Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю





НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю
страница1/7
Дата публикации30.06.2015
Размер0.81 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
  1   2   3   4   5   6   7



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР

_____________________________

«_____» ________________ 20__ г.


Рабочая программа дисциплины

на основе модульной технологии обучения
Основы биохимии и молекулярной биологии


Направление подготовки 240700.62 - Биотехнологии

Профиль подготовки Биотехнология
Квалификация бакалавр
Форма обучения очная


Орел 2014 год
Составитель: д.б.н., проф. Павловская Н.Е «__» __________201__г.
Рецензент: ____________ «__» __________201__г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки биотехнология.

Программа обсуждена на заседании кафедры биотехнологии протокол № 8 от «28» апреля 2014г.
Зав. кафедрой: _____________ д.б.н., проф. Павловская Н.Е. «__» __________201__г.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании Ученого совета факультета биотехнологии и ветеринарной медицины протокол №10 от « 16» мая 2014 г.
Декан факультета __________________ д.б.н., проф. Масалов В.Н. «__» __________201__г.
Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки Биотехнология

протокол № 8 от «14» мая 2014 г.

Председатель учебно-методической комиссии по направлению подготовки Биотехнология

_________________________ д.б.н., проф. Павловская Н.Е. «__» __________201__г.
Заведующий выпускающей кафедрой:______________д.б.н., проф. Павловская Н.Е. «__» _____201_г.
Директор научной библиотеки ____________________ Ишханова Е.В. «__» _____201_г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………...4

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины)………………………………………………………………………………………………………4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы………………………………………….4

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся………………………………………………5

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий…………….......................5

4.1 Содержание модулей и разделов дисциплины…………………………………………..……………..5

4.2 Разделы дисциплин и виды занятий……………………………………………………..……............10

4.3 Тематический план лекций………………………………………………………………..…..………..11

4.4 Лабораторный практикум…………………………………………………………….……..….............12

4.5 Самостоятельная работа студентов………………………………………………………….………….13

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)…………………………………………………………………………………..….……14

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):...............................................................................................................................................................15

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)…………………………………………………………………………………….…….…...................33

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)………………………………………………………………..........................34

9. Перечень методических указаний для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)………………………………………………………………………………………..………….……..34

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)…………………..............................................................................34

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)…………………………………………………………………………….35

12. Критерии оценки знаний студентов……………………………………………………………………36

Введение

Модульно-рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов введена для изучения курса «Основы биохимии и молекулярной биологии» с целью активизации самостоятельной работы студентов и стимулирования ее ритмичности. Основа модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий студента; рекомендации преподавателя по ее успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Дисциплина «Основы биохимии и молекулярной биологии» направлена на обучение бакалавров теоретическим основам и практическому применению современных методов биохимии и молекулярной биологии, позволяющих решать актуальные задачи в различных областях промышленности.

Студенты должны освоить основные методы современной молекулярной ДНК-диагностики. При этом изучение экспрессии геномов про - и эукариот, не ограничится исследованием только ядерной (т.е. хромосомной) ДНК или ДНК нуклеотида, а студент также получит полное представление и о структурно-функциональной организация геномов пластид и митохондрий.

Целью изучения дисциплины «Основы биохимии и молекулярной биологии» является приобретение студентами базовых знаний о функционировании биологических молекул и их сложных комплексов в живых организмах, участии в химических и биологических процессах, в построении клеточного вещества, особенностях каталитического действия ферментов и регуляции их активности, передачи генетической информации, основных способах образования и использования энергии в живом организме, основных понятиях иммунологии. Не менее значима профессиональная подготовка квалифицированных кадров в различных областях биотехнологии, для преподавания и работы в учреждениях высшей школы, академических и отраслевых научно-исследовательских институтах биологического и медицинского профиля.

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины).
Изучение дисциплины “Основы биохимии и молекулярной биологии” направлено на формирование у студентов следующих компетенций:

Общекультурные (ОК)
готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-7);

Профессиональные (ПК)

общепрофессиональные

быть способным и готовым использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);

в научно-исследовательской деятельности:

уметь работать с научно-технической информацией, уметь использовать отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности, систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов производства (ПК-6);

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Место дисциплины «Основы биохимии и молекулярной биологии» в структуре ООП бакалавриата: (Б.2.Б.10.), базовая часть. Изучению дисциплины предшествуют: общая и неорганическая химия, органическая химия и химия биологически активных веществ, кинетика химических реакций. Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин «Общая химическая технология», «Биокатализ и биотехнологические технологии», «Технология белка и БАВ», «Основы токсикологии и экотоксикологии», «Биотехнология пищевых добавок». Программа дисциплины построена блочно-модульно.

3.Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
Таблица1 Общая трудоемкость дисциплины 216/6 зачетных единиц.



Виды учебной нагрузки


Всего

часов

Семестр 5


Семестр 6

Аудиторные занятия (всего)

в том числе:

106

36

72

Лекции

36

12

24

из них:

активные формы обучения





4


8

Практические занятия (ПЗ)

-

-

-

из них:

активные формы обучения

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

72

24

48

из них:

активные формы обучения




6


16

Самостоятельная работа

108

36

72

Вид промежуточной

аттестации




зачет

экзамен

Общая трудоемкость

час/зач. ед

216/6

72/2

144/4


4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических и видов учебных занятий.
4.1 Содержание модулей и разделов дисциплины

Таблица 2 Содержание модулей и разделов дисциплины

Семестр 5 (количество модулей 1)

Модуль I. Биохимия, ее значение, задачи, методы исследования.

Цель: Сформировать понятия студентов о единстве и различиях между химическим составом клеток прокариот и эукариот, классы и функции органических соединений. (ОК-7, ПК-1)



п/п

Наименование раздела дисциплины, входящей в данный модуль.

Содержание раздела

аудиторная работа

СРС

1

Предмет и задачи биохимии и молекулярной биологии. Методы исследования. Основные отличия от неживого. Химическая основа строения и функции клеток. Метаболизм: ассимиляция и диссимиляция. Практическое значение биохимии и молекулярной биологии.


История возникновения и развития, современные теоретические и практические задачи биохимии. Методы биохимии. Диссимиляция и ассимиляция. Характерные биохимические признаки живого. Значение биохимии и молекулярной биологии.


Биохимия - наука о химическом составе живых организмов и химических процессах, лежащих в основе жизнедеятельности.

Отличия прокариотических и эукариотических клеток по биохимическим функциям.


2

Строение и функции углеводов.

Классификация углеводов. Альдозы и кетозы. Моносахариды и полисахариды, их значение у прокариот и эукариот. Крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин, их значение для организмов.



Основные углеводы

животных и растений, и

содержание в тканях,

биологическая роль.

Основные углеводы пищи. Обмен пировиноградной

кислоты в анаэробных

условиях: молочнокислое

брожение, спиртовое

брожение.

3

Строение клеточной стенки бактерий и растений. Биосинтез углеводов.

Темновая фаза фотосинтеза. Цикл Кальвина. Хемосинтез, пути синтеза углеводов у прокариот. Биосинтез углеводов по пути глюконеогенеза. Пентозофосфатный путь синтеза пентоз. Синтез гликогена.


Участие НАД-зависимых

ферментов в процессах

анаэробного распада

пировиноградной кислоты.

Превращения

пировиноградной кислоты в

аэробных условиях:

окислительной

декарбоксилирование,

образование ацетил-КоА.

Цикл лимонной кислоты.

4

Липиды. Классификация липидов. Биологические функции липидов. Структура жиров, фосфолипидов и гликолипидов. Изопреноиды и стероиды.



Липиды и их биологическая

роль. Классификация и

номенклатура. Структура,

свойства и распространение

липидов в природе.

Резервные липиды и липиды

мембран. Насыщенные и

ненасыщенны жирные

кислоты. Изомерия и

структура ненасыщенных

жирных кислот.

Синтез

триглицеридов, роль

фосфатидной кислоты.

Распад и синтез

фосфолипидов и стеридов.

5

Метаболизм жиров. Пути синтеза и окисления липидов. β-окисление жирных кислот.


Ферментативный распад

триглицеридов. Превращение

глицерола. Окисление жирных кислот: β-окисление на примере пальмитиновой кислоты. Основные стадии окисления жирных кислот:

активация кислоты в цитоплазме клетки, транспорт через мембрану

(участие карнитинового комплекса), собственно

окисление.

Участие ацетил-КоА в цикле лимонной кислоты и глиоксилевом цикле.

6

Витамины, биологическое значение. Классификация. Водо- и жирорастворимые витамины.


Классификация. Строение и функции важнейших коферментов, содержащих витамин В1, В2, РР, В6, В3, витамин В12.Жирорастворимые и водорастворимые витамины.

Авитаминозы как болезни пищевой недостаточности. Гипервитаминозы.

Биотехнологическое производство витаминов.

Семестр 6 (количество модулей 3)

Модуль I. Белки и ферменты, их роль в биотехнологической промышленности

Цель: Сформировать высокий уровень профессиональной компетенции: о значении знаний по строению и функциям биологически активных белковых веществ и ферментативных процессах в биотехнологических производствах (ОК-7, ПК-1, ПК-6)




п/п

Наименование раздела дисциплины, входящей в данный модуль.

Содержание раздела

аудиторная работа

СРС

1

Аминокислоты и белки. Физические и химические свойства аминокислот. Протеиногенные аминокислоты. Классификация.

Аминокислотный состав белков. Незаменимые аминокислоты. Принципы структурной организации белков. Сильные и слабые взаимодействия вбелковой молекуле. Изоэлектрическая точка. Оптические характеристики. Первичная структура белка. Методы расшифровки первичнойструктуры. Вторичная структура белка. Характеристика a-спирали. Структураскладчатого слоя. Третичная и четвертичная структура белковой молекулы. Структурные и функциональные домены. Формирование активного центра белковоймолекулы.

Пути повышения пищевой ценности растительных белков. Пептиды, распространение в природе, участие в обмене. Денатурация белков. Значение денатурации белков в пищевой технологии

2

Белки, их значение. Функции, выполняемые белками. Пептидная связь и уровни организации белковых молекул. Классификация белков. Пептиды и их роль в метаболизме.


Первичная структура

белков. Зависимость

биологических свойств

белков от первичной

структуры. Видовая

специфичность первичной

структуры белков (инсулины

разных животных).

Вторичная структура белков,

методы изучения.

Струткурные белки

(коллаген, кератин).

Надвторичные структуры и

домены.Третичная структура

белков, методы определения.

Природа сил, её

определяющих,

функциональное значение.

Четвертичная структура

белков. Особенности

строения и

функционирования

олигомерных белков на

примерегемсодержащих

белков – миоглобина и

гемоглобина. Лабильность

пространственной структуры

белков и их денатурация.

Факторы вызывающие

денатурацию. Роль пептидов в обмене веществ.

Шапероны –

класс белков, защищающий

другие белки от денатурации

в условиях клетки и

облегчающий формирование

их нативнойконформации.

3

Методы выделения и анализа белков. Пути синтеза белков. Симбиотическая фиксация азота.

Методы выделения индивидуальных

белков: осаждение солями и

органическими

растворителями, гель-фильтрация, электрофорез,

ионнообменная и аффинная хроматография. Методы очистки белков (диализ, кристаллизация и др.). Азотфиксация. Матричный механизм биосинтеза белка. Этапы

биосинтеза белка: активация

аминокислот, инициация,

элонгация, терминация;

сворачивание и процессинг полипептидной цепи.

Активация аминокислот у

прокариот и эукариот.

Особенности инициации у

прокариот и эукариот:

факторы инициации,

инициаторнаятРНК, старт

кодон мРНК. Элонгация

полипептидной цепи: факторы элонгации, роль ГТФ. Териинация синтеза полипептидной цепи:

факторы терминации, стоп-кодонымРНК.

Принципы классификации

белка по структуре, по

функциям и по

растворимости.Генетический код.

Биологический код – способ перевода четырехзначной

нуклеотидной

последовательности

Свойства биологического

кода. Регуляция белкового

синтеза: негативная (напримере индукции lac-оперона и репрессии trp-оперона) и позитивная

регуляция.

4


Ферменты – биологические катализаторы. Классификация .Кинетика ферментативных реакций. Механизмы регуляции метаболических процессов.

Основные положения теории ферментативного катализа. Кинетика ферментативных реакций. Понятие об активном центре фермента. Число оборотов фермента. Определение начальной скорости ферментативной реакции. Специфичность действия ферментов. Влияние физических и химических факторов на активность ферментов. Лабильность ферментов. Активаторы и ингибиторы. Механизмы ингибирования ферментов. Однокомпонентные и двухкомпонентные ферменты. Классификация. Ферментные препараты в биотехнологиях.


Ферментные препараты в биотехнологиях. Иммобилизованные ферменты. Значение в биотехнологических процессах (ферментерах).


5

Строение биологических мембран. Пути переноса веществ через мембраны. Активный и пассивный транспорт веществ через мембраны.


Многообразие мембранных структур и выполняемых ими функций.

Строение липидов, входящих в состав клеточных мембран: формулы фосфолипидов, гликолипидов, холестерола. Амфипатические свойства липидов мембран.

Белки мембран (интегральные, периферические): особенности структуры, свойства, функции.

Асимметрия мембран (примеры). Способность белков и липидов мембран к латеральной диффузии.

Транспорт веществ через мембраны: простая и облегчённая диффузия, активный транспорт, экзо- и эндоцитоз, их особенности.

Na+, K+-АТФ-аза, механизм действия, роль в поддержании трансмембранного потенциала и возбудимости мембраны.


Ограниченная возможность поперечной диффузии в мембранах. Взаимодействия белков и липидов в биологических мембранах.




Модуль II. Единство процессов обмена веществ и энергии. Законы биоэнергетики

Цель: Сформировать знания студентов о взаимосвязи анаболизма, катаболизма и обмена энергии в прокариотах и эукариотах. (ОК-7, ПК-1, ПК-6)



п/п

Наименование раздела дисциплины, входящей в данный модуль.

Содержание раздела

аудиторная работа

СРС

1

Биоэнергетика и метаболизм у автотрофов и гетеротрофов. Окислительно-восстановительные реакции.


Метаболические системы организмов. Основы биоэнергетики. Энергетическое сопряжение. «Высокоэнергетические» соединения. Биологическое окисление.

Виды энергии. Экзергонические и эндергонические реакции. Начала термодинамики (законы или аксиомы).

2

Световые реакции фотосинтеза. Нециклическое и циклическое фотофосфорилирование.


Пигменты (хлорофиллы, каротиноиды), их химическая структура, химические свойства, их роль в процессе фотосинтеза, этапы биосинтеза хлорофилла, фотосистема I, фотосистема II, реакционные центры, электрон – транспортная цепь, циклическое и нециклическое фотофосфорилирование, АТФ, НАДФ, световая стадия (Z – схема) фотосинтеза, темновая фаза фотосинтеза, цикл Кальвина, цикл Хэтча – Слэка, С3 растения, С4 растения, кранц – анатомия листа, хемиосмотическая теория Митчелла, хемосинтез, фотодыхание, эффект Варбурга.

Основные метаболические пути и их компоненты. Единство происхождения всех живых существ. Сходства в обмене веществ у прокариот и эукариот

3

Дыхание и брожение. Компоненты электронно-транспортной цепи. Гликолиз, пентозофосфатный путь окисления глюкозы. Цикл лимонной кислоты (цикл Кребса). Окислительное фосфорилирование.


Общее уравнение процесса дыхания и его значение для растений. Основные пути окисления растительного субстрата. Циклы гликолиза.

Цикл Кребса (цикл ди- и трикарбоновых кислот). Дыхательная ЭТЦ. Взаимосвязь между дыханием и брожением.

Экологические и онтогенетические аспекты дыхания.

4

Роль веществ вторичного происхождения в адаптационных механизмах растений. Гормоны , антибиотики, фитогормоны, фенолы, алкалоиды, гликозиды.


Фенолы. Гликозиды. Алкалоиды. Эфирные масла и смолы. Каучук и гута. Биосинтез терпеноидов в растениях. Регуляторы роста растений и микроорганизмов. Гербициды. Растительные антибиотики. Ауксины и гебереллины. Цитокинины.

Биологическая роль веществ вторичного метаболизма.

Модуль III. Основы молекулярной биологии.

Цель: Сформировать у студентов  понятия об основных понятиях молекулярной биологии, генной инженерии, строением и свойствами генома микроорганизмов прокариот и эукариот. (ОК-7, ПК-1, ПК-6)



п/п

Наименование раздела дисциплины, входящей в данный модуль.

Содержание раздела

аудиторная работа

СРС

1

Предмет и задачи молекулярной биологии. Строение и функции нуклеиновых кислот. Генетический код. Синтез белка.


Нуклеиновые кислоты. Азотистые основания. Нуклеозиды и нуклеотиды. Нуклеозиддифосфаты, нуклеозидтрифосфаты. АТФ и ее роль в обмене веществ. ДНК и РНК, общая характеристика. Комплементарность азотистых оснований и ее роль в структурной организации и функционирование нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот. ДНК как носитель генетической информации. Нуклеотидный код. Репарация ДНК. Механизм наследования генетической информации (репликация ДНК). Реализация генетической информации при биосинтезе белков. Транскрипция и трансляция.

Репарация, транскрипция и трансляция. Синтез белка.

Правила Чаргаффа. Задачи на комплементарность.


2

Структура генома вирусов и фагов. Типы взаимодействия вируса с клеткой-хозяином. Роль вирусов в эволюции.


Химическая природа нуклеиновых кислот вирусов. Отличие геномов вирусов от геномов организмов. Хранение генетической информации вирусов. Информационный процессинг у вирусов эукариот. Краткая характеристика универсального жизненного цикла вирусов. Реализация генетической информации вирусов. Генетические стратегии РНК-геномных вирусов. Основные принципы и механизмы репликации РНК-геномов. Особенности транскрипции РНК-геномов вирусов. Разнообразие репликативных циклов РНК-геномных вирусов. Генетические стратегии ДНК-геномных вирусов. Основные принципы и механизмы репликации ДНК-геномов. Особенности транскрипции ДНК-геномов вирусов.

Информационное воздействие вируса на клетку хозяина. Эффект подавления хозяина. Ингибирование клеточной транскрипции. Ингибирование трансляции мРНК хозяина. Ингибирование функции цитоскелета. Вирусы и апоптоз.

3

Строение генома прокариот и эукариот. Структура бактериальной хромосомы. Методы генной инженерии.

Структура прокариотических генов. Плазмиды, IS-элементы и транспозоны бактерий. Последовательность нуклеотидов эукариотического генома. Структура эукариотических генов. Сателлитная ДНК. Онкогены и антионкогены. Подвижные генетические элементы эукариот. Пограмма «Геном человека». Мини- и микросателлиты, транспозоны. Получение рекомбинантных ДНК. Гибридизация нуклеиновых кислот. Полимерная цепная реакция. Клонирование ДНК.

ДНК митохондрий. Достижения и перспективы генной инженерии
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconРабочая программа дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск