МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
-
| УТВЕРЖДАЮ Проректор по УР
_____________________________
«_____» ________________ 20__ г.
|
Рабочая программа дисциплины
на основе модульной технологии обучения
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ Направление подготовки 240700.62 - Биотехнология
Профиль подготовки - Биотехнология Квалификация бакалавр Форма обучения очная
Орел 2014 год
Составитель: ___________ к.б.н., ст. преподаватель Костромичева Е.В. «__» ________20__г.
Рецензент: ______________ «__» __________.20__г
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (квалификация (степень).
Программа обсуждена на заседании кафедры биотехнологии протокол № _ от « __» ________ 20__ г.
Зав. кафедрой: __________ зав.кафедрой д.б.н, проф. Павловская Н.Е. «__» __________20__г.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании Ученого совета факультета*
протокол №__ от « __» ________ 20__ г.
Декан факультета _______________д.б.н., проф. Масалов В.Н. «__» __________20__г. Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки
протокол №_ от «__» __________20__г.
Председатель учебно-методической комиссии по направлению подготовки_____________д.б.н.. проф. Павловская Н.Е. «__» __________20__г.
Заведующий выпускающей кафедрой:________д.б.н., проф. Павловская Н.Е. «__» __________20__г.
Директор научной библиотеки _____________Ишханова Е.В. «__» __________20__г.
Оглавление
| Введение
| 3
| 1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины)
| 3
| 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
| 3
| 3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
| 3
| 4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
| 4
| 4.1 Содержание модулей и разделов дисциплины
| 4
| 4.2 Разделы дисциплин и виды занятий
| 7
| 4.3 Тематический план лекций
| 7
| 4.5 Лабораторный практикум
| 8
| 4.6 Самостоятельная работа студентов
| 9
| 5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
| 9
| 6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):
| 9
| 7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
| 11
| 8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
| 11
| 9. Перечень методических указаний для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
| 11
| 11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
| 11
| 12. Критерии оценки знаний студентов
| 11
|
Введение
Модульно-рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов введена для изучения курса «Природопользование» с целью активизации самостоятельной работы студентов и стимулирования ее ритмичности. Основа модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий студента; рекомендации преподавателя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Данная учебная дисциплина по итоговой оценке знаний заканчивается зачетом.
Безупречное усвоение студентом модуля учебной дисциплины оценивается в 100 рейтинговых баллов («100% успеха»). Количество промежуточных этапов контроля учебной работы студентов – 2, их форма представляет письменную контрольную работу, максимальная оценка каждого 30 баллов. Сроки выполнения устанавливаются в зависимости от календарного плана. Преподаватель кафедры, ведущий занятия со студенческой группой, обязан проинформировать об этом группу на первом занятии в семестре. Максимальная сумма рейтинговых баллов по учебной дисциплине по результатам промежуточных этапов контроля в семестре составляет 60.
Неявка студента на промежуточный контроль в установленный срок оценивается нулевым баллом. Дополнительные 2-3 дня для отчетности по пропущенным контрольным точкам устанавливаются преподавателем или заведующим соответствующей кафедрой в конце каждого месяца семестра. Студент, набравший в семестре сумму баллов меньше указанной, но не менее 20 баллов, может «добрать» недостающие баллы в течение последней недели семестра перед началом экзаменационной сессии. Опрос, как правило, проводится преподавателем, проводившим в семестре занятия со студентами данной учебной группы. В течение последней недели семестра заведующие кафедрами обязаны обеспечить работу учебных лабораторий и предоставить возможность студентам, имеющим задолженность по лабораторному практикуму, ликвидировать ее.
Студентам, имевшим задолженность по неуважительной причине и ликвидировавшим ее в последнюю неделю семестра, преподаватель выставляет в ведомость минимальный рейтинговый балл (55). Для студентов, показавших в течение семестра высокие результаты в изучении учебной дисциплины, устанавливаются поощрения. Студент, набравший по курсу на промежуточных этапах сумму от 55 до 60 баллов, имеет право получить зачет без дополнительного опроса. В ведомость и зачетную книжку студента итоговая оценка проставляется в рейтинговых баллах и в виде зачета.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины).
В результате изучения данной учебной дисциплины у обучающихся формируются компетенции: ОК-13, ПК- 2.
ОК-13 понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования и для развития и сохранения.
ПК-2 использовать знания о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы.
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
Виды учебной нагрузки
|
Всего
часов
| Семестр 1
| Аудиторные занятия (всего)
в том числе:
| 42
| 42
| Лекции
| 18
| 18
| из них:
активные формы обучения
| 4
| 4
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| из них:
активные формы обучения
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 24
| 24
| из них:
активные формы обучения
| 4
| 4
| Самостоятельная работа
| 66
| 66
| Вид промежуточной
аттестации
| экзамен
| экзанем
| Общая трудоемкость
час/зач. ед
| 108/3
| 108/3
|
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических и видов учебных занятий.
4.1 Содержание модулей и разделов дисциплины
Таблица 2 Содержание модулей и разделов дисциплины
Семестр I (количество модулей 2)
| Модуль I. Теоретическое основание рационального природопользования.
Цель: контроль усвоения основных понятий о природопользовании, о рациональном природопользовании.
В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК-13, ПК- 2.
| №
п/п
| Наименование раздела дисциплины, входящей в данный модуль.
| Содержание раздела
| аудиторная работа
| СРС
| 1
| Естественный базис природопользования.
| Сравнительный анализ содержания понятий "рациональное природопользование", "охрана природы", "охрана и преобразование природы", "оптимизация окружающей среды".
Природные ресурсы, их классификация. Понятие "природные условия" и "естественные ресурсы". Основные группы естественных ресурсов: ископаемые, климатические, водные, почвенные, растительные, фаунистические. Исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и не возобновляемые ресурсы.
| Экология – фундаментальная основа рационального природопользования. Цели, принципы и приоритеты рационального природопользования. Структура рационального природопользования. Генофонд и задачи сохранения генетического разнообразия. Энергетические ресурсы и энергетические проблемы.
| 2
| Экономические проблемы взаимодействия природы и общества.
| Социально-экономические особенности сферы природопользования. Виды природопользования. Содержание категорий "качество жизни", "стиль жизни", "экономические потребности", "экологические интересы". Система эколого-экономических интересов: противоречия и единство. Ценности экологические и экономические. Эколого-экономические принципы рационального природопользования. Причины экологического кризиса в России.
Региональные и биогеоценотические аспекты экономики природопользования.
| Анализ демографической проблемы. История демографической проблемы. Аспекты и масштабы проблемы народонаселения. Демографический взрыв, его причины. Возможные пути решения демографической проблемы. Региональный подход. Демографическая ситуация в России. Проблемы "старения" городов. Расползание городов, его причины и следствия. Перспективы урбанизации. Непреднамеренное воздействие на природную среду и его оценка.
| Модуль I I. Загрязнение окружающей среды и меры его предотвращения.
Цель: Сформировать высокий уровень допрофессиональной компетенции: о формировании региональной экономической политики.
В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК-13, ПК- 2.
| №
п/п
| Наименование раздела дисциплины, входящей в данный модуль.
| Содержание раздела
| аудиторная работа
| СРС
| 1
| Стратегия и практика рационального природопользования. Управление качеством окружающей среды.
| История проблемы загрязнения воздуха. Основные загрязнители воздуха и их воздействие на экосистемы. Стратегия борьбы с атмосферными загрязнителями. Установление стандартов. Парниковый эффект и глобальное изменение климата.
Проблемы водопользования и загрязнение водоемов.
Проблема использования почв. Почва и почвенная экосистема. Потери почвы: выветривание и выщелачивание. Причины потерь почвы. Предупреждение эрозии и опустынивания.
Ресурсный кризис. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Проблема твердых отходов. Возможные решения.
Источники энергии и ее потребление. Истощение запасов угля и нефти. Проблемы гидроэнергетики. Ядерная энергия. Альтернативные источники энергии. Влияние энергетики на климат.
Переработка отходов в ресурсы: возможные решения.
Образ жизни, землепользование и их воздействие на окружающую среду.
Ландшафтная экология. Морфологическая структура природных ландшафтов. Природно-хозяйственные системы. Типы преобразования природы. Обеспеченность региона природными ресурсами, их виды, структура потребления. Негосударственный контроль за рациональным использованием ландшафтных ресурсов. Планирование культурного ландшафта.
| Сокращение озонового слоя. Природа и значение озонового экрана, причины "озоновых дыр". Международный опыт борьбы ученых и общественности за решение озоновой проблемы.
Эвтрофикация. Естественная эвтрофикация и антропогенная. Источники наносов и биогенов. Современные методы борьбы с эвтрофикацией. Проблема пестицидов. Ядохимикаты и загрязнение грунтовых вод. Обезвреживание ядовитых отходов и контроль за ними.
Проблемы ацидофиксации озер в России.
Основные экологические проблемы современности. Истоки и классификация экологических проблем. Глобальные экологические проблемы. Экологическая ситуация в России.
Пути преодоления экологического кризиса. Ценностные переориентации человечества, необходимость изменения парадигмы мышления. Проблемы выработки биосферных идеалов. Программа экологических действий человечества в XXI веке. Концепция устойчивого развития. Методы и организация комплексного геоэкологического мониторинга. Аэрокосмический мониторинг. Компьютерная технология обработки и анализа материалов дистанционных съемок. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. Санитарно-гигиенические показатели. Оценки степени антропогенных изменений природной среды.
| 2
| Региональные особенности рационального природопользования.
| Региональные аспекты состояния природной среды. Принципы формирования региональной экономической политики. Эколого-хозяйственные приоритеты.
Особенности структуры и энергетики сельскохозяйственных экосистем. Проблемы мелиорации земель. Представления об экологически оптимизированных агроценозах. экологически "чистые" продукты и пути решения проблемы улучшения структуры питания населения.
| Городские и промышленные экосистемы. Безотходные и малоотходные производства, внедрение биотехнологий. Удаление отходов. Экологический императив в развитии производства. Оптимизация и гармонизация городской среды.
Основные проблемы природопользования в России.
| |