Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан»





Скачать 137.67 Kb.
НазваниеРоссийская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан»
Дата публикации20.10.2013
Размер137.67 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Департамент образования города Москвы

Юго – Западное окружное управление образования

______________________________________________

Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО

Директор ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» Методист по психологии ОМЦ ЮЗОУС

_______ __________(Митраков А.В.) ________________(Е.В.Харисова)

«_____»_____________2009г. « »___________2009г.

Программа принята на методическом совете

« » 2009г.

Комплексные развивающие занятия

«Театральная игра»

для детей 3-4 лет


Автор-составитель

Габович Марина Николаевна,

педагог дополнительного образования
Москва

2009 год

Пояснительная записка
Программа «Театральная игра» ориентирована на детей младшего дошкольного возраста. Она направлена на развитие у детей разносторонних творческих возможностей и достигается при помощи различных видов деятельности: в играх-драматизациях, слушании музыки, певческой деятельности, музыкально - ритмической деятельности, элементарном музицировании.

Целевая аудитория: дети 3-4 лет, в том числе и с нарушениями в развитии.

Цель программы: приобщить детей к миру игры и театра, развить у них потребность в активном самовыражении, развить музыкальные способности.

Исходя из цели программы, определяются её основные задачи:

В играх- драматизациях:

- Побуждать детей активно участвовать в сюжетных музыкальных играх, посильно выполняя под музыку образные роли, понимать взаимоотношения в игре, в движениях, передавая особенности музыкального звучания.

- Развить воображение, эмоциональную сферу, игровые умения младших дошкольников на занятиях.

При слушании (восприятии) музыки:

- Учить восхищаться прекрасным звучащим миром музыки.

- Побуждать детей к восприятию музыки, используемой для музыкально-игровой и танцевальной деятельности, обращая внимание на ее характер, темп, на ее ритмическую выразительность;

- Учить обращать внимание на смену характера различных частей используемой музыки.

- Побуждать к эмоциональной отзывчивости на характер музыки.

- Побуждать к эмоциональной отзывчивости на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности музыки песни.

- Развивать музыкально-сенсорный слух детей, побуждая воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.

В элементарной певческий деятельности

- Приобщать к элементарным певческим умениям:

- Подпевать пению руководителя.

- Приучать к одновременному началу и окончанию песни.

- Приобщать к сольному и коллективному исполнению, к самостоятельному пению и совместному со взрослыми, под аккомпанемент и без него.
В музыкально-ритмической деятельности

Учить выполнять элементарные танцевальные движения, связывая их с ритмом музыки:

Побуждать к импровизациям в музыкальных играх и свободных плясках.

В элементарном музицировании:

- Увлечь детей звучащими музыкальными игрушками и детскими инструментами.

- Знакомить с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка и т. п.), а также со звучащими игрушками типа шарманки.

- Знакомить с тембром звучания различных видов детских музыкальных инструментов:

Программа опирается на методические рекомендации Н.Ф. Губановой «Театрализованная деятельность дошкольников», и использует ее конспекты занятий.

Актуальность программы

В ранний дошкольный период у ребёнка формируются отношение к окружающему миру, характер, интересы. Важно научить его управлять своим телом, эмоциями, поведением, научить сопереживать изображаемым персонажам, чувствовать и видеть красоту, воспринимать ее как необходимость. Данная программа ориентирована именно на эстетическое, культурное развитие дошкольника. В дошкольном детстве ведущим видом деятельности ребенка является игра. Игровая деятельность – одна из форм освоения социального опыта. Связь между игровой и театрально- игровой деятельностью заключается в том, что в основе той и другой лежит условное воспроизведение событий, действий, взаимоотношений людей и обязательно присутствуют элементы творчества.

Новизна программы в том, что:

  • Занятия включены в общую структуру деятельности Центра и с успехом используются для детей с отставанием в развитии.

  • Театрально игровая деятельность способствует выявлению отклонений и составлению плана педагогических мероприятий по внесению позитивных изменений, дополнений в структуру личности и деятельности ребенка (то есть способствует формированию и развитию психических процессов и качеств личности).

