понятий: состав → строение →свойства → применение. План 1.Нефть:
2. Природный и попутный нефтяные газы:
3. Нефтехимия. Обстоятельно говорить о применении нефти и газа можно только, изучив их состав и свойства, работа по плану нам позволит достигнуть поставленной цели, а, реализовав поставленные задачи, мы сможем ответить на многие «почему? Открытие конференции. - На прошлом уроке мы закончили изучение темы: «Углеводороды». Какие углеводороды вам известны? - Алканы, алкены, алкины, алкадиены, циклоалканы, арены. Вывешиваем на доске таблички с названием классов УВ. Итак, нам предстоит обсудить: какие их них входят в состав нефти и газа и как человек их использует? Я хочу, чтобы эта тема была вам близка и понятна, ведь мы живём в городе, который родился благодаря открытым месторождениям нефти. Ноябрьск - город нефтяников! И сегодня они пришли на встречу с вами. Я пригласила специалистов по нефти и газу не случайно, надеюсь, что они обстоятельно и более профессионально, чем школьный учитель, расскажут нам о нефти и газе. На урок пришли так же и учителя нашей школы, которым тоже интересно пообщаться с высококлассными специалистами. Целеустремление Заранее были распределены роли, учащиеся подготовили сообщения по предложенным темам, работая в группах по 2-4 человека. Прежде, чем открыть конференцию, позвольте дать задание своим ученикам. Задание ученикам: Ребята, кроме поисков ответов на поставленные вопросы, нам нужно показать, что
В качестве напутствия я хочу вам прочитать слова Козьмы Пруткова: «Бросая в воду камешки, гляди на круги, ими образуемые, чтобы такое бросание не обернулось пустою забавою». Итак, внимательно слушаем доклады специалистов, составляем конспект и оцениваем выступления нефтяников. У вас на столе лежит оценочный лист (приложение, стр. 25), подпишите его и после выступления специалиста поставьте оценку. Целеосущестление II. Выступления специалистов Слово предоставляется Генеральному директору Объединения «Чёрное золото» Захаровой Дине Александровне. Она ведёт конференцию, представляет специалистов. Специалисты выступают с докладами, учащиеся составляют конспект и оценивают доклады, заполняют лист учёта. 1. Что такое нефть? Состав и физические свойства нефти. Лабораторный опыт: физические свойства нефти. 2. Перегонка нефти. Демонстрация таблицы: схема устройства ректификационной колонны, перегонка нефти. 3. Нефтепродукты. Демонстрация коллекции «Нефть и нефтепродукты». 4. Крекинг. 5. Природный и попутный нефтяные газы. Изучение таблицы «Состав природного и попутного газов». 6. Нефтехимик. Демонстрация продукции нефтехимии. Разминка. После выступления нефтехимика. Проведём небольшую разминку. Используем лист для разминки (приложение, стр. 24). Прочитайте названия веществ и посчитайте, сколько веществ вам знакомо, хотя бы понаслышке? Вопросы:
«Без светоча науки и с нефтью будут потёмки»? 7. Выступление эколога и лаборантов. Демонстрация опытов: горение нефти, очистка поверхности воды от нефтяных загрязнений. Лаборанты провели предварительно небольшой эксперимент, с целью выяснить, какой адсорбент лучше устраняет нефтяную плёнку и наиболее доступен. Для опыта они брали: бумагу, пробку, парафин. Лабораторный опыт. Растворимость нефти в воде. Демонстрация опытов:
III. Ответы на вопросы участников конференции Ребята, если у вас возникли вопросы, мы будем рады на них ответить. Примерные вопросы к докладчикам (приложение, стр. 26,27):
Другие вопросы могут возникать спонтанно, это надо приветствовать. Оценочные листы собираем и выводим средний балл - оценка выступлений учащихся. Уважаемые специалисты! Благодарим вас за интересные выступления, и за то что, несмотря на вашу занятость, вы смогли приехать к нам. Большое вам спасибо за ваш труд. Ребята, вам всё было понятно? Проверьте, пожалуйста, ваш конспект, оцените его, оценку поставьте в тетради. Ученикам раздаётся лист «Примерный конспект урока», (см. приложение стр.17,18). Учащиеся сравнивают свой конспект с образцом и выставляют оценку. IV. Закрепление Проверим, всё ли мы усвоили? Воспроизводящая беседа. Отвечаем на вопросы:
бензин, полученный прямой перегонкой, термическим или каталитическим крекингом?
«Однажды пентан пошёл в сауну попариться. Сауна, конечно, была химическая, поэтому там было довольно жарко, около 100 градусов. В сауне работал банщиком Хлорид Алюминия, который за долгие годы пребывания в жаре так высох, что его прозвали Безводным. Увидел он Пентана и набросился на него. И стал его крутить- ломать, приговаривая: «Какой скелет у тебя весь скрюченный. Ничего, сейчас выпрямим!» И так он старался скелет пентановый выпрямить, что от усердия оторвал метильную группу и атом водорода, стал он на место прилаживать, да всё перепутал: вместо метильной группы водород прилепил, а метильную группу на место водорода пристроил. Глянул на себя пентан и заплакал горючими слезами: «Был пентан, а стал ...................». В этой сказке 10 строк. Попробуйте сократить её до одной строки. К какому типу относятся такие реакции? И, наконец, главный вопрос: «Почему нефть считают чёрным золотом»? V. Проверка усвоения нового материала Тест по теме: «Природные источники УВ». Приложение, стр. 15,16. Самопроверка. Оцениваем так: 1 ошибка - «4», 2 ошибки – «3». VI. Подведение итогов урока. Объявление оценок. На нашей конференции присутствовали корреспонденты газеты «Кругозор», которые хотели бы взять у вас интервью, предоставим им несколько минут. Примерные вопросы:
Ответ: Холмогорское, оно было открыто и введено в эксплуатацию осенью 1973 года. Скважины как люди - рождаются, живут, расцветают, старятся и умирают. Холмогорскому месторождению повезло больше, на его месте установлен монумент. Заключительное слово учителя. Благодарю всех участников конференции за плодотворную работу и желаю дальнейших успехов в изучении органической химии, надеюсь, что после этого урока вы будете с большим уважением относиться к нефтяникам, химии и к химикам; которые смогли создать так много полезных и нужных для нашей жизни веществ, материалов, продуктов, сегодня без многих из них нам трудно обойтись, мы настолько к ним привыкли, кажется, они были всегда, но ведь это создали химики! (Некоторые из них представлены на выставке). Заканчивая официальную часть урока, мне хотелось бы предоставить слово поэтессе Анне Л. Песня о Ноябрьске. Индевели морозные дали В том нам памятном всем ноябре. И тогда мы впервые узнали Город, ставший нам главным в судьбе И твой северный образ суровый Нас всегда согревает теплом. Как прекрасно, дружище мой новый, Что с тобой мы в Ноябрьске живём. И, сквозь Севера трудные судьбы, Чётко слышен твой ритм трудовой. Буровых нефтеносные трубы Поднимаются вместе с тобой Твоя нефть согревает планету, Твои люди прекрасны душой, Твоё имя подобно рассвету, Будь же счастлив, Ноябрьск мой родной. VII. Лотерея. А сейчас небольшой сюрприз - лотерея. Призы для лотереи нам любезно предоставили наши спонсоры объединения «Чёрное золото». Получите призы! Билеты лучше продать во время перемены. Литература:
|
Урок по органической химии. 10 класс Тема: «Природные источники углеводородов» Изучить состав нефти, природного и попутного газов, сущность и значение их переработки, области применения продуктов и материалов,... | Тема урока: «Природные источники углеводородов и их переработка» Методическая разработка урока учителя химии моу «сош№13 с уиоп» г о. Электросталт Зарубаевой Н. Н | ||
Урок-игра по теме: «Природные источники углеводородов» Судья. В открытом судебном заседании слушается дело «Об ответственности природных источников углеводородов перед будущими поколениями... | Природные источники углеводородов Основные источники углеводородов нефть,природный и попутный нефтяной газы, уголь. Запасы их не безграничны. По оценкам ученых,при... | ||
Урок игра по теме «Природные источники углеводородов» Образовательная – познакомить с происхождением нефти и природного газа, методами их переработки, использованием продуктов, получаемых... | Уроков самостоятельная работа по теме «Природные источники углеводородов» | ||
Природные источники углеводородов 10 класс ... | Урок по химии 10 класс. Тема урока: «Углеводороды» Цель: изучение строения, свойств, способов получения и областей применения ациклических углеводородов на основе базовых знаний | ||
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов Сегодня мы предлагаем вам взглянуть на одну из таких проблем с двух сторон: географической и химической. Хотя и ее можно рассмотреть... | Чередниченко Наталья Евгеньевна Тема : «Природные зоны России». Тип урок Цель урока: Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме «Природные зоны России». Выработка умения самостоятельно применять... | ||
Урок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии... | Тематическое планирование по химии 11 класс Предмет органической химии. Краткий исторический очерк: виталистическая теория. Связь органической и неорганической химии. Органические... | ||
Пояснительная записка основные цели учебного курса Ознакомление с классификацией химических реакций в органической химии м механизмах их протекания. Закрепление и развитие знаний на... | Конкурс методических разработок учителей в рамках проекта нфпк «Интернет-поддержка... Краткая аннотация в 9 классе по неорганической химии изучается тема «Углерод и его соединения». Урок-практикум направлен на формирование... | ||
Урок викторина по теме: “Природные зоны.” ... | Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» «Механические колебания и волны. Звук»; сформировать понятия: звук, источники звука, звуковые волны; объяснить причинно- следственную... |