РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Департамент образования города Москвы
Юго – Западное окружное управление образования
Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» Методист по психологии ОМЦ ЮЗОУС
_________________ (Митраков А.В.) ________________(Е.В.Харисова)
«_____»_____________ 2009г. « »___________2009г.
Программа принята на методическом совете
« » 2009г.
«Цветные ладошки»
(3-4 года)
Автор - Лыкова И.А
Ведущая – Милославская Н.С. Москва
2008 г.
Пояснительная записка
Общая характеристика программы.
Программа содержит систему коррекционно-развивающих занятий изобразительной деятельностью с детьми 3-4 лет, в том числе имеющими отставания в развитии. Занятия по данной программе включают в себя: лепку, рисование, аппликацию.
Программа построена на следующих принципах:
принцип сезонности: содержание занятий учитывает природные и климатические особенности местности в данный момент времени («листопад», «волшебные снежинки», «вьюга-завирюха», «новогодние игрушки», «праздничная елочка», «цветы», «сосульки», «солнышко», «ручеек и кораблик», «одуванчик» и пр.)
развитие детей в рамках программы учитывает принципы систематичности, последовательности, и цикличности т.е. развитие осуществляется: «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малознакомому и неизвестному». Содержание программы постепенно расширяется и усложняется по мере взросления ребенка.
принцип природосообразности: задачи развития детей корректируются с учетом «природы» детей, их возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Несмотря на то, что занятия по программе проходят в группе, в ходе занятий осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку.
принцип интереса и естественной радости: занятия проводятся с опорой на интересы детей и детского сообщества, и вызывают радость восприятия и деяния.
принцип интеграции: объединение различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
Программа рассчитана на 1 учебный год (всего 64 занятия), по 2 занятия в неделю. Актуальность программы
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретическом мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной степени эстетический элемент жизни».
Художественная деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста и эффективное средство развития детей с самого раннего детства. Художественная деятельность представляет собой систему специфических художественных действий, направленных на восприятие, познание и продуктивную деятельность (по созданию эстетических объектов - художественных образов). Новизна
Новизна программы заключается в следующем:
Развитие ребенка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации). Программа может быть использована в работе с детьми, требующими нестандартного подхода к обучению в связи с отставаниями в развитии.
В ходе программы большое внимание уделяется взаимодействию ребенка со взрослыми (психологом, родителями, бабушками и дедушками):
Между занятиями родитель или другой близкий взрослый совместно с ребенком делает заготовку для занятия, беседует с ребенком по теме занятия (например, читает сказку на заданную тему и обсуждает ее с ребенком).
В ходе занятия родитель или другой близкий взрослый помогает ребенку выполнять задания (показ; совместное действие, например, используя прием «рука в руке»; сопровождение действий ребенка речью и пр.)
После занятия ребенок помогает родителю убирать необходимые для занятия материалы и инструменты.
Целевая аудитория.
Программа рассчитана на детей 3-4 лет, имеющих следующие сложности:
неумение находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации
неспособность ориентироваться в таких понятиях как форма, цвет, величина, количество, неумение видеть основные формы предметов, выделять их наиболее яркие и характерные признаки
неспособность координировать работу обеих рук, глаз и рук, соизмерять нажим ладоней на комок пластилина
неумение создавать из пластилина простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменять их, преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо)
неумение лепить не только ладонями, но и пальцами – соединять детали не прижимая, а примазывая их друг к другу, защипывать край формы, вытягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей
неумение отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами
неумение рисовать карандашами и фломастерами, проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные)
отсутствие навыков рисования кистью
неумение раскладывать и приклеивать вырезанные бумажные формы
неумение работать с ножницами как художественным инструментом.
Также программа очень полезна для детей и родителей, испытывающих затруднения в контакте, совместной деятельности. Цель программы:
Развитие и коррекция детей 3-4 лет, в том числе имеющих отставание в формировании когнитивных и моторных функций, методом художественно-творческой деятельности. Задачи:
В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет.
В лепке – показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое и сдобное тесто, снег, манная каша, бумажная масса для папье-маше), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки), возможностям своего воздействия на материал и т.д.
В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и т.д.
В аппликации – знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения ее свойств и способов своего воздействия на бумагу (легкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвется, разрезается, приклеивается) и т.д.
1. Обучающие задачи:
знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской).
показывать детям в игровой форме процесс создания образов – организовывать наблюдение за художественной деятельностью психолога.
вызывать у детей интерес к сотворчеству со взрослым, другими детьми при создании коллективных композиций.
переводить детей от подражания к самостоятельному творчеству: побуждать самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы.
создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.
продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами.
продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы).
учить детей раскладывать и приклеивать бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.
продолжать знакомить детей с ножницами как художественным инструментом.
интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.
2. Развивающие и коррекционные задачи:
развивать (обогащать и уточнять) зрительные и тактильные представления детей о различных объектах: особенностях их формы, цвета, пропорций. Организовывать наблюдения в природе и ближайшем окружении для обогащения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Грустный дождь», «Веселый дождик», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).
формировать, развивать и корректировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов.
развивать способность видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме и цвету предметы.
развивать способность находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации.
развивать способность видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма, линия, пятно, форма фона и пр.).
развивать способность ориентироваться в таких понятиях как форма, цвет, величина, количество. Адекватно применять полученные представления в конкретных творческих ситуациях.
корректировать развитие мелкой моторики
а) в лепке - учить лепить не только ладонями, но и пальцами – соединять детали не прижимая, а примазывая их друг к другу, защипывать край формы, вытягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков)
б) в рисовании — продолжать учить детей рисовать карандашами, фломастерами, красками: проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы.
в) в аппликации — учить детей мять, разрывать, надрывать, разрезать, надрезать бумагу, раскладывать и приклеивать бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.
развивать и корректировать способность синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук, соизмерять нажим ладоней на комок пластилина в т.ч. создавая простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменяя их, преобразовывая в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные оригинальные образы из 2-3 деталей (мячик, яблоко, печенье, пряник, конфета, бублик, баранка и др.), передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали.
развивать и корректировать взаимодействие ребенка с родителями и другими детьми.
Формы и методы проведения занятий
Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего детства. Занятия по данной программе включают в себя: лепку, рисование, аппликацию. Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии и их возрастными и индивидуальными возможностями.
Занятия проводятся в группе до 6 детей с родителями (другими близкими взрослыми). Тематический план
№
| Тема занятия
| Количество
занятий
| 1
| Вводное занятие.
| 1
| 2-3
| Мой веселый звонкий мяч.
| 2
| 4-5
| Шарики воздушные, ветерку послушные.
| 2
| 6-7
| Яблоко с листочком.
| 2
| 8-9
| Ягодка за ягодкой.
| 2
| 10-11
| Выросла репка большая-пребольшая.
| 2
| 12-13
| Мышка-норушка.
| 2
| 14-15
| Листопад.
| 2
| 16-17
| Грибная полянка.
| 2
| 18
| Град.
| 1
| 19
| Дождь.
| 1
| 20
| Лямба.
| 1
| 21
| Светлячок.
| 1
| 22-23
| Сороконожка.
| 2
| 24
| Лесные звери.
| 1
| 25
| Вьюга-завирюха.
| 1
| 26
| Волшебные снежинки.
| 1
| 27
| Новогодние игрушки.
| 1
| 28
| Серпантин.
| 1
| 29-30
| Праздничная елочка.
| 2
| 31-32
| Угощение для игрушек.
| 2
| 33-35
| Бублики-баранки.
| 3
| 36-37
| Колобок.
| 2
| 38
| В некотором царстве.
| 1
| 39
| За синими морями, за высокими горами.
| 1
| 40
| Баю-бай, засыпай.
| 1
| 41
| Лоскутное одеяло.
| 1
| 42
| Большая стирка.
| 1
| 43
| Мойдодыр.
| 1
| 44
| Лесенка.
| 1
| 45-46
| Цветы.
| 2
| 47-48
| Сосульки.
| 2
| 49-50
| Неваляшка.
| 2
| 51-52
| Солнышко.
| 2
| 53
| Ручеек и кораблик.
| 1
| 54
| Мостик.
| 1
| 55
| Почки и листочки.
| 1
| 56-57
| Птички.
| 2
| 58
| Божья коровка.
| 1
| 59-50
| Флажки.
| 2
| 61-62
| Филимоновская игрушка.
| 2
| 63-64
| Одуванчик.
| 2
|
| Всего:
| 64
|
Структура занятия
Организационный момент (построение и приветствие, дети и родители входят в кабинет, рассаживаются, достают принесенные из дома заготовки и необходимые для занятия материалы и инструменты).
Психолог беседует с детьми по теме занятия (например, обсуждает с детьми прочитанную дома сказку, обращает внимание детей на их заготовки и на то, что дети будут делать в процессе занятия).
Психолог последовательно показывает приемы выполнения задания, помогает родителям сориентировать ребенка в задании (выбрать материал нужного цвета, правильно взять кисточку, ножницы, клей, бумагу и пр.).
Дети совместно с родителями выполняют задание. Психолог подходит к каждой паре и помогает организовать работу ребенка, верно выполнить необходимое движение и пр.
Психолог беседует с каждым ребенком о его работе: что он сделал (нарисовал), какого цвета, какой формы, из каких деталей и пр. Дети показывают свои работы друг другу.
Психолог рассказывает, что нужно приготовить к следующему занятию.
Организационный момент (дети и родители убирают необходимые для занятия материалы и инструменты, построение и прощание, дети и родители входят из кабинета).
Результатом занятий является то, что дети:
умеют находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации
ориентируются в таких понятиях как форма, цвет, величина, количество (умеют видеть основные формы предметов, выделять их наиболее яркие и характерные признаки)
координируют работу обеих рук, глаз и рук, умеют соизмерять нажим ладоней на комок пластилина
умеют создавать из пластилина простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменять их, преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы (мячик, яблоко, печенье, пряник, конфета, бублик, баранка и др.)
умеют лепить не только ладонями, но и пальцами – соединять детали не прижимая, а примазывая их друг к другу, защипывать край формы, вытягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков)
умеют создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали
умеют отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами
умеют рисовать карандашами и фломастерами, проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы
имеют навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы), учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы.
умеют создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы
умеют раскладывать и приклеивать вырезанные бумажные формы, создавая при этом выразительные образы
знакомы с ножницами как художественным инструментом.
Контроль за эффективностью программы
Перед началом занятий в группе каждый ребенок проходит диагностику на ПМПк Центра. Результаты этой диагностики позволяют определить актуальный уровень каждого ребенка, а также указывают ведущему группы, на что нужно обратить внимание при занятиях с каждым конкретным ребенком.
Контроль за эффективностью программы в течение учебного года осуществляется в процессе каждого занятия. Педагог наблюдает за выполнением заданий, и делает вывод о том, насколько каждый ребенок овладел различными способами художественной деятельности.
После окончания занятий в группе каждый ребенок вновь проходит диагностику на ПМПк. Сравнение результатов первичной и завершающей диагностики позволяет сделать вывод о том, насколько эффективными были занятия по данной программе для каждого ребенка. Условия реализации программы:
Для занятий по данной программе требуются:
белая и цветная бумага
ножницы для детского творчества
клей-карандаш
карандаши и фломастеры
гуашевые краски
кисти различных размеров, ватные палочки
баночки для воды
салфетки или тряпочки
детские фартуки
скотч
пластилин, тесто, глина
осенние листья
палочки, веточки
доска магнитная и магниты
К каждому занятию родители делают заготовки, из которых (на основе которых) в ходе занятия и создается художественный образ. Литература:
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности, Москва, Карапуз-дидактика, 2007.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа, Москва, Карапуз-дидактика, 2007.
|