  • К программе добавлены разработки М.Н.Габович по выявлению и развитию музыкальных способностей дошкольников.

Формы и методы проведения занятий. состав группы 5- 6 человек (для того, чтобы тесно контактировать с каждым ребенком). Группа открытая, допускает включение в нее детей с любого занятия. Рекомендуется для детей 3-4 лет. Рассчитана на 40 занятий. Занятия проводятся в игровой форме. Методы проведения занятий включают в себя: игры-драматизации, слушание музыки, певческую деятельность, муз.- ритмическую деятельность, элементарное музицирование. Фрагменты занятий могут быть использованы для выступления на праздниках.
Учебно-тематический план и содержание занятий

Для детей 3-4 лет





Тема и цель занятий

Количество

часов

В том

числе

теория

практика

1.

«Знакомство». Цели: вызвать интерес к театральной деятельности, развивать эмоционально- чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению.

1

0,2

0,8

2.

«Теремок». Цели: научит выражать эмоции через движения и мимику. Побуждать к активному восприятию сказки. Учить внимательно слушать сказку и следить за развитием сюжета

1

0,2

0,8

3.

«Сказка на столе». Цели: способствовать развитию памяти. Учить выразительной интoнации, дать пример элементарного кукловождения.

1

0,2

0,8

4.

«Выйдем в сад». Цели: учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения; учить ощущать мышечную свободу, расслабленность; побуждать к звукоподражанию, экспериментировать со звуками.

1

0,2

0,8

5.

«В гостях у сказки». Цели: дать представление об урожае зерна,; познакомить со сказкой «Колосок»; дать оценку нравственным поступкам и поведению героев (петушок – любит трудиться, мышата – ленивые. непослушные); познакомить с кукольным театром (бибабо).

1

0,2

0,8

6.

«По следам сказки». Цели: учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; сообща пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.

1

0,2

0,8

7.

«Овощи на грядке». Цели: дать представление об урожае овощей; побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; учить импровизации под музыку; учить координации движений; дать заряд положительных эмоций.

1

0,2

0,8

8.

«В огороде заинька». Цели: 0вовлекать детей в игровую ситуацию; дать пример диалога с героем; учить детей ориентироваться в пространстве, выполняя несложные движения.

1

0,2

0,8

9.

«К бабушке в деревню» Цели: вовлечь детей в игровой сюжет; активизировать слуховое восприятие; побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать с воображаемыми предметами.

1

0,2

0,8

10.

«Везет, везет лошадка» .Цели: расширять круг действия с предметами; побуждать к звукоподражанию; упражнять в имитации; учить переключаться с одного действия на другое.

1

0,2

0,8

11.

«Наступили холода». Цели: дать представление о «холодном» настроении в музыке и побуждать эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; побуждать к участию в играх – драматизациях.

1

0,2

0,8

12.

«Козочки и волки». Цели: учить восприятию сюжета игры; побуждать к участию в игровом сюжете; упражнять в звукоподражании; учить выразительно двигаться в подвижной игре.

1

0,2

0,8

13.

«Сказка- ложь, да в ней намек». Цели: учить внимательно вслушиваться в рассказ руководителя и отвечать на вопросы по его сюжету.

1

0,2

0,8

14.

«В театре кукол». Цели: знакомить с искусством театра; дать представление о его атрибутике(афиша, зрительный зал, билеты), учить правилам поведения в театре; учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков музыкального вступления, внимательно слушать; учить рассказывать о своих первых впечатлениях сразу по окончании спектакля.

1

0,2

0,8

15.

«Зима пришла. Цели: развивать воображение и ассоциативное мышление детей; учить высказываться; учить выразительно двигаться под музыку.

1

0,2

0,8

16.

«Новогоднее приключение». Цели: порадовать детей, создать сказочную атмосферу занятия; расширить круг воспринимаемых музыкально- драматических образов; побуждать к двигательной активности.

