Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15
страница1/3
Дата публикации01.07.2015
Размер0.57 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3


Содержание

Аннотация УМКД 3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ 15

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ 27

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

ГЛОССАРИЙ 49

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 53

АННОТАЦИЯ

учебно-методического комплекса дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях»


Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях» (дисциплина национально-регионального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин) разработан для студентов специальности 280103.65 – Защита в чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях» изучается на 2/3 курсе в 3,4/5 семестре. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 162 час. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (72/36 час) и самостоятельная работа студента (90/126 час).

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях» (далее «БЖД в ЧС») изучается студентами специальности 280103.65 «Защита в чрезвычайных ситуациях»

Целью дисциплины «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» является формирование и закрепление у студентов знаний о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, биолого-социального и военного характера; об основах законодательства РФ в этой области.

Курс дисциплины включает в себя вопросы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Студенты должны изучить основные теоретические и практические методы ликвидации ЧС, первичные и вторичные факторы, характеристики очагов поражения в районах стихийных бедствий, характерные особенности техногенных аварий.

Задачами дисциплины «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» является изучение основных характеристик опасных и вредных факторов ЧС, особенностей их воздействия и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Основной целью образования по дисциплине БЖД в ЧС является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры). Под этим понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

- приобретение понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;

- овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

- формирование: культуры безопасности, экологического сознания и рискориентированного мышления; культуры профессиональной безопасности, способностей для идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности; готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности; мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности; способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности; способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать: комфортные условия жизнедеятельности; уровень антропогенного воздействия на окружающую природную среду; опасности, возникающие в повседневной жизни; экстремальные ситуации, возникающие в городских условиях и в природной среде; основные принципы, средства и способы защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и ЧС мирного времени; систему оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и ЧС мирного времени; организацию эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; порядок предоставления населению убежищ и средств индивидуальной защиты и проведения аварийно-спасательных работ;

- уметь: определять параметры комфортных условий жизнедеятельности человека; оценить уровень опасности, возникающей в повседневной жизни предусмотреть защиту; идентифицировать негативные воздействия среды обитания; прогнозировать масштабы заражения при авариях; оценить радиационную и химическую обстановку в очаге поражения;

- применить полученные знания в различных экстремальных ситуациях;

- владеть навыками использования средств индивидуальной защиты и медицинских средств в повседневной жизни и при ЧС.

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4,5 зачетных единиц – 162 час.

Таблица 1

Разделы дисциплины, их трудоемкость



п/п

Раздел дисциплины (модуль)

Се-

местр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость, ч

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Лекции

Сам.р.

1

Введение. Термины, понятия, определения. Классификация чрезвычайных ситуаций. Постановление Правительства РФ № 304

3

1,2

8/4

10/14

Экспресс-опрос

2

Мероприятия по предупреждению природных ЧС, причины возникновения ЧС, поражающие факторы

3

3,4

8/4

10/14

Экспресс-опрос

3

Устойчивость функционирования промышленных объектов и систем

3

5-7

12/6

10/14

Контрольная работа № 1

4

Прогнозирование зон воздействия различных поражающих факторов

3

8-10

12/6

12/18

Текущий контроль

5

Основные способы защиты населения в ЧС

4

11,12

8/4

12/18

Экспресс- опрос

6

Ликвидация последствий ЧС

4

13,14

8/4

12/16

Контрольная работа № 2

7

Организационно-правовые основы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

4

15,16

8/4

12/16

Текущий контроль

8

Единая государственная система по предупреждению и ликвидации ЧС

4

17

8/4

12/16

Текущий контроль




Всего







72/36

90/126

Экзамен

Таблица 2

Общее распределение учебной нагрузки

Виды занятий

Объем занятий, ч

Всего

3 семестр


4 семестр


Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Итого:

Проверка знаний

36

126

162

Экзамен

36

48

84

Зачет

36

42

78

Экзамен

КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Формы и методы для текущего контроля: письменный экспресс-опрос в рамках одной пройденной темы, текущий контроль в рамках одного модуля, и самостоятельная реферативная работа студентов.

Промежуточный контроль – контрольные работы.

Итоговый контроль – экзамен

ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ, РЕФЕРАТОВ

Примерные темы рефератов:

  1. Основные задачи аварийно-спасательных служб и аварийно- спасательных формирований.

  2. Порядок разработки, согласования и утверждения «Плана действий объекта экономики по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера».

  3. Структура и содержание плана эвакуации объекта экономики.

  4. Комплексные мероприятий защиты объектов экономики и населения в ЧС.

  5. Выявление и оценка обстановки ЧС, в том числе путем радиационной, химической, инженерной и пожарной разведки.

  6. Оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения ЧС.

  7. Укрытие персонала объекта экономики и населения в защитных сооружениях.

  8. Эвакуация персонала и населения.

  9. Использование СИЗ.

  10. Дозиметрический и химический контроль.

  11. Медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия.

  12. План действий по предупреждению и ликвидации ЧС на объектах экономики.

  13. Декларация безопасности промышленного объекта.

  14. Защита от воздушной ударной волны.

  15. Защита от светового (теплового) излучения. Первичные поражающие действия этого излучения. Вторичное поражающее действие.

  16. Защита от ионизирующих излучений. Поражающие действия от ионизирующих излучений.

  17. Защита от токсического действия опасных химических веществ.

  18. Защита во время землетрясения.

  19. Защита при наводнении. Поражающими факторами наводнения.

  20. Защита при ураганах и смерчах. Первичные и вторичные поражающие факторы ураганов.

  21. Инженерная защита.

  22. Назначение и классификация защитных сооружений.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Основная литература:

1. Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: КНОРУС, 2011.-368 с.

2. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.- 5-е изд.,- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 336 с.

3. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.-368 с.

4. Голован Ю.В., Козырь Т.В. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Организационные основы: учебно-методический комплекс.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008.-220 с.

5. Пегов В.К., Васянович Ю.А. Защита населения и территории Приморского края в ЧС мирного и военного времени. – Владивосток: ДВГТУ, 2007.

6. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник/ С.В. Белов. –М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 671 с.

7. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Проф. Э.А. Арустамова. – 14-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – С. 197-201.

2. Дополнительная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Практикум для студентов очной и заочной формы обучения/С.А. Приходько.- Благовещенск: АГУ, 2003.

2. Гражданская оборона и пожарная безопасность/Методическое пособие под ред. Фалеева М.И.- М.: Институт риска и безопасности, 2002.

3. Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях». НПБ 104-03.- Новосибирск: Сибирский университет, 2005.

4. Безопасность жизнедеятельности. Белов С.В., Ильницкая Ф.В., Козьяков А.Ф. и др. / Под ред. С.В. Белова. Изд-во «Высшая школа», 2001, 485 с.

5. Ермолаев П.М. Анализ аварийности на морском и речном транспорте за 2011 год. «Транспортная безопасность и технологии», 2011, № 2.

6. Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб. Пос. для высшей школы. - 4-е изд. – М.: Академический проект, 2004. – С. 302-306.

7. Шадский И.П. Чрезвычайные ситуации в промышленности. Учеб. Пос. – М.: Институт риска и безопасности, 2004 – 3-е изд. – С. 114-141.

3. Специальная литература

Федеральные законы:

1. «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

2. «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.

3. «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ.

4. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.

5. «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ.

Постановления правительства РФ:

1. «Об образовании Российского корпуса спасателей» от 27 декабря 1990 г. № 606.

2. «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» от 18 апреля 1992 г. № 261.

3. «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 1 марта 1993 г. № 178.

4. «О порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» от 23 апреля 1994 г. № 359.

5. «О федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях»» от 16 января 1995г. № 43.

6. «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» от 1 июля 1995 г. № 675.

7. «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 24 июля 1995 г. № 738.

8. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 5 ноября 1995 г. № 1113.

9. «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3 августа 1996 г. № 924.

4. Справочная литература:

1. XX׀ век – вызовы и угрозы/ под ред. Владимирова В.А.- М.: Ин-октаво, 2006.

2. ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Межгосударственный стандарт. Вредные вещества. Классификация и общие требования.

3. ГОСТ Р 22.2.05-94 БЧС. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

4. ГОСТ Р 22.9.05-95 БЧС. Комплексы средств индивидуальной защиты спасателей. Общие технические требования.

5. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Безопасность в техносфере: Учебник / В.Ю. Микрюков. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 251 с

http://znanium.com/bookread.php?book=202703

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин. - М.: ИНФРА-М; Ростов н/Д: Академцентр, 2010. - 349 с.

http://znanium.com/bookread.php?book=224703

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Ш.А. Халилов, А.Н. Маликов, В.П. Гневанов; Под ред. Ш.А. Халилова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 576 с.

http://znanium.com/bookread.php?book=238589

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Доска, стенды, плакаты, компьютер, ноутбук, фильмы о чрезвычайных ситуациях, индивидуальные средства защиты, презентации некоторых тем лекций.

Министерство образования и науки Российской федерации
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)» в г. Артеме

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ


по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях»

Специальность 280103.65 – Защита в чрезвычайных ситуациях


специализация – Гражданская защита

г. Артем

2010

Лекционный курс (72 часа)

Лекция 1, 2 (8 часов)

Введение. Термины, понятия, определения. Классификация чрезвычайных ситуаций. Постановление Правительства РФ № 304.

Определение ЧС, аварии, катастрофы, стихийного бедствия; понятие аварийной и предварительной ситуации, экстремальная ситуация, стадии чрезвычайной ситуации.

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций. Источники ЧС: опасное природное явление, авария, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС. Очаги поражения: простой и сложный. Стадии развития ЧС: стадия зарождения – активизируются неблагоприятные природные процессы, накапливаются проектно-производственные дефекты сооружений и многочисленные технические неисправности, происходят сбои в работе оборудования, персонала и т.д.; стадия инициирования – происходит запуск ЧС, при этом наиболее существенно влияние человеческого фактора (статистика свидетельствует, что свыше 60 % аварий происходит из – за ошибочных действий персонала); кульминационная стадия – характеризуется высвобождением энергии или вещества, оказывающих неблагоприятное воздействие на население и окружающую среду; стадия затухания ЧС – охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации ЧС – до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий.

Классификация чрезвычайных ситуаций.

По природе происхождения:

стихийные бедствия – опасные природные явления или процессы, имеющие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни более или менее значительных групп населения, человеческим жертвам, уничтожению материальных ценностей (землетрясения, наводнения, цунами, извержения вулканов, оползни, селевые потоки, ураганы, снежные заносы, засухи, длительные проливные дожди, сильные устойчивые морозы, массовое распространение вредителей;

техногенные катастрофы – внезапный выход из строя машин, механизмов и агрегатов во время их эксплуатации, сопровождающийся серьезным нарушением производственного процесса, взрывами, образованием очагов пожаров, радиоактивным, химическим или биологическим заражением местности, групповым поражением людей;

антропогенные катастрофы – качественное изменение биосферы, вызванное действием антропогенных факторов, порождаемых деятельностью человека, и оказывающее вредное влияние на людей, животный и растительный мир, окружающую среду в целом;

социально-политические конфликты – крайне острая форма разрешения противоречий между государствами с применением современных средств поражения, а также межнациональные кризисы, сопровождающиеся насилием.

По скорости распространения ЧС делятся на внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии и т.д.); стремительные (пожары, гидродинамические аварии с образованием волны прорыва, аварии с выбросом СДЯВ и т.д.); умеренные (паводковые наводнения, извержения вулканов, аварии с выбросом радиоактивных веществ и т.д.); плавные – с медленно распространяющейся опасностью (засухи, эпидемии, загрязнение почвы).

По масштабам поражения и привлекаемым ресурсам для устранения последствий: локальные (объектовые) – последствия ограничиваются пределами объекта экономики и могут быть устранены за счет его сил и ресурсов; местные имеют масштабы распространения в пределах населенного пункта, в том числе крупного города, административного района и могут быть устранены за счет сил и ресурсов области; региональные ограничиваются пределами нескольких областей или экономического района; национальные имеют последствия, охватывающие несколько экономических районов, но не выходящие за пределы страны, ликвидация таких ЧС осуществляется силами и ресурсами государства, зачастую с привлечением иностранной помощи; глобальные выходят за пределы страны и затрагивают другие государства, последствия устраняются как силами каждого государства на своей территории, так и силами международного сообщества.

Классификация ЧС согласно постановлению Правительства РФ № 304. Государственная концепция обеспечения безопасности в ЧС.

Лекция 3,4 (8 часов)

Мероприятия по предупреждению природных ЧС, причины возникновения ЧС, поражающие факторы.

Характеристика лесных пожаров. Подразделение лесных пожаров в зависимости от вида сгораемых материалов (низовые, беглые, устойчивые, верховые, подземные торфяные, степные. Поражающие факторы лесных пожаров. Мероприятия, проводимые заблаговременно по предотвращению лесных и торфяных пожаров: организация наблюдения за лесными массивами; оценка количества горючих веществ на территории (опавшая листва, сухие деревья); разработка и создание систем оповещения о пожаре; выявление источников воды, которые можно использовать для тушения пожаров; выявление естественных преград распространения пожара (овраги, просека, автодороги и т.д.); создание новых просек для ограничения распространения огня; выполнение рубок – уход за лесом; организация гидрометеонаблюдения; создание и обучение противопожарного формирования; накопление огнетушащих и технических средств тушения.
При угрозе лесного пожара необходимо осуществлять: повышенный контроль за состоянием леса; приведение в готовность формирований и технических средств пожаротушения; запрет на доступ отдыхающих в лесные массивы и т.д. Мероприятия, проводимые при лесных пожарах. Борьба с лесными пожарами. Основные этапы тушения лесных пожаров.

Наводнения. Причины наводнений. Поражающие факторы. Заблаговременная подготовка в районах наводнений. Меры при угрозе наводнения. Проведение спасательных работ в районе наводнения.

Землетрясения. Классификация землетрясений по причинам возникновения (тектонические, вулканические, обвальные, антропогенные). Поражающие факторы. Последствия землетрясений. Мероприятия, проводимые заблаговременно в районах землетрясений.

Извержение вулканов. Поражающие факторы. Мероприятия, проводимые заблаговременно в районах извержений вулканов.

Ураганы и смерчи: характеристика, поражающие факторы и способы защиты.

Оползни, сели, снежные лавины: характеристика, поражающие факторы и способы защиты.

Лекция 5-7 (12 часов)

Устойчивость функционирования промышленных объектов и систем.

Факторы, определяющие устойчивость. Процесс разработки мероприятий по обеспечению устойчивой работы предприятия: анализ уязвимости объекта и его элементов, оценка возможности его функционирования в условиях ЧС, выработка на этой основе мероприятий по повышению надежности работы объекта, условий размещения внутреннего технологического оборудования, определение видов разрушений и повреждений, которые могут иметь место при ЧС. Определение параметров поражающих факторов. Анализ системы материально-технического снабжения и производственных связей. Установление объема запасов и возможных сроков продолжения работы без поставок. Оценка устойчивости складов сырья, комплектующих изделий, готовой продукции и других материалов, а также хранилищ горючих материалов.
Дополнительные меры, направленные на ограничение действия вторичных факторов при ЧС (сокращение запасов СДЯВ, взрыво- и пожароопасных веществ до минимума и хранение их в защищенных хранилищах; применение приспособлений, исключающих разлив токсичных, горючих и агрессивных жидкостей; размещение складов древесины, ядохимикатов, ЛВЖ с учетом направления господствующих ветров; заглубление в грунт технологических коммуникаций, линий электроснабжения). Особые требования к устойчивости радиационно-, химически-, бактериологически- и взрывопожароопасных объектов. Пути повышения устойчивости работы объектов. План мероприятий для объекта экономики по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Лекция 8-10 (12 часов )

Прогнозирование зон воздействия различных поражающих факторов.

Оценка размеров зон воздействия взрывных процессов, зон заражения при выбросах радиоактивных веществ. Оценка возможности возникновения и распространения пожара. Показатели пожаро-взрывоопасности веществ и материалов, определение вероятности воздействия опасных факторов пожара на персонал и население. Определение максимально возможной массы горючих веществ при их аварийном выбросе, расчет массы горючих газов, легковоспламеняющихся жидкостей и горючих пылей. Расчет избыточного давления взрыва. Определение категорий объектов по пожаровзрывоопасности.

Прогнозирование воздействия на объект поражающих факторов природного происхождения. Ориентировочное определение времени возникновения ЧС (краткосрочный прогноз), на основе которого принимаются оперативные решения по обеспечению безопасности населения во всех сферах его деятельности. Прогноз ураганов, тайфунов, извержения вулканов с помощью метеорологических спутников Земли. Прогнозирование землетрясений путем систематических анализов химического состава воды в сейсмических районах, изменением упругих, электрических и магнитных характеристик грунта, наблюдением за изменением уровня воды в колодцах, поведением животных, пресмыкающихся, рыб и птиц.
Прогнозирование обстановки, связанной с возникновением ЧС математическими методами. Исходные данные для прогнозирования обстановки: места (координаты) потенциально опасных объектов и запасы веществ или энергии; численность и плотность населения, характер построек, количество и тип защитных сооружений, их вместимость и т.п. Учет характера местности, метеорологических условий. Обобщение, анализ и вывод из данных прогнозирования. Принятие решений.
Лекция 11,12 (8 часов)

Основные способы защиты населения в ЧС.

Заблаговременная подготовка к ЧС. Мероприятия, необходимые для предотвращения ущерба от ЧС: фоновые (постоянно проводимые) мероприятия, основанные на долгосрочном прогнозе, защитные мероприятия, которые необходимы, когда предсказан момент ЧС.

Защита населения в ЧС: планирование защитных мероприятий, основные способы защиты, оповещение, укрытие людей в защитных сооружениях; рассредоточение и эвакуация; обеспечение индивидуальными средствами защиты. Критерии принятия решений для эвакуации и отселения людей, определение допустимого времени пребывания людей в зоне поражения.

Убежища и противорадиационные укрытия. Рассредоточение, загородная зона. Комбинированный способ рассредоточения и эвакуации. Штаб гражданской обороны города. Планирование эвакуации. Исходные данные для планирования. Эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборный эвакуационный пункт (СЭП).
Пешая эвакуация. Средства индивидуальной защиты (СИЗ), средства медицинской профилактики для защиты от вредных факторов ЧС.

Лекция 13,14 (8 часов)

Ликвидация последствий ЧС.

Разработка плана ликвидации последствий ЧС, спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения, разведка очага поражения, локализация и тушение пожаров, розыск пострадавших, оказание первой помощи, санитарная обработка людей и техники, обеззараживание местности, неотложные аварийно-спасательные работы. Спасательная техника и ее применение, определение материального ущерба, числа жерт и травм.

Все работы по ликвидации последствий ЧС выполняются поэтапно в определенной последовательности в максимально короткие сроки.

На первом этапе одновременно выполняются три группы мероприятий: экстренная защита населения: оповещение об опасности, использование средств защиты, соблюдение режима поведения, эвакуация из опасных зон, оказание пострадавшим медицинской и других видов помощи; предупреждение развития или уменьшения последствий ЧС производится локализация аварий, приостановка или изменение технологического процесса производства, отключение коммуникаций; подготовка к выполнению спасательных и других неотложных работ: приведение в готовность органов управления, сил и средств, проведение разведки очага поражения и оценка сложившейся обстановки.

На втором этапе выполняются спасательные и другие неотложные работы. Одновременно продолжаются начатые на первом этапе мероприятия. Спасательные работы включают розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, эвакуация людей из опасных зон, оказание необходимой помощи. К неотложным работам относятся: локализация и тушение пожаров, разборка завалов, укрепление конструкций, угрожающих обрушением, восстановление коммунально-энергетических сетей, линий связи и дорог в интересах обеспечения спасательных работ, проведение санитарной обработки людей и т.д. Спасательные и другие неотложные работы ведутся непрерывно с необходимой сменой спасателей и ликвидаторов и соблюдением техники безопасности и мер предосторожности. При этом особое внимание должно уделяться размещению пострадавшего населения, обеспечению его продовольствием, водой, предметами первой необходимости.

На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате ЧС, начинаются работы по восстановлению функционирования объектов экономики.

Лекция 15,16 (8 часов)

Организационно-правовые основы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1. ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» 1994 г.:

Организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организации и подведомственных объектов от ЧС; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости организации в ЧС; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации в ЧС; обучать работников способам защиты и действиям в ЧС в составе подразделения; создавать и поддерживать в готовности локальные система оповещения по ЧС; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других работ; финансировать мероприятия по защите работников в ЧС; создавать резервы финансирования и материальных ресурсов для ликвидации в ЧС.

Граждане имеют право: защиту жизни и здоровья, и личного имущества в случае возникновения ЧС; использовать средства коллективной и индивидуальной защиты предназначенных для защиты населения от ЧС; быть информированными о риске, которому могут быть подвержены в определенных местах на территории страны и мерах необходимой безопасности; возмещение ущерба причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС; медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание в зонах ЧС; пенсионное обеспечение в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнение обязанностей по защите от ЧС в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; пенсионное обеспечение вследствие потери кормильца при выполнении обязанностей по защите от ЧС в порядке, установленном для семей граждан погибших при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Граждане обязаны: соблюдать законы и другие правовые акты в области защиты от ЧС; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной деятельности не нарушение, которых могут привести к возникновению ЧС; изучать основные способы защиты, приемы оказания первой помощи, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС; при необходимости оказать содействие в проведение аварийно-спасательных работ.

2. ФЗ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ 1998 г.

Задачи в области гражданской обороны: обучение населения в области ГО; оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера; санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территории; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО и т.д.
Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны: прохождение обучения в области ГО; активное участие в проведении других мероприятий по ГО; оказание содействия органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.

3. ФЗ «О промышленной безопасности» 1997 г.

Признаки предприятий являющихся источниками опасности в ЧС. Для таких источников предусмотрены обязательнее декларирование производственной безопасности обязательное страхование ответственности за ущерб, образовавшийся в результате аварии на этом предприятии.

Статья 1. Основные понятия: промышленная безопасность опасных производственных объектов, авария, инцидент.

Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта. Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности. Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

4. Реализация органами местного самоуправления ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в области ГОЧС.

5. « О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12. 1994 г.

6. «О радиационной безопасности» № 3-ФЗ от 09.01.2001 г.

7. «О введении в действие Водного кодекса РФ» № 73-ФЗ от 03.06.2006

Лекция 17,18 (8 часов)

Единая государственная система по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС).

Структура МЧ РФ и их сил быстрого реагирования. Основные задачи РСЧС, структура, координирующие органы управления, органы повседневного управления РСЧС, постоянно действующие органы. Силы и средства наблюдения и контроля, ликвидации ЧС. Режимы функционирования РСЧС: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим ЧС. Аварийно-спасательные службы, формирования и статус спасателей. Обучение персонала объекта и населения действиям в ЧС. Морально-психологическая подготовка персонала и населения к ЧС.

Министерство образования и науки Российской федерации
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)» в г. Артеме


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях»


Специальность 280103.65 – Защита в чрезвычайных ситуациях


специализация – Гражданская защита

г. Артем

2010

Основной вид учебных занятий студентов очно-заочного обучения - самостоятельная работа над учебным материалом. По курсу «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях» она слагается из следующих элементов: изучение материала по учебникам и учебным пособиям; выполнение индивидуальной работы по вопросам для самостоятельной работы студентов (СРС); посещение лекций; сдача экзамена по всему курсу.

Изучать курс рекомендуется по темам, предварительно ознакомившись с каждой из них по программе. Последовательность изучения отдельных разделов курса должна строго соответствовать программе курса.

Для успешного формирования деятельностной составляющей компетенции и усиления навыков самостоятельной работы студентов, навыков публичного представления материалов в самостоятельную работу студентов вводится реферативная работа по заданным темам с последующим представлением материала в виде презентации с докладом.

Некоторые разделы теоретического курса изучаются с использованием опережающей самостоятельной работы: студенты получают задания на ознакомление с новым материалом до его изложения на лекциях.

Примерные темы рефератов:

Примерные темы рефератов:

  1. Основные задачи аварийно-спасательных служб и аварийно- спасательных формирований.

  2. Порядок разработки, согласования и утверждения «Плана действий объекта экономики по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера».

Структура и содержание плана эвакуации объекта экономики.

  1. Комплексные мероприятий защиты объектов экономики и населения в ЧС.

  2. Выявление и оценка обстановки ЧС, в том числе путем радиационной, химической, инженерной и пожарной разведки.

  3. Оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения ЧС.

  4. Укрытие персонала объекта экономики и населения в защитных сооружениях.

  5. Эвакуация персонала и населения.

  6. Использование СИЗ.

  7. Дозиметрический и химический контроль.

  8. Медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия.

  9. План действий по предупреждению и ликвидации ЧС на объектах экономики.

  10. Декларация безопасности промышленного объекта.

  11. Защита от воздушной ударной волны.

  12. Защита от светового (теплового) излучения. Первичные поражающие действия этого излучения. Вторичное поражающее действие.

  13. Защита от ионизирующих излучений. Поражающие действия от ионизирующих излучений.

  14. Защита от токсического действия опасных химических веществ.

  15. Защита во время землетрясения.

  16. Защита при наводнении. Поражающими факторами наводнения.

  17. Защита при ураганах и смерчах. Первичные и вторичные поражающие факторы ураганов.

  18. Инженерная защита.

  19. Назначение и классификация защитных сооружений.

Указания по написанию рефератов

Реферативная работа имеет следующую структуру:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

-основная часть;

- заключение;

- список использованной литературы.

Титульный лист (смотреть приложение 1)

- наименование министерства, университета;

- обозначение характера работы (реферативная работа)

- тема реферативной работы;

- фамилия, имя, отчество студента;

- номер учебной группы;

- фамилия, инициалы, должность научного руководителя;

- название города, в котором находится учебное заведение;

- год написания работы.

1. Оглавление

После титульного листа следует оглавление. В нем содержатся названия разделов и подразделов с указанием страниц, на которых они расположены.

2. Введение

Во введении обосновывается актуальность темы, кратко излагается цель и задачи исследования, его теоретическое и практическое значение.

3. Основная часть (разделы и подразделы)

В основной части показывается сущность раскрываемого вопроса, современные подходы к его решению разных авторов (обзор из литературных источников).

Описание может содержать иллюстративный материал (таблицы, графики, диаграммы, фотографии и т.д.).

Студент обязан делать сноски на используемые им литературные источники, законодательные и нормативные правовые материалы.

4. Заключение

Заключение, в котором излагаются: заключение о выполнении цели и задач, поставленных в работе; практическая значимость проблемы.

5. Список литературы

Список использованной литературы состоит из списка использованной литературы и списка сайтов в Интернете.

Использованная литература. Научная литература – монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи и пр. располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов (если автор на титульном листе не указан, то по названию книги). Библиографическое описание составляют: фамилия и инициалы автора, полное название источника (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.п.); после косой черты (/) – данные о переводчике (если это перевод) или о редакторе (если источник написан группой авторов), данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются). Названные части описания разделяются точкой; после тире – название города, в котором издан источник; после двоеточия – название издательства, которое его выпустило (обязательна запись издательства в сносках, если указываются страницы приведенных цитат); и, наконец, после запятой – год издания.

Например:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая и др.; Под общ. Ред. С.В. Белова. 8-е издание. – М.: Высшая школа, 2009. – 616 с.

Если при написании реферативной работы использовались материалы периодической печати, то указываются автор, название статьи, название журнала, год издания, номер журнала.

Например:

2. Белов С.В. Ноксология / С.В. Белов, Е.Н. Симакова // Безопасность жизнедеятельности: приложение к журналу. – 2010. - № 5 – 6, 8 – 12. – 24 с.

Оформление реферативной работы

Оформление работы должно отвечать действующим требованиям к изложению текстов. Общий объем не должен превышать 15-20 страниц компьютерного текста, выполненного на одной стороне листа формата А4 ГОСТ 9327-60.

Текст печатается шрифтом Times New Roman размером 14 кеглей через 1,5 интервала, с оставлением полей: слева – 30 мм, сверху – 25 мм, справа – 10 мм, снизу – 25 мм. Расстановка переносов – автоматически, абзац – 1,25, выравнивание - по ширине, без отступов.

В работе используется сквозная нумерация страниц, включая библиографию. На первой странице (титульном листе) и оглавлении номер не ставится, нумерация работы начинается с введения и нумеруется цифрой 3. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу страницы.

Разделы реферативной работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номера раздела и непосредственно номера подраздела, отделенного точкой (по образцу: 1.1 …).

Шрифт заголовков, подзаголовков разделов полужирный, размер 14; Заголовки и подзаголовки пишутся именем существительным в именительном падеже единственного числа и начинаются с прописной (большой) буквы. Нумерацию проводят арабскими цифрами. Переносы слов в наименовании разделов, подразделов, пунктов не допускаются. Точка в конце заголовка раздела и подраздела не ставится. Если наименование состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 iconРабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций

Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 iconРабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок
Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 iconРабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отрасли» составлен в соответствии с учебным планом по специальности 080502. 65 Экономика...
Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Материалы для организации самостоятельной работы студентов
Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 iconРабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций
Защита в чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями гос впо по данной специальности и положением об учебно-методических...
Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 iconРабочая программа учебной дисциплины 5 Конспекты лекций 12 Материалы...
Специальность —240802. 65 Основные процессы химических производств и химическая кибернетика
Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 iconУчебной дисциплины 3 менеджмент 3 конспекты лекций 25 материалы практических...
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок
Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 iconУчебной дисциплины 3 гражданское право 3 конспекты лекций 11 материалы...
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок
Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 iconРабочая программа дисциплины конспекты лекций
Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования
Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 конспекты лекций 33...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа дисциплины...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания» разработан для студентов 3 курса...
Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 iconРабочая программа дисциплины конспекты лекций
Экономика и управление на предприятии (по отраслям). Дисциплина входит в блок инженерно-технических дисциплин, отражающих специфику...
Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 iconРабочая учебная программа дисциплины Конспекты лекций Материалы практических занятий
«Политология». Курс опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения таких дисциплин как «Теория политики», «Сравнительная...
Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 iconРабочая учебная программа дисциплины Конспекты лекций Материалы для...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 iconКонспекты лекций темы лекций
Охватывает систему 17 соглашений, составляющих "пакет вто" (перечень этих соглашений приводится в приложениях 1, 2 и 3 к Соглашению...
Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 iconКонспекты лекций



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск