Скачать 1 Mb.
|
Содержание Аннотация УМКД………………………………………………………………3 Рабочая программа учебной дисциплины…………………………………….4 Конспекты лекций………………………………………………………………16 Материалы практических занятий……………………………………………22 Материалы для организации самостоятельной работы…………………….37 Контрольно-измерительные материалы……………………………………..47 Список литературы…………………………………………………………….60 Глоссарий……………………………………………………………………….67 Дополнительные материалы…………………………………………………..73 АННОТАЦИЯ учебно-методического комплекса дисциплины «Опасные техногенные процессы» Учебно-методический комплекс дисциплины «Опасные техногенные процессы» (дисциплина по выбору цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин) разработан для студентов по специальности 280103.65 – Защита в чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данной специальности и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования. Дисциплина «Опасные техногенные процессы» изучается на 2/4 курсах четвертого/седьмого семестра соответственно. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 152/152 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (36/36 час), практические занятия (18/18 час), самостоятельная работа студента (98/98 час). Аннотация Дисциплина «Опасные техногенные процессы» является дисциплиной по выбору цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин по выбору и предназначена для формирования у студентов специальности 280103.65 «Защита в чрезвычайных ситуациях» направления 656500 – «Безопасность жизнедеятельности». Дисциплина рассматривает вопросы существования и развития опасностей техногенных процессов, являющимися источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В процессе изучения дисциплины классифицируются и получают количественные и качественные показатели опасности техногенных процессов, что дает основу для выработки мер защиты населения, объектов экономики и окружающей среды. Целью дисциплины является сформировать представление о развитии опасностей техногенного характера, являющихся источниками инцидентов, аварий и чрезвычайных ситуаций. Задачи дисциплины: идентификация негативных воздействий опасных техногенных процессов; ознакомление с основами прогнозирования и оценки последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера; выработка исходных данных для принятия решений по защите производственного персонала, населения и объектов экономики от возможных последствий чрезвычайных ситуаций; оценка потенциально опасных объектов и территорий. В результате изучения дисциплины студент должен: Иметь представление: где возникают опасные техногенные процессы; типы, виды, группы, классы опасных техногенных процессов и их классификация; поражающие факторы опасных техногенных процессов; механизм воздействия поражающих факторов опасных техногенных процессов на население и объекты экономики, окружающую среду; методы определения и нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и природную среду факторов опасных техногенных процессов. Знать: характеристики опасных техногенных процессов; механизм негативного воздействия опасных техногенных процессов на человека и окружающую среду; нормативные уровни допустимых воздействий поражающих факторов опасных техногенных процессов; оценку воздействия поражающих факторов опасных техногенных процессов. Уметь: анализировать и выбирать системы и методы защиты среды обитания от воздействия опасных техногенных процессов; прогнозировать и оценивать обстановку, масштабы бедствия. Иметь практические навыки для грамотного применения своих знаний в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет –152/152 час. Таблица 1 Разделы дисциплины, их трудоемкость
Таблица 2 Тематика практических занятий
Таблица 3 Общее распределение учебной нагрузки
КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА Формы и методы для текущего контроля: письменный экспресс-опрос в рамках одной пройденной темы, текущий контроль в рамках одного модуля, практические занятия и самостоятельная реферативная работа студентов. Промежуточный контроль – контрольные работы. Итоговый контроль – зачет. Бально-рейтинговая система оценивания Для создания системы комплексной дифференцированной оценки результативности и качества учебной работы студентов в практику дисциплины вводится бально-рейтинговая система оценивания. Таблица 4 Распределение баллов по учебным мероприятиям
Таблица 6 Перевод баллов в пятибалльную шкалу
ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ, РЕФЕРАТОВ Примерные темы рефератов: 1. Аварии на гидротехнических сооружениях. Их типы, причины, возможные последствия. 2. Причины, характеристики и условия возможного катастрофического затопления. 3. Факторы, характеризующие возникновение и развитие пожароопасных явлений. 4. Взрывы на объектах экономики, причины, последствия, классификация. 5. Пожары огневой загрузки на объектах экономики. 6. Пожары разлития на объектах экономики. 7. Образование газопаровоздушных смесей и их опасность при пожарах на объектах экономики. 8. Применение в промышленности конденсированных взрывчатых веществ. 9. Порядок эксплуатации сосудов работающих под давлением. 10. Порядок эксплуатации сосудов для хранения и транспортировки сжатых и сжиженных газов. 11. Виды аварий с выбросом АХОВ. 12. Влияние характеристик АХОВ на образование первичного или вторичного облака при аварии с выбросом (выливом) АХОВ. 13. Природные и техногенные источники ионизирующих излучений. 14. Радиационные опасности при ведении горных работ. 15. Основные опасности при ведении строительных работ. 16. Принципы устройства, основные опасности компрессоров и воздухосборников. 17. Аварии на железнодорожном транспорте. 18. Аварии на морском и водном транспорте. 19. Аварии на магистральных трубопроводах. 20. Аварии на автомобильном транспорте. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Основная литература: 1. Лушпей В.П., Пискунов Ю.Г., Гнитецкая Н.Н. Опасные техногенные процессы. Учебное пособие с грифом ДВ РУМЦ.- Владивосток: ДВФУ, 2011.- 208 с. (электронная библиотека филиала ДВФУ в г. Артеме). 2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник/ С.В. Белов. –М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 671 с. 3. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Практикум для студентов очной и заочной формы обучения/С.А. Приходько.- Благовещенск: АГУ, 2003. 4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. – 14-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – С. 197-201. 2. Дополнительная литература: 1. Гражданская оборона и пожарная безопасность/Методическое пособие под ред. Фалеева М.И.- М.: Институт риска и безопасности, 2002. 2. Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях». НПБ 104-03.- Новосибирск: Сибирский университет, 2005. 3. Акт технического расследования причин аварии, происшедшей 17 августа 2009 года в филиале Открытого Акционерного Общества «РусГидро» - Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего. 2009. 4. Безопасность жизнедеятельности. Белов С.В., Ильницкая Ф.В., Козьяков А.Ф. и др. / Под ред. С.В. Белова. Изд-во «Высшая школа», 2001, 485 с. 5. Гарькин И. Н. Анализ причин обрушений промышленных зданий / И. Н. Гарькин // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2011 г.). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — СПб.: Реноме, 2011. — С. 27-29. 6. Гарькин И.Н., Сухно В.С., Петрянина М.А., Петрянина Л.Н.//Новые достижения по приоритетным направлениям науки и техники//сб. докладов Междунар. науч.-техн. конф. Молодых учёных и исследователей 12-16 апреля 2010г. //Наука молодых - интеллектуальный потенциал XXI века: сб. докл. Междунар. науч форума.- Пенза: ПГУАС,2010-С.166-167. 7. Годовой отчет о деятельности федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. 2010. 8. Ермолаев П.М. Анализ аварийности на морском и речном транспорте за 2011 год. «Транспортная безопасность и технологии», 2011, № 2. 9. Журнал «Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» №1 (46), 2010 г. www.safety.ru 10. Информационный бюллетень федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 6 (51), 2010. www.safety.ru 11. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. Ч. 1. М.: МИСиС 1998. 133 с. 12. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. Ч. 2. М.: МИСиС 1998. 124 с. 13. Котельников В.С., Шишков Н.А. Комментарий к правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. – Москва: МЦФЭР, 2007. – 720с. 14. Кукин П.П., Юшин В.В., Емельянов С.Г. и др. Теория горения и взрыва. – Учебное пособие. - М. Издательство Юрайт. 2011. – 432 с. 15. Лев Федоров. Эпидемия, Свердловск – 1779, № 494,24 www.lebed.com/2006/art4738.htm. 16. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. В 2кн. Кн. 1. Личная безопасность: Учеб. Пос./ В.Ю. Микрюков.- М.: Высш. Шк.,2004. - 479 с. 17. Никитин К.Д., Крыгина Т.А., Кузнецов А.А.. Аварии грузоподъемных кранов как следствие опасных дефектов. /«Подъемно-транспортное дело», № 6 (44), 2007. 18. Орлов Д.Ю. Повышение безопасности эксплуатации кранов мостового типа на основе ограничителя грузоподъемности с расширенными функциональными возможностями. Автореф. канд. дисс. Изд-во ТГАСУ, Томск, 2004. 19. Пермяков М.Б. Аварии промышленных зданий: анализ причин// Электронный журнал «Предотвращение аварий зданий и сооружений» 20. Приложение к журналу «Безопасность жизнедеятельности» /С.В. Белов, Е.Н. Симакова. – 2010. - № 8. – Вып. 3. – С. 7-9. 21. Ревич Ю. Дамоклово море. Вокруг света. Февраль 2010. – с. 72-78. 22. Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пос. для высшей школы. - 4-е изд. – М.: Академический проект, 2004. – С. 302-306. 23. Хиж Э.Б., Скольник Г.М., Толмасов А.С. О надежности систем коммунального теплоснабжения, предупреждении и устранении аварий и инцидентов. 2003. 24. Шадский И.П. Чрезвычайные ситуации в промышленности. Учеб. пос. – М.: Институт риска и безопасности, 2004 – 3-е изд. – С. 114-141. 3. Специальная литература: 1. «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ. 2. «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ. 3. «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ. 4. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ. 5. «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ. 6. «Об образовании Российского корпуса спасателей» от 27 декабря 1990 г. № 606. 7. «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» от 18 апреля 1992 г. № 261. 8. «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 1 марта 1993 г. № 178. 9. «О порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» от 23 апреля 1994 г. № 359. 10. «О федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях»» от 16 января 1995г. № 43. 11. «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» от 1 июля 1995 г. № 675. 12. «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 24 июля 1995 г. № 738. 13. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 5 ноября 1995 г. № 1113. 14. «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3 августа 1996 г. № 924. 4. Справочная литература: 1. XX׀ век – вызовы и угрозы/ под ред. Владимирова В.А.- М.: Ин-октаво, 2006. 2. ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Межгосударственный стандарт. Вредные вещества. Классификация и общие требования. 3. ГОСТ Р 22.2.05-94 БЧС. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. 4. ГОСТ Р 22.9.05-95 БЧС. Комплексы средств индивидуальной защиты спасателей. Общие технические требования. 5. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: |
Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций | Рабочая программа учебной дисциплины 3 конспекты лекций 11 Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций Учебно-методический комплекс дисциплины «История отрасли» составлен в соответствии с учебным планом по специальности 080502. 65 Экономика... | Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной... Материалы для организации самостоятельной работы студентов | ||
Рабочая программа учебной дисциплины 4 конспекты лекций 15 Защита в чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями гос впо по данному направлению и положением об учебно-методических... | Рабочая программа учебной дисциплины 5 Конспекты лекций 12 Материалы... Специальность —240802. 65 Основные процессы химических производств и химическая кибернетика | ||
Учебной дисциплины 3 менеджмент 3 конспекты лекций 25 материалы практических... Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок | Учебной дисциплины 3 гражданское право 3 конспекты лекций 11 материалы... Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок | ||
Рабочая программа дисциплины конспекты лекций Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 конспекты лекций 33... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа дисциплины... Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания» разработан для студентов 3 курса... | Рабочая программа дисциплины конспекты лекций Экономика и управление на предприятии (по отраслям). Дисциплина входит в блок инженерно-технических дисциплин, отражающих специфику... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Конспекты лекций Материалы практических занятий «Политология». Курс опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения таких дисциплин как «Теория политики», «Сравнительная... | Рабочая учебная программа дисциплины Конспекты лекций Материалы для... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Конспекты лекций темы лекций Охватывает систему 17 соглашений, составляющих "пакет вто" (перечень этих соглашений приводится в приложениях 1, 2 и 3 к Соглашению... | Конспекты лекций |