Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии





Скачать 103.38 Kb.
НазваниеКонспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии
Дата публикации21.09.2013
Размер103.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Горина С.С.

Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии

Предмет: окружающий мир

Тема: Природные зоны холодного пояса

Класс: 2

УМК: Школа 2100

Цели урока:

Образовательные: Расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о природных зонах холодного пояса, познакомить учащихся с особенностями климата, растительного и животного мира ледяных пустынь и тундры.

Развивающие: Развивать умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами, критически относится к информации), развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, развивать желание познавать новое.

Оборудование:

- мультимедийный проектор, презентация для урока, карта «Природные зоны России»,

- Детская мультимедийная энциклопедия «Кирилла и Мефодия» 2008г

- «Листы исследований»;

- тексты «Зона арктических пустынь», «Тундра»;

- предметные картинки «Животные и растения Тундры»;

Технология, используемая на уроке: проблемно-диалогическая, технологии развития критического мышления при чтении; технология оценивания учебных умений;

1.Оргмомент.


Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы.


2.Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Назовите природные зоны.

- Почему на нашей планете так много природных зон? От чего это зависит?

Вспомните, сколько на Земле тепловых поясов? Назовите их.

( Всего за Земле пять тепловых поясов: холодный пояс северного полушария, умеренный пояс северного полушария, жаркий пояс, умеренный пояс южного полушария, холодный пояс южного полушария)

Соответственно тепловым поясам на земном шаре расположены природные зоны.


3. Актуализация знаний и постановка проблемы.


Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа- работа путешественников и исследователей. Наше путешествие займёт несколько уроков. Сегодня мы исследуем первые две зоны. А какие догадайтесь по следующей информации . ( 2 загадки: 1.Царство льда и снега, 2.Царство мхов и лишайников) В каком поясе они расположены? Назовите тему нашего урока.

( Природные зоны холодного пояса - Арктика и тундра) Чтобы вы хотели исследовать в этих зонах? Составим план исследования.

План.

  1. Климат.

  2. Животный мир

  3. Растительный мир.

Итак, отправляемся… в путь

Рассмотрите внимательно иллюстрации, помещенные на слайде. (На слайде – фото арктической пустыни и тундры) Перед нами зоны, которые нам предстоит исследовать.

- Так как вы очень любите читать книги о природе, может быть, вы уже что-то знаете об этих природных зонах. Работаем с «Листами исследования», в которых вам необходимо заполнить первую колонку, отвечая на вопрос: «Каковы особенности климата, растительного и животного мира этих природных зон?»

(Учащиеся записывают те, факты которые им «уже известны» в таблицу)

( см. Приложение)

Итак, что же вы записали в своих табличках? (учащиеся заполняют первую колонку в таблице, зачитывают и обсуждают ответы)

- Покажем на карте, где находится эта природная зона

(Работа по карте «Природные зоны России)

Она занимает острова в Северном Ледовитом океане и узкую полоску берега.



4. «Открытие» детьми нового знания об Арктике

5. Первичное закрепление

В ходе нашего урока мы проверим, правильны ли были ваши предположения. У вас на партах есть листочки с текстом «Зона арктических пустынь». Прочитайте текст, делая пометы.

«v» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+» - если то, что вы читаете, является для вас новым;

«?» - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. (На данном этапе используется приём «Инсерт».)

Учащиеся самостоятельно читают текст, делая пометки, затем коллективно их обсуждают.

-Что нового вы узнали об Арктике?

-На севере есть другое название северному сиянию. Об этом нам расскажет ученик…. Как прекрасно это природное явление!

Заполните второй столбик листка.

Рассмотрите иллюстрации на следующем слайде. Известны ли вам эти животные? Что вы о них знаете?

Хотите побывать в Арктике? В этом нам поможет наша энциклопедия «Кирилла и Мефодия».

Мультимедийная панорама «Арктики» из энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

Как приспособились животные Арктики к суровым условиям жизни?

  • Толстый слой жира.

  • Густая тёплая шерсть у зверей, пух у птиц.

  • Широкие лапы у зверей.

  • Окраска меха.

  • Сезонные передвижения.

  • Близость моря и пищи.


Животные ледяных пустынь селятся на морском побережье. Как вы думаете, почему?

Рассмотрите объекты изображенные на слайде. Назовите их. (Рыбы, птицы, планктон)

- А что означает слово «планктон» вы узнаете, прочитав в учебнике на стр.14.

- Составьте пищевую цепочку.

Кто из них «кормильцы», а кто «едоки»?


5. Физкультминутка «Рыбка»



6.«Открытие» детьми нового знания о тундре

7. Первичное закрепление о тундре

Сегодня вопросы государственной политики России - в Арктике. Вы, наверняка, слышали об этом из средств информации. Этот регион имеет для нас, без преувеличения, большое значение. Как вы думаете почему?

"По оценкам экспертов в Арктике содержится около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире, и использование этих ресурсов - залог энергобезопасности России в целом"

Какой указ президента мы с вами обсуждали после каникул?

Президент РФ Дмитрий Медведев утвердил список приграничных территорий, на которых иностранцы не смогут владеть землей. Как сообщает пресс-служба Кремля, 9 января главой государства подписан указ «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».

В перечень вошли 380 территорий, в том числе в Архангельской области:

 

Мезенский муниципальный район;

Онежский муниципальный район;

Приморский муниципальный район;

Муниципальное образование «Город Архангельск»;

Муниципальное образование «Новая Земля»;

Муниципальное образование «Город Новодвинск»;

Муниципальное образование «Северодвинск»
Почему был принят этот указ?

Будьте достойными гражданами своей страны и всегда стойте на защите её интересов.

Как вы думаете, чем отличается климат тундры от климата ледяных пустынь?

- С чем это связано? (Климат тундры менее суровый, так как при перемещении от полюсов к экватору природные условия изменяются, становится теплее)

- Наши исследования продолжаются. И мы отправляемся в тундру. Покажите на карте где находится эта зона.

Сейчас мы продолжим работу над текстами с использованием уже известных вам меток (Использование приёма «Инсерт»)

Дополните колонку «Что я узнал нового?» в «Листке исследований»

Отлично справились с этим заданием. Но наше с вами путешествие продолжается. Откройте учебник на с.15-16, каких животных мы можем встретить в тундре? (Северный олень, песец, лемминг, полярная сова, волк)
Хотите побывать у них в гостях?

Мультимедийная панорама «Тундра» из энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

- Как вы думаете, могут ли они поселиться в арктической пустыне? Почему? Как растения и животные приспособились к жизни в тундре? ( растут в защищённых от ветра местах; низкорослые, часто стелятся по поверхности (защита от ветра, тепло от земли); используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета.)



8. Включение нового знания в систему знаний и повторение


Посмотрите внимательно в ваши «Листы исследователей», обратите внимание на то, какая колонка у вас заполнена больше. Как вы думаете почему?

А сейчас нам предстоит не менее важное задание. Пользуясь «Листами исследований» составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке.

Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить «Да-нет» т.е тонкие, и есть вопросы, требующие рассуждений, т.е толстые. Помните, что правильно заданный вопрос это половина ответа.

(Ученики задают вопросы и отвечают на них)


9. Рефлексия


Алгоритм самооценивания

1 шаг. В чем заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?

6 шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?
Кто хочет сказать, какую оценку он поставил?


10. Домашнее задание


Рабочая тетрадь, с. 45 задания №№1-3.

По желанию, составить «тонкие» и «толстые» вопросы по изученной теме, подготовить сообщение об одном из представителей животного мира природных зон холодного пояса.

Подготовить сообщение об одном представителе животного мира природных зон холодного пояса.


Приложение

Листок исследования по теме: «Природные зоны холодного пояса»

Что мне известно по данной теме, вопросу?

Что нового я узнал?

Арктические (ледяные) пустыни



















Тундра







Текст 1. «Зона арктических пустынь»
Арктика – это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и с островами. Здесь расположена зона ледяных пустынь.

Солнце в зоне ледяных пустынь никогда не подымается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Не только сам океан, но острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на островах его нет, но и здесь суша промерзает на много метров в глубину. Почва на арктических островах почти совсем не образуется.

Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается- темнота! В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния – словно разноцветные, переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60 градусов. Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

.

Текст 2. «Обитатели тундры »

Вдоль берегов Евразии и северной Америки полосой шириной 300-500 км протянулась тундровая природная зона, переходящая от зоны тайги к ледяным пустыням. Это северная суровая земля- вечная мерзлота, которая никогда не оттаи- вает на значительную глубину. В тундре очень короткое лето, а температура воздуха даже в самые тёплые дни редко поднимается выше 5-10 градусов. Там постоянно дуют сильные ветры, воздух всегда насыщен влагой. Совсем нет лесов, а животный мир ограничен немногими, нередко уникальными видами. Хоть мало тепла в тундре, но оно сохраняется ближе к поверхности почвы, и поэтому все растения прижимаются к ней, прячась от ветра. Их побеги распространяются в стороны и сплетаются, образую как бы подушку.

.




Тонкие вопросы



Толстые вопросы

Не забывайте, с каких слов начинаются вопросы…

кто...

что...

когда...

мог ли...

как звали...

было ли...

согласны ли вы; верно ли что…


дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

предположите, что будет, если...









Источники информации:

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Наша планета Земля, 2 класс. Метод. Рекомендации для учителя по курсу окружающего мира.- Москва, Изд-во Баласс, - 2008 г.

  2. Детская мультимедийная энциклопедия «Кирилла и Мефодия» 2008г

  3. Окружающий мир, 2 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Вахрушева «Наша планета Земля». сост. Л.И.Рудченко. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.

  4. Шейкина С.А. Уроки по окружающему миру. - 2 класс, г.Самара, 2009г

  5. Указ президента РФ Медведева Д.А. «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии iconКонспект урока по литературному чтению с использованием технологии...
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии icon2. Теоретические основы образовательных технологий, лежащих в основе...
После работы на семинаре рекомендуем провести школьное совещание при здувре, проанализировать данное направление, скоординировать...
Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии icon«Местоимение» разработан в русле проблемно-диалогического подхода
Методическая разработка урока по русскому языку, разработанного в русле идеи «Творческая работа на уроках русского языка с использованием...
Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии iconКонспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой...
Учебник: География. Планета Земля. 5 класс. Н. Н. Петрова, Н. А. Максимова М.: Мнемозина, 2012
Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии iconТема сегодняшнего урока: «Колорит в пейзаже»
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии iconМетодическая разработка урока английского языка во 2 классе. Тема урока: «Мои друзья животные»
Развивать умения монологической и диалогической речи учащихся с использованием схем
Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии iconТема: Эстетика одежды
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии iconПрирода и человек в лирике Есенина
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии icon«Эстетика и дизайн ресторанного сервиса» II семестр
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии iconСценарий урока химии по теме: «Генетическая связь классов неорганических соединений»
Используемые педагогические технологии: проблемно-поисковая технология; технология дифференцированного обучения; коммуникативно-диалоговая...
Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока по информатике с использованием технологии оценивания учебных успехов
Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока по английскому языку с использованием технологии: «Story-telling»
Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии iconКонспект урока информатики и икт (с использованием технологии сдп...
Тема "Использование вспомогательных алгоритмов для рисования орнаментов в исполнителе Чертежник"
Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии iconБеседа на тему: «красота и труд вместе идут» (Для учащихся 15 — 17 лет)
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии iconКонспект урока окружающего мира в 1 классе по умк «Планета знаний»...
Задание 1: разработать 2 урока в деятельностных технологиях, опираясь на технологические карты
Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск