Пояснительная записка.
Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе - вода,
птице - воздух, зверям - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину. М.М. Пришвин.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе. Это единая, рассчитанная на весь период обучения образовательная программа с экологической направленностью для младших школьников.
Цель: программы «Эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры.
Задачи программы:
- формировать интерес к изучению природы родного края;
- воспитывать умение видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
- формировать представления о природных сообществах области;
- формировать представления об охраняемых территориях России и своего края.
Программа «Эколог» эколого-биологической и учебно - познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1– 4 классов. Количество часов в год: 1 – 4 класс – 34 учебных часа.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуаций оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуаций свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения программы:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.
Требования к знаниям и умениям в процессе реализации программы:
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
- наиболее типичных представителей животного мира России, Пермского края;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме; экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Планируемые результаты:
Планируется достижение трех уровней результатов:
В 1 классе планируется достижение первого уровня результатов – приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе; овладение способами самопознания, рефлексии.
Во 2-3 классе планируется достижение второго уровня результатов – развитие ценностных ориентаций, формирование нравственно – этических и эстетических отношений.
В 4 классе планируется достижение третьего уровня результатов – приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления по проблемным вопросам, опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт охраны памятников природы.
Выработать у детей уважительное отношение ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
Научить понимать взаимосвязи и взаимозависимости в природе;
Сформировать умение правильно взаимодействовать с окружающей средой;
Выработать эмоционально–положительное отношение к окружающему миру;
Осознание себя, как части природы;
Младшие школьники овладеют умением рационально использовать природные богатства;
Систематизируются знания детей о таких явлениях и объектах как свет, воздух, вода, почва, температура.
В качестве форм подведения итогов обучения в дополнительном образовании детей используются: собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, реферат, защита творческого проекта, тестирование, участие в конкурсах, олимпиадах, выступление на концертах, участие в выставках.
При построении программы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
¾ познавательном;
¾ познавательно-развлекательном;
¾ практическом;
¾ исследовательском.
Список источников:
Александрова. Ю. Н. Юный эколог. /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н. В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра, 1992.
Букин А. П. В дружбе с природой. Москва 1991.
Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. Ставрополь, 2000.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом – Москва, Сфера, 2001.
Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников. Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание. Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы. Начальная школа. - 2000. -- № 6.
Кирсанова, Т. А. Птичьи имена. Начальная школа. - 2001. - № 1.
11. Лучич М. В. Детям о природе. - Москва, 1989.
12. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу.
13. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007г.
14. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
15. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ, 2007.
16. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005.
Учебно – тематический план 1год обучения.
№
п.п.
| Основные темы занятий
| Количество часов
| Форма занятий
| Форма подведения итогов
| Всего
| Теория
| Практика
| Введение - 1 ч.
| 1.
| Что такое экология?
|
| 1
|
| вводный урок
| разъяснение значения экологии на основе анализа примеров
| Мой дом за окном - 10 ч.
| 2.
| Мой дом
|
| 1
|
| комбинированный
| конкурс рисунков
| 3.
| Дом, где мы живём
|
| 1
|
| комбинированный
| соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке
| 4.
| Практическое занятие «Уборка школьного двора»
|
|
| 1
| практическая работа
| отчет о выполнении задания.
| 5.
| Откуда берётся и куда девается мусор?
|
| 5,0
| 5,0
| комбинированный
| акция «Мы, против мусора!»
| 6.
| Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»
|
|
| 1
| экскурсия
| творческий отчет о экскурсии
| 7.
| Деревья твоего двора
|
|
| 1
| комбинированный
| работа с гербариями
| 8.
| Экскурсия по территории школы
|
|
| 1
| экскурсия
| отчет о экскурсии
| 9.
| Птицы нашего двора
|
| 1
|
| комбинированный
| учимся видеть и наблюдать
| 10.
| Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»
|
|
| 1
| практическая работа
| выставка, вывешивание кормушек
| 11.
| Дорога из дома в школу
|
|
|
| комбинированный
| тестирование
| Я и моё окружение – 10 ч
| 12.
| Моя квартира.
|
| 1
|
| комбинированный
| наведению чистоты и порядка в своем доме.
| 13.
| Моя семья.
|
| 1
|
| комбинированный
| обязанности членов семьи
| 14.
| Соседи – жильцы.
|
| 1
|
| комбинированный
| обычаи и традиции русского народа
| 15.
| Мой класс.
|
| 1
|
| комбинированный
| дежурство по классу
| 16.
| Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате».
|
|
| 1
| практическая работа
| Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе
| 17.
| Дом моей мечты.
|
| 5,0
| 5,0
| комбинированный
| работа в группах
| 18.
| Комнатные растения в квартире, классе.
|
| 5,0
| 5,0
| комбинированный
| Уход за комнатными растениями
| 19.
| Практическое занятие «Уход за комнатными растениями».
|
|
| 1
| практическая работа
| Учимся видеть и наблюдать
| 20.
| Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике».
|
|
| 1
| практическая работа
| Учимся видеть и наблюдать
| 21.
| Животные в доме.
|
| 1
|
| комбинированный
| наблюдение за домашними питомцами
| Солнце и свет в нашей жизни – 6 ч.
| 22.
| Солнце, Луна, звёзды – источники света.
|
| 1
|
| комбинированный
|
| 23.
| Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.
|
| 1
|
| комбинированный
| Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений
| 34.
| Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света.
|
|
| 1
| практическая работа
| Наблюдение после произведённой работы
| 25.
| Отношение к свету и теплу различных животных.
|
| 1
|
| комбинированный
|
| 26.
| Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи».
|
|
| 1
| практическая работа
| Учимся видеть и наблюдать
| 27.
| Электрический свет и тепло в моём доме.
|
| 1
|
| комбинированный
|
| Воздух и здоровье – 2 ч.
| 28.
| Воздух и здоровье человека.
|
| 1
|
| комбинированный
| Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики
| 29.
| Практическое занятие «Уборка в классе».
|
|
| 1
| практическая работа.
| Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе
| Мой край – 5 ч
| 30.
| Растительный мир Пермского края.
|
| 1
|
| комбинированный
| работа с гербариями
| 31.
| Животный мир Пермского края.
|
| 1
|
| комбинированный
| подготовка доклада
| 32.
| Красная книга Прикамья.
|
|
| 1
| комбинированный
| работа по определению птиц края
| 33.
| Исчезающие растения родного края.
|
| 5,0
| 5,0
| комбинированный
| работа с гербариями
| 34.
| Обобщающее занятие
|
| 1
|
| обобщающий
| Творческая игра «Я знаток природы родного края»
| Итого: 34 ч
| |