Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11





Скачать 291.98 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11
страница1/4
Дата публикации08.05.2015
Размер291.98 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4
c:\documents and settings\лагунова\local settings\temporary internet files\content.word\ен.в1.2 001.jpg


СОДЕРЖАНИЕ





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ 11

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 16

КОНТРОЛЬНО– ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

ГЛОССАРИЙ 29



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

c:\documents and settings\лагунова\local settings\temporary internet files\content.word\гсэ.ф.4.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОЛОГИЯ


Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем

Курс -_2_, семестр _3_.

Лекции _17_ часов.

Практические занятия - __ час.

Семинарские занятия – ___ час.

Лабораторные работы - ___час.

Самостоятельная работа – _51___ час.

Всего - _68__ час.

Реферативные работы не предусмотрены

Контрольные работы не предусмотрены

Зачет: __3__ семестр

Экзамен: _____ семестр

Рабочая программа составлена на основании типовой программы ГОС ВПО и авторских разработок

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры от 01.06.09 № 10

Заведующая кафедрой _________________________________ А.А.Кравченко

Составитель (ли) _____________________________________Е.П. Жариков
Аннотация

рабочей программы дисциплины «Экология»

  1. Цель и задачи дисциплины:

Цель изучения дисциплины состоит в подготовке студентов к пониманию специфических связей между обществом, природой, человеком и его жизненной средой, сформировать у них знания глобальных экологических проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды обитания человека.

Задачи дисциплины:

В процессе изучения курса «Экология» необходимо решить следующие задачи:

  1. привить будущим специалистам по экономике труда систематизированные знания в области взаимодействия природной и социальной среды;

  2. научить их определять оптимальные соотношения требований и потребностей развития технологий в целях сохранения равновесия в природе и гармонии в развитии природных систем;

  3. научить студентов анализировать отношения между структурными компонентами общества и природы, а также соотносить цели развития общества с природными закономерностями;

  4. привить студентам умение содействовать тем изменениям в природе, которые способствуют сохранению и преобразованию биосферы.

  1. Место дисциплины в структуре учебного плана

Учебная дисциплина «Экология» – это самостоятельная и комплексная наука социально– экономического, гуманитарного, естественного знания, органически сочетающая различные уровни освоения гуманитарного знания, а также исторический, теоретический, научный и эмпирический уровни. Экология – это научная дисциплина, изучающая и обобщающая особенности взаимодействия между обществом, природой, человеком и его жизненной средой. Экология должна способствовать обоснованию и развитию научного отношения человека к жизненной природной среде, с тем, чтобы освоение природы человеком соответствовало экологическим возможностям, его эмпирическим исследованиям и теоретическому осмыслению.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

– основные экологические термины, законы, положения и зависимости;

– процессы, оказывающие негативное влияние на состояние окружающей среды;

– основные загрязняющие вещества и их воздействие на окружающую среду, и здоровье человека;

– способы защиты окружающей среды, оценку качества среды;

– нормативные документы и основные положения законов по охране окружающей среды;

– современный экономический механизм охраны окружающей среды как природоохранной системы

Уметь:

– оценивать степень экологической опасности воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую природную среду;

– выполнять инженерные расчеты устройств по очистке выбросов и сбросов от вредных веществ и других видов антропогенного воздействия на природную среду;

– определять размеры платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.

Иметь представление:

– об основных терминах и понятиях экологии;

– о биосфере и направлении ее эволюции;

– о причинах обострения экологической ситуации, экологическом кризисе;

– об основных законах и механизмах функционирования и развития экологических систем, о законах сохранения равновесия в природе, круговороте элементов, потоков энергии, о влиянии деятельности человека на экосистемы;

– об основах природоохранного законодательства, основных законодательных актах, правовых нормах и стандартах качества природной среды;

– об основах экономики природопользования;

– об экологическом мониторинге и экологическом контроле;

– о принципах охраны природы и рационального использования природных ресурсов, природосберегающих технологиях на железнодорожном транспорте и перспективах их развития;

– об экологических картах объектов железнодорожного транспорта

4. Формы и методы обучения

Лекционный курс, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа,

5. Трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость освоения дисциплины 68 часов, в т. ч. лекций 17 часов, самостоятельной работы 51 час. Продолжительность изучения дисциплины: 1 семестр.

6. Контроль успеваемости

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета в 3 семестре.
2. Структура и содержание теоретической части курса (17 часов)

Тема 1. Основы общей экологии (4 часа)

Тема 2. Эколого– правовые и организационные вопросы охраны окружающей природной среды (4 часа)

Тема 3. Взаимодействие объектов железнодорожного транспорта с окружающей природной средой (2 часа)

Тема 4. Защита природных сред на объектах железнодорожного транспорта (3 часа)

Тема 5 Социальная экология – экология человека и общества. (4 часа)
3. Структура и содержание практической части курса

Не предусмотрена учебным планом
4. Контроль достижения целей курса

Итоговый контроль в 3 семестре проводится в форме зачетной итоговой работы.

Вопросы к зачету

  1. Предмет, содержание и задачи экологии.

  2. Подразделение биологических наук.

  3. Взаимоотношения между фундаментальными и таксономическими науками («слоеный пирог» биологии).

  4. Подразделения экологии (аутэкология и синэкология).

  5. Подходы и методы экологии.

  6. Концепция уровней организации.

  7. Структура биосферы.

  8. Литосфера и ее составляющие.

  9. Гидросфера.

  10. Границы биосферы.

  11. Биогеосфера («слой сгущения жизни»).

  12. Протяженность биосферы по вертикали.

  13. Распределение биомассы наземных и водных организмов.

  14. Среда и условия существования организмов.

  15. Классификация факторов (абиотические, биотические и антропогенные).

  16. Экологическая пластичность организмов (стенобионты, эврибионты);

  17. Тепловой режим. Морфологические и физиологические способы приспособления.

  18. Пойкилотермные и гомойотермные животные.

  19. Экосистемы. Общая структура экосистем.

  20. Биотический компонент экосистемы.

  21. Пищевые цепи и трофические уровни.

  22. Первичные продуценты.

  23. Первичные консументы.

  24. Консументы второго и третьего порядка

  25. Редуценты и детритофаги. Пищевые сети.

  26. Экологические пирамиды (численности, биомассы и энергии).

  27. Продуктивность экосистем (первичная продукция, вторичная продукция).

  28. Рациональное использование экосистем.

  29. Экология сообществ и экологические сукцессии.

  30. Пионерные сообщества и климаксные сообщества.

  31. Изменения продуктивности в ходе сукцессии.

  32. Популяционная экология. Рождаемость и смертность.

  33. Взаимодействие между организмами внутри сообщества.

  34. Взаимодействия между популяциями.

  35. Взаимоотношения «хищник – жертва».

  36. Межвидовая конкуренция. Принцип конкурентного исключения.


5. Тематика и перечень курсовых работ, рефератов

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены.
6. Учебно–методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Башкин В. Н. Экологические риски. Расчет, Управление, страхование: учебное пособие / В. Н. Бакшин; В. Н. Башкин ; УМО По классическому универ. образованию. – М.: Высшая школа, 2008. – 359 с.

  2. Комплексные технологии утилизации отходов железнодорожного транспорта : Учебное пособие/ Под ред. Л. Б.Сватовской. – М.: ГОУ «Учебно– методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. – 190 с.

  3. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Основы экоразвития: Учеб. пособие. – М.: Изд– во Рос. экон. акад., 2007

  4. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда: учебник для студентов вузов – 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.


Дополнительная литература:

  1. Агаджанян Н. А., Торшин В. И. Экология человека. М.: КРУК, 2009.

  2. Антипова А. В. География России. Эколого– географический анализ территории: Учеб. пособие. – М.: МНЭПУ, 2008

  3. Атлас. Окружающая среда и здоровье населения России. – М., 2008

  4. Бабосов Е.М. Катастрофы: социологический анализ. Минск, 2008

  5. Бганба– Церера В.Р. Культура и ноосфера // История, культура, цивилизация. М., 2008.

  6. Бганба– Церера В.Р. Становление экологической этики. М., 2008

  7. Бганба– Церера В.Р. Экологическая проблема: социально– философские основания и пути решения. М., 2008

  8. Безопасность России. Правовые, социально – экономические и научно – технические аспекты. Региональные проблемы безопасности с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф. – М.: МГФ «Знание», 2008.

  9. Будыко М. И. Эволюция биосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 2007.

  10. Введение в социальную экологию. Ч. 1 и 2. М., 1993– 1994.Вернадский В. И. Биосфера. М.: Мысль, 2008.

  11. Вернадский В. И. Избр. соч.: В 5 т. М.: Изд– во АН СССР, 1954– 2007.

  12. Вернадский В. И. О ноосфере // Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 2007.

  13. Владимиров А. М., Ляхин Ю. И., Матвеев Л. Т., Орлов В. Г. Охрана окружающей среды; Учебник. – Л.: Гидрометеоиздат, 2007.

Электронные ресурсы

  1. Данилов– Данильян В.И., Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России: электронная книга. Режим доступа: М.: ИНФРА-М, 2005.- 224 с..[Электронный ресурс] Режим доступа: http://lit.lib.ru/r/rejf_i_e/peredglawnymwyzowomciwilizacii.shtml

  2. Социальная экология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - 2-e изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 608 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=331829

  3. Модернизация общества и экология. Ч. I. /Под ред. И.К.Лисеева – М., 2006. – 245 с.Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=346417

  4. Ердаков Л.Н. Непрерывное экологическое образование: монография / Л.Н. Ердаков; авт. рис. обложки Т.А. Янушевич. - Новосибирск: изд-во НГПУ, 2009. 382 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=354711

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 iconРабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций

Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 iconРабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отрасли» составлен в соответствии с учебным планом по специальности 080502. 65 Экономика...
Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Материалы для организации самостоятельной работы студентов
Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 iconРабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций
Защита в чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями гос впо по данной специальности и положением об учебно-методических...
Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 iconРабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15
Защита в чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями гос впо по данному направлению и положением об учебно-методических...
Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 iconРабочая программа учебной дисциплины 5 Конспекты лекций 12 Материалы...
Специальность —240802. 65 Основные процессы химических производств и химическая кибернетика
Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 iconУчебной дисциплины 3 менеджмент 3 конспекты лекций 25 материалы практических...
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок
Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 iconУчебной дисциплины 3 гражданское право 3 конспекты лекций 11 материалы...
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок
Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 iconРабочая программа дисциплины конспекты лекций
Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования
Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 конспекты лекций 33...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа дисциплины...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания» разработан для студентов 3 курса...
Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 iconРабочая программа дисциплины конспекты лекций
Экономика и управление на предприятии (по отраслям). Дисциплина входит в блок инженерно-технических дисциплин, отражающих специфику...
Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 iconРабочая учебная программа дисциплины Конспекты лекций Материалы практических занятий
«Политология». Курс опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения таких дисциплин как «Теория политики», «Сравнительная...
Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 iconРабочая учебная программа дисциплины Конспекты лекций Материалы для...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 iconКонспекты лекций темы лекций
Охватывает систему 17 соглашений, составляющих "пакет вто" (перечень этих соглашений приводится в приложениях 1, 2 и 3 к Соглашению...
Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 iconКонспекты лекций



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск