Программа «Эколог»





Скачать 321.74 Kb.
НазваниеПрограмма «Эколог»
страница1/4
Дата публикации07.07.2015
Размер321.74 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4
c:\users\user\desktop\раб прог6\изображение20021.jpg

Пояснительная записка.

Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе - вода,

птице - воздух, зверям - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
М.М. Пришвин.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе. Это единая, рассчитанная на весь период обучения образовательная программа с экологической направленностью для младших школьников.

Цель: программы «Эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры.

Задачи программы:

- формировать интерес к изучению природы родного края;

- воспитывать умение видеть в самом обычном необычное и удивительное;

- углублять уже имеющихся знаний о родном крае;

- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

- формировать представления о природных сообществах области;

- формировать представления об охраняемых территориях России и своего края.

Программа «Эколог» эколого-биологической и учебно - познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1– 4 классов. Количество часов в год: 1 – 4 класс – 34 учебных часа.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуаций оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуаций свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Планируемые результаты освоения программы:

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.

Требования к знаниям и умениям в процессе реализации программы:

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

- наиболее типичных представителей животного мира России, Пермского края;

- какую пользу приносят представители животного мира;

- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;

  • экология - наука об общем доме; экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

- ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Планируемые результаты:

Планируется достижение трех уровней результатов:

В 1 классе планируется достижение первого уровня результатов – приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе; овладение способами самопознания, рефлексии.

Во 2-3 классе планируется достижение второго уровня результатовразвитие ценностных ориентаций, формирование нравственно – этических и эстетических отношений.

В 4 классе планируется достижение третьего уровня результатов – приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления по проблемным вопросам, опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт охраны памятников природы.

  • Выработать у детей уважительное отношение ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

  • Научить понимать взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

  • Сформировать умение правильно взаимодействовать с окружающей средой;

  • Выработать эмоционально–положительное отношение к окружающему миру;

  • Осознание себя, как части природы;

  • Младшие школьники овладеют умением рационально использовать природные богатства;

  • Систематизируются знания детей о таких явлениях и объектах как свет, воздух, вода, почва, температура.

В качестве форм подведения итогов обучения в дополнительном образовании детей используются: собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, реферат, защита творческого проекта, тестирование, участие в конкурсах, олимпиадах, выступление на концертах, участие в выставках.

При построении программы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

¾ познавательном;

¾ познавательно-развлекательном;

¾ практическом;

¾ исследовательском.

Список источников:

  1. Александрова. Ю. Н. Юный эколог. /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н. В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

  2. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

  3. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра, 1992.

  4. Букин А. П. В дружбе с природой. Москва 1991.

  5. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. Ставрополь, 2000.

  6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом – Москва, Сфера, 2001.

  7. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников. Начальная школа. - 1992. - № 11-12.

  8. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание. Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.

  9. Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы. Начальная школа. - 2000. -- № 6.

  10. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена. Начальная школа. - 2001. - № 1.

11. Лучич М. В. Детям о природе. - Москва, 1989.

12. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу.

13. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007г.

14. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

15. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ, 2007.

16. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005.

Учебно – тематический план 1год обучения.




п.п.

Основные темы занятий

Количество часов

Форма занятий

Форма подведения итогов

Всего

Теория

Практика

Введение - 1 ч.

1.

Что такое экология?




1




вводный урок

разъяснение значения экологии на основе анализа примеров

Мой дом за окном - 10 ч.

2.

Мой дом




1




комбинированный

конкурс рисунков

3.

Дом, где мы живём




1




комбинированный

соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке

4.

Практическое занятие «Уборка школьного двора»







1

практическая работа

отчет о выполнении задания.

5.

Откуда берётся и куда девается мусор?




5,0

5,0

комбинированный

акция «Мы, против мусора!»

6.

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»







1

экскурсия

творческий отчет о экскурсии

7.

Деревья твоего двора







1

комбинированный

работа с гербариями

8.

Экскурсия по территории школы







1

экскурсия

отчет о экскурсии

9.

Птицы нашего двора




1




комбинированный

учимся видеть и наблюдать

10.

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»







1

практическая работа

выставка, вывешивание кормушек

11.

Дорога из дома в школу










комбинированный

тестирование

Я и моё окружение – 10 ч

12.

Моя квартира.




1




комбинированный

наведению чистоты и порядка в своем доме.

13.

Моя семья.




1




комбинированный

обязанности членов семьи

14.

Соседи – жильцы.




1




комбинированный

обычаи и традиции русского народа

15.

Мой класс.




1




комбинированный

дежурство по классу

16.

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате».







1

практическая работа

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе

17.

Дом моей мечты.




5,0

5,0

комбинированный

работа в группах

18.

Комнатные растения в квартире, классе.




5,0

5,0

комбинированный

Уход за комнатными растениями

19.

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями».







1

практическая работа

Учимся видеть и наблюдать

20.

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике».







1

практическая работа

Учимся видеть и наблюдать

21.

Животные в доме.




1




комбинированный

наблюдение за домашними питомцами

Солнце и свет в нашей жизни – 6 ч.

22.

Солнце, Луна, звёзды – источники света.




1




комбинированный




23.

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.




1




комбинированный

Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений

34.

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света.







1

практическая работа

Наблюдение после произведённой работы


25.

Отношение к свету и теплу различных животных.




1




комбинированный




26.

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи».







1

практическая работа

Учимся видеть и наблюдать

27.

Электрический свет и тепло в моём доме.




1




комбинированный




Воздух и здоровье – 2 ч.

28.

Воздух и здоровье человека.




1




комбинированный

Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики

29.

Практическое занятие «Уборка в классе».







1

практическая работа.

Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе

Мой край – 5 ч

30.

Растительный мир Пермского края.




1




комбинированный

работа с гербариями

31.

Животный мир Пермского края.




1




комбинированный

подготовка доклада

32.

Красная книга Прикамья.







1

комбинированный

работа по определению птиц края

33.

Исчезающие растения родного края.




5,0

5,0

комбинированный

работа с гербариями

34.

Обобщающее занятие




1




обобщающий

Творческая игра «Я знаток природы родного края»

Итого: 34 ч
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Эколог» iconПрограмма объединения дополнительного образования «Юный эколог»
Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования...
Программа «Эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Программа «Эколог» iconРабочая программа экологического кружка «Эколог»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Крутинская средняя общеобразовательная школа
Программа «Эколог» iconПрограмма реализуется в рамках творческого объединения детей «Юный Эколог»
Сформировать,систематизировать и углубить экологические знания учащихся,подготовить их к практической деятельности
Программа «Эколог» iconПрограмма экологического кружка «Юный эколог»
Преемственность и логичность, структурированность образовательного процесса, распределение содержания на основе интегрированного...
Программа «Эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа «Эколог» iconРабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Юный эколог»
Протокол №1 от «10» августа2014 г. «15» августа 2014 г. Приказ №73/1 от «1» сентября 2014 г
Программа «Эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа «Эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа «Эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа «Эколог» iconРабочая программа по предмету «Охрана труда» для обучающихся по профессии «Лаборант-эколог»
Рецензент: заместитель директора по производственному обучению и охране труда аоу нпо «Профессиональный лицей №46» Чехович О. А
Программа «Эколог» iconРешение здания Определение
Цели: познакомить с экологическими проблемами тайги, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека в зоне...
Программа «Эколог» iconСпасительные лесные пожары
Цели: познакомить с экологическими проблемами тайги, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека в зоне...
Программа «Эколог» iconЦель классного часа
Цели: познакомить с экологическими проблемами тайги, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека в зоне...
Программа «Эколог» iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Макарова Ольга Акиндиновна, главный научный сотрудник государственного природного заповедника "Пасвик", кандидат...
Программа «Эколог» iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Макарова О. А. к б н., главный научный сотрудник государственного природного заповедника "Пасвик", заслуженный эколог...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск