РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Департамент образования города Москвы
Юго – Западное окружное управление образования
______________________________________________
Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» Методист по психологии ОМЦ ЮЗОУС
_______ __________(Митраков А.В.) ________________(Е.В.Харисова)
«_____»_____________2009г. « »___________2009г.
Программа принята на методическом совете
« » 2009г.
Комплексные развивающие занятия
«Театральная игра»
для детей 3-4 лет
Автор-составитель
Габович Марина Николаевна,
педагог дополнительного образования Москва
2009 год
Пояснительная записка Программа «Театральная игра» ориентирована на детей младшего дошкольного возраста. Она направлена на развитие у детей разносторонних творческих возможностей и достигается при помощи различных видов деятельности: в играх-драматизациях, слушании музыки, певческой деятельности, музыкально - ритмической деятельности, элементарном музицировании.
Целевая аудитория: дети 3-4 лет, в том числе и с нарушениями в развитии.
Цель программы: приобщить детей к миру игры и театра, развить у них потребность в активном самовыражении, развить музыкальные способности.
Исходя из цели программы, определяются её основные задачи:
В играх- драматизациях:
- Побуждать детей активно участвовать в сюжетных музыкальных играх, посильно выполняя под музыку образные роли, понимать взаимоотношения в игре, в движениях, передавая особенности музыкального звучания.
- Развить воображение, эмоциональную сферу, игровые умения младших дошкольников на занятиях.
При слушании (восприятии) музыки:
- Учить восхищаться прекрасным звучащим миром музыки.
- Побуждать детей к восприятию музыки, используемой для музыкально-игровой и танцевальной деятельности, обращая внимание на ее характер, темп, на ее ритмическую выразительность;
- Учить обращать внимание на смену характера различных частей используемой музыки.
- Побуждать к эмоциональной отзывчивости на характер музыки.
- Побуждать к эмоциональной отзывчивости на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности музыки песни.
- Развивать музыкально-сенсорный слух детей, побуждая воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.
В элементарной певческий деятельности
- Приобщать к элементарным певческим умениям:
- Подпевать пению руководителя.
- Приучать к одновременному началу и окончанию песни.
- Приобщать к сольному и коллективному исполнению, к самостоятельному пению и совместному со взрослыми, под аккомпанемент и без него. В музыкально-ритмической деятельности
Учить выполнять элементарные танцевальные движения, связывая их с ритмом музыки:
Побуждать к импровизациям в музыкальных играх и свободных плясках.
В элементарном музицировании:
- Увлечь детей звучащими музыкальными игрушками и детскими инструментами.
- Знакомить с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка и т. п.), а также со звучащими игрушками типа шарманки.
- Знакомить с тембром звучания различных видов детских музыкальных инструментов:
Программа опирается на методические рекомендации Н.Ф. Губановой «Театрализованная деятельность дошкольников», и использует ее конспекты занятий.
Актуальность программы
В ранний дошкольный период у ребёнка формируются отношение к окружающему миру, характер, интересы. Важно научить его управлять своим телом, эмоциями, поведением, научить сопереживать изображаемым персонажам, чувствовать и видеть красоту, воспринимать ее как необходимость. Данная программа ориентирована именно на эстетическое, культурное развитие дошкольника. В дошкольном детстве ведущим видом деятельности ребенка является игра. Игровая деятельность – одна из форм освоения социального опыта. Связь между игровой и театрально- игровой деятельностью заключается в том, что в основе той и другой лежит условное воспроизведение событий, действий, взаимоотношений людей и обязательно присутствуют элементы творчества.
Новизна программы в том, что:
Занятия включены в общую структуру деятельности Центра и с успехом используются для детей с отставанием в развитии.
Театрально игровая деятельность способствует выявлению отклонений и составлению плана педагогических мероприятий по внесению позитивных изменений, дополнений в структуру личности и деятельности ребенка (то есть способствует формированию и развитию психических процессов и качеств личности).
К программе добавлены разработки М.Н.Габович по выявлению и развитию музыкальных способностей дошкольников.
Формы и методы проведения занятий. состав группы 5- 6 человек (для того, чтобы тесно контактировать с каждым ребенком). Группа открытая, допускает включение в нее детей с любого занятия. Рекомендуется для детей 3-4 лет. Рассчитана на 40 занятий. Занятия проводятся в игровой форме. Методы проведения занятий включают в себя: игры-драматизации, слушание музыки, певческую деятельность, муз.- ритмическую деятельность, элементарное музицирование. Фрагменты занятий могут быть использованы для выступления на праздниках. Учебно-тематический план и содержание занятий
Для детей 3-4 лет
| Тема и цель занятий
| Количество
часов
| В том
| числе
| теория
| практика
| 1.
| «Знакомство». Цели: вызвать интерес к театральной деятельности, развивать эмоционально- чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 2.
| «Теремок». Цели: научит выражать эмоции через движения и мимику. Побуждать к активному восприятию сказки. Учить внимательно слушать сказку и следить за развитием сюжета
| 1
| 0,2
| 0,8
| 3.
| «Сказка на столе». Цели: способствовать развитию памяти. Учить выразительной интoнации, дать пример элементарного кукловождения.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 4.
| «Выйдем в сад». Цели: учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения; учить ощущать мышечную свободу, расслабленность; побуждать к звукоподражанию, экспериментировать со звуками.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 5.
| «В гостях у сказки». Цели: дать представление об урожае зерна,; познакомить со сказкой «Колосок»; дать оценку нравственным поступкам и поведению героев (петушок – любит трудиться, мышата – ленивые. непослушные); познакомить с кукольным театром (бибабо).
| 1
| 0,2
| 0,8
| 6.
| «По следам сказки». Цели: учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; сообща пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 7.
| «Овощи на грядке». Цели: дать представление об урожае овощей; побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; учить импровизации под музыку; учить координации движений; дать заряд положительных эмоций.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 8.
| «В огороде заинька». Цели: 0вовлекать детей в игровую ситуацию; дать пример диалога с героем; учить детей ориентироваться в пространстве, выполняя несложные движения.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 9.
| «К бабушке в деревню» Цели: вовлечь детей в игровой сюжет; активизировать слуховое восприятие; побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать с воображаемыми предметами.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 10.
| «Везет, везет лошадка» .Цели: расширять круг действия с предметами; побуждать к звукоподражанию; упражнять в имитации; учить переключаться с одного действия на другое.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 11.
| «Наступили холода». Цели: дать представление о «холодном» настроении в музыке и побуждать эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; побуждать к участию в играх – драматизациях.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 12.
| «Козочки и волки». Цели: учить восприятию сюжета игры; побуждать к участию в игровом сюжете; упражнять в звукоподражании; учить выразительно двигаться в подвижной игре.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 13.
| «Сказка- ложь, да в ней намек». Цели: учить внимательно вслушиваться в рассказ руководителя и отвечать на вопросы по его сюжету.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 14.
| «В театре кукол». Цели: знакомить с искусством театра; дать представление о его атрибутике(афиша, зрительный зал, билеты), учить правилам поведения в театре; учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков музыкального вступления, внимательно слушать; учить рассказывать о своих первых впечатлениях сразу по окончании спектакля.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 15.
| «Зима пришла. Цели: развивать воображение и ассоциативное мышление детей; учить высказываться; учить выразительно двигаться под музыку.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 16.
| «Новогоднее приключение». Цели: порадовать детей, создать сказочную атмосферу занятия; расширить круг воспринимаемых музыкально- драматических образов; побуждать к двигательной активности.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 17
| «Снегири и синички». Цели: дать представление о жизни птиц зимой; формировать участливое отношение к зимующим птицам; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание в ролевом поведении.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 18.
| «Уборка леса». Цели: порадовать детей, вовлечь в веселую игру; учить переключаться с движения на пение и обратно; координировать действие и слово; учить двигаться в соответствии с ритмическими особенностями музыки.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 19.
| «Зайцы на полянке». Цели: учить выразительно двигаться; учить выразительной мимике и движениям в играх- этюдах.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 20
| «Мороз – красный нос». Цели: порадовать детей; вызвать эмоциональный отклик на игру; приобщить к инсценировке песни; ввести в волшебный мир театра; познакомить со сказкой «Заяц - хваста».
| 1
| 0,2
| 0,8
| 21
| «На дворе метет, у печки жарко». Цели: приобщать детей к русской национальной традиции; учить инсценировке; учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 22
| «Дуют ветры в феврале». Цели: рассказать об армии; показать солдат как защитников; вовлекать в ролевую игру; учить ритмично двигаться в соответствии с ритмом стиха и музыки; учить выполнять правила.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 23
| «Знакомые сказки». Цели: активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 24
| «Ловкий мышонок». Цели: дать прикладное понятие о колыбельной; будить воображение детей; познакомить со сказкой В.Бианки, учить отвечать на вопросы по содержанию; вовлечь в игровой сюжет;и учить самостоятельно действовать в игре.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 25
| «У куклы Кати – день рожденья». Цели: побуждать детей к активности и к инициативности; способствовать импровизации; учить вступать в игре в диалог.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 26
| «Кошка и ее котята». Цели: познакомить со сказкой «Кошка и ее котята» и театром на фланелеграфе; развивать сопереживание; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 27
| «Мамины детки». Цели: развивать сопереживание, чуткое отношение к другому; побуждать к воплощению в игровой образ.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 28
| «Путешествие на автобусе». Цели: учить детей вступать во взаимодействие в ролевой игре; развивать двигательную активность детей
| 1
| 0,2
| 0,8
| 29
| «»Корзина с подснежниками». Цели: побуждать детей к двигательной импровизации; учить самостоятельности в ролевом поведении.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 30
| «Шутки и потешки». Цели: приобщить детей к русской народной традиции; побуждать детей к ролевому воплощению.
|
| 0,2
| 0,8
| 31
| «Ладушки». Цели: приобщать детей к русской народной традиции; упражнять в пальчиковой гимнастике; включать детей в игровой сюжет.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 32
| «Весна на улице». Цели: развивать эмоционально- чувственную сферу детей; слышать контрастные интонации в речи; упражнять в звукоподражании; побуждать к двигательной активности.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 33
| «Такие разные дожди». Цели развивать эмоциональную отзывчивость на музыку: слуховые представления. Ритмическое и ладово - интонационное чувство детей; учить ролевому воплощению,; учить отчетливой и выразительной речи.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 34
| «Вспомни сказку». Цели: будить воображение детей; развивать память; вызывать ассоциации; развивать эмоциональную сторону речи детей.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 35
| «Дедушка Ежок». Цели: порадовать детей; научить детей выступать перед сверстниками; побуждать к импровизации; развивать эстетический вкус.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 36
| «Выходи на зеленый лужок». Цели: вовлечь в игру; порадовать детей; учить выразительно двигаться под музыку в соответствии с текстом; будить воображение детей.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 37
| «Началось лето». Цели: учить разыгрывать знакомую сказку в настольном театре; учить входить в роль.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 38
| «Долгий вечерок». Цели: приобщить детей к русской народной традиции; побуждать детей к ролевому воплощению. Познакомить со сказкой «Кочеток и курочка»; заинтересовать детей театром картинок.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 39
| «На озере». Цели: порадовать детей эмоционально – игровой ситуацией; учить выступать в ролях перед сверстниками; учить действовать с воображаемыми предметами.
| 1
| 0,2
| 0,8
| 40
| «В нашем саду». Цели: развивать артистические способности и двигательную активность детей; познакомить со сказкой «Фруктовый спор»; подвести итоги года.
| 1
| 0,2
| 0,8
|
| Итого:
| 40
|
|
| .
Структура занятия Каждое занятие объединено определенной темой (например: «Выйдем в сад»), театрализовано и включает в себя несколько видов деятельности: кукольный театр, игру, звукоподражание, движение под музыку, спонтанное рисование, и т. д. в различном порядке. Ожидаемый результат - дети участвуют в сюжетных музыкальных играх, посильно выполняя под музыку образные роли.
- обращают внимание на ее характер, темп, на ее ритмическую выразительность;
- обращают внимание на смену характера различных частей используемой музыки.
- эмоционально отзываются на музыку разного характера.
- воспринимают и различают высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.
- могут подпевать пению руководителя. - могут одновременному началу и окончанию песни.
- могут самостоятельно и вместе со взрослыми петь под аккомпанемент и без него.
Дети владеют:
- различными видами хлопков в ладоши и по коленям,
- притопами одной ногой и попеременно,
- полуприседаниями с легким поворотом тела вправо и влево,
могут:
- покачиваться с ноги на ногу, прыгать на двух ногах,
- кружиться по одному и в парах,
- могут согласовывать движение с текстом и музыкой пляски;
- к концу года могут делать притопы правой ногой, кружиться за правой рукой (при условии, если дети в пляске стоят врассыпную, лицом в одну сторону),
- выполнять движения с атрибутами.
Дети знакомы с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка и т. п.), а также со звучащими игрушками типа шарманки.
- знают, как выглядят и звучат различные виды детских музыкальных инструментов: Контроль и подведение итогов -результаты предварительной и заключительной диагностики психологов;
-входное и выходное тестирование музыкальных способностей;
-отчетный кукольный спектакль по итогам года. Условия реализации программы Наличие просторного помещения, фланелеграф, набор развивающих фигурок, набор настольных кукол, ширма, перчаточные куклы «би-ба-бо», шапочки персонажей, синтезатор, набор шумовых инструментов, музыкальный центр, музыкальные записи..
Наличие методических материалов для занятий: Список рекомендуемой литературы
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2006.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя. М.: Просвещение, 1981.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. М., 2006.
Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. Монография. М., 2004.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод, пособие для воспитателей и педагогов. М., 2005.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.А. Марковой. М., 1982.
Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений. М., 2001.
|