1

0,2

0,8

17

«Снегири и синички». Цели: дать представление о жизни птиц зимой; формировать участливое отношение к зимующим птицам; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание в ролевом поведении.

1

0,2

0,8

18.

«Уборка леса». Цели: порадовать детей, вовлечь в веселую игру; учить переключаться с движения на пение и обратно; координировать действие и слово; учить двигаться в соответствии с ритмическими особенностями музыки.

1

0,2

0,8

19.

«Зайцы на полянке». Цели: учить выразительно двигаться; учить выразительной мимике и движениям в играх- этюдах.

1

0,2

0,8

20

«Мороз – красный нос». Цели: порадовать детей; вызвать эмоциональный отклик на игру; приобщить к инсценировке песни; ввести в волшебный мир театра; познакомить со сказкой «Заяц - хваста».

1

0,2

0,8

21

«На дворе метет, у печки жарко». Цели: приобщать детей к русской национальной традиции; учить инсценировке; учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете.

1

0,2

0,8

22

«Дуют ветры в феврале». Цели: рассказать об армии; показать солдат как защитников; вовлекать в ролевую игру; учить ритмично двигаться в соответствии с ритмом стиха и музыки; учить выполнять правила.

1

0,2

0,8

23

«Знакомые сказки». Цели: активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль.

1

0,2

0,8

24

«Ловкий мышонок». Цели: дать прикладное понятие о колыбельной; будить воображение детей; познакомить со сказкой В.Бианки, учить отвечать на вопросы по содержанию; вовлечь в игровой сюжет;и учить самостоятельно действовать в игре.

1

0,2

0,8

25

«У куклы Кати – день рожденья». Цели: побуждать детей к активности и к инициативности; способствовать импровизации; учить вступать в игре в диалог.

1

0,2

0,8

26

«Кошка и ее котята». Цели: познакомить со сказкой «Кошка и ее котята» и театром на фланелеграфе; развивать сопереживание; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.

1

0,2

0,8

27

«Мамины детки». Цели: развивать сопереживание, чуткое отношение к другому; побуждать к воплощению в игровой образ.

1

0,2

0,8

28

«Путешествие на автобусе». Цели: учить детей вступать во взаимодействие в ролевой игре; развивать двигательную активность детей

1

0,2

0,8

29

«»Корзина с подснежниками». Цели: побуждать детей к двигательной импровизации; учить самостоятельности в ролевом поведении.

1

0,2

0,8

30

«Шутки и потешки». Цели: приобщить детей к русской народной традиции; побуждать детей к ролевому воплощению.



0,2

0,8

31

«Ладушки». Цели: приобщать детей к русской народной традиции; упражнять в пальчиковой гимнастике; включать детей в игровой сюжет.

1

0,2

0,8

32

«Весна на улице». Цели: развивать эмоционально- чувственную сферу детей; слышать контрастные интонации в речи; упражнять в звукоподражании; побуждать к двигательной активности.

1

0,2

0,8

33

«Такие разные дожди». Цели развивать эмоциональную отзывчивость на музыку: слуховые представления. Ритмическое и ладово - интонационное чувство детей; учить ролевому воплощению,; учить отчетливой и выразительной речи.

1

0,2

0,8

34

«Вспомни сказку». Цели: будить воображение детей; развивать память; вызывать ассоциации; развивать эмоциональную сторону речи детей.

1

0,2

0,8

35

«Дедушка Ежок». Цели: порадовать детей; научить детей выступать перед сверстниками; побуждать к импровизации; развивать эстетический вкус.

1

0,2

0,8

36

«Выходи на зеленый лужок». Цели: вовлечь в игру; порадовать детей; учить выразительно двигаться под музыку в соответствии с текстом; будить воображение детей.

1

0,2

0,8

37

«Началось лето». Цели: учить разыгрывать знакомую сказку в настольном театре; учить входить в роль.

1

0,2

0,8

38

«Долгий вечерок». Цели: приобщить детей к русской народной традиции; побуждать детей к ролевому воплощению. Познакомить со сказкой «Кочеток и курочка»; заинтересовать детей театром картинок.

1

0,2

0,8

39

«На озере». Цели: порадовать детей эмоционально – игровой ситуацией; учить выступать в ролях перед сверстниками; учить действовать с воображаемыми предметами.

1

0,2

0,8

40

«В нашем саду». Цели: развивать артистические способности и двигательную активность детей; познакомить со сказкой «Фруктовый спор»; подвести итоги года.

1

0,2

0,8




Итого:

40







.

Структура занятия
Каждое занятие объединено определенной темой (например: «Выйдем в сад»), театрализовано и включает в себя несколько видов деятельности: кукольный театр, игру, звукоподражание, движение под музыку, спонтанное рисование, и т. д. в различном порядке.
Ожидаемый результат
- дети участвуют в сюжетных музыкальных играх, посильно выполняя под музыку образные роли.

- обращают внимание на ее характер, темп, на ее ритмическую выразительность;

- обращают внимание на смену характера различных частей используемой музыки.

- эмоционально отзываются на музыку разного характера.

- воспринимают и различают высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.

- могут подпевать пению руководителя. - могут одновременному началу и окончанию песни.

- могут самостоятельно и вместе со взрослыми петь под аккомпанемент и без него.

Дети владеют:

- различными видами хлопков в ладоши и по коленям,

- притопами одной ногой и попеременно,

- полуприседаниями с легким поворотом тела вправо и влево,

могут:

- покачиваться с ноги на ногу, прыгать на двух ногах,

- кружиться по одному и в парах,

- могут согласовывать движение с текстом и музыкой пляски;

- к концу года могут делать притопы правой ногой, кружиться за правой рукой (при условии, если дети в пляске стоят врассыпную, лицом в одну сторону),

- выполнять движения с атрибутами.

Дети знакомы с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка и т. п.), а также со звучащими игрушками типа шарманки.

- знают, как выглядят и звучат различные виды детских музыкальных инструментов:
Контроль и подведение итогов
-результаты предварительной и заключительной диагностики психологов;

-входное и выходное тестирование музыкальных способностей;

-отчетный кукольный спектакль по итогам года.
Условия реализации программы
Наличие просторного помещения, фланелеграф, набор развивающих фигурок, набор настольных кукол, ширма, перчаточные куклы «би-ба-бо», шапочки персонажей, синтезатор, набор шумовых инструментов, музыкальный центр, музыкальные записи..

Наличие методических материалов для занятий:
Список рекомендуемой литературы

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.

  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2006.

  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя. М.: Просвещение, 1981.

  4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. М., 2006.

  5. Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. Монография. М., 2004.

  6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод, пособие для воспитателей и педагогов. М., 2005.

  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

  8. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.А. Марковой. М., 1982.

  9. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений. М., 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconРоссийская федерация департамент образования города Москвы Юго –...
Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по...
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconЮго-западное окружное управление образования департамента образования...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Департамент образования города москвы юго-западное окружное управление образования
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconЗападное окружное управление образования департамента образования...
Организаторами конкурса выступают Западное Окружное Управление образования г. Москвы, гбоу цвр им. А. С. Макаренко
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования
Учебный кабинет №402 Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Лицея №1793
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление...
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление...
Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного...
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconЮго-западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа №521
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление образования
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-фз от 29. 12. 2012г
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconДепартамент образования города москвы юго-западное окружное управление...
Мы признаем критически важную роль, которую играют малые фермерские хозяйства, особенно под руководством женщин, в трансформации...
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconДепартамент образования города москвы северо-западное окружное управление образования
Для четкой организации труда учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, сотрудников и школьников
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление образования
Характеристика образовательной среды школы и анализ выполнения Программы развития предшествующей редакции
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconДепартамент образования города Москвы Западное окружное управление...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский...
Российская федерация департамент образования города Москвы Юго – Западное окружное управление образования Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconЮго западное окружное управление образования департамента образования города москвы
Политика развития образования в гимназии №1532 предполагает использование компьютерной техники в процессе обучения учащихся как на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск