Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан»





Скачать 139.46 Kb.
НазваниеРоссийская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан»
Дата публикации27.09.2013
Размер139.46 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Департамент образования города Москвы

Юго – Западное окружное управление образования

Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО

Директор ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» Методист по психологии ОМЦ ЮЗОУС

_________________ (Митраков А.В.) ________________(Е.В.Харисова)

«_____»_____________ 2009г. « »___________2009г.

Программа принята на методическом совете

« » 2009г.

«Цветные ладошки»

(3-4 года)

Автор - Лыкова И.А

Ведущая – Милославская Н.С.
Москва

2008 г.

Пояснительная записка

Общая характеристика программы.

Программа содержит систему коррекционно-развивающих занятий изобразительной деятельностью с детьми 3-4 лет, в том числе имеющими отставания в развитии. Занятия по данной программе включают в себя: лепку, рисование, аппликацию.

Программа построена на следующих принципах:

  • принцип сезонности: содержание занятий учитывает природные и климатические особенности местности в данный момент времени («листопад», «волшебные снежинки», «вьюга-завирюха», «новогодние игрушки», «праздничная елочка», «цветы», «сосульки», «солнышко», «ручеек и кораблик», «одуванчик» и пр.)

  • развитие детей в рамках программы учитывает принципы систематичности, последовательности, и цикличности т.е. развитие осуществляется: «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малознакомому и неизвестному». Содержание программы постепенно расширяется и усложняется по мере взросления ребенка.

  • принцип природосообразности: задачи развития детей корректируются с учетом «природы» детей, их возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Несмотря на то, что занятия по программе проходят в группе, в ходе занятий осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку.

  • принцип интереса и естественной радости: занятия проводятся с опорой на интересы детей и детского сообщества, и вызывают радость восприятия и деяния.

  • принцип интеграции: объединение различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.

Программа рассчитана на 1 учебный год (всего 64 занятия), по 2 занятия в неделю.
Актуальность программы

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретическом мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной степени эстетический элемент жизни».

Художественная деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста и эффективное средство развития детей с самого раннего детства. Художественная деятельность представляет собой систему специфических художественных действий, направленных на восприятие, познание и продуктивную деятельность (по созданию эстетических объектов - художественных образов).
Новизна

Новизна программы заключается в следующем:

  1. Развитие ребенка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации). Программа может быть использована в работе с детьми, требующими нестандартного подхода к обучению в связи с отставаниями в развитии.

  2. В ходе программы большое внимание уделяется взаимодействию ребенка со взрослыми (психологом, родителями, бабушками и дедушками):

  • Между занятиями родитель или другой близкий взрослый совместно с ребенком делает заготовку для занятия, беседует с ребенком по теме занятия (например, читает сказку на заданную тему и обсуждает ее с ребенком).

  • В ходе занятия родитель или другой близкий взрослый помогает ребенку выполнять задания (показ; совместное действие, например, используя прием «рука в руке»; сопровождение действий ребенка речью и пр.)

  • После занятия ребенок помогает родителю убирать необходимые для занятия материалы и инструменты.


Целевая аудитория.

Программа рассчитана на детей 3-4 лет, имеющих следующие сложности:

  • неумение находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации

  • неспособность ориентироваться в таких понятиях как форма, цвет, величина, количество, неумение видеть основные формы предметов, выделять их наиболее яркие и характерные признаки

  • неспособность координировать работу обеих рук, глаз и рук, соизмерять нажим ладоней на комок пластилина

  • неумение создавать из пластилина простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменять их, преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо)

  • неумение лепить не только ладонями, но и пальцами – соединять детали не прижимая, а примазывая их друг к другу, защипывать край формы, вытягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей

  • неумение отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами

  • неумение рисовать карандашами и фломастерами, проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные)

  • отсутствие навыков рисования кистью

  • неумение раскладывать и приклеивать вырезанные бумажные формы

  • неумение работать с ножницами как художественным инструментом.

Также программа очень полезна для детей и родителей, испытывающих затруднения в контакте, совместной деятельности.
Цель программы:

Развитие и коррекция детей 3-4 лет, в том числе имеющих отставание в формировании когнитивных и моторных функций, методом художественно-творческой деятельности.
Задачи:

В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет.

  • В лепке – показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое и сдобное тесто, снег, манная каша, бумажная масса для папье-маше), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки), возможностям своего воздействия на материал и т.д.

  • В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и т.д.

  • В аппликации – знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения ее свойств и способов своего воздействия на бумагу (легкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвется, разрезается, приклеивается) и т.д.


1. Обучающие задачи:

  • знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской).

  • показывать детям в игровой форме процесс создания образов – организовывать наблюдение за художественной деятельностью психолога.

  • вызывать у детей интерес к сотворчеству со взрослым, другими детьми при создании коллективных композиций.

  • переводить детей от подражания к самостоятельному творчеству: побуждать самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы.

  • создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

  • продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами.

  • продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы).

  • учить детей раскладывать и приклеивать бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.

  • продолжать знакомить детей с ножницами как художественным инструментом.

  • интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.


2. Развивающие и коррекционные задачи:

  • развивать (обогащать и уточнять) зрительные и тактильные представления детей о различных объектах: особенностях их формы, цвета, пропорций. Организовывать наблюдения в природе и ближайшем окружении для обогащения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Грустный дождь», «Веселый дождик», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).

  • формировать, развивать и корректировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов.

  • развивать способность видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме и цвету предметы.

  • развивать способность находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации.

  • развивать способность видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма, линия, пятно, форма фона и пр.).

  • развивать способность ориентироваться в таких понятиях как форма, цвет, величина, количество. Адекватно применять полученные представления в конкретных творческих ситуациях.

  • корректировать развитие мелкой моторики

  • а) в лепке - учить лепить не только ладонями, но и пальцами – соединять детали не прижимая, а примазывая их друг к другу, защипывать край формы, вытягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков)

  • б) в рисовании — продолжать учить детей рисовать карандашами, фломастерами, красками: проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы.

  • в) в аппликации — учить детей мять, разрывать, надрывать, разрезать, надрезать бумагу, раскладывать и приклеивать бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.

  • развивать и корректировать способность синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук, соизмерять нажим ладоней на комок пластилина в т.ч. создавая простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменяя их, преобразовывая в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные оригинальные образы из 2-3 деталей (мячик, яблоко, печенье, пряник, конфета, бублик, баранка и др.), передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали.

  • развивать и корректировать взаимодействие ребенка с родителями и другими детьми.


Формы и методы проведения занятий

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего детства. Занятия по данной программе включают в себя: лепку, рисование, аппликацию. Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии и их возрастными и индивидуальными возможностями.

Занятия проводятся в группе до 6 детей с родителями (другими близкими взрослыми).
Тематический план




Тема занятия

Количество

занятий

1

Вводное занятие.

1

2-3

Мой веселый звонкий мяч.

2

4-5

Шарики воздушные, ветерку послушные.

2

6-7

Яблоко с листочком.

2

8-9

Ягодка за ягодкой.

2

10-11

Выросла репка большая-пребольшая.

2

12-13

Мышка-норушка.

2

14-15

Листопад.

2

16-17

Грибная полянка.

2

18

Град.

1

19

Дождь.

1

20

Лямба.

1

21

Светлячок.

1

22-23

Сороконожка.

2

24

Лесные звери.

1

25

Вьюга-завирюха.

1

26

Волшебные снежинки.

1

27

Новогодние игрушки.

1

28

Серпантин.

1

29-30

Праздничная елочка.

2

31-32

Угощение для игрушек.

2

33-35

Бублики-баранки.

3

36-37

Колобок.

2

38

В некотором царстве.

1

39

За синими морями, за высокими горами.

1

40

Баю-бай, засыпай.

1

41

Лоскутное одеяло.

1

42

Большая стирка.

1

43

Мойдодыр.

1

44

Лесенка.

1

45-46

Цветы.

2

47-48

Сосульки.

2

49-50

Неваляшка.

2

51-52

Солнышко.

2

53

Ручеек и кораблик.

1

54

Мостик.

1

55

Почки и листочки.

1

56-57

Птички.

2

58

Божья коровка.

1

59-50

Флажки.

2

61-62

Филимоновская игрушка.

2

63-64

Одуванчик.

2




Всего:

64


Структура занятия

  1. Организационный момент (построение и приветствие, дети и родители входят в кабинет, рассаживаются, достают принесенные из дома заготовки и необходимые для занятия материалы и инструменты).

  2. Психолог беседует с детьми по теме занятия (например, обсуждает с детьми прочитанную дома сказку, обращает внимание детей на их заготовки и на то, что дети будут делать в процессе занятия).

  3. Психолог последовательно показывает приемы выполнения задания, помогает родителям сориентировать ребенка в задании (выбрать материал нужного цвета, правильно взять кисточку, ножницы, клей, бумагу и пр.).

  4. Дети совместно с родителями выполняют задание. Психолог подходит к каждой паре и помогает организовать работу ребенка, верно выполнить необходимое движение и пр.

  5. Психолог беседует с каждым ребенком о его работе: что он сделал (нарисовал), какого цвета, какой формы, из каких деталей и пр. Дети показывают свои работы друг другу.

  6. Психолог рассказывает, что нужно приготовить к следующему занятию.

  7. Организационный момент (дети и родители убирают необходимые для занятия материалы и инструменты, построение и прощание, дети и родители входят из кабинета).


Результатом занятий является то, что дети:

  • умеют находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации

  • ориентируются в таких понятиях как форма, цвет, величина, количество (умеют видеть основные формы предметов, выделять их наиболее яркие и характерные признаки)

  • координируют работу обеих рук, глаз и рук, умеют соизмерять нажим ладоней на комок пластилина

  • умеют создавать из пластилина простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменять их, преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы (мячик, яблоко, печенье, пряник, конфета, бублик, баранка и др.)

  • умеют лепить не только ладонями, но и пальцами – соединять детали не прижимая, а примазывая их друг к другу, защипывать край формы, вытягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков)

  • умеют создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали

  • умеют отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами

  • умеют рисовать карандашами и фломастерами, проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы

  • имеют навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы), учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы.

  • умеют создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы

  • умеют раскладывать и приклеивать вырезанные бумажные формы, создавая при этом выразительные образы

  • знакомы с ножницами как художественным инструментом.


Контроль за эффективностью программы

Перед началом занятий в группе каждый ребенок проходит диагностику на ПМПк Центра. Результаты этой диагностики позволяют определить актуальный уровень каждого ребенка, а также указывают ведущему группы, на что нужно обратить внимание при занятиях с каждым конкретным ребенком.

Контроль за эффективностью программы в течение учебного года осуществляется в процессе каждого занятия. Педагог наблюдает за выполнением заданий, и делает вывод о том, насколько каждый ребенок овладел различными способами художественной деятельности.

После окончания занятий в группе каждый ребенок вновь проходит диагностику на ПМПк. Сравнение результатов первичной и завершающей диагностики позволяет сделать вывод о том, насколько эффективными были занятия по данной программе для каждого ребенка.
Условия реализации программы:

Для занятий по данной программе требуются:

  • белая и цветная бумага

  • ножницы для детского творчества

  • клей-карандаш

  • карандаши и фломастеры

  • гуашевые краски

  • кисти различных размеров, ватные палочки

  • баночки для воды

  • салфетки или тряпочки

  • детские фартуки

  • скотч

  • пластилин, тесто, глина

  • осенние листья

  • палочки, веточки

  • доска магнитная и магниты

К каждому занятию родители делают заготовки, из которых (на основе которых) в ходе занятия и создается художественный образ.
Литература:

  • Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности, Москва, Карапуз-дидактика, 2007.

  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа, Москва, Карапуз-дидактика, 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconРоссийская федерация департамент образования города Москвы Юго –...
Развитие ритмического и музыкального слуха через различные виды вокально –музыкальной и игровой деятельности
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconЮго-западное окружное управление образования департамента образования...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Департамент образования города москвы юго-западное окружное управление образования
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconЗападное окружное управление образования департамента образования...
Организаторами конкурса выступают Западное Окружное Управление образования г. Москвы, гбоу цвр им. А. С. Макаренко
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования
Учебный кабинет №402 Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Лицея №1793
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление...
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление...
Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного...
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconЮго-западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа №521
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление образования
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-фз от 29. 12. 2012г
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconДепартамент образования города москвы юго-западное окружное управление...
Мы признаем критически важную роль, которую играют малые фермерские хозяйства, особенно под руководством женщин, в трансформации...
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconДепартамент образования города москвы северо-западное окружное управление образования
Для четкой организации труда учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, сотрудников и школьников
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление образования
Характеристика образовательной среды школы и анализ выполнения Программы развития предшествующей редакции
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconДепартамент образования города Москвы Западное окружное управление...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский...
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconЮго западное окружное управление образования департамента образования города москвы
Политика развития образования в гимназии №1532 предполагает использование компьютерной техники в процессе обучения учащихся как на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск