Программа «Чудесный мир природы»





НазваниеПрограмма «Чудесный мир природы»
страница1/8
Дата публикации28.06.2015
Размер0.92 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей станция юных натуралистов

Усманского муниципального района Липецкой области.

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете МБОУ ДОД СЮН Директор МБОУ ДОД СЮН Усманского муниципального района Усманского муниципального района

протокол № 3 от «__30_» августа 2013г _______________ Т.И. Зверева

приказ № 62 от « 30 » августа 2013г



Дополнительная общеразвивающая программа

декоративно-прикладной направленности

«Чудесный мир природы»

объединения «Гармония»
Модуль - технология, природоведение.

Срок реализации – 7 лет.
Составила: педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД СЮН Усманского муниципального района

Афанасьева Людмила Ивановна.

Год создания – 2009

Внесены изменения – 2013г.
1.Пояснительная записка
1.Пояснительная записка
Экологические проблемы, ставшие ныне глобальными, затрагивают интересы каждого человека, каждой социальной группы, человечества в целом. Разрешение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но, в первую очередь, от уровня ответственности человека за состояние природной среды.

Однако, как отмечают специалисты, современный человек не подготовлен к той мере ответственности, к тому уровню требований, которой предъявляет сегодня состояние окружающей среды.

Иждивенчески-потребительский образ жизни, недостаточная мировоззренческая культура, слабое развитие творческого мышления препятствуют восприятию экологических проблем как личностно - значимых.

Реальная действительность подтолкнула к разработке авторской программы для работы объединения «Гармония».

Программа «Чудесный мир природы» - авторская, направлена на развитие целостной и гармоничной личности, создает условия для пробуждения сознания, способствует формированию образа «Я», познавательных и творческих способностей личности, ее активности, самореализации.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует формированию эколого-гуманистического сознания, восприятию себя как неотъемлемой части природы, подводит обучающихся к выводу о насущной необходимости перехода от приобретения умений к непосредственному творчеству – созданию композиций.

Освоение материала в основном будет происходить в процессе творческой деятельности.

Новизна программы состоит в том, что в ходе ее реализации происходит не только формирование экологической ответственности обучающихся, но и обучение анализу, составлению прогнозов и выполнению экологических проектов.

Программа комплексная – решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи – при изучении одних и тех же разделов, по годам обучения: теоретический материал углубляется, расширяет его объем, практические навыки совершенствуются, формируется экологическая грамотность и нравственная устойчивость.

Цель программы: создание условий для становления экологической и практической культуры обучающихся в процессе изготовления прекрасных композиций из природного материала.

Задачи, решаемые при реализации программы, следующие:

Образовательные:

- отработка основных технологических приемов по изучаемым темам;

- формирование глубоких знаний в основных изучаемых областях творчества;

- формирование знаний и навыков в области декоративно - прикладного творчества, изобразительного искусства;

- формирование устойчивой потребности к творческому созиданию.

Воспитательные:

- воспитание воли, трудолюбия, усидчивости, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца;

- воспитание бережного отношения к окружающей среде, природе;

- воспитание потребности к укреплению собственного психического и физического здоровья;

- создание стабильного коллектива, воспитание чувства ответственности друг за друга, взаимоуважения, толерантности;

- воспитание ответственности за свои действия;

- ориентирование на становление активной жизненной позиции.

Развивающие:

- приобщение к искусству;

- формирование эстетического вкуса;

- создание условий для творческой самореализации;

- развитие творческой активности, индивидуальных качеств личности.

Отличительные особенности программы «Чудесный мир природы».

Освоение программы обучающихся носит практико-ориентированный характер: на каждом году обучения реализуются конкретные природоохранные проекты (расчистка родников, озеленение и др.). С целью формирования грамотности обучающихся включены практические занятия, направленные на изучение художественно-творческих способностей, на анализ и оценку знания родного края и его истории, умение различать изделия народных промыслов и проводить самонаблюдение, контролировать и оценивать отдельные виды работы в своих изделиях.

Программа предусматривает работу над проектами, которая обладает рядом преимуществ, а именно позволяет обучающимся самостоятельно (при консультативной поддержке) добывать знания, работая с многочисленными источниками информации, справочным материалом и литературой.

Исследовательский компонент содержания деятельности программы реализуется как в индивидуальных, так и в коллективных работах.

Программа носит профильно-ориентированный характер, что позволяет не только успешно участвовать в районных и областных конференциях и выставках, но и подготовиться к поступлению в вузы.

Программа носит модульный характер, что позволяет осваивать ее содержание между школьным и внешкольным обучением.

Программа рассчитана на семь лет обучения и ориентирована на работу с обучающимся от 6 лет и старше.

Последовательность изучения тем представлена в логическом развитии,

соответствует возрасту обучающихся на момент обучения и способствует формированию практических умений и навыков, открывая возможности для самостоятельного творчества обучающихся и положительного отношения к труду.

1 год обучения - занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа / всего 72 часа/,

2 год обучения - занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа / всего 72 часа/,

3 год обучения - занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа / всего 72 часа/,

4 год обучения - занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа /всего 72 часа/,

5 год обучения - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа / всего 144 часа/,

6 год обучения - занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа / всего 216 часов/,

7 год обучения - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа /всего 144 часа/.

Занятия, спаренные с перерывом 10 минут.

Основной формами деятельности программы являются: теоретические занятия,

экскурсии и игры, практические и творческие работы, творческие конкурсы, массовые

внеклассные мероприятия.

Особое место в программе занимают практических занятии: цель которых - приобретение умений и навыков экологических проектов и исследовательских работ.

Программа «Чудесный мир природы» включает в себя воспитательный блок, затрагивающий основные сферы жизни ребенка: частная жизнь, право, межличностные отношения, интересы, здоровье, семья, экология, культура, мораль.

Одна из интереснейших форм  стимулирования к занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, обучающиеся перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Программа «Чудесный мир природы» создана на основе опыта работы объединения «Гармония» МБОУ ДОД СЮН Усманского муниципального района Липецкой области.

Нормативно -правовые документы.

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг.

- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

«О внесений изменяет в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденный приказом Министерства образования науки РФ» от 06.10.2009г. № 373

- Национальная стратегия действий в интересах детей РФ на 2012 – 2017 гг., направленная на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.

- Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г.

- Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

-Сан ПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно –эпидемиологические требования к учреждений дополнительного образования»
Формы, методы и средства обучения.

Методы:

- словесные (объяснения, беседы, лекции)

- наглядные (плакаты, слайды, фотографии, видеофильмы)

- практические (проведение опытов, наблюдений, выполнение исследований)

В программе, наряду с обычными занятиями, используются

инновационные формы обучения:

-сказки, -экологические проекты,

-конкурсы, -исследовательские работы,

-викторины,

-познавательные игры, -экологический десант,

-экологические игры, -мониторинг.

Особое место в программе занимают практические занятия: техника выполнения поделок из природного материала, наблюдения, экскурсии, цель которых – приобретение детьми умений и навыков выполнения декоративных поделок и исследовательских работ. Кроме того, во время этих занятий ведется основная работа по воспитанию.

В программе использованы различные формы диагностики:

наблюдение, собеседование, анкетирование, тестирование.

Цели диагностики.

1 год обучения:

- определение интересов и наклонностей;

- определение уровня любознательности и кругозора;

- приобретение начальных навыков с инструментами и материалами;

- определение характера поведения.

2 год обучения:

- определение уровня воспитанности и его характера;

- определение характера взаимоотношений между людьми;

- определение уровня внимания, памяти, мышления;

- приобретение начальных навыков с инструментами и материалами;

- определение уровня ответственности за порученное дело.

3 год обучения:

- корректировка воспитания;

- определение уровня сознательного отношения к полученным знаниям и навыкам;

- определение уровня нравственной устойчивости, культуры поведения, общения, речи;

- профессиональное самоопределение.

4 год обучения:

- направление на самостоятельное развитие творчества;

- умение воплощать идею в замысел;

- изучение и освоение новых приёмов и навыков.

5 год обучения:

- развитие творческого потенциала, самостоятельного творчества.

6-ой и 7-ой год обучения:

– самоопределение и самообразование, достижение максимальной самореализации.

Кроме того, в программу входит:

- расширение представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства;

-формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе декоративно - прикладного искусства; 

-вооружение знаниями в изучаемой области, выработка необходимых практических умений и навыков;

 -развитие способности замечать и выделять основные средства выразительности изделий;

- приобщение к народному искусству;

-реализация духовных, эстетических и творческих способностей воспитанников, развитие фантазии, воображения, самостоятельного мышления;

 -воспитание художественно - эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности;

 -помощь в желании сделать свои работы общественно значимыми;авовому), оздоровительно-гигито-гигитеническому нравственному, экономическому, естественно-научному, идеологическому, юридиче

-формирование социально адаптированной, активной личности ребенка, готовой к творческой деятельности.

Таким образом, осуществляется преемственность основного дополнительного образования детей.

Формы подведения итогов реализации программы:

выставки, конференции, семинары.
Учебный план 1 год обучения

72 часа в год, 2 часа в неделю.

Программа 1 года обучения состоит из 4 курсов. В общей сложности это 72 часа.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает воспитание человека с творческими способностями. Человек с творческими способностями — активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству, прекрасному.

Работа с разным природным материалом, бумагой и пластилином имеет большое значение для всестороннего развития, способствует физическому развитию: воспитывает способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Обучающиеся усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, обучающиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

ЦЕЛЬ: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

ЗАДАЧИ:

- расширение запаса знаний о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов;

- развитие творческих способностей на основе знаний, умений и навыков;

- развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики рук, образного и логического мышления, художественного вкуса.

ЦЕЛИ ДИАГНОСТИКИ:

- определение интересов и склонностей;

- выявление уровня любознательности и кругозора.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ:

–наблюдение.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Обучающиеся должны владеть:

- навыком соблюдения правил ТБ;
- навыком владения ручными инструментами (ножницы, игла), контрольно-измерительными инструментами (линейка, угольник, циркуль), приспособлениями (шаблон, булавки);
- навыком соблюдения правил личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- навыком соблюдения правил общения друг с другом.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Чудесный мир природы» iconРеферат по дисциплине «Окружающий мир»
Грибы – чудесный дар природы. В природном хозяйстве они играют существенную роль. Это относится как к микроскопическим плесневелым...
Программа «Чудесный мир природы» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Как прекрасен и удивителен живой мир природы! Она так устроена, что нет в ней ничего и никого лишнего. Каждое насекомое, каждая травинка,...
Программа «Чудесный мир природы» icon«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы
Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир
Программа «Чудесный мир природы» iconТема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор»
Цель: формирование нравственных ценностей на основе анализа рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»
Программа «Чудесный мир природы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это прежде всего воспитание сознания человека, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной...
Программа «Чудесный мир природы» iconКонспект урока по музыке в 3 классе «Мороз и солнце, день чудесный…»
Цель урока: через изобразительное искусство, поэзию погрузиться в мир прекрасной музыки о зиме
Программа «Чудесный мир природы» iconУрок по предмету "Окружающий мир" (3 класс) Тема: «Человек и природа....
«природы Экологическая опасность» и др.; фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу. Учебник “Окружающий мир”, 3Кл...
Программа «Чудесный мир природы» iconУрок по предмету «Наш мир». 4 класс. Тема: Разнообразие природы нашей...
Цели: Обобщить и углубить знания учащихся, установить основные причины изменения природы с севера на юг, показать значение разнообразия...
Программа «Чудесный мир природы» iconПояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира
Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве,...
Программа «Чудесный мир природы» iconУчебник для 3 кл нач шк. В 2 ч. Ч. М.: Просвещение, 2001. Т. Ю. Целоусова,...
...
Программа «Чудесный мир природы» icon1. Пояснительная записка. Раздел Как устроен мир 7часов
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой,...
Программа «Чудесный мир природы» iconРабочая программа педагога улитина Елена Васильевна
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная...
Программа «Чудесный мир природы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность...
Программа «Чудесный мир природы» iconОгромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек...
Содержанием ее являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство...
Программа «Чудесный мир природы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы были на пути к тому, чтобы стать богами, высшими существами, способными создать второй мир, используя мир природы лишь в качестве...
Программа «Чудесный мир природы» iconУчебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск